Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя

исследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя

Скачать материал

Районная конференция гуманитарного направления

муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

 

 

 

 

 

ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И ЕЕ СВЯЗЬ С ИСТОРИЕЙ

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила работу: Черкасова Алена Дмитриевна,

ученица 10 класса МКОУ «Нижнечуманская СОШ»

Научный руководитель: Голуб Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ « Нижнечуманская СОШ»

 

 

Нижнечуманка

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                              3

 ГЛАВА 1.ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ                                                          5

1.1.Описание картины  в 1 главе                                                            5

1.2. Содержание картин  в усадьбе Коробочки                                    7

1.3. Живопись в доме Плюшкина                                                         10

ГЛАВА 2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ  НА КАРТИНАХ В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА                                                                                       12

2.1. Герои Греции                                                                                   12

2.2. П.М. Багратион - герой Отечественной войны1812 года.           14

2.3. Бубулина  Ласкарина - адмирал русского флота                          16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                 21

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                            22

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                      23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  3

ВВЕДЕНИЕ

  Каждая эпоха по — своему судит о писателе, воспринимая в его творчестве близкие ей художественные начала. Чем велик Николай Васильевич Гоголь? Чем интересен он нам, нынешним юным читателям? Каждый мой ровесник может открыть в творчестве писателя интересующие его грани таланта Гоголя. Лично меня заинтересовал вопрос о связи поэмы « Мертвые души» с историческими событиями.   Упоминание в тексте   Кутузова, Багратиона, греческих генералов,  Бобелины, изображенных на картинах, на первый взгляд, не имеет большого значения. Но если о русских полководцах мы хоть что-то знаем, но кто же такая Бобелина и другие? Тем более,  Гоголь не мог их вплести в нить повествования без свойственной ему загадочности.

 Текст поэмы  исследовали с разных сторон. Например, по мнению Ю.В. Манна, «Мертвым душам» присуща особая универсальность, соответствие «внешнего внутреннему, материального существования человека – истории его души» [5, с.67].  Другой исследователь творчества Н.В. Гоголя, С. И. Машинский, анализируя образ губернского города, отталкивается от другого высказывания – обобщения творческого замысла писателя: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени» [6, с.164]

Но ни у кого из них нет  исследования по роли живописи  в поэме и ее связи с историей.

Актуальность своей работы я вижу в том, чтобы предложить учащимся 9 класса  узнать о  загадках  живописи  и ее связи с  историей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Гипотеза: живопись на стенах помещичьих усадеб отражает исторические события.

 

 

                                                                                                                                 4

Цель исследования: выявить связь живописи  в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя с историей. Исходя из поставленной цели, мною были сформулированы  следующие задачи:

               1) исследовать описание картин по главам

               2) соотнести изображения на картинах с историческими моментами

               3) выяснить, какую роль сыграли в истории, упомянутые в   тексте  исторические лица.

 Объект исследования: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Предмет исследования: живопись на стенах помещичьих усадеб.

Методы исследования:  историко – культурный.

 Форма работы: научная статья.

Практическая значимость: материал моей работы можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»  в качестве дополнительного материала, на факультативных занятиях  по литературе, истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   5

ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ

1.1.Описание картины  в 1 главе

Известно, что Гоголь был хорошим знатоком живописи, но может показаться, что в «Мертвых душах» эти знания ему оказались не нужны: в поэме искусству уделено достаточно специфическое место. Никто из героев не увлекается живописью и не рассуждает о ней. Однако картины упоминаются уже в первой главе. Чичиков осматривает отведенный ему покой и замечает — вместе с автором, — что интерьер гостиницы не отличается оригинальностью. При рассмотрении первой главы уже шла речь о том, что в тексте неоднократно встречается местоимение тот же: «тот же закопченный потолок», «те же стены», «та же копченая люстра». В этом ряду упомянуты и «те же картины во всю стену, писанные масляными красками», но именно в них, раньше чем в других предметах, отмечена некоторая неожиданность: «…Все то же, что и везде; только и разницы, что на одной картине изображена была нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал»  [4, с.6] (Приложение 1). Нарушение нормы, пропорции в произведении искусства (каким бы оно ни было) быстрее бросается в глаза, чем в каких-либо предметах быта. Картина, пусть даже без какой-то конкретной цели вывешенная на стене, сразу попадает в поле нашего зрения, невольно побуждая задуматься о ее смысле. Откуда взялась столь странная «нимфа»? Что означает несоразмерность в ее облике? Бездарность художника? Личные его пристрастия к крупным формам? А, может быть, это попытка таким неудачным образом выразить ту тягу к богатырству, которая свойственна национальному характеру? То объяснение, которое предлагает автор, на самом деле далеко не все объясняет: «Подобная игра природы, впрочем, случается на разных исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусств, накупившими их в

