Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИсследовательская работа "Речевая агрессия среди младших школьников" (4 класс)

Исследовательская работа "Речевая агрессия среди младших школьников" (4 класс)

Скачать материал

Какое слово ты скажешь,

Такое и в ответ получишь.

Древнегреческий философ Гомер

 

Введение

      Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде, заметно усилилось, использование слов сниженной стилистической окраски.

     Даже содержательный разговор много теряет. Если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши друзья не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия. Нередко можно услышать: «Ну, что вылупился, козёл? (как вариант баран, овца) Почему баран? Как он может вылупиться? Это же противоестественно.

Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом», «дураком»? Подобные обращения становятся нормой. Они являются не только оскорбительными, но и вызывают  вспышки агрессии. Мы задумались: почему люди используют в своей речи обидные слова, и, можно ли исправить ситуацию?

Тема нашего исследования – «Речевая агрессия среди младших школьников или некоторые тайны слов».

Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:

- все слова имеют значение и часто несут дополнительный смысл;

- есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой;

- взрослые и дети употребляют огромное количество обидных слов, не задумываясь об их значении. А многие добрые слова в речи не используют.

 

 

Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  

1.       Изучить литературу по теме.

2.       Изучить историю появления некоторых обидных слов.

3.       Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников.

4.       Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет целесообразности использования грубых, обидных слов.

5.       Выяснить причину употребления обидных слов.

6.       Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.

7.       Создать альбом класса «Добро в твоём сердце»

8.       Дать полезные советы и рекомендации.

 

(Объект исследования – дети и взрослые. Предмет исследования – этимология грубых, обидных слов.)

Актуальность работы  заключается в том, что мы попытались, изучить этимологию обидных слов и обогатить нашу речь красивыми, звучными словами и выражениями. Таких слов часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его, пробудить благородные чувства.

Гипотеза исследования – наше исследование привлечёт внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.

Методы и приёмы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарём, анкетирование, анализ, классификация и эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни; могут быть использованы на классных часах и для дальнейшей научной работы. Работа послужит средством освоения толерантного поведения в межнациональном общении, будет формировать терпимое отношение друг к другу.

 

У наших слов есть крылья,

                                                                                                                Но они летят не туда,

                                                                                                                   Куда бы нам хотелось..

                                                                                                                                       Дж.Элиот

 

I.               В гостях у слова или из истории некоторых слов

Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни – это интересный  своеобразный мир, имеющий свои законы, тайны и загадки, свою историю. Слова -  как люди, рождаются, живут, старятся и умирают. Разговорная речь «богата»  на обидные слова. В чём «секрет»  популярности обидных слов? Рассмотрим стилистические и семантические особенности наиболее часто встречающихся в речи обидных слов.

1.       Некоторые тайны слов.

Из огромного списка обидных слов мы выбрали слова, которые часто приходится слышать дома или на улице: «негодяй», «дурак», «идиот», «лох» и решили открыть тайны их происхождения. Мы обратились к разным источникам. И вот, что выяснили:

                А) Почему «негодяй» уже не негодяй?

               Повстречались как – то на бумаге «Негодяй» с «Негодяем». Познакомились. Разговорились.

 - У меня неприятности, - говорит один. Ввели в России в XIX веке рекрутский набор. И рад бы Родине послужить, да не годный я. Здоровье не то. Раз в армии не служил, значит, «негодяй». И я -  «негодяй», - говорит другой. Вот уже два века я – равнодушный. Бесчеловечный субъект. И заметь, армия тут ни при чём.

              В современном языке значение слова «негодяй» забыто, хотя само слово активно используется. Таких примеров, когда первоначально слово не содержало даже намёка на оскорбление, много.

            Б) Сколько лет «дураку»?

                В документах XVXVII вв. слово «дурак» встречается в качестве второго не церковного имени, его использовали, чтобы обмануть злых духов – мол, что с «дурака» взять. Истории известны Князь Фёдор Семёнович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. В русских родословных XIV-XV веков в составе имён собственных часто встречается слово «дурак». И везде слово "дурак" писалось с большой буквы. С тех же времён начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии – Дуров, Дураков, Дурнова.

               Согласно другой версии, первого родившегося в семье ребёнка называли «Первак», следом шли «Вторак», и «Третьяк». Четвёртый по счёту ребёнок – «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и, «Другака» переименовали в «Дурака». И уже в XVIII веке слово «дурак» становится нарицательным и обидным.

             В) Хорошо ли быть «идиотом»?

              Греческое слово «идиот» не содержало даже намёка на психическую болезнь. Древние греки относились к общественной жизни ответственно и называли себя «политэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». (То есть, занятые только своими личными узкими интересами) Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками – неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней.

              Г) Почему «лоха» берут голыми руками?

               «Лох» - популярное сейчас словечко. У жителей севера оно относилось к рыбе – лососю, сёмге. Каждый год через крутые каменистые пороги, идёт лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет последние силы и израненная, сносится вниз по течению. А там её уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками.

               Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Расчитанные на доверчивых людей – «простофиль» образовались слова и выражения: «лохануться»,  «развести лохов».

               Д) Малое слово большую обиду творит.

               XX век «подарил» нашим людям много обидных слов.  Высмейвали  людей с недостатками или со странностями: «Дылда», «Жлоб», «Чмо», «Ботан».

                Как оказалось, многие слова раньше были в полне безобидными, а в наше время приобрели дополнительные оскорбительные оттенки. Некоторые считают, что ничего страшного в этом нет. Даже не замечают, когда их произносят, а другие очень остро реагируют на них.

2.       Мифы и факты об обидных словах

                    Да, обидные слова существуют в нашей жизни, и отношение к ним совершенно разное. Мы обратились к родителям с просьбой рассказать, что они думают о речевой агрессии среди детей. 60% опрошенных обеспокоены тем, как говорят их дети. Однако 40% считают, что в нашем жестоком мире по-другому не выжить. Кто же из взрослых прав? Мы решили развеять некоторые мифы взрослых о данной проблеме, опираясь на исследования психологов и небольшой собственный опыт.

Мифы и факты об обидных словах глазами взрослых.

 

Миф

Факт

Младших школьников мало интересует такая проблема, как общение, взаимоотношения, дружба.

Так думают многие, но факты свидетельствуют об обратном: дети в возрасте 7-11 лет не отдают себе отчёта в том, настоящая дружба или мнимая, и готовы ради друзей на всё.

Оскорбление – относительно безвредное занятие. Так поступают все.

Оскорбление – главный фактор детских неврозов, вспышек агрессии. 75% детей, услышавших в свой адрес обидные слова, теряют над собой контроль, отвечают тем же, ввязываются в драки. С возрастом агрессия перерастает в жестокость.

Использование в речи обидных слов, агрессивное поведение делают ребёнка взрослее, придают превосходство над другими людьми.

Психологи утверждают: таким способом дети пытаются определить место каждого в «детской стае» Такие дети требуют к себе особого внимания: они обычно имеют низкую самооценку, неуверенны в себе, не могут сопротивляться негативному давлению окружающих.

Ребёнок перенимает нормы поведения, установки и убеждения, существующие в семье. Если родители не говорят друг другу и своим детям обидных слов, то этого достаточно, чтобы их ребёнок вырос культурным и вежливым.

Не обсуждая с ребёнком проблем общения, взаимоотношений с другими людьми, родители совершают ошибку. К сожалению родители не являются единственными образцами и ролевыми моделями для своих детей.

 

                 Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод: речевая агрессия существует. Она оказывает негативное влияние на ребёнка. Но часть родителей остаётся в стороне от проблем ребёнка. Мы можем подтвердить это и своими собственными примерами, так как нам не нравится слышать в свой адрес разные обидные слова, и мы всегда очень переживаем и не знаем, как поступить в данной ситуации.

         

II.  Социологические исследования

Обидеть, что ударить! Приласкать – нужно слова искать.

Народная мудрость

 

1.         Анкетирование

Чтобы выявить причины , по которым дети используют в речи обидные слова, мы составили анкету:

1.Употребляете ли вы обидные слова в адрес  друг друга?

2.Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова?

3.Где можно услышать обидные слова?

4.Почему друг другу говорят обидные слова?

5.Какие обидные слова слышите чаще других?

 

                              Как показало анкетирование, 82% обучающихся утвердительно ответили на 1 вопрос. 70% детей очень болезненно реагируют на подобные слова, хотя 24% стараются не показать вида, что им больно, 59% злятся и в ответ сами обзываются, 23% затевают драку, а 3% опрошенных стараются никак не реагировать на оскорбления (вопрос2)

На 3 вопрос, где вы слышите подобные слова, 53% обучающихся указали сверстников и старшеклассников, а 24% иногда слышат их в семье. Не отличаются куьтурой речи 9% героев компьютерных игр, 8% соседей. 6% детей назвали телевидение (каналы ТНТ, СТС). Таким образом, на формирование речевой культуры школьника большое влияние оказывают сверстники, семья, школа.

Причины использования ругательных слов (вопрос4) следующие: а) потому что все обзываются; б) считают, что такбыстрей до другого дойдёт; в) чтобы отомстить; г) чтобы обидеть другого; д) посмеяться над тем, кто слабее; е)показать, что он деловой;

 

                 2. Эксперимент

                 Вот бы было здорово обходиться в речи без обидных слов! Мы часто говорим об этом на классных часах. Но многие дети по - прежнему обзываются и обижают друг друга. Тогда учитель подсказал, а умные книги  помогли нам узнать, что есть такие слова, которые приятно слышать каждому и их огромное количество. Так появилась идея провести  эксперимент по поиску добрых слов. Мы предложили обсудить следующие вопросы:

1.       Какие добрые слова  ты слышишь или говоришь сам чаще всего?

2.       Что нужно делать для того, чтобы люди поменьше говорили друг другу обидные слова?

Для того, чтобы проверить уровень использования одноклассниками добрых слов, мы записывали их в специальном уголке. Чаще всего ребята писали такие слова, как: спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, дружба. А так же: поздравляю, молодец, выздоравливай. Таких слов оказалось около 50.

                 А мы, посмотрев словари, выяснили, что в русском языке более 500 добрых слов. А мы ничего  о них не знаем!

                  Чтобы исправить ситуацию, мы решили пополнить свой словарный запас. Все одноклассники и родители поддержали нас, и мы начали составлять альбом нашего класса «Добро в твоём сердце!» В этот альбом мы стали собирать слова, советы, пословицы, поговорки по теме, афоризмы известных людей, стихи и сказки собственного сочинения.

Вот несколько добрых советов: (они появились, после того, как ребята ответили на вопрос 2)

                  Выпустил словечко – не догонишь и на крылечке!

                  Нагрубил – извинись! Вместо одного плохого слова скажи 10 хороших слов!

                  Не забудь! Когда живётся дружно, что может лучше быть: и ссориться не нужно, и можно всех любить!

III.     Выводы

           Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные сова.

М.Горький

 

             Итак, использование разных ругательных слов ведёт к обеднению индивидуального словаря  и напряжённым отношениям между людьми. Подводя итоги, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась – исследование привлекло внимание к данной проблеме, конфликты не исчезли, но их стало меньше. Одноклассники стали бережнее относится к словам. Это подтверждает также и проведённое анкетирование. Таким образом, представленные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы:

 

1.       Некоторые ругательные слова были раньше довольно безобидными словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время.

2.       Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники, компьютерные игры, телевидение.

3.       Как показало анкетирование, дети используют ругательные слова, потому что слышат их вокруг себя, а произносят их, часто не вникая в смысл слова.

4.       Самый эффективный способ общения – обращение по имени….

5.       Женя, прочитай нам, как об этом говорится в стихотворении …….

 

Обидные слова

 Обидные слова

 порою,

 Признаться сложно

 Господа,

 Своей туманною

 игрою,

 Нас задевают

 на века.

 В словах красивых

 эгоистов,

 Звучат они подобно

 грому,

 Прозрачным пузырьком

 игристо,

 Поют себе свою же

 оду.

 Примеров много,

 уж позвольте,

 Любой вам скажет

 Без прикрас,

 Но приводить в пример

 увольте,

 У каждого ведь свой

 рассказ.

 И дело даже тут

 не в правде,

 А просто сложно

 господа,

 Когда один весь

 в шоколаде,

 Другой,налево ж от

 бочка.

 Ну да,крутой,задел

 по праву,

 Вот только кто вам

 разрешал?

 Мы сами знаем эту

 правду,

 А вы забыли,очень

 жаль...

 

6.       Дарите всем только прекрасные слова!

         

 

          

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Речевая агрессия среди младших школьников" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде, заметно усилилось, использование слов сниженной стилистической окраски.

Даже содержательный разговор много теряет. Если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши друзья не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия.

Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:

- все слова имеют значение и часто несут дополнительный смысл;

- есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой;

- взрослые и дети употребляют огромное количество обидных слов, не задумываясь об их значении. А многие добрые слова в речи не используют.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 962 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1603
    • DOCX 30.5 кбайт
    • 30 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коряковская Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2052
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 518 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 269 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 592 человека

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек