Выбранный для просмотра документ меры длины 2.docx
Скачать материал "Исследовательская работа "Меры длины""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ презентация.pptx
Скачать материал "Исследовательская работа "Меры длины""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Меры
длины
Выполнила:
ученица 3 класса «А»
Минжилиевская Ксения
Руководитель:
Молчанова Наталья Александровна
2 слайд
Цель исследования
Выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси и в разных странах и почему не используются в настоящее время.
«Наука начинается там, где начинают измерять». Д.И.Менделеев
3 слайд
Задачи исследования:
выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена
на Руси и в разных странах;
уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
провести эксперимент с измерением роста учащихся класса и членов моей семьи в различных мерах длины.
подготовить сообщения «Старинные русские меры длины», «Старинные меры длины разных стран» и выступить с ними на занятиях кружка
« Логика»;
найти задачи со старинными мерами длины, которые можно решить на занятиях кружка или уроках математики;
выяснить: в каких произведениях встречаются старинные меры длины
раскрыть смысл пословиц и фразеологизмов, в которых есть названия старинных мер длины.
4 слайд
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Методы исследования:
изучение специальной литературы;
использование сети Internet;
опрос одноклассников, родителей, учителей;
наблюдение за тем, с помощью чего люди разных профессий измеряют длину предметов в настоящее время;
эксперимент с измерением роста учащихся класса и членов моей семьи в различных мерах длины.
5 слайд
Актуальность исследования:
Результаты опроса представлены в таблице:
6 слайд
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
7 слайд
Старинные русские меры длины.
С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Но ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Стали применять другие единицы длины. При измерениях длин использовали ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах рук и т.д.
8 слайд
Система древнерусских мер
длины включала в себя
следующие основные
меры: версту, сажень,
аршин, локоть, пядь и
вершок.
9 слайд
.
Эти меры длины были в ходу до XVIII в. В конце XVIII - начале XIX в. специальные правительственные комиссии занялись упорядочением мер и весов. На больших дорогах стали ставить столбы — указатели расстояний в верстах. Длину сажени определили в 213 см. Сохранились более мелкие деления на четверти и вершки. К 1833 г. относится изготовление эталонов метрических
мер длины в России.
10 слайд
Вершо́к — старорусская единица измерения, равная 1,75 дюйма (4 см 4 мм). Наименование происходит от слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца).
В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершки" и "четвертьвершки".
Первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
11 слайд
Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 23 см).
Разновидности пяди:
"малая пядь" — расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см);
"пядь великая" — расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20-25 см);
"пядь с кувырком" — длина малой пяди, плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).
Пядь упоминается в описаниях
путешествии русских паломников
XII-XVI вв.
12 слайд
Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям).
Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Но локти у людей имеют разную длину. Поэтому в каждом городе издавался свой указ, каким локтем должны пользоваться.
13 слайд
Аршин – длина всей руки.
В торговле аршин постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть.
Пётр I приравнял аршин к 28 английским дюймам.
4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.
14 слайд
Сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей).
Маховая сажень- расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см).
Косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см).
15 слайд
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия:
городовая – 284 см 8 мм
без названия – 258 см 4 мм
великая – 244 см
греческая – 230 см 4 мм
казённая – 217 см 6 мм
царская – 197 см 4 мм
церковная – 186 см 4 мм
народная – 176 см
кладочная – 159 см 7 мм
простая – 150 см 8 мм
малая – 142 см 4 мм
16 слайд
ВЕРСТА - старорусская путевая мера (ранее ''поприще''). Верста упоминается в летописях еще за 1097 год. Она содержала в себе 750 сажень. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени.
Верста в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, а также на окраинах России, особенно в Сибири, — и для измерения расстояний между населенными пунктами.
17 слайд
Итак, все меры длины, употреблявшиеся в XVII веке:
18 слайд
Я провела эксперимент с измерением роста учащихся класса и членов моей семьи в различных мерах длины.
Все результаты измерения собраны в таблицу:
Таблица роста моей семьи.
19 слайд
Таблица роста некоторых учеников 3 А класса.
20 слайд
Древние меры длины в разных странах.
ДЮЙМ – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм = 2 см 54 мм
Происхождение самой единицы – не определенно, поскольку ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно пошло: Голландия, Англия или даже Римская империя.
21 слайд
ФУТ - (от англ. слова foot - ступня)
в буквальном переводе стопа.
1 фут = 30 см 48 мм
Фут — самая распространенная единица длины. Существуют русский, баденский, баварский, прусский, саксонский, вюртембергский, английский, австрийский, швейцарский, парижский… И везде он разный. В настоящее время единица измерения фут практически везде заменен метрическими единицами за исключением Великобритании, США, Канады и некоторых других стран.
22 слайд
ярд – мера, равная расстоянию от кончика носа до кончика среднего пальца английского короля Генриха I.
1 ярд = 1 м 16 см.
Очень дорогой и тщательно изготовленный эталон сгорел во время пожара здания парламента в 1834г. Пришлось собирать по всей стране наиболее доброкачественные копии, и утверждать заново величину ярда.
23 слайд
Во Франции - пье: 1 пье = 32,48 см
В Италии – пьеда: 1 пьеда = 29,76 см
В Испании - пи: 1 пи = 27,86 см
В Англии – фут: 1 фут = 30,48 см
Древние меры длины в разных странах.
В XIX веке система единиц длины осталась в основном той же, какой была в XVIII веке:
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 48 вершкам = 84 дюймам.
24 слайд
Современные меры длины .
В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.
Метр - основная единица
метрической системы.
Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России.
25 слайд
В наше время используются следующие единицы измерения:
1 миллиметр = 0,001 метра
1 сантиметр = 0,01 метра
1 дециметр = 0,1 метра
1 километр = 1000 метров
26 слайд
27 слайд
Меры длины
1 верста = 1,06679 километра
1 сажень = 2,1335808 метра
1 аршин = 0,7111936 метра
1 вершок = 0,0444496 метра
1 фут = 0,304797264 метра
1 дюйм = 0,025399772 метра
1 километр = 0,9373912 версты
1 метр = 0,4686956 сажени
1 метр = 1,40609 аршина
1 метр = 22,4974 вершка
1 метр = 3,2808693 фут
1 метр = 39,3704320 дюйма
1 сажень = 7 футов
1 сажень = 3 аршина
1 сажень = 48 вершков
1 миля = 7 верст
28 слайд
Старинные меры длины в художественной литературе:
А. С. Пушкин
«ЗИМНЯЯ ДОРОГА»
...... Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
П. П. Ершов
«КОНЕК ГОРБУНОК»
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка ,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»
29 слайд
Фразеологизмы
«Семи пядей во лбу»
«Косая сажень в плечах»
«От горшка два вершка»
«Семь футов под килем»
«Как аршин проглотил»
30 слайд
Задачи со старинными мерами длины:
1. Каков рост в миллиметрах у Дюймовочки в одноимённой сказке Г-Х. Андерсена?
2. А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах.
3. Обычное пожелание морякам перед плаванием: «Семь футов под килем!». Сколько это будет в сантиметрах?
4. Кольцо баскетбольной корзины расположено на высоте 10 футов. Найдите эту высоту в метрах, сантиметрах и миллиметрах.
5. Длина футбольных ворот 7 м 32 см, а высота 2 м 44 см. Найдите размеры ворот в футах (можно считать фут = 30 см 5 мм).
6. В хоккей на траве играют на прямоугольной площадке со сторонами 91 м 50 см и 54 м 90 см. Найдите длины сторон в ярдах.
7. Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень.
8. Верста – 500 саженей. Найдите длину версты в метрах.
9. Есть поговорка «пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров «до небес»?
31 слайд
Заключение
В ходе исследования я сделала следующие выводы:
• уточнила, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• выяснила, какими измерительными приборами пользуются в настоящее время;
• выяснила, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
• выяснила, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• выяснила, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомилась с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;
• в ходе эксперимента я пришла к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
• выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Задачи исследования:
• уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• провести эксперимент с измерением роста учащихся класса и членов моей семьи в различных мерах длины.
• подготовить сообщения «Старинные русские меры длины», «Старинные меры длины разных стран» и выступить с ними на занятиях кружка
« Логика»;
• найти задачи со старинными мерами длины, которые можно решить на занятиях кружка или уроках математики;
• выяснить: в каких произведениях встречаются старинные меры длины
• раскрыть смысл пословиц и фразеологизмов, в которых есть названия старинных мер длины.
• Научиться применять знания на практике.
6 654 986 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Молчанова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.