                                                                                                                                6

Италии по совету везших их курьеров» [4, с.6]. Даже если картина создана не российским живописцем, то «прижилась», обрела свое прочное место именно в российской гостинице. Во всем этом можно увидеть и отсутствие вкуса у «наших вельмож», и незнание ими искусства подлинного, но, вместе с тем, — тягу к нему, желание удовлетворить не всегда осознаваемые потребности души, и быстрое охлаждение к только что зародившемуся интересу или следованию моде: картина каким-то образом оказалась в провинциальной гостинице.

 Вывод: много загадок таит эта вскользь упомянутая картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    7

1.2. Содержание картин  в усадьбе Коробочки

А вот в доме Коробочки Чичиков находит картины. Приехав ночью, герой не очень внимателен, но главное все же улавливает — «картины с какими-то птицами». [4, с. 46] (Приложение 2). Проснувшись на другой день, он замечает, «что на картинах не все были птицы: между ними висел портрет Кутузова (Приложение 3) и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, что нашивали при Павле Петровиче» [4, с. 47].

Соседство исторических имен и многократно упомянутых птиц бросается в глаза. Перед нами своего рода модель русского мира, гротескно представленная: историческое и бытовое располагаются рядом, но это соседство далеко от продуманности, системы; всему находится место, но логика взаимосвязи не поддается моментальной расшифровке.

Об истории в поэме Гоголя говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального бытия. Исследователи, определявшие хронологические рамки сюжета, назвали 1830—1840-е годы, но допускали и более ранние границы: 1810—1820-е. Апеллируя к упоминаемым в поэме реалиям (неурожаи, эпидемии, введение в обиход бумажных денег — ассигнаций), допускали и достаточно широкие границы.

Отечественная война и национальный герой Кутузов являют, таким образом, некий важный фон русской жизни, обыденной, подчас мелкой и пошлой, но помнящей о героическом прошлом. Убитый в результате дворцового заговора Павел I, удержавшийся на престоле всего четыре года, — напоминание о некоем важном историческом переломе, происшедшем в начале нового столетия: цареубийство произошло в марте 1801 г., и

                                                                                                                                 8

взошедший на российский престол Александр I начал проводить иную политику, чем его отец. На картине в доме Коробочки изображен не Павел I, а неизвестный человек в мундире павловской эпохи. (Приложение 4) Сошедший с исторической арены император был педантом в воинском деле и «мундиру» уделял немало внимания. В александровскую эпоху люди старшего поколения (к которым могли относиться и родители Коробочки) подчас тосковали о прежних временах, хотя в общественном сознании Павел не без основания считался правителем, который наказывал без вины и вознаграждал без причины.

Соседство птиц и Кутузова не может не удивить. Неожиданный птичий контекст способен снизить героический ореол полководца. Но если вспомнить, что птицы — не случайные существа в мифологическом и фольклорном мире, а Кутузов имел репутацию полководца, особо чтимого народом и выражающего народное понимание истории, то все встает на свои места. А «безмозглая» хлопотунья Коробочка совершает действие, подобное доблестному штурму города, хотя и в мирное время. Приехавшая в губернский город, чтобы узнать, не продешевила ли, продав Чичикову мертвые души, Коробочка нарушает то спокойное состояние, в котором город находился: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город» [3, с. 190]. Так что к Коробочке вполне применимы меткие народные пословицы: «Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет на другом», «Птичка невелика, да ноготок востер».

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая.

 

                                                                                                                                   9

Вывод: портрет Кутузова,  героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а, следовательно, и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       10

 1.3. Живопись в доме Плюшкина

И в доме Плюшкина мы встречаемся с картинами, вновь напоминающими о героическом военном прошлом. Среди «весьма тесно и бестолково» размешенных на стенах картин можно было увидеть «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями» [4, с.119] (Приложение 5). Неизвестно, какое сражение изображено на гравюре. Сюжет можно истолковать и как напоминание об энергичном, действенном прошлом, и как знак бестолковости, суеты, сопровождающие исторический путь человечества. Оттеняют эти ушедшие в прошлое сражения другие изображения, становящиеся знаком иной жизни. На «огромной почерневшей картине» были изображены «цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанья морда и висевшая головою вниз утка» [4, с.120] (Приложение 6). В прежней жизни Плюшкина (когда приобретались или вывешивались эти картины) находили себе место и исторические сюжеты, и натюрморты. И у самого героя между историей и эмпирической жизнью не было раздора, противостояния. Заняв свои места в доме, эти полотна, теперь уже почерневшие, по-своему олицетворяли согласие между героической, воинской и обыденной жизнью. Но как в судьбе человечества в целом, так и в пути отдельного человека, гармония не удерживается долго. Плюшкин «воюет» с Маврой и крестьянами; арбуза и цветов не видно в их доме, а «кабанья морда» и «утка» — лишь изображения; Плюшкин давно ходит на другую «охоту»; на улицах деревни он собирает «всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок… Вон, уже рыболов пошел на охоту!" — говорили мужики» [4, с.123].

Тематически картины обоих помещиков сходны: анималистика и батальная тема (портрет Кутузова и «гравюр»). И в том и в другом случае живопись овеяна ореолом старины: на портрете у Коробочки изображен старик в старинном (павловском) мундире, на стене у Плюшкина висит старая

                                                                                                                                11

пожелтевшая гравюра, изображающая солдат в старинных шляпах (треугольных) (Приложение 7).

 Утка отличается от птиц на картинах у Коробочки в двух отношениях: во-первых, она, очевидно, мертвая: была подстрелена и висит как охотничий трофей; во-вторых, висит она «головой вниз». Такое положение характерно для классических натюрмортов, но в данном случае эта деталь, по-видимому, наделяется дополнительными смыслами.  

Вывод: Характеризуемый этой деталью, мир Плюшкина предстает как «более мертвый», чем дом Коробочки и как безнадежно отклонившийся от жизненной нормы, «перевернутый».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             12

ГЛАВА 2 . ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НА КАРТИНАХ В УСАДЬБЕ СОБАКЕВИЧА

2.1. Герои Греции

Третий помещик, картины в доме у которого перечисляются, - Собакевич; у него – в нарушение читательских ожиданий, связанных с пристрастием этого помещика к обильной, вкусной и здоровой пище, - нет на стенах натюрмортов, зато щедро представлена батальная тема (портреты героев греческого восстания и Багратиона). «Самые узенькие рамки» багратионовского портрета» соответствуют «тоненьким бронзовым полоскам» на раме гравюры и – наряду с «маленькими знаменами и пушками» – контрастируют с «огромными барабанами» на гравюре, эти внушительного размера музыкальные инструменты напоминают, однако же, греческих полководцев, изображенных на других картинах в доме Собакевича. Таким образом, на плюшкинских полотнах как бы собраны черты, «рассеянные» на картинах двух хозяйственных помещиков Коробочки и Собакевича.

  «… Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!». Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На  картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно, каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел

                                                                                                                               13

дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий  тоже на Собакевича. …» [4, с.246]

Имена героев, которые украшали стены гостиной Собакевича, ничего не говорят современному читателю, но современники Н.В. Гоголя очень хорошо знали и уважали героев освободительной войны. Александр Маврокордато был одним из руководителей греческого восстания (Приложение 10). Теодор Колокотронис возглавлял крестьянское партизанское движение. Андреас Вокос Миаулис был греческим адмиралом, а Константин Канари – военным министром в греческих правительствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 14

 2.2. П.М. Багратион - герой Отечественной войны1812 года.

Выдающийся русский полководец  Петр Иванович Багратион (Приложение 8) участвовал в суворовских походах, был героем Отечественной войны 1812 года, генерал от инфантерии, князь. Участник Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова, войн с Францией, Швецией и Турцией (в 1809-1810 гг. – главнокомандующий Молдавской армией). В Отечественную войну 1812 г. – главнокомандующий 2-й армией. Происходил из грузинских князей царского рода Багратионов. Родственные связи в среде высшей имперской аристократии и личная храбрость молодого офицера способствовали взлету его быстрой воинской карьеры. За проявленную храбрость и боевые заслуги при штурме турецкой крепости Очаков в 1789 г. из подпоручиков он был произведен в капитаны, а отличившись при взятии предместья Варшавы, в 1794 г. обратил на себя внимание самого А. В. Суворова. В царствование императора Павла I пользовался большой благосклонностью этого монарха, а 4 февраля 1799 г. пожалован чином генерал-майора. В 1799-1800 гг. находился в Итальянском и Швейцарском походах, принимал активное участие во многих крупных сражениях, с блеском командовал авангардом. Это упрочило его репутацию как одного из самых боевых генералов русской армии, он считался любимым учеником прославленного Суворова. Свое воинское мастерство Багратион подтвердил в кампании 1805 г. против французов в бою под Шенграбеном, где возглавляемый им русский арьергард отразил все атаки и задержал продвижение превосходящего противника. В кампаниях 1806-1807 гг. он командовал 4-й дивизией и главным авангардом, принимал участие во всех главных боевых столкновениях с французами. Во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. командовал 21-й дивизией, очистившей от шведов южное побережье Финляндии, а в 1809 г. возглавил крупный отряд, совершивший переход по льду Ботнического залива на Аландские острова, за что был произведен в генералы от инфантерии. В 1809 г. был назначен главнокомандующим Молдавской армией; под его

                                                                                                                             15

руководством русские войска захватили ряд крепостей на Дунае и смогли нанести туркам поражения под Рассеватом и Татарицей. В 1812 г., несмотря на личное нерасположение Александра I, он занял пост главнокомандующего 2-й Западной армии, прикрывавшей центральное направление. В Бородинском сражении его войска защищали левый фланг русской позиции и приняли на себя в начале боя главный удар превосходящих сил Наполеона. Стойко обороняя занятые рубежи, он лично водил свои части в контратаки, в одной из которых получил тяжелую рану осколком гранаты в берцовую кость левой ноги и был вывезен с поля боя сначала в Москву, а затем в селе Симы, где скончался во время лечения и был погребен. В 1839 г. его прах торжественно перезахоронили на Бородинском поле. По праву считался одним из лучших русских полководцев суворовской школы, он отличался личной отвагой в бою, славился своей энергией и напористостью при достижении поставленных задач, был любим простыми солдатами и офицерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        16

2.3. Бубулина  Ласкарина - адмирал русского флота

 Бобелина была героиней войны за независимость Греции (Приложение 9). В доме Собакевича Чичиков видит лубочные картинки, на которых в соответствии со спецификой народной эстетики изображения  известных исторических деятелей напоминают карикатуры. Реально-историческая Бобелина (точнее Боболина), имеет весьма отдаленное отношение к лубочной Бобелине, украшающей гостиную Собакевича. Она приобрела широкую известность в России, а в 1823 г. на русский язык был переведен роман немецкого писателя Христиана Августа Вульпиуса «Бобелина, героиня Греции нашего времени». Лубок, изображающий Бобелину, был чрезвычайно популярен в народе и являлся своеобразным украшением почтовых станций и постоялых дворов. Бубулина Ласкарина – первая и единственная женщина адмирал Российского флота.

 Судьба распорядилась так, что Ласкарина  родилась в тюрьме Константинопольской крепости, куда была брошена ее мать, жена греческого капитана Станиса Пинотсинса, принимавшего участие в боевых сражениях за свободу Греции  в 1769-1770 годах. После смерти греческого патриота его жена и новорожденный ребенок освобождены из заключения. В поисках места проживания они остановились на острове Идра. Четырехлетняя борьба за выживание на свободе привела мать к заключению второго брака с капитаном Димитрио Лазару - Орлова (многие греческие патриоты, участники средиземноморских событий под общим руководством Орлова-Чесменского, в знак особого почитания России принимали решение брать себе двойную фамилию с именем Орлова). Состоявшая семья переехала на остров Спецопула.

                 Ласкарина росла настоящей гречанкой: энергичной, темпераментной, отважной. Патриотические чувства были очень важной составляющей его национального характера. Юная Ласкарина обожала море, с увлечением слушала рассказы бывалых греческих капитанов об извечном

                                                                                                                                17

желании обрести свободу и независимость. Такие характеристики для женщины того времени очень лестны, ведь женщина занимала в обществе позицию на ступень ниже и зависимую от мужчины, поскольку она не создана по образу Бога и, следовательно, не могла действовать самостоятельно. Женщина не обладала властным авторитетом и правоспособностью, являвшихся прерогативами мужчин. Социальная активность женщины, ее революционная инициатива ограничивалась властью мужчин, тем более в православном мире, на острие борьбы за создание греческого государства, открытом противостоянии османскому насилию. Современные историки и исследователи единодушно констатируют тот факт, что «руководство властью» и «революционная борьба» являлись сферами характерными исключительно для мужчин. Бубулина – тот немногий (единичный) подвиг женской индивидуальности и ярко выраженной самостоятельности. Когда ее муж Димитриос Бубулис  погиб в морском сражении с алжирскими пиратами, она унаследовала его дело и парусные корабли. Сумела  организовать предприятие начатое мужем деловито и результативно. В предреволюционный период Бубулина использовала несколько своих поездок в Константинополь для встречи с представителями греческого освободительного движения «Филики Этерия». Разделяя революционные  взгляды с «Этеристами» Ласкарина на свои  средства построила восемнадцатипушечный корвет «Агамемнон», снарядила его боевым вооружением, обучила экипаж, потратила много средств на закупку продовольствия, оружия, боеприпасов и экипировки для повстанцев. Свой дом,  расположенный на острове Спецес приспособила под перевалочную базу, через которую на своем корабле выполняла постоянную переброску имущества в необходимые места базирования восставших. Гречанка посвятила свою жизнь борьбе за свободное государство Греция.

 В 1816 году османские власти предприняли меры к конфискации ее имущества, как жены  грека,  принимавшего участие в русско-турецкой

                                                                                                                                18

войне на стороне русской Средиземноморской  эскадры. Спасаясь от ареста,  Бубулина встречалась с русским посланником  в Константинополе графом Строгановым, прося у него защиты. Посол России способствовал  временному укрытию отважной гречанки на территории Крымского полуострова. Здесь она вынуждена была находиться почти три месяца. Но тоска по родине, стремление принимать активное  участие в революционной борьбе  заставили вернуться ее в Архипелаг.

  Особенно отличилась отважная женщина в 1821 году, когда  она во главе греческой эскадры численностью  в восемь  боевых кораблей  приняла участие в осаде крепости Нафплион. На всех кораблях отважной патриотки развивался флаг независимой Греции. Она организовала десантные отряды  на  решительную осаду.  В переломный момент штурма, когда, силы осаждающих крепость, дрогнули, Бубулина,  вырвавшись вперед отряда штурмующих, призвала соратников к новой атаке:  «Кто вы? Мужчины или бабы? Вперед!». Ее пример подействовал на  пошатнувшихся в действиях мужчин.  

 Моряки десанта, под градом турецких пуль обеспечили себе победный прорыв и взяли укрепленную турками цитадель. Мужественная женщина-капитан снискала славу национальной героини в борьбе за свободу Греции. Отважному флотоводцу Ласкарине Бубулине, первой и единственной женщине Император Александр  1  присвоил звание АДМИРАЛА Российского Флота, и вместе с адмиральскими отличительными знаками передал в дар монгольский меч в кожаных ножнах.

         Ласкарина Бубулина погибла в вооруженном столкновении во время внутренних раздоров с семьей Коутисов. Имя отважной женщины – Адмирала Российского Флота особо почитается в современной Греции. Наследники Бубулины передали греческому правительству  легендарный корвет «Агамемнон», который был переименован в «Спеце» и ходил флагманом в греческом национальном Флоте. Во многих городах Греции и

19

на острове Кипр в ее честь названы улицы.  А в городе Спеце, на острове Спецопула создан музей в ее честь, установлен памятник  славной греческой патриотке Ласкарине Бубулине.

     Образ греков вставших с оружием в руках на борьбу за возрождение государства стал символом для многих граждан  Греции и России. Бубулину, как и многих других греческих патриотов, старались запечатлеть в скульптуре, на многочисленных портретных картинах, на страницах  книжных изданий.    В их числе оказался и великий писатель Николай Васильевич  Гоголь.

 Собакевич, если соотнести его с портретами-картинками, окажется на фоне истинных полководцев и героев уподоблен Багратиону, едва заметному рядом с Бобелиной и другими великанами. «Между крепкими греками» русский полководец, «тощий» и «худенький» почти не бросается в глаза. Но, может быть, в нем, таким образом, подчеркнута именно «человеческая сила», которая не нуждается в фольклорно-мифологическом преувеличении и не допускает лубочной карикатуры. Герой Отечественной войны, получивший на поле боя смертельную рану, заслужил право быть изображенным в человеческий, а не исполинский рост. Его богатырство — не внешнее, не сугубо физическое. Наделенный изрядной физической силой Собакевич, быть может, мечтает о силе другой. Вспомним его сожаление, что ни разу еще не поболел. Судьба Багратиона — не судьба Собакевича, но высокий, героический и жертвенный смысл жизни полководца — бессознательная мечта помещика, похожего на медведя.

Недаром имена исторических лиц появляются в главе еще раз и в знаменательном контексте. Расхваливающему своих крестьян Собакевичу Чичиков напоминает, что их уже нет в живых, что все это «мечта». «Ну, нет, не мечта!», — возражает Собакевич и вспоминает наделенного необыкновенной «силищей» Михеева: «…Хотел бы я знать, где бы вы в

 

20

другом месте нашли такую мечту!» [4, с. 103]. Он произносит эти слова, «обратившись к висевшим на стене портретам Багратиона и Колокотрони»,                                                                                                                                 «как будто призывает» их в «посредники» [4, с.104]. Непрерывающаяся связь настоящего с героическим прошлым по-своему закреплена решительным словом Собакевича.

Вывод: Эти выдающиеся личности, которые отдали жизнь за родину, противопоставляются низким мошенникам-приобретателям, которые заботятся лишь о собственном благе.

 Вывод по главе 2: Мы видим, что фольклорное и историческое в данном описании неотделимы друг от друга. Перед нами своего рода народный вариант истории. Но, следовательно, хотя и в лубочном варианте, но история в этой главе заняла свое полноправное место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     21                                                                                                                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер описания картин в домах помещиков в очередной раз высвечивает многоплановость гоголевского повествования. Изображения (людей ли, неодушевленных предметов) лишены правдоподобия, симметрии; живописные сюжеты производят впечатление случайного их присутствия в российской провинции. Создается впечатление, что рука безымянного художника не ведала, что творила, и тем более не ведают владельцы поместий, во имя чего помещены диковинные изображения в их домах. А, тем не менее, это странное искусство — в высоких ли его образцах, в лубочном виде или в массовом, почти ремесленническом варианте — упорно вторгается в жизнь, отвоевывает в ней свое место и успевает либо пародийно представить бездумно искаженную человеком жизнь, либо напомнить о тех потребностях и возможностях души, которые в обыденной жизни скрыты под «толстою скорлупою». Исследовав описание картин по главам, я пришла к следующим   выводам:

1. Об истории в поэме Гоголя говорят, прежде всего, имена исторических деятелей. Они приблизительно очерчивают и время действия «Мертвых душ» — описанные события происходят после войны 1812 г.: военные действия ушли в прошлое, о них напоминают портреты, но это прошлое еще достаточно живо, хотя и вытеснено на периферию национального бытия.

2.  Детали картин  отражают большой исторический материал

3.  Исторические лица,  упомянутые в тексте поэмы Н.В.Гоголя, оставили свой заметный след в  человеческой памяти.

 

   В ходе моего исследования я улучшила навыки работы с текстом художественного произведения,  с информационными ресурсами Интернета.

Задачи, поставленные в моей работе,  были решены и цель достигнута.

 

 

                                                                                                                                 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 1. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 6т. – М., 1955. – Т.6. – С. 355

 2. Белый А. Мастерство Гоголя. – М., 1934

 3. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 2т. М., 1973.-Т.1.

 4. Гоголь Н. В. Мёртвые души. – М., 1981.

5. Манн Ю.В. Творчество Гоголя.- М., 1977

6. Машинский С.И. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души».

7. Смирнова- Чикина  Е.С. Поэма Гоголя  Мертвые души. –Комментарий. Л. 1974

8. klub- drug. ru/ kartihki-shkol|

9. litra.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

Нимфа

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

Картина с уткой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Мундиры времени правления Павла 1

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

Батальная сцена

                                                                                                     

 

натюрморт

                                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


                                                Солдаты в треугольных шляпах

 

 

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Петр Иванович Багратион - генерал от инфантерии, князь.

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Ласкари́на Бубули́на (греч. Λασκαρίνα Μπουμπουλίνα); 11 мая 1771, Константинополь — 25 мая 1825) — героиня греческой революции 1821 года, адмирал российского флота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 10

  Теодорос Колокотронис. греческий государственный деятель, главнокомандующий войсками Мореи (1825-1827) в ходе Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Руководил войсками при взятии Триполиса (октябрь 1821), при разгроме турецкой армии летом 1822 г. Сторонник Каподистрии. Член Государственного совета с 1835 г.

 

 

 

 

Константинос КАНАРИС    

греческий государственный и политический деятель, премьер-министр Греции в 1844-1865 гг., 1877 г. Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Сторонник конституции.


Александр МАВРОКОРДАТОС   

греческий государственный и политический деятель, президент Греции в 1822-1823 гг., премьер-министр в 1844, 1854-1855 гг., участник Греческой революции 1821-1829 гг. Выходец из семьи фанариотов, принял активное участие в Греческой революции. В январе 1822 г. Национальное собрание в Эпидавре избрало Маврокордатоса президентом.

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Картины с птицами

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

                       Портрет Кутузова М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по творчеству Н.В.Гоголя"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждая эпоха по — своему судит о писателе, воспринимая в его творчестве близкие ей художественные начала. Чем велик Николай Васильевич Гоголь? Чем интересен он нам, нынешним юным читателям? Каждый мой ровесник может открыть в творчестве писателя интересующие его грани таланта Гоголя. Лично меня заинтересовал вопрос о связи поэмы « Мертвые души» с историческими событиями.   Упоминание в тексте   Кутузова, Багратиона, греческих генералов,  Бобелины, изображенных на картинах, на первый взгляд, не имеет большого значения. Но если о русских полководцах мы хоть что-то знаем, но кто же такая Бобелина и другие? Тем более,  Гоголь не мог их вплести в нить повествования без свойственной ему загадочности.

 Текст поэмы  исследовали с разных сторон. Например, по мнению Ю.В. Манна, «Мертвым душам» присуща особая универсальность, соответствие «внешнего внутреннему, материального существования человека – истории его души» [5, с.67].  Другой исследователь творчества Н.В. Гоголя, С. И. Машинский, анализируя образ губернского города, отталкивается от другого высказывания – обобщения творческого замысла писателя: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие, сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени» [6, с.164]

Но ни у кого из них нет  исследования по роли живописи  в поэме и ее связи с историей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 202 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 856
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10739
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1316
    • DOCX 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голуб Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голуб Елена Владимировна
    Голуб Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9803
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе