Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа c.
Котиково
Вяземского
района Хабаровского края
Исследовательская
работа.
«Приход
Свято-Никольский»
Выполнил: Отченаш Степан Валерьевич,
ученик
4 класса МБОУ СОШ
с. Котиково Вяземского района
Хабаровского
края.
Руководитель: Отченаш Людмила Леонидовна,
учитель МБОУ СОШ с. Котиково Вяземского
района Хабаровского края.
2012
Об авторе
Отченаш Степан Валерьевич
дата рождения - 20.02.2001 г.
Ученик 4 класса
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа с. Котиково Вяземского района
Хабаровского края.
Место жительства: Хабаровский край ,
Вяземский район, с. Отрадное, ул. Строителей 7 кв. 1.
Оглавление
Введение……………………………………………………………4
стр.
Основная часть
1. История
прихода Свято-Никольского………………………5 стр.
2. Вклад
жителей города………………………………………..6-7 стр.
3. Настоятели
церкви-прихода……………………………… 8 стр.
4. Мое
отношение и отношение населения к церкви……..9 стр.
Заключение….………………………………………10
стр.
Список
литературы………………………………………………11 стр.
Приложения……………………………………………….…12
– 23 стр.
Введение
Благочестивые
наши предки не могли жить без храма;
он
был так же необходим для души народа,
как
дом и пища для его телесного существования.
Патриарх
Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
У
меня интересная фамилия! Оказывается, она произошла от молитвы « Отче
наш» и связана с распространением христианства на Руси. А центром распространения
христианства был и есть храмы. Они становились сосредоточением церковной жизни
и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание
верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Наверное, здесь дело
в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции,
особенности многовекового жизненного уклада. Я задался вопросом, а знают ли мои
односельчане о том, что у нас в городе Вяземский есть храм и как он называется?
Результат анкеты показал, что из ?% посещающих только 1% знает название церкви
г. Вяземского (приложение 1). Я задумался, если люди посещают храм, почему они
не знают его название? Поэтому я хочу рассказать им об истории происхождения
нашего храма.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается
тема изучения наших духовных и исторических корней.
Проблема: У каждого
храма есть своя собственная история, свои особенности. Так и Церковь прихода Свято-
Никольского имеет интереснейшую историю, но к сожалению многих сведений нет в
архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
Гипотеза: Если я
соберу сведения очевидцев, сведения архивов, музея, материалов библиотеки г.
Вяземского, то я воссоздам историю прихода Свято-Никольского.
Цель
исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день
церкви прихода Свято-Никольского г. Вяземского Хабаровского края.
Задачи:
ü Изучить отношение
населения к церкви.
ü Найти сведения о строительстве
православного храма.
ü Изучить и проанализировать
материалы по истории церкви в советский и постсоветский период.
Новизна
исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана
фактически малоизученная тема.
Объект: хроника
событий, связанных с церковью.
Предмет: церковь -
приход Свято-Никольский г.Вяземского Хабаровского края.
1.
Свято-Никольский приход был создан в конце 19-го века для первых переселенцев.
При станции Вяземская была построена церковь-школа во имя Святого Николая
Чудотворца и Преподобной Марии (приложение 2). Первый храм строился с 1898 по
1901 годы на средства благотворительного фонда имени Александра III и на 5000
рублей, пожертвованные Марией Тепловой, известной благотворительницей, вдовой
полковника Николая Теплова (приложение з). Церковь – школа была освящена 26 мая
1901 года. С 1899-1922 годы называлась приход ст.Вяземская Николо - Мариинской
железнодорожной церкви Владивостокской Епархии (приложение 3).
С
1922 года здание церкви служило рабоче-крестьянской общеобразовательной школой.
В
1924 году были скинуты колокола, и здание было отдано под клуб
железнодорожников. Позднее к нему с восточной и западной стороны были сделаны
пристройки, в которых разместили библиотеку.
С
17 февраля 1926 года в здании существовал железнодорожный музей.
Затем
последовало 60 – летнее скрытое от власти моление верующих по домам. В годы
гонений верующие собирались тайно в частных домах для общей молитвы, храня
чистоту православия, вот немногие из них: Карпушкина Мария, Парака Дарья,
Вергулис Ирина, Цыбуля Александра, Понкратова Мария, Буряк Дарья, Пугач Анна,
Бутенко Таисия (приложение 4).
В
1990 году директором Вяземского краеведческого музея Л.В. Корневой была
высказана мысль о возвращении верующим здания бывшей церкви, ее поддержала
мать, старейший работник музея Александра Филимоновна Жело. Сделали запросы и
нашелся ходатай – Таисия Тихоновна Бутенко, которая тогда постаралась попасть
на прием к бывшему епископу Хабаровскому Гавриилу.
13
февраля 1991 года было получено официальное разрешение администрации г.
Вяземского на оформление документов и регистрацию православной церкви.
В
1991 году здание полностью передали православной общине (приложение 5).
С
начала 1992 года в церковь стали приезжать из Хабаровской епархии священники
для совершения таинства крещения.
13
декабря 1992 году было направлено прошение епископу Хабаровскому и
Приамурскому Иннокентию о восстановлении здания.
15
апреля 1992 года был подписан первый Устав прихода епископом Иннокентием.
19
декабря 1993 года был освящен временный престол с западной стороны здания, на
период ремонтных работ, во имя святого Николая Чудотворца (приложение 6). Первую
божественную литургию отслужил епископ Иннокентий.
2.
В восстановление
храма принимали участие многие жители нашего города: кто оказывал
благотворительную материальную помощь, кто вносил свою лепту в оформление
храма.
Все начиналось с пустого здания! Лидия Николаевна Писаненко и Лидия Григорьевна
Токмакова это голова и шея (из воспоминаний Л.Н. Писаненко) (приложение 7). Лидия
Николаевна ходила по организациям, просила хоть что-нибудь, начиная от гвоздей,
досок до ложек, вилок. Лидия Григорьевна была первым священником, даже в
холодном помещении, печи построены были позже, она собирала верующих для
молитвы. Две Лидии возродили наш храм! Из беседы с Лидией Николаевной я узнал о
том, как верующим досталось почти разваленное помещение. Как очень пожилые
женщины забивали гвозди, как разбивали себе пальцы, потому что в их возрасте
это очень трудно сделать, как Лидия Николаевна уходила поплакать от обиды за
этих старушек, а потом возвращалась и подбадривала их своим живым голосом и
шуткой: Ну что старцы, не все руки отколотили, есть еще, чем работать? Как она -
председатель ездила на прием к Хабаровскому епископу, и не зная как правильно
разговаривать, как приветствовать, просила о благословении церкви, о покупке плащаницы.
Рассказывала она, где с юмором, а где и со слезами на глазах. Очень многое
узнали о том, кто помогал им в не легкой затее. Так Августина Нардина внесла
огромную лепту. С самого начала была была уборщицей, кассиром, сторожем,
поваром и до сих пор работает в приходе.
Так
рабочие НГЧ И ШРЗ сделали подсвечники, ажурные решетки на окна. Под
руководством епископа Иннокентия был сделан алтарь столяром Владимиром
Дубининым и прихожанином Михаилом Федорович Токмаковым с иконостасом, престол
и аналои. Митус В.Ф. подарил храму тумбочки и посвечники.
С
1998 года занимались строительством колокольни и установкой куполов. Дмитрий Костромин
сделал семь самодельных куполов(7 куполов - напоминание о 7 таинствах церкви:
крещение, миропомазание, причащение, венчание, соборование, рукоположение,
исповедь).
В
2003 колокольню подняли выше и отремонтировали (приложение 8). Теперь на
православные праздники колокола нас радуют своим звоном. В этом же году
Сергеем Новоселовым написана икона преподобного Зосимы Владимирского с
частичкой мощей. В 2004 году им же написана икона Оптинских старцев с
частичкой мощей.
В
2004 году иконостас был переделан, перенесен в большую половину здания, туда,
где был ранее храм. Эскиз сделал Сергей Новоселов, он руководил всей работой,
помогали ему в этом талантливые художники, мастера чеканки и художественной
резьбы по дереву: Ковалевская Вера Павловна, Королев Александр Васильевич,
сделав Царские врата в алтаре. Ходатский А.А., Чусовлянкин В., Жариков В.А. –
резьба, а роспись – Хафизова Н.В. А также проходящий паломник Валерий помог
сделать иконостас, а солею и амвон - Владимир Дубинин. Росписью и иконописью
занимались матушка Наталья и ее сестра Ксения (из Марфо - Мариинской обители в
послушании на приходе).
В
2006 году С. Новоселовым написана икона Блаженной Матроны Московской с
частичкой мощей.
3.
Первым
настоятелем Свято-Никольского храма на станции Вяземская с 1901 года был отец
Владимир (Михальчук Владимир Васильевич, 1866 года рождения), приблизительно по
1915 год, о чем свидетельствуют выписки из метрической книги за 1902 и 1910
годы.
По
сведениям метрической книги вторым настоятелем храма с 1915 года был отец
Хрисанф (Хрисанф Александрович Горбачевский), приблизительно по 1920 годы.
С
1991-1993 для служб направлялись священники Хабаровской епархии: игумен Товий,
о. Павел, о. Анатолий, о. Виктор, о. Андрей.
4 января
1994 года настоятелем храма стал о. Владимир (Фомичев).
С
августа 1994 по март 1995 года по совместительству два раза в месяц был
настоятель Бикинского прихода о. Сергий (Исаченко).
В марте
1995 года настоятелем храма был назначен о. Константин (Кошлашев), который
пребывал на этом посту до июля 2002 года.
С июля
2002 года настоятелем храма являлся о.Всеволод (Тютюнников).
С конца
сентября 2011 настоятель отец Георгий (приложение 9).
4.
Для меня понятие веры очень сложно, я еще не понимаю этого. Но для моей семьи
вера имеет значение. У моих бабушек были в доме иконы, сейчас они находятся у
нас (приложение 10). Мама ходит в церковь, хотя и не крещенная. Летом наша
семья хочет совершить таинство крещения.
Заключение
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что
для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы,
дети, лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины,
бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной
характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя
наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Наша малая родина полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы
оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки
многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего
края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).
Литература:
1. Архивы
краевого музея г. Вяземского (приложение11).
2. Материалы
прихода Свято – Никольского.
3. Статья
«Вяземские вести» за 29 мая 2001 года (приложение 12).
4. Фотоматериал
газеты «Вяземские вести»
5. Фотоматериал
краевой библиотеки.
Приложение 1
Я провел опрос жителей села Отрадное.
Задавал следующие вопросы:
1. Вы
ходите в церковь?
2. Вы
посещаете церковь г. Вяземского?
3. Вы
крещенный?
4. Вы
знаете как называется церковь г.Вяземского?
Получил следующие результаты:
Приложение 2
Табличка у входа в церковь.
Приложение 3
Приход ст.
Вяземская 1901 год – 1922 год
Приложение 4
Иконы семьи Усенко.
Приложение 5
Приложение 6.
Отремонтированное временное здание.
Приложение 7.
Лидия Николаевна Писаненко.
Приложение 8.
Церковь – приход Свято – Никольский г.
Вяземского 2012 год.
Приложение 9.
Отец Георгий
Приложение 10.
Иконы моей бабушки, хранятся у нас дома.
Приложение 11.
Архивные записи Жукова.
Приложение 12.
Статья в «Вяземских вестях» за 29 мая 2001
года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.