Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа "Школьная форма. Нужна ли она?"

Исследовательская работа "Школьная форма. Нужна ли она?"

Скачать материал

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гладиловская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 Школьная форма.
     Нужна ли она?

 

Исследовательская работа.

 

 

 

 

 

 

                Выполнила:    Никифорова Юля

                                                          Учащаяся 4 класса

                     Руководитель: Спиртова Ольга Николаевна

                                                   учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьная форма. Нужна ли она?

 

  1. Введение.
  2. Основная часть.
    1. История возникновения школьной формы в России.
    2. Школьная форма за Рубежом.
  3. Школьная форма и общественное мнение.
    1. Мнение учителей по вопросу введения школьной формы.
    2. Мнение врачей о школьной форме.
    3. Анкетирование учащихся, учителей, родителей.
    4. Аргументы «за» и «против» школьной формы.

 

  1.  Заключение.
  2. Литература.

     

 

I.  Введение.

Когда-то мои мама и папа, бабушка и дедушка, тоже были учениками. И на занятия они ходили в школьной форме. У всех  девочек было шерстяное платье, черный (повседневный) и белый ( праздничный) фартук. Мальчики ходили в костюмах синего цвета. Такая форма была обязательной для всех учащихся до 90-х годов. Никто не возмущался по поводу её исчезновения из гардероба школьников. Наоборот , все радовались свободе в одежде. Ученики , особенно девочки, стали демонстрировать моду и финансовую возможность родителей. Но прошло каких-то 15 лет , и взрослые ( психологи, учителя, родители) стали поднимать вопрос о возвращении формы в школьную жизнь.

   В нашей школе вопрос о введение школьной формы поднимался несколько лет. Систематически с учащимися проводились беседы по данной проблеме. Но изменения были незначительные. Учащиеся не все придерживались единого стиля. Чаще одевали форму только на 1 сентября и последний звонок.

    Введение школьной формы в постоянство стало актуальной для всех, и мы выбрали для исследования тему «Школьная форма. Нужна ли она?»

    Цель нашей работы: выяснить необходимость введения единой формы в нашей школе.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения школьной формы.
  2. Узнать, в чём ходят школьники разных стран.
  3. Выяснить мнение учащихся, родителей, учителей нашей школы по вопросу необходимости школьной формы.
  4. Сделать выводы о «плюсах» и «минусах» школьной формы.

Объектом исследования мы взяли учащихся , родителей и учителей нашей школы..

Предметом исследования является школьная форма девочек и мальчиков.

Гипотеза –  нужна ли нам школьная форма?

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы, интернет-источников.
  2. Анкетирование.
  3. Наблюдение.
  4. Интервью.

 

II.                Основная часть.

История возникновения школьной формы в России.

1.                  Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на  школьных мероприятиях вне школы. История школьной формы в России начинается с 1834 г. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. До 1917г.форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Форма была военного фасона: фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, пуговицами и эмблемами. Девочкам, обучающимся в гимназии, необходимо было носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и фартуками.

В 1918г. Декрет « О единой школе…» отменил форму учащихся, признав её наследием царско-полицейского режима. А в 1949 году в Советском Союзе была введена единая школьная форма. Мальчики носили серые военные гимнастёрки, ремень с пряжкой и кепку. Девочки носили темно- коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым).

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырёх пуговицах.

В 1973 г. серые военные гимнастёрки мальчиков заменили на синий костюм.

Очень часто эмблему на рукаве пиджака срезали, так как она выглядела не слишком красиво, особенно после стирки — краска на пластике начинала стираться.

Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) и комсомольский (в старших классах) значки. Для пионеров-активистов значок был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». Пионеры должны были также носить пионерский галстук. В 1990-91 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков прекратилось.

Наши родители и учителя тоже в детстве носили школьную форму.

После 1973 г. мальчики должны были приходить на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке с пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

В 1985-1987 гг. изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из той же синей полушерстяной ткани.

В 1988 г. в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а через 4 года в 1992 году она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании». Исключение тогда составили учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме.

Вывод: на заре своей истории школьная форма подчеркивала элитное положение в обществе того человека, который ее носил, поэтому ношение форменной одежды было почетным правом, а не нудной обязанностью. Эта информация позволит учащимся осознать, что правильно подобранная форма не уничтожает их индивидуальность, а наоборот подчеркивает особое положение в обществе.

2. Школьная форма за рубежом

Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других - очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них - эталон подростковой моды. Даже вне стен школы юные японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

А вот Англия - страна консерваторов, школьная форма там всегда была приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордятся ею.

Кембридж и Оксфорд известны всему миру как сторонники обязательной формы для учащихся, которая, в свою очередь, является особым отличительным знаком от всех прочих учебных заведений.

В Турции почти все школьники носят форму.

Гардероб многих африканских детей из бедных семей состоит из одного школьного костюма.

В Индии школьная форма обязательна и состоит из светлой рубашки и темных или синих брюк- для мальчиков. А у девочек рубашка и юбка, в некоторых школах это может быть ещё сари, единого цвета и кроя.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей. Есть школы, в которых запрещено приходить на занятия в джинсах. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Они готовы пренебречь строгими правилами за право называться самым стильным человеком в классе. Однако для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не позволяет незаметно спрятать пистолет. В 80-х гг. XX в. в США состоялись первые попытки введения школьной формы в учебных заведениях неблагополучных районов. Чиновников беспокоило социальное неравенство детей. На сегодняшний день во всех школах штата Филадельфия форма обязательна. Считается, что она делает жизнь детей безопаснее, улучшает дисциплину и снижает конкуренцию.

В некоторых школах Германии введена единая школьная одежда. В других странах Европы нет школьной формы. Все ограничено рамками довольно строгого стиля.

Вывод: в большинстве развитых стран мира школьная форма является предметом гордости, т.к. она подчеркивает принадлежность к престижным учебным заведениям, в некоторых странах форменная одежда становится особо модным атрибутом в одежде молодежи. Осознание того, что форма может быть стильной и модной может привести российских школьников к желанию иметь такую же форму.


III. Школьная форма и общественное мнение

1. Мнение учителей по вопросу введения школьной формы.


По мнению учителей есть довольно простые способы преодоления трудностей и конфликтных ситуаций при введении единой формы в школах. В процессе проведения опроса она дала несколько простых советов, позволяющих решить данную проблему. Школьный психолог утверждает, что, прежде всего, не мешает провести разъяснительную беседу с ребенком относительно того, что такое школа и для чего она нужна. И уже после плавно перейти к разговору о форме. Ведь она — показатель статуса ребенка. Как деловая одежда отличает офисного работника от представителя рабочих профессий, так и форма характеризует положение ребенка. Школа — это серьезное заведение, которое требует одежду не просто красивую и удобную, но и строгую.

Даже если в школе введена общая для всех форма, в ней можно сохранить свою индивидуальность. Ведь чаще всего сами дети могут выбрать, что они будут носить и какого фасона будет эта одежда. В большинстве случаев форма подразумевает просто определенные требования к одежде учеников. Где-то это может быть определенная ткань, где-то просто требования к цветовой гамме. При таком подходе есть множество вариантов, чтобы сделать школьников модными и красивыми. Таким образом, можно найти будет компромисс между желанием ребенка оставаться самим собой даже в школьной форме и требованиями администрации учебного заведения.


2. Мнение врачей о школьной форме.

 

 Поясничная область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие работу почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.

 Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.

 

Известный модельер Вячеслав Зайцев считает:

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие».


3. Анкетирования учащихся, учителей, родителей.

В нашей школе вопрос введения единой формы стал конкретно ставиться в этом году. На основании Устава школы : « Учащиеся обязаны являться в школу в опрятной деловой одежде:

мальчики (юноши) – тёмный костюм и  светлая рубашка

девочки ( девушки) – темное платье с фартуком или светлая блузка с  юбкой.

Нужна ли школьная форма?

Учащимся 3-11 классов, учителям нашей школы и родителям было предложено ответить на вопросы анкеты:

  1. Вы хотите, чтобы в школе была введена школьная форма?
  2. Зачем нужна школьная форма?
  3.  Какой должна быть школьная форма?
  4.  Могут ли учащиеся носить украшения в школу?
  5.  Какой должна быть прическа у школьников?


В  анкете приняли участие 65 учащихся, 14 учителей,   21 родитель. Итого 100 человек.



1.Вы хотите, чтобы в школе была введена школьная

форма?
 «Да» ответили -  41 ученик  (63%), 14 учителей ( 100%), 21 родитель (100%);

«Нет» - 13 учащихся ( 20%);
»Не знаю» - 11 учащихся ( 17%)

 

Всего за форму – 76 человек ( 76%)


2. Зачем нужна школьная форма?

  16  учеников ответили –«Это красиво»

10 учеников – сказали: «Видно, что идет школьник»

7 человек – сказали: «Так удобно»

Были и такие ответы: такая традиция, это стильно, форма помогает настроиться на учебу, очень элегантно, помогает сосредоточиться в учебе, уютно, лицо школы, потому что нужна.

 

9 учителей считают, что форма дисциплинирует, были ответы:  дети выглядят аккуратно , они более собранны , красивы , форма приучает к порядку

 

Большинство родителей (11 человек ) ответили,  что  форма дисциплинирует, это красиво, опрятный вид и видно, что перед нами школьник.

 

3.      Какой должна быть школьная форма ?

 

16 учащихся ответили, что форма должна быть красивая,

14 – удобная,

12 – стильная, современная,

Были ответы – обычная, как и раньше, свободная, строгая, аккуратная.

 

Учителя считают, что форма должна быть удобная (6 чел. ), красивая (2), стильная (2), эстетичная (2), а также современная, практичная, деловая, модная, строгая, схожа со всеми.

 

Большинство родителей считают, что форма должна быть приличная , удобная, строгая. Были ответы: интеллигентная, одинаковая у всех, как и раньше.

