Инфоурок Физика Другие методич. материалыИсследовательская работа "Проблемы энергосбережения и пути их решения в техникуме"

Исследовательская работа "Проблемы энергосбережения и пути их решения в техникуме"

Скачать материал

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

3

1

Глава 1. Актуальность энергосбережения в РФ на современном этапе

6

1.1

Энергосбережение и энергоэффективность. Исторический аспект.

7

1.2

Энергосбережение в России.

10

1.3

Энергосберегающие технологии.

11

2

Глава 2. Анализ проблем энергосбережения и пути их решения в Борском технолого-экономическом техникуме.

14

 

Заключение.

20

 

Литература.

22

 

Приложения.

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                   «Человек родился быть господином, повелителем,

                                   царём природы, но мудрость, с которой он должен  

                                   править, не дана ему от рождения: она приобретается

                                   учением»

Н.И. Лобачевский 

Введение

Проблема, которую мы выбрали для исследования, актуальна, во-первых, потому что её решение напрямую связано с судьбой нашей планеты, а значит, и каждого её жителя; во-вторых, мы являемся студентами, обучающимися по специальности «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» и вопросы энергосбережения и энергоэффективности интересны нам с профессиональной точки зрения.

Цель нашего исследования – анализ проблем энергосбережения  и путей их решения в нашем образовательном учреждении. В рамках достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- ближе познакомиться с проблемами  энергосбережения в мире и конкретно    в нашей стране;

-  иметь представление о возможности экономии энергии в масштабах   страны, техникума и на бытовом уровне;

- исследовать потребление энергии в техникуме и возможностей её сбережения;

- выявить уровень осведомлённости студентов техникума  данной проблемой.

         В качестве объекта исследования выступало образовательное учреждение «Борский технолого-экономический техникум», которое находится в пос. Октябрьский, г. Бор Нижегородской области.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В ходе работы были изучены документы (Программа), связанные с энергосберегающими мероприятиями, проводимыми руководством техникума; проведён расчёт энергозатрат и экономии  бюджетных средств в БТЭТ за период 2009-2010гг; выполнен предварительный расчёт экономии энергетических  ресурсов и бюджетных средств на период до 2012г.; проведено анкетирование  и интервьюирование студентов для определения уровня осведомлённости обучающихся  вопросами энергосбережения и энергоэффективности. Для распространения информации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности среди студентов проведены тематические занятия, выпущены листовки.

Источниками информации для выполнения исследования по теме «Проблемы энергосбережения и пути их решения в техникуме» послужили учебная литература, постановления Правительства РФ и Нижегородской области, целевая Программа по энергосбережению техникума, справочная литература, статьи и обзоры, посвящённые указанной теме.

Выполненная работа позволила сделать вывод о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, так как они способствуют экономии бюджетных средств, снижению уровня эмиссии углекислого газа в атмосферу, распространению среди студентов информации о необходимости экономии энергии как важного шага на пути к сохранению планеты.

Любой человек, любая семья, любая страна не могут обходиться без потребления энергии. Энергия является основой жизни на Земле. Возможности по преобразованию и использованию энергии являются показателем научно-технического развития человечества. Но вместе с возможностями появляются и проблемы. С начала прошлого века наблюдается беспрецедентный рост населения Земли и энергопроизводства. Рост производства энергии необратимо загрязняет окружающую среду и повышает влияние «парникового эффекта», в результате чего климатические условия на планете могут подвергнуться непредсказуемым изменениям.

Чтобы справиться с этой проблемой, надо изменить своё отношение и к ней, и к применению новых технологий в энергетике. Одним из путей и является энергосбережение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Актуальность энергосбережения в РФ на современном этапе

 

Энергосбережение и повышение энергоэффективности являются одними из самых животрепещущих проблем на сегодняшний день. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для других государств, экспортируя газ, нефть, нефтепродукты. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов не должны предусматривать энергорасточительность.

Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства.  Энергосбережение – это деятельность, направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии, природных энергетических ресурсов, которая реализуется  с использованием технических, экономических и правовых методов. Таким образом, энергосбережение – это важная задача по сохранению природных ресурсов. Во многих случаях дешевле осуществить меры по экономии энергии или вообще избежать её использование, чем увеличить её производство. Это означает, что финансовые ресурсы, предназначенные для расширения производства энергии, могут быть направлены на другие виды деятельности по повышению жизненного уровня людей. Стратегическая цель энергосбережения одна и следует из его определения – это повышение энергоэффективности во всех отраслях и в стане в целом. Задача – определить, какими мерами и насколько можно осуществить это повышение.

 

 

1.1 Энергосбережение и энергоэффективность. Исторический аспект

                                                      «Раньше природа устрашала человека,

а теперь человек устрашает природу»

Жак Ив Кусто

Впервые неизбежность реализации политики энергосбережения, как одно из условий существования цивилизации, западные государства осознали в 1972 году, с началом первого энергетического кризиса. Кризисные явления 1973 и 1979-1980 гг. привели к многократному возрастанию цен на нефть. Большинство учёных свидетельствуют, что необратимое загрязнение окружающей среды и влияние «парникового эффекта» вызывают недопустимые отклонения земной сферы от термодинамического равновесия, в результате чего в одних частях земли происходят наводнения и штормы, а в других – засухи.

Данные диаграммы показывают, на каком месте стоит наша страна по выбросам углекислого газа (в млн.т.), а также, сколько тонн СО2 приходится на душу населения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 - Страны с наибольшими выбросами СО2 в атмосферу

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2 -  Выбросы СО2 на душу населения

 

Эти свидетельства, а также энергетические кризисы стимулировали принятие и реализацию национальных и региональных программ энергосбережения. В результате выполнения этих программ удельные затраты топливно-энергетических ресурсов на производство продукции уменьшилось на 20-40%, также был снижен уровень  потребления топлива. Например, в Дании в 1990г. общее потребление топливно-энергетических ресурсов осталось на уровне 1973г., а производство валового национального продукта увеличилось на 40%. Но в то же время в СССР потребление энергии в конце 80-х годов по сравнению с 1973 г. увеличилось на 55%.

Почти во всех высокоразвитых странах (Япония, США, Канада, Германия, Франция, Великобритания) была осознана необходимость принятия экстренных мер: были приняты соответствующие проекты по организации и управлению энергосбережением. Во многих странах была создана система законодательства по стимулированию мероприятий по энергосбережению и охране окружающей среды. Например, в Японии в 1979 г. был принят «Закон о рациональном использовании энергии», в Голландии в 1990 г. – «Меморандум об энергосбережении». В Российской Федерации основные принципы политики энергосбережения были сформированы в Федеральном законе №28-ФЗ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996г. Всего за период с 1998 по 2004 г. в субъектах РФ было принято 43 закона об энергосбережении, однако в последующие годы реализация политики энергосбережения в нашей стране значительно замедлилось.

Наконец, в декабре 1997г. был принят Киотский протокол, обязывающий ряд стан сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. По состоянию на 26.03.2009г. протокол был ратифицирован 181 страной мира, включая Россию (Россия присоединилась к Киотскому протоколу в ноябре 2004г). Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, на смену ему пришло новое соглашение. Такое соглашение было достигнуто в декабре 2009 года на конференции ООН в Копенгагене. На конференции решались вопросы климатического характера и разрабатывались действия по предотвращению изменения климата до 2012 года. Этот новый этап системы направлен на дальнейшее сокращение выбросов парниковых газов, и в России предполагается  уменьшение эмиссии углерода на 20-25% с уровней 1990 года до 2020 года, если достигнуто глобальное соглашение, обязывающее другие страны к сопоставимым уменьшениям эмиссий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Энергосбережение в России

Только после Указа Президента РФ от 4 июня 2008г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» был дан новый импульс в реализации государственной политики энергосбережения  и энергоэффективности. В соответствии с этим Указом Президента РФ в стране активизировалась работа по реализации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения, начался этап практической реализации намеченного курса.

Нижегородская область, как и большинство регионов Поволжского федерального округа, сталкивается с проблемой растущего энергодифицита. Поскольку в регионе остро стоит вопрос энергодифицита, Нижегородская область стала одной из первых, где был разработан региональный проект «Об энергосбережении». 31 августа 2010г. Правительством Нижегородской области принято постановление №560 «Об утверждении областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года».

Цели данной программы – ежегодное снижение энергоёмкости региональной экономики не ниже чем на 3% в год за счёт энергосберегающего оборудования, технологий, материалов, оптимизации режимов производства и потребления энергетических ресурсов…, переход на оплату за фактически потребленные энергетические ресурсы по показаниям приборов учёта. Данная программа включает в себя планы по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности как в сфере энергетики и ЖКХ, так и в бюджетном секторе экономики.

Организации бюджетной сферы потребляют около 15% вырабатываемой в стране электроэнергии и около 30% тепловой энергии. Таким образом, бюджетная сфера является крупным потребителем энергоносителей. Социальная значимость бюджетной сферы и её недостаточное финансирование остро ставит проблему рационального потребления энергоносителей, их учёта и экономии. В группу бюджетных организаций входят учреждения здравоохранения, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учебные заведения (высшие, средние, специальные), учреждения культуры и искусства и ряд других. Как заявил Дмитрий Медведев, закон об энергосбережении должен быть предметом интереса не только для работников сферы энергетики, но и для работников социальной сферы. Президент России считает, что внедрение энергосберегающих программ в  организациях образования и здравоохранения, должно стать новым стилем поведения. «Нужно, чтобы каждое бюджетное учреждение понимало, зачем ему это делать. Поэтому закон об энергосбережении должен быть предметом интереса не только для работников сферы энергетики, но и  для работников социальной сферы, образования и здравоохранения. Учиться экономить деньги должны все», — особо отметил президент.

1.3 Энергосберегающие технологии

Одним из действенных способов уменьшить влияние человека на природу является увеличение эффективности использования энергии - энергосберегающие технологии. После энергетического кризиса 70-х годов XX века именно они стали приоритетными в развитии экономики Западной Европы, а после начала рыночных реформ - и в нашей стране. При этом их внедрение, помимо очевидных экологических плюсов, несет вполне реальные выгоды - уменьшение расходов, связанных с энергетическими затратами.

В России до 75% всей потребляемой электроэнергии на производствах используется для приведения в действие всевозможных электроприводов. По данным европейских экспертов, стоимость электроэнергии, потребляемой ежегодно средним двигателем в промышленности, почти в 5 раз превосходит его собственную стоимость. В связи с этим очевидна необходимость применения энергосберегающих технологий и оптимизации оборудования с использованием электроприводов.

В частности, хорошо себя зарекомендовали частотно-регулируемые электроприводы со встроенными функциями оптимизации энергопотребления. Суть заключается в гибком изменении частоты их вращения в зависимости от реальной нагрузки, что позволяет сэкономить до 30-50% потребляемой электроэнергии. При этом зачастую не требуется замена стандартного электродвигателя, что особенно актуально при модернизации производств.

Режим энергосбережения особенно актуален для механизмов, которые часть времени работают с пониженной нагрузкой, - конвейеры, насосы, вентиляторы и т.п. Кроме снижения расхода электроэнергии, экономический эффект от применения частотно-регулируемых электроприводов достигается путем увеличения ресурса работы электротехнического и механического оборудования, что становится дополнительным плюсом.

По различным источникам, в европейских странах до 80% запускаемых в эксплуатацию электроприводов уже являются регулируемыми. В нашей стране пока их доля гораздо ниже, а необходимость использования энергосберегающих технологий все более актуальна.

Существуют и другие пути рациональнее использовать электроэнергию, причем не только на производстве, но и в быту. Так, уже давно известны "умные" системы освещения, широко внедряемые в странах Западной Европы, США и особенно в Японии. Интерес к ним не удивителен, учитывая, что, в зависимости от назначения помещений, на освещение может расходоваться до 60% общего электропотребления жилых и офисных зданий. По расчетам специалистов российской компании "Светэк", разрабатывающей такие решения в нашей стране, энергосберегающие системы освещения позволяют снизить затраты на освещение до 8-10 раз!

Энергосберегающий эффект основан на том, что свет включается автоматически, именно когда он нужен. Выключатель имеет оптический датчик и микрофон. Днем, при высоком уровне освещенности, освещение отключено. При наступлении сумерек происходит активация микрофона. Если в радиусе до 5 м возникает шум (например, шаги или звук открываемой двери), свет автоматически включается и горит, пока человек находится в помещении.

Разумеется, такие системы освещения были бы не полными без использования энергосберегающих ламп. Экономия электроэнергии с применением таких ламп достигает 80%, не говоря уже о том, что по сравнению с обычными лампами их время жизни во много раз больше.

По оценкам специалистов, в России более трети всех энергоресурсов страны расходуется на отопление жилых, офисных и производственных зданий. Поэтому все вышеперечисленные технологии и методы энергосбережения будут малоэффективны без борьбы с непродуктивными потерями тепла.

По словам Игоря Юсуфова, главы Минэнерго России, потенциал энергосбережения составляет не менее 400 миллионов тонн условного топлива в год или 30-40% всего энергопотребления страны. В экологическом исчислении это сотни миллионов тонн углекислого газа, которые не попадут в атмосферу.

Таким образом, энергосберегающие технологии позволяют решить сразу несколько задач: сэкономить существенную часть энергоресурсов, решить проблемы отечественного ЖКХ, повысить эффективность производства и уменьшить нагрузку на окружающую среду.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Анализ проблем энергосбережения и путей их решения в Борском технолого-экономическом техникуме

                                                             Два мира есть у человека:

                                                               Один, который нас творил.

                                                                   Другой, – который мы от века

                                                            Творим по мере наших сил.

 

Среди достаточно крупных потребителей энергоресурсов бюджетной сферы особое место занимают учреждения образования. Одним из таких учреждений является наш «Борский технолого-экономический техникум», в котором насчитывается 5 групп потребителей электроэнергии (Приложение А):

·       освещение  -   56%;

·       потребители с электродвигателями (токарные и столярные станки в мастерских) - 12 %;

·       нагревательные установки (электрические плиты в столовой и лаборатории кулинарии)  -  22%;

·       ЭВМ -  8%;

·       лабораторные стенды (лаборатории электротехники, электрических машин  -  2%. 

По тепловой энергии в техникуме можно выделить три группы потребителей тепла:

·       Отопление -  80%

·       Горячее водоснабжение -  12%

·       Вентиляция  -   8%

По холодной воде выделяются 4  группы потребителей:

·       Учебные корпуса -  20%;

·       Столовая  - 40%;

·       Мастерские -  10%;

·       Лаборатория кулинарии - 30%.

         В связи с переносом тяжести оплаты энергоносителей на образовательные учреждения большинство образовательных учреждений оказалось в очень тяжёлом положении и наблюдается возрастающая задолженность перед энергоснабжающими организациями. Поэтому вопросы экономии потребляемых энергоресурсов являются весьма актуальными и для нашего учебного заведения. В мае 2010г. приказом директора ГОУ СПО БТЭТ №10/ад Синицыным Н.М. утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум» на 2010 – 2012 годы» (Приложение Б). Целью Программы является снижение расходов областного бюджета на энергоресурсы зданий ГОУ СПО БТЭТ за счёт рационального использования всех видов энергетических ресурсов и повышение эффективности их использования. Задачи Программы:

·       уменьшение потребления энергетических ресурсов и связанных с этим затрат в среднем на 3% к уровню 2009 г. в течение трёх лет, начиная с 01.01.1010 г.;

·       совершенствование системы учёта потребляемых техникумом энергетических ресурсов;

·       повышение уровня компетентности работников техникума в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов;

·       пропаганда энергосбережения и эффективных методов экономии энергоресурсов среди учащихся и студентов техникума.

Данная программа включает реализацию следующих мероприятий:

1        повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение их потребления, в связи с чем предусматривается установка приборов учёта всех видов энергоресурсов;

2        модернизация систем освещения помещений зданий техникума, в связи с чем планируется переход освещения зданий с обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы;

3        разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания зданий техникума;

4        проведение образовательно-информационной работы и практических  акций среди учащихся и студентов для достижения конкретных результатов в области энергосбережения.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется  за счёт средств областного бюджета и внебюджетных источников. Общий объём финансирования Программы из областного бюджета составляет 38800 руб, в т.ч.

       2010 г. – 31600 руб.;

       2011 г – 3600 руб.;         

       2012 г. – 3600 руб.

За период 2010 г. в техникуме  были проведены мероприятия по энергосбережению:

·        частично заменены обычные окна на пластиковые, что дало возможность сохранять тепло в зданиях техникума;

·        произведена частичная замена ламп накаливания на энергосберегающие, что позволило сэкономить электроэнергии на   1400 кВт меньше по сравнению с предыдущим годом; экономия составила порядка 4603 руб.;

·        в 2010 г. установлены тепловые счётчики, т.е. в настоящее время оплата производится по  показаниям счётчика, а не по расчётным данным, что дало экономию в оплате по тепловой энергии за 2010 г. – 14800 руб.;

·        установлены счётчики на воду в количестве 3 шт., т.е. в 2010 г. оплата производилась по показаниям приборов учёта, а не по расчётным данным, что также дало экономию в оплате за потребление воды – около 4000 руб.

 

         Данные, представленные бухгалтерией, по расходованию энергии техникумом за 2009 и 2010 годы представлены в таблицах:

Таблица 1 - Расход видов энергии БТЭТ за 2009 год

электроэнергия

тепло

Вода

(кроме стоков)

кол-во

(кВт.ч.)

руб.

кол-во

(Гкал)

руб.

куб.м.

руб.

128344

421910,6

982,6984

1372169,4

3892

48026,37

 

Таблица 2 - Расход видов энергии БТЭТ за 2010 год

электроэнергия

тепло

Вода

(кроме стоков)

кол-во

(кВт.ч.)

руб.

кол-во

(Гкал)

руб.

куб.м.

руб.

126944

417307,35

 

966,0331

1357369,4

3637,2

44074,96

 

·        на уроках   биологии, физики, химии преподавателями рассмотрены вопросы эффективного использования энергии, сбережения ресурсов, применения в быту и экономике возобновляемых источников энергии;

·        проведена Неделя энергосбережения, в рамках которой прошли классные часы «Как жить в гармонии с природой», беседы о программе SPARE   в свете требований закона об энергосбережении и повышении энергоэффективности, проведено анкетирование «Мы – за будущее нашей планеты» (Приложение В), оформлен стенд «Сбережём энергию – сбережём планету» (Приложение Г), выпущены листовки «Мы – за экономию и бережливость!» (Приложение Д), прошла акция «Тёплый кабинет», занятия «Энергосбережение шаг за шагом» с просмотром видео-фильмов по энергосбережению. Анкетирование и интервьюирование (Приложение Е) учащихся и студентов показало, что многие из них не задумываются над экономией энергией, неразумно её используют, поэтому многому ещё предстоит учиться.

     Таким образом, по всем видам энергетических ресурсов в 2010 г. в ГОУ СПО «Борский технолого-экономический техникум» экономия бюджетных средств составила порядка 24000 руб. Исходя из полученных данных, можно рассчитать массу израсходованного топлива и объём выделившегося при этом углекислого газа:

 

 

    Используя при расчёте только одну составляющую – электроэнергию, можно рассчитать, сколько было сэкономлено топлива за год и как это отразилось на количестве выбросов углекислого газа в атмосферу:

 

 

     Таким образом, только частичная замена ламп на энергосберегающие лампы в 2010г. дало экономию угля массой 173 кг и уменьшение выбросов в атмосферу углекислого газа порядка 294 м3. При расчёте использовались данные таблицы:

Таблица 3 – Характеристика видов топлива

№ п/п

Наименование вида

топлива

Удельная теплота сгорания

(кВт.ч./кг)

Удельное количество углекислого газа

3/кг)

1

уголь

8,1

1,7

2

нефть

12,8

1,5

3

природный газ

11.4

1,2

 

Если произвести тот же расчёт с учётом экономии бюджетных средств, который составил 24000 руб., то за год экономия топлива составила:

; уменьшение объёма углекислого газа, выброшенного в атмосферу, составило: 

.

Как показали расчёты, проведённые мероприятия действительно дают не только экономию бюджетных средств, но и способствуют снижению уровня эмиссии углекислого газа в атмосферу.

В период 2011-2012 гг. согласно Программе планируется продолжить выполнение мероприятий, запланированных  в техникуме по вопросам энергосбережения и эффективности использования энергоресурсов, а именно:

·        дальнейшее сокращение потребления электроэнергии на 5200 руб. ежегодно за счёт перехода освещения зданий полностью на энергосберегающие лампы;

·        сокращение потребления тепловой энергии за счёт установки в зданиях техникума регуляторов тепла, что даст экономию в 29600 руб.;

·        проведение информационно-пропагандистской работы, практических акций среди обучающихся техникума с целью повышения уровня знаний и компетенций в области энергосбережения.

     Предварительные расчёты удельного расхода энергетических ресурсов по всем видам можно описать с помощью диаграмм (Приложение Ж). Расчёты показали, что экономия бюджетных средств за весь срок реализации Программы составит порядка 101 600 руб.

     Следует отметить, что данные меры предпринимаются руководителями нашего техникума. Наша же задача – быть активными, не оставаться равнодушными наблюдателями, объединяться в своих усилиях по распространению информации в области энергосбережения и энергоэффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Мы привыкли относиться к энергии как к бесплатному и бесконечному благу, отсюда и проблемы неплатежей, и расточительность. Заставить экономить – задача не из лёгких. Но это неизбежная мера, так как развитие экономики невозможно без повышения энергетической эффективности.

Изучение проблем энергосбережения в нашем техникуме позволило сделать выводы о  том, что, несмотря на принудительность мер по проблеме энергосбережения, есть у неё и положительная сторона: в качестве поощрения за бюджетной организацией сохраняются сэкономленные средства, и появляется возможность их перераспределения, в частности для приобретения оборудования, программ, учебников.

Не следует забывать и об экологическом аспекте: проблема изменения климата сегодня чрезвычайно актуальна. Климат на нашей планете меняется и меняется достаточно быстро, что не отрицает уже ни один ученый. Споры о том, что является причиной этих изменений, уже в прошлом. Ученые и эксперты давно сошлись во мнении, что именно человеческое влияние на 95% служит причиной этих процессов.

Но решение существует! Шаги, которые человечество должно предпринять для собственной безопасности, известны и вполне доступны. Снизить мировые выбросы парниковых газов на 50%, т.е. вдвое, можно только за счет энергетической эффективности, т.е. обычной экономии! Внедрение современных энергосберегающих технологий и более разумный подход - вот что нам нужно и на уровне государства, и в каждом доме. Необходимо чуть-чуть отодвинуть в сторону эгоизм и алчность - и каждому сделать простой, но четкий шаг ради своего же и одновременно общего блага. Эти шаги должны делать все - и лидеры государств, и каждый из нас.

Учитывая активные попытки нашего государства интегрироваться в европейское сообщество, энергетика и энергосбережение – одна из тех сфер, где есть над чем работать! К сожалению, как показывает практика, в нашей стране недостаточно развита пропагандистская деятельность, а в развитых странах она даёт треть всего экономического эффекта в доле расточительного использования энергоресурсов. Мы считаем, что необходимо большее внимание уделять организации пропаганды энергосбережения среди населения, ввести курс по энергосбережению в программы среднего профессионального образования, школ. Важно создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, необходимо воспитывать экологическое сознание обучающихся, вовлекать их в полезную деятельность по энерго -  и ресурсосбережению, привлекать внимание общественности к проблемам использования энергии, её экономии и охране окружающей среды.

Наши исследования в данной области показали, что большая часть населения неэкономно расходует энергию и для бережного отношения к природе нам ещё многому надо учиться. Ведь  энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о планете. Экономя энергию сегодня, мы сохраняем природу  и энергетические ресурсы для следующих поколений.

Мы предлагаем ряд мер, которые позволят экономить энергоресурсы нашего учреждения:

·        полная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;

·         использование датчиков присутствия людей в помещении;

·        замена всех окон на стеклопакеты;

·        обеспечение выключения приборов из сети при их неиспользовании;

·        дальнейшая пропаганда среди студентов и сотрудников необходимости экономного использования энергии.

Энергосбережение – это очень важно!

 

 

 

 

 

Литература

 

1        Постановление №560 «Об утверждении областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года»

2        Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3        Володин В., Хазановский П. Энергия, век двадцать первый. – М.: «Просвещение», 1989. – 141с.

4        Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники. – М., «Высшая школа», 2001. – 495 с.

5        Коптев Ю.И. Солнце работает на нас. – Л. «Детская литература», 1983. – 95 с.

6        Михеев А.В. Охрана природа. – М.: Высшая школа, 2000. – 130 с.

7        Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. – М., «Просвещение», 2000. – 221с.

8        Рянжин С.В. Экологический букварь. – Санкт-Петербург, «Печатный двор», 1994. –  107с.

9        Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология. – Волгоград, Учитель, 2003. –  76с.

10   Фортов Е. В. Энергосбережение – перспективный вид бизнеса. – Энергополис,  2009. – № 1.

11    Табунщиков Ю. А. Выученные и невыученные уроки энергосбережения. «Энергосбережение» – 2009. – № 1. – с.2 – 8.

12    Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Под общ. ред. проф. А.Т. Никитина. –  М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. –  648с

13    http://www.energosber.info Энергоэффективная Россия. Многофункциональный общественный портал.

Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3 - Потребители электроэнергии в Борском технолого-экономическом техникуме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 4 - Потребители тепловой энергии в Борском технолого-экономическом техникуме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 5 - Потребители холодной воды в Борском технолого-экономическом техникуме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

Приложение Б

 

                                                      Утверждена

                                                                                           Приказом директора ГОУ СПО БТЭТ

                                                              от 24.05.2010 №10/ад

 

ПРОГРАММА

 

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

государственного образовательного учреждения среднего

профессионального образования «Борский технолого-экономический

техникум» на 2010 – 2012 годы»

 

Паспорт целевой программы

 

Наименование

программы

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум» на 2010 – 2012 годы» (далее – Программа)

Заказчик

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум»

Разработчик

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум»

Исполнители

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум»

Цели и задачи программы

Цель Программы – снижение расходов областного бюджета на энергоресурсы зданий ГОУ СПО БТЭТ за счёт рационального использования всех энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования.

Задачи Программы:

-  уменьшение потребления энергетических ресурсов и связанных с этим затрат в среднем на 3% к уровню 2009 года в течение 3 лет начиная с 01.01.2010 года;

- совершенствование системы учёта потребляемых энергетических ресурсов техникумом;

- повышение уровня компетентности работников техникума в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов;

- пропаганда энергосбережения и эффективных методов экономии энергоресурсов среди учащихся и студентов техникума.

Сроки и этапы реализации Программы

2010 – 2012 годы

 

 

 

 

 

 

 

Наименование

программы

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум» на 2010 – 2012 годы» (далее – Программа)

Перечень основных мероприятий Программы

- установка в государственном образовательном учреждении приборов учёта потребления воды в количестве 3 шт.;

- поэтапная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;

- сокращение потребления энергоресурсов государственным образовательным учреждением на 3% к уровню 2009 года в течение 3 лет, начиная с 1 января 2010 года

Объёмы и источники финансирования

Общий объём финансирования из областного бюджета составляет 38800 руб. (за счёт средств областного бюджета или внебюджетных источников)

Ожидаемые результаты реализации целевой Программы

- повышение заинтересованности в энергосбережении;

- сокращение расходов тепловой и электрической энергии в государственном образовательном учреждении;

- экономия потребления воды в государственном образовательном учреждении;

Целевые показатели

- экономия топливно-энергетических ресурсов;

- переход от расчётных методов определения потребления энергетических ресурсов к показаниям приборов учёта.

 

1        Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

 

     Проблемами энергопотребления государственного образовательного учреждения является: отсутствие или неполная укомплектованность приборами учёта потребления тепловой энергии и воды;  изношенность инженерных коммуникаций, которые приводят к сверхнормативной потере теплоносителей в сетях; низкий уровень эффективности государственного управления и оказания услуг, связанный с увеличением расходов на оплату коммунальных услуг в государственном учреждении.

     В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат областного бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий техникума, находящихся в областной собственности, и закреплённые за учреждением на праве оперативного управления, и как следствие, в выработке алгоритма эффективных действий по проведению политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

     В условиях роста стоимости энергоресурсов, дефицита областного бюджета, экономического кризиса, крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в зданиях ГОУ СПО «Борский технолого-экономический техникум».

     В числе основных причин, по которым энергосбережение зданий техникума выходит на первый план, является необходимость:

- снижения расходов областного бюджета на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии;

- улучшения микроклимата в зданиях техникума;

- уменьшения роста затрат на коммунальные услуги в техникуме при неизбежном увеличении тарифов.

 

2        Цели и задачи Программы

 

         Главная цель Программы - снижение расходов областного бюджета на энергоресурсы зданий ГОУ СПО БТЭТ за счёт рационального использования всех энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования.

         Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- уменьшение потребления энергии и связанных с этим затрат;

- совершенствование системы учёта потребляемых энергетических ресурсов техникумом;

- повышение уровня компетентности работников техникума в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов;

- пропаганда энергосбережения и эффективных методов экономии энергоресурсов среди учащихся и студентов техникума.

 

3        Сроки реализации Программы

 

     Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2010 по 2012 год.

     Реализация мероприятий включает в себя:

- установку приборов учёта потребляемой воды;

- переход освещения в зданиях учреждения на энергосберегающие лампы.

              По итогам реализации Программы к 2013 году среднее удельное потребление энергии в зданиях государственного образовательного учреждения, где реализованы перечисленные мероприятия, должно снизиться на 3% к уровню 2009 года в течение 3 лет, начиная с 1 января 2010 года.

 

4 Система программных мероприятий

 

Программа включает реализацию следующих мероприятий:

4.1 Повышение эффективности использования энергоресурсов и снижение их потребления.

Мероприятия предусматривают установку приборов учёта всех видов энергоресурсов.

4.2 Модернизация систем освещения помещений зданий техникума.

Мероприятия предусматривают переход освещения зданий техникума с обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы.

4.3  Разработка системы профессиональной эксплуатации и технического обслуживания зданий техникума.

         Существующая система эксплуатации и технического обслуживания зданий далека от совершенства и не позволяет поддерживать их конструкции и инженерные системы на должном уровне, что также влияет на эффективность использования энергии в самих зданиях.

              В целях обеспечения надлежащей эксплуатации зданий в течение срока службы и для минимизации расходов на эксплуатацию, обслуживание и ремонт необходимо разработать правильные режимы, точно определяющие обслуживание на требуемом уровне для различных систем и частей зданий. Требуемый уровень должен соответствовать государственным правилам, техническим стандартам и конкретным дополнительным требованиям со стороны владельца зданий.

 

5  Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется  за счёт средств областного бюджета и внебюджетных источников.

К реализации мероприятий могут привлекаться средства областного бюджета в рамках финансирования областных программ по энергосбережению и энергоэффективности и внебюджетные источники.

Общий объём финансирования Программы из областного бюджета составляет 38800 руб, в т.ч.

       2010 г. – 31600 руб.

       2011 г – 3600 руб.        

       2012 г. – 3600 руб.

Объёмы финансирования Программы за счёт средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проекта областного бюджета на очередной финансовый год.

 

6 Система управления реализацией Программы

 

Текущее управление реализацией Программы осуществляет заказчик:  Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Борский технолого-экономический техникум». Заказчик контролирует выполнение программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, направляемых на реализацию Программы, осуществляет управление её исполнителем, ежегодно осуществляет оценку достигнутых целей и эффективности реализации Программы. 

Главным ответственным лицом за еженедельный контроль энергопотребления и реализацию энергосберегающих мероприятий является директор ГОУ СПО «Борский технолого-экономический техникум».

7 Оценка эффективности реализации Программы

 

При реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть достигнуты конкретные результаты:

- экономия энергоресурсов по государственному образовательному учреждению не менее чем на 3% к уровню 2009 года в течение 3 лет, начиная с 01.01.2010 года;

- обеспечение нормальных климатических условий во всех зданиях техникума;

- сокращение вредных выбросов от энергоисточников в атмосферу;

- сокращение бюджетных расходов  на тепло- и энергоснабжение техникума;

- повышение заинтересованности в энергосбережении каждого работника и обучающегося;

- сокращение расходов тепловой и электрической энергии в техникуме;

- экономия потребления воды в техникуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Приложение №2

                                                                                                    к программе «Энергосбережение

                                                                                                    и повышение энергетической

                                                                                                   эффективности в ГОУ СПО

                                                                                                   «Борский технолого-экономический

                                                                                                    техникум» на 2010-2012 годы»   

 

Индикаторы достижения целей Программы

 

Индикаторы  цели Программы – показатели, позволяющие количественно и качественно оценить степень достижения цели Программы и в совокупности эффективность реализации целевой программы.

Индикаторы целей Программы представлены в виде следующей таблицы:

 

наименование индикаторов 

целей Программы

единицы измерения

индикаторов целей

Программы

Значения индикаторов целей программы

на момент

разработки

 Программы 2010 г.

по окончании

реализации

Программы 2012 г.

1

2

3

4

Установка приборов учёта используемой тепловой энергии

кол-во

3

3

Установка приборов учёта используемой воды

кол-во

-

3

Установка приборов учёта используемой электрической энергии

кол-во

7

7

Поэтапная замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы

кол-во

30

90

Сокращение потребления электроэнергии

тыс.кВтч/тыс.руб.

0/0

4,2/15,6

Сокращение потребления тепловой энергии

тыс.Гкал/тыс.руб.

0/0

0,03/44,4

Сокращение потребления воды

тыс.куб.м./тыс.руб.

0/0

0,3/12,0

Сокращение потребления топлива (для учреждений, имеющих собственные котельные)

тонн/тыс.руб.

-

-

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Анкета «Мы за будущее нашей планеты»

 

В нашем доме

Да

Нет

число анкетированных

(1 курс)

всего

дали утвердительный ответ

%

1

В вашей квартире установлен счетчик по учету потребляемой электроэнергии?

 

 

94

94

100%

2

Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?

 

 

94

42

45

3

Вы полностью отключаете телевизор (музыкальный центр, микроволновую печь) от сети, а не оставляете в режиме ожидания?

 

 

94

16

17

4

Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда вы используете ее?

 

 

94

36

38

5

Вы не загораживаете мебелью батареи в квартире?

 

 

94

20

21

6

Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?

 

 

94

44

47

7

Вы используете местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) при необходимости, при этом не используете основное освещение?

 

 

94

56

59

8

Вы проветриваете комнату  быстро и эффективно, всего за несколько минут?

 

 

94

32

34

9

Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?

 

 

94

8

9

10

Вы повторно используете стекло и бумагу?

 

 

94

32

34

11

Вы пользуетесь одноразовой посудой?

 

 

94

24

26

12

Вы чистите (ремонтируете) вещи, вместо того, чтобы выбрасывать их?

 

 

94

48

51

13

Вы применяете химикаты на даче/в саду

 

 

94

48

51

14

Вы кладете крышку на кастрюлю, когда варите?

 

 

94

44

47

15

Вы пишете на обеих сторонах бумажного листа?

 

 

94

64

68

16

В вашей квартире установлен счетчик, учитывающий расход воды?

 

 

94

16

17

17

В вашей квартире установлен счетчик, учитывающий расход газа?

 

 

94

36

38

18

Задумывались ли вы ранее о роли освещения в вашей жизни?

 

 

94

36

38

19

Посоветуете ли вы своим родителям, друзьям, знакомым  заменить лампы накаливания на энергосберегающие?

 

 

94

32

34

20

Знаете ли вы, что такое режим «stand by»?

 

 

94

16

17

21

Знаете ли вы, что в режиме ожидания ваши приборы потребляют энергию?

 

 

94

36

38

22

Задумывались ли вы, сколько электрической энергии потребляют ваши бытовые приборы?

 

 

94

8

9

23

Знаете ли вы, какой класс энергоэффективности бытовых приборов самый экономичный?

 

 

94

12

13

24

Будете ли вы обращать внимание на этикетку энергоэффективности при покупке бытовой техники?

 

 

94

32

34

 

 

 

Приложение г

Стенд «Сохраним энергию – сохраним планету!»

На занятии «энергосбережение – шаг за шагом»

 

Приложение Д

Листовка

 

 

 

 

Приложение Е

Вопросы интервью

 

1  Что такое, по-вашему, энергосбережение?

 

2 С какого возраста, по Вашему мнению, необходимо обучать основным навыкам, связанным со сбережением энергии?

 

3 Как вы думаете, почему с 1 января 2011 г. изъяты из обращения лампы накаливания мощностью 100 Вт?

 

4  Знаете ли вы, что такое режим «stand by»?

 

5  Какой вклад лично вы вносите в решение проблем по энергосбережению?

 

6  Знаете ли Вы, что такое «парниковый эффект»? Каковы его последствия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 6 - Удельный расход электроэнергии (кВт.ч.)  в Борском технолого-экономическом техникуме за период 2010 – 2012 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 7 - Удельный расход тепловой энергии (Гкал.)  в Борском технолого-экономическом техникуме  за период 2010 – 2012 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 8 - Удельный расход холодной воды (куб.м.)  в Борском технолого-экономическом техникуме за период 2010 – 2012 гг.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Проблемы энергосбережения и пути их решения в техникуме""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня всё чаще звучат почти забытые и малопопулярные когда-то слова «энергосбережение», «энергоэффективность». А ведь ещё несколько десятилетий тому назад в нашей стране ежегодно подсчитывали коэффициент роста потребления энергоресурсов как один из основных показателей развития экономики. Считалось, что чем больше ресурсов мы потребляем, тем ближе к процветанию наша страна.

Сейчас вопросы экологии вышли на первое место по своей общественной значимости. И если раньше выживание ассоциировалось, прежде всего, с предотвращением ядерной войны, то сейчас выжить – значит не погубить себя своей же собственной деятельностью.

Одним из действенных способов уменьшить влияние человека на природу является увеличение эффективности использования энергии – энергосберегающие технологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 2561
    • DOCX 10.6 мбайт
    • 35 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Светлана Давыдовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Светлана Давыдовна
    Волкова Светлана Давыдовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 28554
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек