Районная конференция гуманитарного
направления
муниципальное
казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная
школа Баевского района Алтайского края»
ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ
ДУШИ» И ЕЕ СВЯЗЬ С ИСТОРИЕЙ
Научно-исследовательская работа
Выполнила работу: Черкасова Алена
Дмитриевна,
ученица 10 класса МКОУ «Нижнечуманская
СОШ»
Научный руководитель: Голуб Елена
Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ « Нижнечуманская СОШ»
Нижнечуманка
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
1.ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ
5
1.1.Описание
картины в 1 главе 5
1.2.
Содержание картин в усадьбе Коробочки 7
1.3.
Живопись в доме Плюшкина 10
ГЛАВА
2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НА КАРТИНАХ В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА
12
2.1.
Герои Греции 12
2.2.
П.М. Багратион - герой Отечественной войны1812 года. 14
2.3.
Бубулина Ласкарина - адмирал русского флота 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ
23
3
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха по —
своему судит о писателе, воспринимая в его творчестве близкие ей художественные
начала. Чем велик Николай Васильевич Гоголь? Чем интересен он нам, нынешним
юным читателям? Каждый мой ровесник может открыть в творчестве писателя
интересующие его грани таланта Гоголя. Лично меня заинтересовал вопрос о связи
поэмы « Мертвые души» с историческими событиями. Упоминание в тексте
Кутузова, Багратиона, греческих генералов, Бобелины, изображенных на картинах,
на первый взгляд, не имеет большого значения. Но если о русских полководцах мы
хоть что-то знаем, но кто же такая Бобелина и другие? Тем более, Гоголь не мог
их вплести в нить повествования без свойственной ему загадочности.
Текст поэмы исследовали
с разных сторон. Например, по мнению Ю.В. Манна, «Мертвым душам» присуща особая
универсальность, соответствие «внешнего внутреннему, материального существования
человека – истории его души» [5, с.67]. Другой исследователь творчества Н.В.
Гоголя, С. И. Машинский, анализируя образ губернского города, отталкивается от
другого высказывания – обобщения творческого замысла писателя: «Идея города.
Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, сплетни, перешедшие пределы,
как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени»
[6, с.164]
Но ни у кого из них нет
исследования по роли живописи в поэме и ее связи с историей.
Актуальность
своей работы я вижу в том, чтобы предложить учащимся 9 класса узнать о
загадках живописи и ее связи с историей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Гипотеза: живопись
на стенах помещичьих усадеб отражает исторические события.
4
Цель исследования:
выявить связь живописи в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя с историей. Исходя
из поставленной цели, мною были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать
описание картин по главам
2)
соотнести изображения на картинах с историческими моментами
3) выяснить,
какую роль сыграли в истории, упомянутые в тексте исторические лица.
Объект исследования:
текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования: живопись
на стенах помещичьих усадеб.
Методы исследования: историко
– культурный.
Форма работы:
научная статья.
Практическая значимость:
материал моей работы можно использовать на уроках литературы в 9 классе при
изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в качестве дополнительного материала,
на факультативных занятиях по литературе, истории.
5
ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ
1.1.Описание картины в 1
главе
Известно, что Гоголь был
хорошим знатоком живописи, но может показаться, что в «Мертвых душах» эти
знания ему оказались не нужны: в поэме искусству уделено достаточно
специфическое место. Никто из героев не увлекается живописью и не рассуждает о
ней. Однако картины упоминаются уже в первой главе. Чичиков осматривает
отведенный ему покой и замечает — вместе с автором, — что интерьер гостиницы не
отличается оригинальностью. При рассмотрении первой главы уже шла речь о том,
что в тексте неоднократно встречается местоимение тот же: «тот же закопченный
потолок», «те же стены», «та же копченая люстра». В этом ряду упомянуты и «те
же картины во всю стену, писанные масляными красками», но именно в них, раньше
чем в других предметах, отмечена некоторая неожиданность: «…Все то же, что и везде;
только и разницы, что на одной картине изображена была нимфа с такими огромными
грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал» [4, с.6] (Приложение 1).
Нарушение нормы, пропорции в произведении искусства (каким бы оно ни было)
быстрее бросается в глаза, чем в каких-либо предметах быта. Картина, пусть даже
без какой-то конкретной цели вывешенная на стене, сразу попадает в поле нашего
зрения, невольно побуждая задуматься о ее смысле. Откуда взялась столь странная
«нимфа»? Что означает несоразмерность в ее облике? Бездарность художника?
Личные его пристрастия к крупным формам? А, может быть, это попытка таким
неудачным образом выразить ту тягу к богатырству, которая свойственна
национальному характеру? То объяснение, которое предлагает автор, на самом деле
далеко не все объясняет: «Подобная игра природы, впрочем, случается на разных
исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам
в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусств, накупившими их
в
6
Италии по совету везших
их курьеров» [4, с.6]. Даже если картина создана не российским живописцем, то
«прижилась», обрела свое прочное место именно в российской гостинице. Во всем
этом можно увидеть и отсутствие вкуса у «наших вельмож», и незнание ими
искусства подлинного, но, вместе с тем, — тягу к нему, желание удовлетворить не
всегда осознаваемые потребности души, и быстрое охлаждение к только что
зародившемуся интересу или следованию моде: картина каким-то образом оказалась
в провинциальной гостинице.
Вывод: много
загадок таит эта вскользь упомянутая картина.
7
1.2. Содержание картин в
усадьбе Коробочки
А вот в доме Коробочки
Чичиков находит картины. Приехав ночью, герой не очень внимателен, но главное
все же улавливает — «картины с какими-то птицами». [4, с. 46] (Приложение
2). Проснувшись на другой день, он замечает, «что на картинах не все были
птицы: между ними висел портрет Кутузова (Приложение 3) и писанный масляными
красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, что нашивали при
Павле Петровиче» [4, с. 47].
Соседство исторических
имен и многократно упомянутых птиц бросается в глаза. Перед нами своего рода
модель русского мира, гротескно представленная: историческое и бытовое
располагаются рядом, но это соседство далеко от продуманности, системы; всему
находится место, но логика взаимосвязи не поддается моментальной расшифровке.
Об истории в поэме Гоголя
говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно
очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после
войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но
это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального
бытия. Исследователи, определявшие хронологические рамки сюжета, назвали
1830—1840-е годы, но допускали и более ранние границы: 1810—1820-е. Апеллируя к
упоминаемым в поэме реалиям (неурожаи, эпидемии, введение в обиход бумажных
денег — ассигнаций), допускали и достаточно широкие границы.
Отечественная война и
национальный герой Кутузов являют, таким образом, некий важный фон русской
жизни, обыденной, подчас мелкой и пошлой, но помнящей о героическом прошлом.
Убитый в результате дворцового заговора Павел I, удержавшийся на престоле всего
четыре года, — напоминание о некоем важном историческом переломе, происшедшем в
начале нового столетия: цареубийство произошло в марте 1801 г., и
8
взошедший на российский
престол Александр I начал проводить иную политику, чем его отец. На картине в
доме Коробочки изображен не Павел I, а неизвестный человек в мундире павловской
эпохи. (Приложение 4) Сошедший с исторической арены император был педантом в
воинском деле и «мундиру» уделял немало внимания. В александровскую эпоху люди
старшего поколения (к которым могли относиться и родители Коробочки) подчас
тосковали о прежних временах, хотя в общественном сознании Павел не без основания
считался правителем, который наказывал без вины и вознаграждал без причины.
Соседство птиц и Кутузова
не может не удивить. Неожиданный птичий контекст способен снизить героический
ореол полководца. Но если вспомнить, что птицы — не случайные существа в
мифологическом и фольклорном мире, а Кутузов имел репутацию полководца, особо
чтимого народом и выражающего народное понимание истории, то все встает на свои
места. А «безмозглая» хлопотунья Коробочка совершает действие, подобное
доблестному штурму города, хотя и в мирное время. Приехавшая в губернский
город, чтобы узнать, не продешевила ли, продав Чичикову мертвые души, Коробочка
нарушает то спокойное состояние, в котором город находился: «Как вихорь
взметнулся дотоле, казалось, дремавший город» [3, с. 190]. Так что к Коробочке
вполне применимы меткие народные пословицы: «Курица кудахчет на одном месте, а
яйца кладет на другом», «Птичка невелика, да ноготок востер».
Как видим, жизнь
Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного
(многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся
листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия
мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел;
утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая.
9
Вывод:
портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам,
что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы
видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы.
Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со
временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из
всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким
образом, она – обобщенный образ бережливых, а, следовательно, и живущих в
довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою
выгоду.
10
1.3. Живопись в доме
Плюшкина
И в доме Плюшкина мы
встречаемся с картинами, вновь напоминающими о героическом военном прошлом.
Среди «весьма тесно и бестолково» размешенных на стенах картин можно было
увидеть «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами,
кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями» [4,
с.119] (Приложение 5). Неизвестно, какое сражение изображено на гравюре. Сюжет
можно истолковать и как напоминание об энергичном, действенном прошлом, и как
знак бестолковости, суеты, сопровождающие исторический путь человечества.
Оттеняют эти ушедшие в прошлое сражения другие изображения, становящиеся знаком
иной жизни. На «огромной почерневшей картине» были изображены «цветы, фрукты,
разрезанный арбуз, кабанья морда и висевшая головою вниз утка» [4, с.120]
(Приложение 6). В прежней жизни Плюшкина (когда приобретались или вывешивались
эти картины) находили себе место и исторические сюжеты, и натюрморты. И у
самого героя между историей и эмпирической жизнью не было раздора,
противостояния. Заняв свои места в доме, эти полотна, теперь уже почерневшие,
по-своему олицетворяли согласие между героической, воинской и обыденной жизнью.
Но как в судьбе человечества в целом, так и в пути отдельного человека,
гармония не удерживается долго. Плюшкин «воюет» с Маврой и крестьянами; арбуза
и цветов не видно в их доме, а «кабанья морда» и «утка» — лишь изображения;
Плюшкин давно ходит на другую «охоту»; на улицах деревни он собирает «всё, что
ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный
черепок… Вон, уже рыболов пошел на охоту!" — говорили мужики» [4, с.123].
Тематически картины обоих
помещиков сходны: анималистика и батальная тема (портрет Кутузова и «гравюр»).
И в том и в другом случае живопись овеяна ореолом старины: на портрете у
Коробочки изображен старик в старинном (павловском) мундире, на стене у
Плюшкина висит старая
11
пожелтевшая гравюра,
изображающая солдат в старинных шляпах (треугольных) (Приложение 7).
Утка отличается от птиц
на картинах у Коробочки в двух отношениях: во-первых, она, очевидно, мертвая:
была подстрелена и висит как охотничий трофей; во-вторых, висит она «головой вниз».
Такое положение характерно для классических натюрмортов, но в данном случае эта
деталь, по-видимому, наделяется дополнительными смыслами.
Вывод:
Характеризуемый этой деталью, мир Плюшкина предстает как «более мертвый», чем
дом Коробочки и как безнадежно отклонившийся от жизненной нормы,
«перевернутый».
12
ГЛАВА 2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НА КАРТИНАХ
В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА
2.1. Герои Греции
Третий помещик, картины в
доме у которого перечисляются, - Собакевич; у него – в нарушение читательских
ожиданий, связанных с пристрастием этого помещика к обильной, вкусной и
здоровой пище, - нет на стенах натюрмортов, зато щедро представлена батальная тема
(портреты героев греческого восстания и Багратиона). «Самые узенькие рамки»
багратионовского портрета» соответствуют «тоненьким бронзовым полоскам» на раме
гравюры и – наряду с «маленькими знаменами и пушками» – контрастируют с
«огромными барабанами» на гравюре, эти внушительного размера музыкальные
инструменты напоминают, однако же, греческих полководцев, изображенных на
других картинах в доме Собакевича. Таким образом, на плюшкинских полотнах как
бы собраны черты, «рассеянные» на картинах двух хозяйственных помещиков
Коробочки и Собакевича.
«… Вошед в гостиную,
Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!». Садясь, Чичиков взглянул
на стены и на висевшие на них картины. На картинах все были молодцы, все
греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных
панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с
такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.
Между крепкими греками, неизвестно, каким образом и для чего, поместился
Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых
узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна
нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние
гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы
и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого
окна, висела клетка, из которой глядел
13
дрозд темного цвета с
белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича. …» [4, с.246]
Имена героев, которые
украшали стены гостиной Собакевича, ничего не говорят современному читателю, но
современники Н.В. Гоголя очень хорошо знали и уважали героев освободительной
войны. Александр Маврокордато был одним из руководителей греческого восстания (Приложение
10). Теодор Колокотронис возглавлял крестьянское партизанское движение. Андреас
Вокос Миаулис был греческим адмиралом, а Константин Канари – военным министром
в греческих правительствах.
14
2.2. П.М. Багратион -
герой Отечественной войны1812 года.
Выдающийся русский
полководец Петр Иванович Багратион (Приложение 8) участвовал в суворовских
походах, был героем Отечественной войны 1812 года, генерал от инфантерии, князь.
Участник Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова, войн с Францией,
Швецией и Турцией (в 1809-1810 гг. – главнокомандующий Молдавской армией). В
Отечественную войну 1812 г. – главнокомандующий 2-й армией. Происходил из
грузинских князей царского рода Багратионов. Родственные связи в среде высшей
имперской аристократии и личная храбрость молодого офицера способствовали
взлету его быстрой воинской карьеры. За проявленную храбрость и боевые заслуги
при штурме турецкой крепости Очаков в 1789 г. из подпоручиков он был произведен
в капитаны, а отличившись при взятии предместья Варшавы, в 1794 г. обратил на
себя внимание самого А. В. Суворова. В царствование императора Павла I
пользовался большой благосклонностью этого монарха, а 4 февраля 1799 г.
пожалован чином генерал-майора. В 1799-1800 гг. находился в Итальянском и
Швейцарском походах, принимал активное участие во многих крупных сражениях, с блеском
командовал авангардом. Это упрочило его репутацию как одного из самых боевых
генералов русской армии, он считался любимым учеником прославленного Суворова.
Свое воинское мастерство Багратион подтвердил в кампании 1805 г. против
французов в бою под Шенграбеном, где возглавляемый им русский арьергард отразил
все атаки и задержал продвижение превосходящего противника. В кампаниях
1806-1807 гг. он командовал 4-й дивизией и главным авангардом, принимал участие
во всех главных боевых столкновениях с французами. Во время русско-шведской
войны 1808-1809 гг. командовал 21-й дивизией, очистившей от шведов южное
побережье Финляндии, а в 1809 г. возглавил крупный отряд, совершивший переход
по льду Ботнического залива на Аландские острова, за что был произведен в
генералы от инфантерии. В 1809 г. был назначен главнокомандующим Молдавской
армией; под его
15
руководством русские
войска захватили ряд крепостей на Дунае и смогли нанести туркам поражения под
Рассеватом и Татарицей. В 1812 г., несмотря на личное нерасположение Александра
I, он занял пост главнокомандующего 2-й Западной армии, прикрывавшей центральное
направление. В Бородинском сражении его войска защищали левый фланг русской
позиции и приняли на себя в начале боя главный удар превосходящих сил
Наполеона. Стойко обороняя занятые рубежи, он лично водил свои части в
контратаки, в одной из которых получил тяжелую рану осколком гранаты в берцовую
кость левой ноги и был вывезен с поля боя сначала в Москву, а затем в селе
Симы, где скончался во время лечения и был погребен. В 1839 г. его прах
торжественно перезахоронили на Бородинском поле. По праву считался одним из
лучших русских полководцев суворовской школы, он отличался личной отвагой в
бою, славился своей энергией и напористостью при достижении поставленных задач,
был любим простыми солдатами и офицерами.
16
2.3. Бубулина Ласкарина -
адмирал русского флота
Бобелина была героиней
войны за независимость Греции (Приложение 9). В доме Собакевича Чичиков
видит лубочные картинки, на которых в соответствии со спецификой народной
эстетики изображения известных исторических деятелей напоминают карикатуры.
Реально-историческая Бобелина (точнее Боболина), имеет весьма отдаленное
отношение к лубочной Бобелине, украшающей гостиную Собакевича. Она приобрела
широкую известность в России, а в 1823 г. на русский язык был переведен роман
немецкого писателя Христиана Августа Вульпиуса «Бобелина, героиня Греции нашего
времени». Лубок, изображающий Бобелину, был чрезвычайно популярен в народе и
являлся своеобразным украшением почтовых станций и постоялых дворов. Бубулина Ласкарина – первая и единственная
женщина адмирал Российского флота.
Судьба распорядилась
так, что Ласкарина родилась в тюрьме Константинопольской крепости, куда была
брошена ее мать, жена греческого капитана Станиса Пинотсинса, принимавшего
участие в боевых сражениях за свободу Греции в 1769-1770 годах. После смерти
греческого патриота его жена и новорожденный ребенок освобождены из заключения.
В поисках места проживания они остановились на острове Идра. Четырехлетняя
борьба за выживание на свободе привела мать к заключению второго брака с
капитаном Димитрио Лазару - Орлова (многие греческие патриоты, участники
средиземноморских событий под общим руководством Орлова-Чесменского, в знак
особого почитания России принимали решение брать себе двойную фамилию с именем
Орлова). Состоявшая семья переехала на остров Спецопула.
Ласкарина росла настоящей гречанкой: энергичной, темпераментной, отважной. Патриотические
чувства были очень важной составляющей его национального характера. Юная
Ласкарина обожала море, с увлечением слушала рассказы бывалых греческих
капитанов об извечном
17
желании обрести свободу и
независимость. Такие характеристики для женщины того времени очень лестны, ведь
женщина занимала в обществе позицию на ступень ниже и зависимую от мужчины,
поскольку она не создана по образу Бога и, следовательно, не могла действовать
самостоятельно. Женщина не обладала властным авторитетом и правоспособностью,
являвшихся прерогативами мужчин. Социальная активность женщины, ее
революционная инициатива ограничивалась властью мужчин, тем более в
православном мире, на острие борьбы за создание греческого государства,
открытом противостоянии османскому насилию. Современные историки и
исследователи единодушно констатируют тот факт, что «руководство властью» и
«революционная борьба» являлись сферами характерными исключительно для мужчин.
Бубулина – тот немногий (единичный) подвиг женской индивидуальности и ярко
выраженной самостоятельности. Когда ее муж Димитриос Бубулис погиб в морском
сражении с алжирскими пиратами, она унаследовала его дело и парусные корабли.
Сумела организовать предприятие начатое мужем деловито и результативно. В
предреволюционный период Бубулина использовала несколько своих поездок в
Константинополь для встречи с представителями греческого освободительного движения
«Филики Этерия». Разделяя революционные взгляды с «Этеристами» Ласкарина на
свои средства построила восемнадцатипушечный корвет «Агамемнон», снарядила его
боевым вооружением, обучила экипаж, потратила много средств на закупку
продовольствия, оружия, боеприпасов и экипировки для повстанцев. Свой дом,
расположенный на острове Спецес приспособила под перевалочную базу, через
которую на своем корабле выполняла постоянную переброску имущества в
необходимые места базирования восставших. Гречанка посвятила свою жизнь борьбе
за свободное государство Греция.
В 1816 году османские
власти предприняли меры к конфискации ее имущества, как жены грека,
принимавшего участие в русско-турецкой
18
войне на стороне русской
Средиземноморской эскадры. Спасаясь от ареста, Бубулина встречалась с русским
посланником в Константинополе графом Строгановым, прося у него защиты. Посол
России способствовал временному укрытию отважной гречанки на территории
Крымского полуострова. Здесь она вынуждена была находиться почти три месяца. Но
тоска по родине, стремление принимать активное участие в революционной борьбе
заставили вернуться ее в Архипелаг.
Особенно отличилась
отважная женщина в 1821 году, когда она во главе греческой эскадры
численностью в восемь боевых кораблей приняла участие в осаде крепости
Нафплион. На всех кораблях отважной патриотки развивался флаг независимой
Греции. Она организовала десантные отряды на решительную осаду. В переломный
момент штурма, когда, силы осаждающих крепость, дрогнули, Бубулина, вырвавшись
вперед отряда штурмующих, призвала соратников к новой атаке: «Кто вы? Мужчины
или бабы? Вперед!». Ее пример подействовал на пошатнувшихся в действиях
мужчин.
Моряки десанта, под
градом турецких пуль обеспечили себе победный прорыв и взяли укрепленную
турками цитадель. Мужественная женщина-капитан снискала славу национальной
героини в борьбе за свободу Греции. Отважному флотоводцу Ласкарине Бубулине,
первой и единственной женщине Император Александр 1 присвоил звание АДМИРАЛА
Российского Флота, и вместе с адмиральскими отличительными знаками передал в
дар монгольский меч в кожаных ножнах.
Ласкарина
Бубулина погибла в вооруженном столкновении во время внутренних раздоров с
семьей Коутисов. Имя отважной женщины – Адмирала Российского Флота особо
почитается в современной Греции. Наследники Бубулины передали греческому
правительству легендарный корвет «Агамемнон», который был переименован в
«Спеце» и ходил флагманом в греческом национальном Флоте. Во многих городах
Греции и
19
на острове Кипр в ее
честь названы улицы. А в городе Спеце, на острове Спецопула создан музей в ее
честь, установлен памятник славной греческой патриотке Ласкарине Бубулине.
Образ греков
вставших с оружием в руках на борьбу за возрождение государства стал символом
для многих граждан Греции и России. Бубулину, как и многих других греческих
патриотов, старались запечатлеть в скульптуре, на многочисленных портретных
картинах, на страницах книжных изданий. В их числе оказался и великий
писатель Николай Васильевич Гоголь.
Собакевич, если
соотнести его с портретами-картинками, окажется на фоне истинных полководцев и
героев уподоблен Багратиону, едва заметному рядом с Бобелиной и другими
великанами. «Между крепкими греками» русский полководец, «тощий» и «худенький»
почти не бросается в глаза. Но, может быть, в нем, таким образом, подчеркнута
именно «человеческая сила», которая не нуждается в фольклорно-мифологическом
преувеличении и не допускает лубочной карикатуры. Герой Отечественной войны,
получивший на поле боя смертельную рану, заслужил право быть изображенным в
человеческий, а не исполинский рост. Его богатырство — не внешнее, не сугубо
физическое. Наделенный изрядной физической силой Собакевич, быть может, мечтает
о силе другой. Вспомним его сожаление, что ни разу еще не поболел. Судьба
Багратиона — не судьба Собакевича, но высокий, героический и жертвенный смысл
жизни полководца — бессознательная мечта помещика, похожего на медведя.
Недаром имена
исторических лиц появляются в главе еще раз и в знаменательном контексте.
Расхваливающему своих крестьян Собакевичу Чичиков напоминает, что их уже нет в
живых, что все это «мечта». «Ну, нет, не мечта!», — возражает Собакевич и
вспоминает наделенного необыкновенной «силищей» Михеева: «…Хотел бы я знать,
где бы вы в
20
другом месте нашли такую
мечту!» [4, с. 103]. Он произносит эти слова, «обратившись к висевшим на стене
портретам Багратиона и Колокотрони», «как
будто призывает» их в «посредники» [4, с.104]. Непрерывающаяся связь настоящего
с героическим прошлым по-своему закреплена решительным словом Собакевича.
Вывод:
Эти выдающиеся личности, которые отдали жизнь за родину, противопоставляются
низким мошенникам-приобретателям, которые заботятся лишь о собственном благе.
Вывод по главе 2: Мы
видим, что фольклорное и историческое в данном описании неотделимы друг от
друга. Перед нами своего рода народный вариант истории. Но, следовательно, хотя
и в лубочном варианте, но история в этой главе заняла свое полноправное место.
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер описания картин
в домах помещиков в очередной раз высвечивает многоплановость гоголевского
повествования. Изображения (людей ли, неодушевленных предметов) лишены
правдоподобия, симметрии; живописные сюжеты производят впечатление случайного
их присутствия в российской провинции. Создается впечатление, что рука
безымянного художника не ведала, что творила, и тем более не ведают владельцы
поместий, во имя чего помещены диковинные изображения в их домах. А, тем не менее,
это странное искусство — в высоких ли его образцах, в лубочном виде или в
массовом, почти ремесленническом варианте — упорно вторгается в жизнь,
отвоевывает в ней свое место и успевает либо пародийно представить бездумно
искаженную человеком жизнь, либо напомнить о тех потребностях и возможностях
души, которые в обыденной жизни скрыты под «толстою скорлупою». Исследовав
описание картин по главам, я пришла к следующим выводам:
1. Об истории в поэме
Гоголя говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно
очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после
войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но
это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального
бытия.
2. Детали картин
отражают большой исторический материал
3. Исторические лица,
упомянутые в тексте поэмы Н.В.Гоголя, оставили свой заметный след в
человеческой памяти.
В ходе моего
исследования я улучшила навыки работы с текстом художественного произведения,
с информационными ресурсами Интернета.
Задачи, поставленные в
моей работе, были решены и цель достигнута.
22
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Белинский В. Г. Собр. соч.: В 6т. – М., 1955. – Т.6. – С. 355
2.
Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1934
3.
Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 2т. М., 1973.-Т.1.
4.
Гоголь Н. В. Мёртвые души. – М., 1981.
5.
Манн Ю.В. Творчество Гоголя.- М., 1977
6.
Машинский С.И. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».
7.
Смирнова- Чикина Е.С. Поэма Гоголя Мертвые души. –Комментарий. Л. 1974
8.
klub- drug. ru/ kartihki-shkol|
9.
litra.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нимфа
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Картина с уткой
Приложение 4
Мундиры
времени правления Павла 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Батальная сцена
натюрморт
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Солдаты в треугольных шляпах
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Петр Иванович Багратион - генерал от
инфантерии, князь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Ласкари́на Бубули́на
(греч. Λασκαρίνα Μπουμπουλίνα); 11 мая 1771, Константинополь — 25 мая 1825) —
героиня греческой революции 1821 года, адмирал российского флота.
ПРИЛОЖЕНИЕ
10
Теодорос
Колокотронис. греческий государственный деятель, главнокомандующий войсками
Мореи (1825-1827) в ходе Греческой национально-освободительной революции
1821-1829 гг. Руководил войсками при взятии Триполиса (октябрь 1821), при
разгроме турецкой армии летом 1822 г. Сторонник Каподистрии. Член
Государственного совета с 1835 г.
Константинос КАНАРИС
греческий государственный
и политический деятель, премьер-министр Греции в 1844-1865 гг., 1877 г.
Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Сторонник
конституции.
Александр МАВРОКОРДАТОС
греческий государственный
и политический деятель, президент Греции в 1822-1823 гг., премьер-министр в
1844, 1854-1855 гг., участник Греческой революции 1821-1829 гг. Выходец из
семьи фанариотов, принял активное участие в Греческой революции. В январе 1822
г. Национальное собрание в Эпидавре избрало Маврокордатоса президентом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картины с птицами
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Портрет Кутузова М.И.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.