 

Помимо школьной формы, на внешний вид учащихся влияет броское ношение различных украшений и прическа.  Поэтому мы узнали мнение самих детей, учителей и родителей на ношение разного вида украшений и прически в учебном заведении.

 

4.      Могут ли учащиеся носить украшения в школу?

«Да» ответили 32 учащихся, 5 учителей, 8 родителей, (45%)

«Нет»  - 28 учеников, 7 учителей, 11 родителей, (46%)

«Всё-равно» -  5 учащихся, 2 учителя, 2 родителей (9 %)

 

т"етили

щиеся носить украшения в школуЕНИЯ?

добная, строгая. ми.

Итого: «Да» - 45 человек, «Нет» - 46 человек, «Всё- равно» - 9 человек.

В основном за ношение украшений выступили дети, но чтобы они были скромные, мелкой формы, не броские и в меру.

5. Какой должна быть прическа у школьников?

 

Большинство учеников ответили – уложенная, аккуратная - 29 человек. Были ответы: чтобы не мешали, любая, кому какая нравится, чтобы не отвлекала в учёбе, обычная, у девочек косички и хвостики, у мальчиков – стрижка.

 

Учителя (8 чел) – за аккуратную прическу. А также, чтобы она была удобная, простая, не мешающая работать, красивая, без излишеств, не вызывающая, косоплетение и  хвостики у девочек, стрижка у мальчиков.

 

Родители за аккуратность, стрижку и косички.


4.  Аргументы «за» и « против»

Итак , проведя анкетирование, мы  видим , что мнения , по поводу школьной формы и внешнего вида , у детей, и взрослых  разные.

Но всё-равно большинство (76%) за форму.


1.Аргументы «за»:


  • у школьников не будет комплексов в связи с различиями в доходах родителей;

  • введение формы может привести к экономии семейного бюджета;

  • будут лучше соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;

  • форма становится тем самым опознавательным знаком, частью символики, которая отличает учеников одной  школы от учеников другой;

  •  школьная форма воспитывает стиль, помогает в будущем сформировать вкус в одежде

  • форма – это нечто большее, чем просто одежда. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.



  • Вывод: проведенный  опрос показал, что сторонники школьной формы в учебных заведениях  четко аргументировали свою точку зрения по поводу ее введения.
  •  

2. Аргументы «против»:

- ограничение свободы выбора, нарушение прав;

- потеря индивидуальности, все становятся похожими друг на друга;

- появятся дополнительные комплексы, поскольку форма может подчеркивать недостатки фигуры и т.п.;

- в других школах форма не введена;

- не всем идет форма (не подходит цвет, фасон  одежды);

- рано или поздно форма надоест.


Вывод: противники школьной формы приводят свои доводы. Но любая критика должна восприниматься как руководство к действию по устранению существующих недостатков, поэтому я обратился за помощью к школьному психологу ,чтобы найти пути преодоления трудностей. В итоге это уменьшит процент конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть по данному поводу.

VI. Заключение


По результатам опроса учащихся мы видим, что мнение их о необходимости школьной формы неоднозначно, но большинство учеников и учителей - за. Вообще, форма дисциплинирует, помогает сосредоточиться, и мы бы хотели  носить форму.

Таким образом, в итоге проведённой исследовательской работы нам удалось подтвердить нашу гипотезу: Нам нужна школьная форма

  Нужна ли нам форма? Я отвечу однозначно: да, нужна. И хотя форма, по мнению некоторых учащихся,  имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.  Форма развивает коллективный дух. Если все ученики носят форму, то они смотрятся как единое целое. Кроме того, сами дети ощущают большую сплоченность, начинают чувствовать себя частью единого целого. Форма играет очень важную эстетическую роль.

 В нашей школе единая форма не только у учащихся, но и  учителей.

     Люди никогда не будут походить друг на друга, потому что у каждого свой стиль ношения одежды, свои любимые цвета и фасоны блузок. Стоит только помнить, что стиль должен соответствовать ситуации общения. А вот версия о том, что ношение формы лишает индивидуальности, мне кажется надуманной. Лишить себя индивидуальности невозможно, если она есть. Считаю, что части комплекта школьной формы – разные блузы, элементы покроя юбки или жакета -  будут только подчеркивать индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Школьная форма. Нужна ли она?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Люди никогда не будут походить друг на друга, потому что у каждого свой стиль ношения одежды, свои любимые цвета и фасоны блузок. Стоит только помнить, что стиль должен соответствовать ситуации общения. А вот версия о том, что ношение формы лишает индивидуальности, мне кажется надуманной. Лишить себя индивидуальности невозможно, если она есть. Считаю, что части комплекта школьной формы – разные блузы, элементы покроя юбки или жакета -  будут только подчеркивать индивидуальность.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 566
    • DOCX 71.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Спиртова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Спиртова Ольга Николаевна
    Спиртова Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 18
    • Всего просмотров: 44975
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек