Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыИсследовательская работа "Расскажи мне о войне, отец..."

Исследовательская работа "Расскажи мне о войне, отец..."

Скачать материал

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ВОРКУТА»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14» Г. ВОРКУТЫ

 

 

 

Конкурс творческих работ

о воркутинцах-участниках боевых действий в Афганистане, Чечне

на тему «Будем помнить, будем жить»

 

 

 

Исследовательская работа

Расскажи мне о войне, отец…

 

 

 

 

Автор Бондарь Валерий, учащийся  7 класса

МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты

 

Руководитель И.А. Петухова, учитель русского языка и литературы

 

 

                                  

                                                               

 

 

 

г. ВОРКУТА

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.     Вступление. Обоснование темы, актуальность, цели и задачи исследования

2.     Основная часть:

                Глава I. Расскажи мне о войне, отец

                Глава II. Есть такая профессия – Родину защищать

                Глава III. Командировка – отдельно прожитая жизнь

3.     Заключение.

4.     Cписок использованной литературы

5.     Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обоснование темы исследования

Так уж повелось на Руси, что ее история - это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.

             У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все эти войны больно отзываются в наших сердцах.

Проходит время, но русские люди свято хранят в своей памяти славные победы своих предков, чтят ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане.

          Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.

В последние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире:  активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов и сел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явления привлекли всеобщее внимание. Сегодня чеченская война официально завершена, но боевики продолжают совершать террористические акты.

Актуальность проблемы чеченской войны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы.

Гипотеза:

          Но все же главное в любом историческом событии – это люди, поэтому считаю возможным предположить, что благодаря знакомству с судьбами рядовых солдат и офицеров Российской армии, ОМОНа,  которые в ходе боевых операций на территории Чеченской республики действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи.

Отношение к проблеме войны и военным событиям недалекого прошлого, которые еще свежи в памяти современников, всегда актуально. Важно понимать, как человек, побывав в «горячей точке», воспринимает военную службу и как осознает свою роль. Не менее важно знать, какие впечатления остались у участника боевых действий, что из них он может передать другому поколению. Поэтому основной акцент в работе я постарался делать не на события в Чечне, а на высокий уровень героизма и мужества солдат, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия.

Эхо чеченских войн докатилось до многих семей России, наша не стала исключением.  Во второй чеченской кампании активно принимали участие мои ближайшие родственники. Почти шесть лет командиром отряда ОМОН, который выезжал в районы боевых действий,  был подполковник милиции Валерий Леонидович Будовский, мой дядя. Отец - Бондарь Евгений Сергеевич- пять раз ездил в служебные командировки в Чечню.  Это и послужило своеобразным толчком к написанию работы, ведь тема имеет большой личный интерес и значение.

          Перед собой я поставил цель: познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего во второй чеченской кампании, и его точкой зрения на эти события. Вторая чеченская война – один из самых драматических этапов в новейшей истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом.

Перед собой я ставил  следующие задачи:

          1. провести анкетирование учителей и учащихся 7 – 10 классов школы с целью определения уровня знаний по теме «Чеченские войны»;

2. изучить публицистическую литературу и исторические материалы о причинах военного конфликта в Чечне, о ходе боевых действий и их итогах;

3. узнать об участии в чеченских конфликтах бойцов воркутинского ОМОНа;

4. взять интервью у непосредственного участника чеченских событий Е.С. Бондаря, моего отца;

5. осмыслить изученный материал и создать работу, основанную на исторически достоверных событиях, раскрыв в ней  нравственные качества рядовых участников чеченской войны.

В ходе работы использовались следующие методы:

·       анкетирование учителей и учащихся 7 – 10 классов;

·       изучение и анализ литературы и документов по данной теме;

·       беседа и интервью с участником чеченской войны;

·       метод обработки данных;

·       метод обобщения (вывод по результатам исследования).

В соответствии с первой задачей исследования было проведено анкетирование  учителей и учащихся 7 – 11 классов МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты с целью определения знаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России, источников представлений о чеченской войне, а также выявления общественного мнения по поводу мотивов действий и поступков российских военнослужащих в условиях военного конфликта (Приложение 1).

Результаты опроса показали, что учителя и школьники очень мало знают о событиях чеченской войны, о ее участниках, о роли воркутинского ОМОНа в военных событиях. Это стало еще одной причиной, побудившей меня к созданию данной работы.

 Работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части я сделал попытку осветить основные вехи чеченских войн, историю командировок в Чеченскую республику воркутинского ОМОНа, а также подробно рассказать о службе в его рядах Евгения Сергеевича Бондаря – моего отца.

Работа содержит приложения, которые наглядно демонстрируют и подтверждают деятельность в рамках проделанного исследования.        Практическая значимость её заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам истории, классным часам, а также в целях гражданско – патриотического воспитания молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Расскажи мне о войне, отец

 

Расскажи мне, папа, о войне:

За кого ты воевал, когда и где?

Ты ещё так молод, не в годах.

Отчего же с сединою на висках?

                                Из песни

 

         Когда начались события в Чеченской республике, меня еще не было на свете. Да и  то время, когда отец впервые был в командировке в воюющих районах, я совсем не помню – был слишком мал. Для того чтобы воссоздать действительную картину происходящих тогда событий, я обратился к публицистической литературе и данным    исторических исследований по проблеме чеченских конфликтов. А за разъяснением всего шел к самому близкому мне человеку – папе.

Так  я получил представление о начале вооружённого столкновения, боях, которые велись на территории Чечни, ряде мирных соглашений, подписанных сторонами в течение войны и по её завершении, о второй чеченской кампании.

          Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Джохаром Дудаевым.

15 октября в Чечне начались бессудные расправы над русскими жителями, а после 26 ноября - настоящие массовые репрессии. Возросшее влияние клана Д.Дудаева в Чечне угрожало ещё не устоявшейся Российской государственности.

          Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченской республике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Но все они не принесли успеха. После распада СССР из Чечни были выведены советские войска, но осталось много оружия, которое почти в полном составе досталось повстанцам Дудаева. Это оружие стало основой для создания армии республики Ичкерия.

          Осенью 1994 года после тщетных попыток свергнуть новый режим самостоятельно чеченская оппозиция совместно с российскими танковыми соединениями провели первый штурм города  Грозного – столицы республики.

Так началась самая страшная война современности, унесшая жизни тысяч русских солдат.  Прошло немало времени, пока федеральные войска сумели выработать тактику боев в городских условиях:  широко стал применяться переход к классической схеме уличных боев — «сталинградская» тактика. При попытке чеченских боевиков окружить и захватить опорные пункты подразделений федеральных войск, артиллерийские и минометные батареи, развернутые в пригородах начинали методично уничтожать обнаруженные бандгруппы.

          Характерной чертой  поведения дудаевцев было нападение на мелкие разрозненные группы или отдельных военнослужащих, при этом они, как правило, допускали истязание раненых и глумление над трупами военнослужащих федеральных войск.

             Только 18 января 1994 года силами морской пехоты был захвачен президентский дворец, а 6 марта был занят последний район Грозного, удерживаемый боевиками – Черноречье.

          После захвата  Грозного главной задачей российских войск стало установление контроля над равнинными районами мятежной республики.    15 - 23 марта был взят Аргун30 и 31 марта  без боя сдались города Шали и Гудермес. 10 марта начались бои за село Бамут. К апрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равнинная территория Чечни, а боевики делали упор на диверсионно-партизанские операции.

После ряда соглашений российской и чеченской сторон, российское правительство приняло решение о выводе войск с территории Чечни.

        31 августа 1996 года в городе Хасавюрте было подписано совместное заявление российской и чеченской сторон, положившее конец Первой Чеченской войне. С российской стороны документ был подписан секретарем Совета Безопасности РФ Александром Лебедем, с чеченской - Асланом Масхадовым, который на тот момент был главнокомандующим вооруженными силами республики Ичкерия.

     После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. В результате нескольких терактов, совершенных боевиками, федеральное правительство убедилось в несостоятельности Аслана Масхадова как президента. 7 августа было совершено массированное нападение боевиков на Дагестан под командованием Шамиля Басаева. Президентом Российской Федерации  Борисом Ельциным был подписан Указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». 30 сентября федеральные войска вошли на территорию Чечни. В период с 26 декабря по 6 февраля шла осада Грозного. Этому предшествовали удачные захваты населенных пунктов, в том числе Аргуна, Гудермеса, Урус-Мартана, Ханкалы. С января по октябрь 2000 года шли бои за стратегически важные объекты, такие как Ведено, Шатой, село Комсомольское и Шали. В результате их взятия и в ходе спецопераций были захвачены или уничтожены главари боевиков, которые представляли особую угрозу населению. Но российские войска несли большие потери.  В частности,  с 28 февраля по 2 марта 2000 года в Аргунском ущелье погибла 6 рота 76 псковской дивизии ВДВ, уничтожившая большое количество боевиков полевого командира Хаттаба.  Вся республика была в руинах (Приложение № 2).

20 апреля было заявлено об окончании войсковой части операции, а 23 января 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о частичном сокращении и выводе войск с территории Чеченской республики.

         После завершения активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 года муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны. В Чечне в 2000—2003 годах  федеральный Центр предпринимал меры для нормализации политической и экономической ситуации. Но если в экономической сфере в этот период успехи были незначительные, то политические изменения отмечали все.

В марте 2003 года в ходе референдума  жители Чечни проголосовали за новую Конституцию, в которой оговорено, что республика является частью Российской Федерации.  В октябре этого же  года прошли выборы президента Чеченской республики, на которых победил А. Кадыров. Чтобы уменьшить напряженность на Северном Кавказе, власти России не отказывались от ведения переговоров с лидерами боевиков. Но скоро стала очевидной бессмысленность ведения переговоров с представителями руководства террористической сети. 23 октября 2002 года в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате которого погибли 130 человек.

         С ноября 2002 года боевики развернули активную террористическую войну. В конце декабря был взорван дом правительства Чечни в Грозном. В июле 2003 года в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино, в августе был взорван военный госпиталь в Моздоке, в декабре взрыв уничтожил электричку в Ставропольском крае. В феврале 2004 года происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес жизни более десятка человек. На праздновании Дня Победы в 2004 году в результате теракта погиб глава Чечни президент А. Кадыров. В конце августа террористы взорвали два самолета, совершили теракт около метро «Рижская» в Москве. 1 сентября 2004 года  бандиты захватили школу в городе Беслане республики Северная Осетия — Алания. В результате этой трагедии погибли 330 человек, большинство из которых дети. 

         29 августа 2004 года 73% избирателей проголосовали за избрание нового президента Чеченской республики А. Алханова, а премьер-министром стал Р. Кадыров — сын погибшего первого президента республики. В марте 2007-го  он стал президентом Чеченской республики. Новое руководство проводило линию по амнистии боевиков, не запятнавших себя тяжкими преступлениями, и параллельно вело войну на уничтожение  лидеров боевиков. В июле 2006 года был уничтожен лидер всего террористического подполья на Северном Кавказе Ш. Басаев, еще раньше был ликвидирован А. Масхадов. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять собой организованную силу.

         Постепенно, с прекращением зарубежного финансирования и гибелью лидеров подполья, активность боевиков снизилась. Федеральный центр постоянно направляет на помощь и восстановление мирной жизни в республике крупные денежные средства. В Чечне на постоянной основе находятся подразделения министерства обороны и внутренних войск МВД, поддерживающие порядок в республике.

          По сей день в целях поддержания мира и усиления охраны объектов нефтегазового комплекса на территорию Чеченской республики регулярно выезжают мобильные отряды, среди которых есть и сотрудники воркутинского ОМОНа.

        

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Есть такая профессия – Родину защищать

 

Мы пришли в Чечню не ради славы, 

Деньги тоже не прельщали нас.

Просто есть проблемы у державы,

А в уставе слово есть «приказ».

И в строю слова не затерялись:

Совесть, долг, отечество и честь.

Были те, что сразу отказались,

Мы же просто вымолвили: «Есть!»

                                            В. Сорокин

 

Мы  живем в замечательном северном городе Воркуте, много говорим о его трагической истории, но почти  ничего не знаем о людях, обеспечивающих наше спокойствие. Оказывается, чтобы город спал спокойно, в Воркуте создан отряд милиции особого назначения (ОМОН), где работают люди, которые умеют найти выход из любой сложной ситуации. Ведь это их главная задача, к выполнению которой тщательно готовят каждого.

Людей, готовых к различным экстремальным ситуациям, не так уж и много. Но те, кто выбрал этот путь, хорошо понимают, что от их службы зависят человеческие жизни.

Я убежден, что в воркутинском ОМОНе работают именно такие люди, защищающие нашу уверенность в завтрашнем дне. Работа омоновцев постоянно связана с опасностью, они обеспечивают спокойную жизнь людей, поэтому важно, чтобы горожане знали, кто их защищает и охраняет от беспорядков и с уважением относились к этой профессии.

Официальная дата создания отряда ОМОН  по месту постоянной дислокации в городе Воркуте - 20 мая 1991 года.

Первый взвод бойцов на территории Воркуты был укомплектован 1 декабря 1991 года. На момент создания отряда численность сотрудников составляла 150 человек. На сегодняшний день службу  несут 100 бойцов. Первым руководителем отряда с 1 июля 1991 года был назначен майор милиции Гребенников Владимир Филатович, 13 февраля 1992 года на этом посту его сменил капитан милиции Карповец Алексей Андреевич. С 15 марта 1996 года  по 31 декабря 2001 года командиром ОМОН был подполковник милиции Будовский Валерий Леонидович, с февраля 2002 года - полковник милиции Дильмухаметов Вингель Марселович. В настоящее время командиром ОМОН является полковник полиции Фролов Юрий Алексеевич.

Сформированный из наиболее подготовленных сотрудников патрульно-постовой службы и других подразделений управления внутренних дел, отряд милиции особого назначения с первого дня своего существования в нашем городе достойно, с честью выполнял возложенные на него задачи обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка  в родной Воркуте. И не только в ней. Наряду с несением службы в городе, отряд регулярно выезжает в служебные командировки в различные регионы России.  Это и Северный Кавказ, и Москва, и Северная Осетия - Алания, и Ингушетия, и Чеченская республика, где  бойцы с честью выполняли и выполняют служебно-боевые задачи.

В декабре 1994 года начались боевые действия в Чечне. И уже в мае 1995-го бойцы воркутинского ОМОНа выехали в свою первую командировку. С тех пор их было множество. И каждая из них – это маленькая жизнь. Двадцать семь раз сотрудники Воркутинского ОМОНа отправлялись в горячие точки нашей страны. Вот и сейчас 40 бойцов отряда несут нелегкую службу в населенном пункте Старые Атаги Чеченской республики и в Кабардино-Балкарской Республике в городе Баксан.

Только за первые десять лет службы на территории Северо-Кавказского региона сотрудниками отряда было обезврежено более 356 и уничтожено 17 взрывных устройств, изъято 130 единиц огнестрельного оружия, более 500 тонн боеприпасов различного вида и калибра, 28 килограммов взрывчатых веществ, изъято 3097 граммов наркотических веществ; задержано более трех тысяч вооруженных преступников, а также 2742 лиц,  подозреваемых в совершении преступлений (Приложение № 3). К сожалению, командировки унесли жизни некоторых бойцов. Имена Виктора Хатунцева, Владимира Татаринцева, Вячеслава Макутчева,  Раниса Гарипова и других героев чеченской войны навсегда останутся в памяти и сердцах их товарищей (Приложение № 4).

«Служба в  рядах ОМОНа требует высокой ответственности, крепости духа и сильного характера. С первого дня образования ОМОН проявил себя как наиболее эффективное и организованное подразделение Министерства внутренних дел Республики Коми (дислокация г. Воркута), способное оперативно и грамотно выполнять сложные задачи обеспечения правопорядка, общественной безопасности и как боевая структура, способная эффективно противостоять противнику, быть надежным гарантом мира и спокойствия. Связанная с ежедневным риском служба требует от каждого из бойцов мужества, стойкости, выдержки, максимального сосредоточения внимания, полной самоотдачи сил», - такую характеристику работе бойцов ОМОНа дал полковник полиции Ю.А. Фролов.

Я горжусь тем, что длительное время командиром отряда был Валерий Леонидович Будовский, мой дядя. Валерий Леонидович родился 25 июля 1962 года в городе Минеральные Воды Ставропольского края. Имеет два высших образования: педагогическое (Ленинградский институт им. П. Ф. Лесгафта) и юридическое (Сыктывкарский государственный университет). Свой трудовой путь начал в 1984 году подземным горнорабочим на шахте «Северная» города Воркуты. После армии служил в органах внутренних дел Республики Коми на должностях младшего, среднего и старшего начальствующего состава. С 1996 года  - командир ОМОНа при УВД города Воркуты. Валерий Леонидович неоднократно принимал участие в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе, был ранен при освобождении от боевиков города Грозного.  Награжден орденом Мужества и медалями за отличие в охране общественного порядка и участие в боевых действиях. Имеет благодарность от Президента России «За самоотверженность и отвагу при защите Отечества» (Приложение № 5).

Сотрудников воркутинского ОМОНа по праву можно назвать героями, ведь они, рискуя своей жизнью, защищают нашу безопасность, и приведенные выше факты это наглядно подтверждают.

За смелость и мужество, проявленные в боях при ликвидации незаконных вооруженных формирований, многие из сотрудников отряда награждены государственными наградами: орденами Мужества, медалями «За отвагу», медалями «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, медалями «За отличие в охране общественного порядка».

Я чувствую особую гордость за то, что среди награжденных – Евгений Сергеевич Бондарь, мой отец (Приложение № 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Каждый день на войне -  это подарок судьбы

 

Расскажи мне про жажду и злость,

Расскажи-ка о дружбе мужской.

Разгрызем ли когда–нибудь кость,

Что чеченской зовется войной?!

                                            И. Давлетов

        Отец… Такое короткое и простое слово. Что можно о нем рассказать? Мой папа - самый замечательный человек на Земле. И я с полной уверенностью могу утверждать, что с папой мне очень повезло. Он настоящий друг, на которого всегда можно положиться. Он никогда не обманет и не предаст нас с мамой. В трудную минуту именно к нему я обращаюсь за советом, зная, что папа  спокойно выслушает, объяснит суть проблемы, подскажет верное решение и найдет теплые, добрые слова поддержки. Так приятно осознавать, что есть человек, который окажется рядом и поможет в сложной ситуации. Я ценю отца за то, что он уважает мое мнение. Если оно неверное, то папа обязательно объяснит, в чем именно я заблуждаюсь. Он учит всегда добиваться поставленной цели, не опускать руки и не вешать нос, если что-то не получается. Главное: к любому делу подходит серьезно и ответственно – это его основной жизненный принцип. Папа любит меня плохим и хорошим, вредным и покладистым. Мама говорит, что я во многом на него похож: иногда говорю или делаю что-то в точности, как он.

          Мой отец, Евгений Сергеевич Бондарь, был на войне, сражался с боевиками в Чечне. Для меня он настоящий герой, потому что жертвовал собой ради того, чтобы спасти жизнь других людей. Когда я сообщил, что хочу написать о нем, о его командировках в «горячие точки», папа долго сопротивлялся: он, как и многие другие его сослуживцы, не особо разговорчив, когда речь заходит о пребывании в Чеченской республике. Но я сумел убедить отца в нужности нашего разговора…

           «Мы все родом из детства» - эта известная фраза как нельзя лучше подтверждает мысль о том, что все качества человека, его характер закладываются в раннем возрасте, а примеры своего поведения в будущем  каждый из нас берет в семье. Поэтому в начале откровенного разговора с отцом я попросил его немного рассказать о себе. Вот что  мне удалось узнать.

           Папа родился второго февраля 1978 года в городе Минеральные Воды Ставропольского края. В Воркуту приехал в 1981 году вместе с мамой после развода родителей. Мама, Татьяна Семеновна, устроилась на шахту «Воргашорская», где много лет проработала оператором ЭВМ в плановом отделе. Сначала в жизни маленького Жени был детский сад № 100 в поселке Воргашор, а в возрасте шести лет он поступил в школу № 14, в которой учусь и я. Папа хорошо помнит первую учительницу – Любовь Петровну Саксину, но любимым преподавателем считает Марию Даниловну Храмченкову, которая учила его истории и была классным руководителем. Когда я спросил его о том, какие предметы в школе были любимыми, папа, не задумываясь, ответил: «Физкультура и история». Любовь к спорту прошла через всю жизнь отца. Он страстно любит хоккей: долгое время играл сам (в нашем доме до сих пор хранятся многочисленные грамоты отца за успехи в этом виде спорта), а сейчас тренирует юных хоккеистов. По воспоминаниям учителя математики Е.К. Стариковой, рос мой папа Женя очень активным, шустрым пареньком, любил отстаивать «справедливость», всегда защищал маленьких и слабых. Наверно, именно эти качества характера и сделали его очень целеустремленным  взрослым человеком…

          Когда подростку Жене исполнилось четырнадцать, мама вышла замуж во второй раз. Виктор Иванович, который трудился проходчиком на «Воргашорской», стал для него настоящим старшим другом и советчиком. Папа и сейчас шутит: «У меня два отца, две мамы». А они, поскольку живут в Минеральных Водах, каждый раз вчетвером приезжали на вокзал, когда папа ехал в командировку в Чечню и обратно. Отец с гордостью рассказывает о том, с какой завистью смотрели в окна вагона его сослуживцы, когда видели счастливых мам и пап, встречающих живого и невредимого сына.

             По окончании девяти классов папа поступил в торгово-кулинарное училище, где приобрел профессию повара-кондитера четвертого разряда. Но поваром не стал, хоть и любил готовить. Закончил двухмесячные курсы по профессии «подземный горнорабочий» и устроился работать на шахту «Воргашорская», так как до призыва в армию оставался почти год.

           В 1996 году был призван в ряды российской армии, служил в городе Краснозаводске (Подмосковье) во Внутренних войсках МВД РФ, нес караульную службу по охране стратегического объекта РКА («Российское космическое агентство»). Службу закончил в 1998 году в звании сержанта (Приложение № 7).

           По возвращении домой устроился в УИН – 3422 (Учреждение исполнения наказаний) инспектором по охране.

           Отработав два года, перевелся ОМОН МВД Российской Федерации. А в 2001 году впервые был командирован в Чечню…

          Рассказав на одном дыхании о своем безоблачном детстве и бесшабашной юности, дойдя до даты «2001 год», отец замолчал. Долго глядел в какую-то, одному ему видимую точку. Было очевидно, что дальнейшая жизнь, о которой  собирался рассказать, очень отличалась от прежней…

         - Дорога на войну у всех разная, - собравшись, начал свой рассказ о командировках в Чечню мой папа. – Моя началась в сентябре 2001 года. Именно в это время В.В. Путин обратился к боевикам, дав им 72 часа, чтобы они добровольно сложили оружие. Президент  поставил конкретные задачи перед "силовиками",  подчеркнув, что не  допустит  нового "Хасавюрта": "Те, кто предрекает сегодня повторение ситуации  августа  1996  года,  творят целенаправленную провокацию. Ко всему этому возврата больше не будет!"

          Три часа нам дали на сборы. Вообще-то,     официально    поездки    на    Северный    Кавказ    для    сотрудников    МВД    считаются добровольными.  На  деле  же  все  иначе:  из  федерального  центра  приходит  разнарядка  в региональные управления внутренних дел о необходимости сформировать очередной отряд в Чечню. Командиры на местах набирают бойцов. Наверно, можно было отказаться, но при мне такого не было:  отказ  от  командировки мог быть расценен сослуживцами как банальная трусость.  Помню, прибежал домой, схватил баул (он у меня был давно собран), буквально несколько слов успел сказать маме – и обратно, в отряд.

         Нас было сорок – бойцов воркутинского ОМОНа. Прилетели в Моздок днем на огромном самолете «МИ-26», на следующее утро двинулись к месту своей основной дислокации – селению Старые Атаги (перевал на Грузию, названный в народе «Волчьи ворота»). В 4 – 5 утра пошли колонны: впереди  - БТР, а за ним – бронированные УАЗы. Сначала не мог понять, зачем такая осторожность. А стал настоящим профессионалом, приобрел опыт и закалку, понял: БТР при передвижении поднимал много пыли, за которой скрывались машины с людьми (Приложение № 8).

            Прибыли в Старые Атаги – и  сразу угодили в бой. Только  подъехали к месту,  услышали,  что  стреляют  из  пулеметов  и  автоматов  сразу с   двух  направлений.  Открыли ответный огонь, завязалась перестрелка, но боевики долго не выдержали, скрылись. В этом бою обошлось  без  потерь. Так мы получили боевое крещение.

           Сразу организовали блок-пост. Меняясь с бойцами мурманского ОМОНа,  держали перевал Северный. В горах стояла танковая дивизия «Разлив 15», а мы – внизу. Когда начинался бой, вся атака шла на нас, мы вызывали огонь на себя.

            Прошло два  года, как в Чечне  закончились крупномасштабные боевые действия, но окончательный мир так и не наступил.  Продолжали гибнуть люди,  причем не только военные, но  и мирные жители. После ряда чувствительных  поражений не только на  равнине,  но  и  в горах,  боевики  уже  были не  в состоянии  открыто противостоять федеральным войскам. Основные их усилия теперь  направлялись  на организацию диверсионно-террористических актов.

           - Какие задачи стояли перед Вашим подразделением?      

          - Мы  в  составе  сводной  группы  совместно  с сотрудниками милиции местных районных отделов милиции проводили чистку в населенных пунктах.   

           - А как это происходило?

           - По поступающей нам информации о нахождении в том или ином населенном пункте боевиков или обнаружении складов оружия, боеприпасов, наркотиков,  незаконных бандформирований, мы  проводили   специальные   операции.   Мне   также   приходилось  принимать   участие   в мероприятиях связанных с охраной нефтепроводов.   Выезжали на зачистки и в Грозный, шли по маршруту «площадь «Минутка» - площадь «Березка» - консервный завод»… И так - почти до Моздока. Октябрь, дождь, холод… Одну площадь проходили за 3 – 4 дня, дней за двадцать проверяли улицу: осматривали каждый камешек, заглядывали в каждую дверь: боевики могли прятаться везде.  Это для  нас они были матерыми  бандитами, а для многих мирных чеченцев - братьями, отцами, мужьями или  близкими  родственниками. Понимая,  что  боевики  действуют противозаконно, чеченцы тем не менее, укрывали их, кормили, лечили...

            Как  говорится  на  войне,  как  на  войне,  и  с  бандитами  приходилось  разговаривать  на  том языке, который они лучше понимали, то есть с помощью оружия. В первую командировку бойцы воркутинского ОМОНа «взяли» тринадцать полевых командиров. Одним из них был знаменитый Якуб, правая рука Хаттаба (Приложение № 9).

           Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Три месяца длилась первая командировка. Вернулись в Воркуту в декабре 2001 года. За участие в боевых действиях получил нагрудный знак «Участник боевых действий» и крест «За отличие в службе МВД Российской Федерации II степени» (Приложение 10).

        Двадцать дней нам дали на отдых. Думал, буду проводить время с семьей, заниматься сыном (ты тогда был совсем маленьким), но прошло всего три дня, и меня вызвали на работу. Пробыл в Воркуте всего полгода, и – новая командировка. Снова Чечня…

        В этот раз служба в «горячей точке» растянулась на шесть долгих месяцев. Сорок бойцов воркутинского ОМОНа прибыли в Старо-Промысловский район города Грозного, устроились в клубе имени М.Горького, заложили мешками с песком, кирпичом разбитые окна, одеял не было – укрывались бушлатами. Осень в Чечне очень необычная: днем – солнце светит, плюс двадцать по Цельсию, а после пяти – шести вечера – минус двадцать (Приложение № 11).

         В этой командировке перед нами была поставлена задача – осуществлять розыскные мероприятия, то есть находить пропавших без вести солдат. Ходили по разрушенным домам, искали людей, осматривали чеченские жилища, ведь многих ребят чеченцы буквально превращали в рабов. Местное население встречало нас плохо: женщины кричали на ломаном русском: «Отрежем  головы», дети бросали в нас камнями, сыпали в лицо песок.

       В итоге этой операции были освобождены около двадцати человек, которых чеченцы держали в ямах, окопах, качарах (так называются места, расположенные далеко от поселений, где  местные держат овец). Запомнился мне случай, когда, обнаружив в одном из домов бывшего солдата, мы предложили ему вернуться на родину, но он отказался. Сказал, что уже принял ислам и женился на чеченке. Помню, Андреем-десантником его звали. Две последующие командировки мы встречали его на рынке – он торговал батарейками, разной мелочью. Мы с ребятами так и не смогли понять, что же произошло в душе и сознании этого человека, который смог так легко забыть священные слова «Родина» и «мама»…

         В тот раз мы вернулись все. За эту командировку получил медаль «За верность долгу».

         Июнь 2003 года стал точкой отсчета моей третьей командировки в Чечню. В этот раз бойцам воркутинского ОМОНа нужно было производить удержание поселка Иваново, спального района города Грозного. Это был самый мирный район, который во время войны сдался без боя. Интересно, что на многих окнах домах до сих пор висели белые простыни, которые обозначали «Здесь русские» или «Мирные жители. Не стреляйте!». Но даже здесь скрывались боевики – на чердаках, в подвалах… Находили мы и более интересные «изобретения» бандитов – вырубы в стенах. Кажется, обычная квартира, на стене висит ковер, но за ним – проход в другую квартиру, который использовали бандиты, чтобы быстро скрыться…

            Я внимательно слушал отца и понимал, что за этими, казалось бы, незамысловатыми действиями наших бойцов скрывается совсем другой смысл. Глядя в глаза смерти, отец и его товарищи по службе за небольшой промежуток времени избавили городок от боевиков. Осматривая каждую улицу, каждый дом, заглядывая дулом автомата в каждое окно, они выполнили свою задачу и через шесть месяцев благополучно вернулись домой. Но для многих из них эта операция запомнилась на всю жизнь… Конечно, папа рассказывал мне далеко не все, но о его героических поступках говорят награды, которых он удостоился после этой командировки: нагрудные знаки «За отличие в службе МВД России», «За верность долгу», медаль «За доблесть в службе» (Приложение № 12).

             - А вот твою следующую командировку в 2005 году я уже помню, - вступил я в разговор с отцом, чувствуя, что ему необходимо немного отвлечься. – Ведь мне к тому времени исполнилось четыре года и про меня даже написали в газете.

             Действительно,  в нашем доме до сих пор хранится газета «Заполярье», датированная вторым июня 2005 года,  в которой напечатана статья «Со знаменем города» о проводах бойцов ОМОНа, уезжавших в Чечню. В ней есть интервью с В.Л. Будовским, которое заканчивается словами: «Кстати, мой двоюродный брат сегодня туда уезжает. Женя Бондарь. Заместитель  командира взвода. 27 лет» - и фотография, на которой я сижу на плечах отца (Приложение № 13).

           - 2005 год был самым тяжелым: нас с товарищами послали в горы, жили в палатках, слушали А. Розенбаума, разносолов не было - ели в основном тушенку. Опять держали перевал на Грузию «Волчьи ворота». Если в прошлые командировки там стояли внутренние войска, были вертолеты, БТР, то в этот год было все снято. Чуть позже перебрались на разрушенную мельницу, набили песком старые покрышки от КАМАЗов и «Уралов» (они были своеобразной защитой), устроили блок-пост (Приложение № 14). Прямых столкновений с противником уже не было, со стороны боевиков была так называемая «партизанщина», мы же осуществляли адресные зачистки.

           Эту поездку в Чечню я хорошо запомнил, потому что мы с ребятами особенно сдружились. Именно тогда  я приобрел настоящих товарищей, которые всегда придут на помощь. Это Алексей Зашихин, Алексей Бензарь, Игорь Кочетков, Сергей Александров и многие другие. Ночные разговоры у костра, песни под гитару надолго останутся в моей памяти. Кстати, именно тогда я припомнил свою первую специальность повара и часто баловал друзей чем-нибудь вкусным, а на праздники и дни рождения даже пек торты (Приложение № 15).

             Для  бойца  каждый  день  на  войне  дорог  как  нигде  и  никогда.  Каждый прожитый  день,  когда  ты  жив,   не  ранен,  -  подаренная  жизнь,  наполненная человеческими  печалями  и  радостями.  Это  и  луч  солнца,  и  письмо  из  дома,  и  звонок  от  близких… Мы так ждали этих вестей…

           По возвращении домой получил направление в Школу милиции в городе Сыктывкаре, отучился три года и восемь месяцев, чтобы получить офицерское звание.

          А в 2010 году состоялась моя последняя командировка в Чеченскую республику. Уезжал 7 апреля, а 4-го мы всей семьей отпраздновали твой девятый день рождения. Помнишь, как вы с мамой провожали меня?..

          Снова мы с друзьями попали в селение Старые Атаги Грозненско – сельского района. Обосновались на нашей разрушенной мельнице, окопались, поставили посты. Держали перевал на Грузию, не давая чеченцам уйти в другую страну. Чеченские боевики в этот период вели так называемую «снайперскую войну». Мы уже не были неопытными новичками, поэтому грамотно вели прицельный огонь по противникам, уничтожив при этом две важные огневые точки противника. Своевременно организованная оборона вынудила противника отступить.

           В октябре 2010 года вернулись в родной город. За эту операцию был награжден медалью «За ратную доблесть». В марте 2011 принял очень важное для себя решение – подал рапорт об увольнении. Немного позже устроился в охранное предприятие ЧОП «Феникс», где и работаю по сей день.

           Папа закончил свой рассказ и наконец-то улыбнулся, как будто снял с души какой-то тяжелый груз. А мое сердце переполняли чувства любви к отцу и гордости за то, что он у меня – настоящий герой.

            В заключение хочется сказать о том, что папа не замкнулся в себе, он очень открытый и добрый человек. Отец – частый гость в нашей школе: проводит встречи с ребятами, помогает им готовиться к «Зарнице» и «Орленку». Ему и другим участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, которые учились в четырнадцатой школе, посвящена целая экспозиция в музее «История нашей школы (Приложение № 16). Он уже много лет является тренером команды юных хоккеистов «Беркут» при спортивном комплексе «Воргашорец», воспитывая в мальчишках лучшие качества: целеустремленность, волю к победе, умение постоять за себя. Привил он любовь к хоккею и мне – уже десять лет я занимаюсь этим видом сорта в УСЗК «Олимп» (Приложение № 17).

       

       

 

 

Заключение

Будем помнить, будем жить

             У Чеченской войны еще нет истории. Она не написана и мало исследована. Но у этой войны есть свидетели, которые в мирное время познали все её тяготы.

             Чеченская война - это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, родные люди, волею обстоятельств  вовлеченные в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашего государства, но и в памяти народа. Сегодня  мы, молодое поколение, имеем возможность лично общаться с участниками Чеченской войны, что способствует воспитанию патриотизма. Недаром говорят, что люди, утратившие своё прошлое, не имеют и будущего.

              В последнее время очень остро поставлен вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Часто можно услышать лозунги, призывающие молодое поколение любить свою Родину. Изучение истории страны – необходимое условие формирования гражданственности, патриотизма и исторического сознания.

            На примере жизни наших близких, внесших вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны. Жизнь родителей, дедушек и бабушек – пример для молодого поколения россиян.

             Моя беседа с отцом позволила  составить  живое  представление  о  недавний  событиях в Чечне.  Ведь его рассказ  –  это подлинное  свидетельство,  обладающее  такой  силой,  что  невозможно  остаться  равнодушным. Ничто не сравнится с мужеством и героизмом, самоотверженностью и благородством простого российского  солдата, такого, как мой отец и многие его товарищи. Им мы обязаны всем лучшим, что есть в нашей  военной  истории. Как  бы грамотно и красиво командир ни нарисовал на карте направление атаки,  осуществлять ее придется рядовому бойцу.  Нашему российскому солдату нужно поклониться  за то, что вынес на себе  тяжелейший груз военных  испытаний и  не сломался, не пал духом.

          Слово «Чечня» вызывает у каждого из нас неприятные ощущения.. По – разному оцениваются события тех лет, по – разному смотрят на Чеченскую войну те, кто отдавал  приказы, и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Чеченской республики, укладываются в одно емкое слово «война». Война, которая никогда не должна повториться, уроки  которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

            Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут  знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками,  стали настоящими защитниками, воинами. Ведь люди, побывавшие на войне, получили особый дар - они приносят с собой веру в светлое будущее, в будущее без войн, без кровопролития, страха.

Мне кажется, что знать о наших победах, о героях должен каждый. Нужно делать все, чтобы солдаты не были забыты, чтобы в наших сердцах, независимо от  времени, звучала та музыка победы, которая вела наших отцов и дедов в бой, давала им силы и мужество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Автандилян Р. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. – М., 2000.

2.     ИТА «Чеченская трагедия. Кто виноват?», - 1995

3.     Логика научного исследования, М., 2005

4.     Тишков В.А., Беляева Е.Л., Марченко Г.В. Чеченский кризис. ЦКСИиМ, М., 1995.

5.     Трошев Г. Моя война (Записки окопного генерала), «Вагриус», 2001.

6.     Трошев Г. Чеченский излом. Дневники и воспоминания, «Время», 2009

7.     Чеченцы: история и современность. Общая ред. Ю.А. Айдаева. М., 2006.

8.     www.un.org/law

9.     www.crimesofwar.org

10.  www.hro.org/docs

11.  www. memo.ru/prawo

12.  www.5ballov.ru.

13.  ru.wikipedia.org

14.  http://verdysh.narod.ru/geroi.html

15.  http://www.voinenet.ru/ 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты анкетирования учащихся МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты

         В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование 97 учителей и учащихся 7-10 классов МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты. В анкете было 7 вопросов [см. таблицу]:

п/п

Вопросы

Ответы

Верные

Неверные

Затруднялись ответить

1.

Назовите хронологические рамки первой чеченской войны:

А) 1979-1989

Б) 1994-1996

В) 1995-1997

Г) 1993-1995

21%

73 %

6

2.

Назовите хронологические рамки второй чеченской войны:

А) 1998 – 2003

Б) 1996 – 1998

В) 1999 – 2001

Г) 2000 - 2003

17 %

56 %

27 %

3.

Назовите героев двух чеченских кампаний

 

10%

 

-

90 %

4.

Видели ли вы фильмы о войне в Чеченской республике? Если да, то какие?

100 %

-

-

5.

Читали ли вы художественную, публицистическую или документальную литературу по теме конфликта в Чечне?

3 %

-

-

6.

Как вы думаете, существовала ли угроза целостности РФ со стороны Чеченской республики в условиях военного конфликта?

63 %

-

37 %

7.

Во время чеченских кампаний российские военнослужащие совершали настоящие подвиги. Как вы думаете, что двигало ими?

- чувство долга

- чувство чести

- желание прославиться

- жажда денег

- желание сделать карьеру

- чувство патриотизма

- звания и награды.

 

 

 

 

23 %

33 %

2 %

7 %

3 %

30 %

2 %

 

 

Анализ анкетирования

      В соответствии с первой задачей исследования был проведён социологический опрос 97 учителей и учащихся 7 – 11 классов МОУ «СОШ № 14» г. Воркуты с целью определения знаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России, источников представлений о чеченской войне, а также выявления общественного мнения по поводу мотивов действий и поступков российских военнослужащих в условиях военного конфликта (см. Приложение 1).

             Результаты опроса показали, что дату первой чеченской кампании знают 21% опрошенных, а хронологические рамки второй кампании верно указали только 17% респондентов. Имена героев России назвали лишь 10% участников опроса, вспомнивших подполковника А. Лебедя и полковника Ю.Буданова.

                 Выяснив, из каких источников формируется представление молодёжи и взрослых о чеченских конфликтах, я установил, что в основном школьники и взрослые (100% опрошенных), знают о них из художественных фильмов, среди которых были названы такие картины, как «Грозовые ворота», «Спецназ», «Прорыв», «Чистилище», «Стреляющие горы», «Десантура», «Честь имею». А с художественной, публицистической, исторической литературой по данной теме знакомы лишь 3% опрошенных, 2% из которых – взрослые.

     Чуть больше половины (63% ) участников опроса считают, что существовала реальная угроза целостности российского государства со стороны Чеченской республики в условиях военного конфликта, что свидетельствует о недостаточно глубоком понимании серьёзности сложившейся ситуации на территории Чеченской республики в период с 1994 по 2001 гг. и её возможных тяжёлых последствиях для России.

     По поводу вопроса, напрямую связанного с выдвинутой гипотезой, мнения людей, далёких от армии, разделились следующим образом: нравственные мотивы действий и поступков российских военнослужащих (честь – 33%, воинский долг – 23%, чувство патриотизма – 30%) отметила большая половина опрошенных. Но, к сожалению, есть и такие (хоть и незначительная часть – 14%), кто считает, что подвиги совершаются ради денег, званий и наград.

           Таким образом, результаты социологического опроса ещё раз убедили меня в актуальности выбранной темы исследования, так как представления современной молодёжи о событиях в Чечне в целом поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляется целесообразной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Расскажи мне о войне, отец...""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Главное в любом историческом событии – это люди,  благодаря знакомству с судьбами рядовых солдат и офицеров Российской армии, ОМОНа,  которые в ходе боевых операций на территории Чеченской республики действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив героизм, мужество, высокий патриотизм, верность присяге, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма современной молодёжи. Отношение к проблеме войны и военным событиям недалекого прошлого, которые еще свежи в памяти современников, всегда актуально. Важно понимать, как человек, побывав в «горячей точке», воспринимает военную службу и как осознает свою роль. Не менее важно знать, какие впечатления остались у участника боевых действий, что из них он может передать другому поколению. Основной акцент в работе сделан не на события в Чечне, а на высокий уровень героизма и мужества солдат, не оставшихся равнодушными к угрозе целостности государства и защитивших своих соотечественников от бандитского насилия.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 534
    • DOCX 169 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петухова Ирина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петухова Ирина Алексеевна
    Петухова Ирина Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8548
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 413 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 528 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе