ОУ
: « Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Баевского
района Алтайского края»
Фольклорно-обрядовая
основа рассказа Л.Н.Толстого
«После
бала»
Выполнила работу: Черкасова Алена
ученица 9 класса
научный руководитель: Голуб Е.В.
учитель русского
языка и литературы
с.
Нижнечуманка
2011
год
Введение.
Рассказ « После
бала» был написан Толстым в1903 году и опубликован посмертно в 1911 году.
Принятая в критике интерпретация рассказа акцентирует разоблачение
николаевского строя, основанного на лицемерии и насилии. Стержень повествования
усматривается в контрасте между сценами на балу и после бала. Именно с этих
позиций изучается произведение Л.Н. Толстого в школьной программе. Но всегда
хочется заглянуть за официально принятое положение. Поскольку в современном
литературоведении стало актуальным и даже модным рассматривать любое
произведение, как архетип, я предлагаю материал, который представит изучение
рассказа Толстого с другой стороны.
Актуальность
своей работы я вижу в том. чтобы предложить вниманию восьмиклассников необычное
прочтение программного рассказа Л.Н.Толстого в свете фольклорно-обрядовых
мотивов.
Гипотеза: в рассказе Л.Н.Толстого « После бала»
есть фольклорно-обрядовая основа.
Цель
исследования: выявить фольклорно-обрядовую основу
рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
Исходя из
поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:
1. Соотнести
текст рассказа с волшебной сказкой
2. Выявить
обрядовую основу рассказа
3. Выяснить,
как влияют имена героев на их характер
Объект исследования- текст рассказа Л. Н. Толстого
«После бала»
Предмет исследования - фольклорно-обрядовая
основа рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Методы исследования: анализ и синтез художественного
произведения
Форма работы:
научная статья
Практическую
значимость своего исследования я вижу в том, чтобы
учащиеся 8 класса более глубоко проникли в текст рассказа Л, Н. Толстого, с
интересом изучали ее на уроках.
Литературоведы
утверждают. что Л. Н.Толстой превосходно знаком с русским фольклором , в
частности, со сказками и былинами, что помогло ему при составлении «Русских
книг для чтения», хотя его подход к сказкам был сугубо рационалистическим и
морализаторским. Среди его обработок есть произведения, свидетельствующие о
мотивах, существенных для «После бала». Таковы: сказка «Три медведя» , «Уж»,
«Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване- дураке и его двух
братьях». Обращает внимание и сказка « Дурень», где мотив побивания плетьми
возникает именно при встрече со свадьбой.
3
Глава 1.Рассказ Л.
Н.Толстого «После бала» как волшебная сказка.
В книге В.Я.
Проппа « Морфология сказки» сюжет русской волшебной сказки был сведен к
последовательности из 30 с лишним постоянных мотивов «функций»- таких , как «
отлучка старших», «запрет», нарушение запрета, «вредительство». «испытание
героя» «свадьбы героя и героини» и их воцарение и т. д. Последователь Проппа
Е.М. Мелетинский установил центральную роль семейно- свадебной темы в структуре
волшебной сказки. Семейно-свадебную тему я увидела в рассказе Л,Н. Толстого
«После бала» Именно с позиции волшебной сказки я намерена исследовать текст
рассказа. Я увидела сказочные параллели, которые можно выделить в рассказе
Л.Н. Толстого.
1.
Сходство полковника с Николаем 1 и
подчеркнутая «величественность» и «царственность» Вареньки задают классическую
сказочную ситуацию царя и царской дочери на выданье.
2.
Претендентом на ее руку выступает герой по
имени Иван (Васильевич), причем из двух типов сказочного героя- Ивана-царевича
и Иванушки- дурачка -он ближе ко второму, в то же время отчество «Васильевич»
указывает на царские корни.
3.
Сказочным мотивом является перо от веера,
как перо жар- птицы, которое не дает герою ни сна, ни покоя, заставляя идти на
поиски царевны. Для этого герою предстоит получить волшебное средство или
помощника и перенестись в иное царство. Перенос часто совершается путем полета.
Перенос может происходить и во сне. В рассказе «После бала» действие происходит
ночью, герой чувствует себя «неземным существом», находится в состоянии
зачарованности и бессонницы.
4.
Роль помощника, знающего дорогу,
помогающего разобраться в ситуации, играет кузнец, очень важный сказочный
персонаж, связанный со свадебными обычаями, «где славится кузнец, которого
просят сковать венец, перстень, булаву или выковать язык и голос».
5.
Тридесятое царство представляет
потусторонний мир и в то же время владения невесты. Это открытое пространство,
среди которого располагается дворец царя. В рассказе герой выходит на плац
около дома полковника. Подвиги сказочного героя совершаются при магических
звуках флейт и барабанов. В рассказе есть прямые аналогии. Иван Васильевич
слышит «нехорошую» музыку, предвещавшую что-то ужасное.
6.
В тридесятом царстве герою предстоит
жениться на царской дочери, и его действия направлены на завоевание невесты.
Герой должен пройти испытания ,задаваемые царем или царевной, причем царевны
бывают двух типов- действующие заодно с героем и такие, которые держат сторону
отца. В рассказе «После бала» Варенька, в большей степени, относится ко
второму типу, хотя она ласкова и мила с героем, но слишком много деталей,
делающей ее девой-воительницей, амазонкой, с которой герою придется сразиться:
4
7.
это ее внешность- сходство с отцом-воином,
высокий рост, худоба вплоть до костлявости и острых локтей, эмоциональная
близость отца и дочери (после бала влюбленный герой видит внутренним зрением
не столько Вареньку, сколько ее в паре с отцом,) На ней в глазах Ивана
Васильевича были «бронзовые одежды», прекрасно идущие деве –воительнице.
Любовь героя рассказа носит платонический характер, для него Варенька
бестелесна.
7. В сказках отец
царевны часто выступает соперником героя в испытаниях. Один из вариантов
отношений царевны с отцом представлен в сюжете «исплясанных туфель». Девушка
исчезает по ночам, а возвращается в разбитых от танцев туфлях; герой
выслеживает ее, убивает змея или колдуна, к которому она ходит, и получает ее
в жены. Параллели в рассказе, построенном вокруг танца Вареньки с отцом ,
очевидны; отметим также обещание кадрили после ужина, «если меня не увезут»
8. Сказочный герой
должен опознать невесту под любыми личинами: она может быть превращена в
животное или облечена в его шкуру, может быть герою представлена мнимая
невеста, от которой надо отличить настоящую. И здесь мы можем провести
параллель с мотивом перчаток, одна из которых подарена Варенькой Ивану
Васильевичу и прочими атрибутами одежды вплоть до « бронзовых одежд», а также
с подменой Вареньки татарином. В сказке укрощение царевны происходит путем
истязания ее тремя сортами прутьев. У Толстого – истязание татарина- двойника
героини, вплоть до приказа : «Подать свежих шпицрутенов». Отсюда свадебная тема
связана с мотивом насилия, что близко к мотивам битвы. В «После бала» с этим
перекликаются военный строй, «бронзовые одежды», полковник.
Таким образом, я
провела параллель между рассказом Л.Н. Толстого и сказочными сюжетами, в центре
которых находится свадьба, брак. поиск и борьба из-за невесты и с невестой.
5
Глава 2 .Культурно
- обрядовая основа рассказа.
Герой рассказа
Иван Васильевич справедливо « боялся…чтобы что-нибудь не испортило моего
счастья» Механизм чрезмерного нарастания любви не дает ему заснуть, гонит на
улицу и приводит к дому Вареньки и ее отца- на роковой плац. Сцена экзекуции,
заставляет героя разлюбить героиню и духовно переродиться. Прогон сквозь строй
,как и бал, представляет собой массовое, культурное, «законническое»
мероприятие ( наказание за побег) Так столкновение лицом к лицу с «голым
фактом», освещенным общественными институтами жестокости полковника, символом
которой становится истязаемое, обнаженное тело татарина, приводит к крушению
бестелесной , условной , светской любви, обнаруживший свою неспособность обнять
действительно «весь мир», включая его теневые стороны. Духовное прозрение
героя отмечено характерными толстовскими чертами. Бал проходит «в последний
день масленицы»(масляной недели, сырной , предшествующей великому посту. Это
весенний праздник дохристианского происхождения у славянских народов. Символика
обряда связана с древне -славянскими традициями проводов зимы и встречи
весны.)Соответственно , порка совершается в первый день Великого поста.(Великий
пост- период 7 недель перед Пасхой, в течении которого Христианская церковь
предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие в
увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений.)Приуроченность
событий к языческо -христианскому календарю сама по себе уже свидетельствует о
важности культовых аспектов рассказа. Для Толстого масленичный бал является
демонстрацией не карнавальной стихии, ,а напротив, фальшивого веселья и, в
случае « бестелесности героя»- игнорирование плоти. И наоборот, откровение об
истине, явленной во плоти наказываемого солдата, приходится на время поста, то
есть умерщвления плоти, а в широком смысле- время страстей Господних. Этим
христианские мотивы эпизода не ограничиваются. Истязаемый все время повторял
какие-то слова, которые герой разобрал, лишь, когда процессия подошла ближе:
«Братцы, помилосердуйте»В этот момент спутник героя, кузнец , проговорил: «О
господи». И именно за «милосердное битье» набросился полковник с кулаками на
мазавшего солдата. Тем самым,в сцене , варьирующей Голгофу ,полковник
демонстрирует свои императорские- кесаревы и николаевские- установки,
противопоставленные божескому телу жертвы и состраданию, проявляемому героем,
кузнецом и , возможно, слабосильным солдатом. А поскольку татарин в этой
ситуации выступает своего рода заместителем Вареньки. то сцена в целом
символизирует вытеснение светской любви любовью к страдающему телу Христову.
Физически обнаженное истязаемое тело облечено в культурные одежды христианского
мифа. Такое замыкание сюжета придает достоверность финальному обращению героя.
Толстой как бы говорит, что неземная доброта и любовь, эксплуатируемая языческо
- официальной культурой, вовсе не бессмысленны и находят естественное место в
рамках подлинного христианства.
6
Глава 3. Влияние
имен героев на их характер.
Я считаю, что
немало важную роль в финале рассказа сыграли имена героев. Оказывается, что
имя Варенька в переводе с латинского означает «жестокая» «грубая, а с
греческого - «иноземка». Русская форма латинского имени Барбара. Варвара-
совершенное существо, «гордость королевства». Больше всего она похожа на отца и
наследует во многом не только его внешность, но и черты характера. Это
«варвар», идущий к добру, к свету- хотя из тех, кто мягко стелет, да жестко
спать. Из этого современного толкования имени Варвара можно провести параллель
к рассказу Л.Н.Толстого. Варенька действительно дочь своего отца . Она на него
похожа внешне, но вполне можно предположить , что и внутренне, ведь не зря
любовь героя с того дня пошла на убыль.
НЕ менее
интересно значение имени Иван. Это имя не так однозначно, как может показаться,
слишком много прошло по Руси Иванов и даже в сказках он бывает разным. Похоже,
что русский народ решил вложить в это имя свое представление о себе самом, со
всеми противоречиями, исканиями и мечтами. Иван- русская форма древнееврейского
имени Иоанн- милость Божия. По энергетике это имя довольно уравновешено, в нем
ощущается внутренняя сила, незлобливость и основательнось. Вот и герой рассказа
Иван Васильевич остался при своем мнении, не стал служить и не женился на
Вареньке. В этом чувствуется его внутренняя сила. В сказках Иван может
подвергаться насмешкам. Его называют Иван-дурак, Ванька- Встанька, но в тех же
сказках Иван может рано осознать выгоды спокойного отношения к насмешкам ,
пусть, мол, считают кем угодно, но хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Все это приводит к тому, что многие Иваны остаются , что называется, себе на
уме. Они весьма честолюбивы, к лидерству обычно не стремятся, его тянет не
командовать, а просто занимать высокое положение в обществе.
Герой
Л.Н.Толстого , оправдывая значение своего имени, занимает высокое положение а
обществе, к его словам все прислушиваются.
Таким образом,
имена героев рассказа влияют на их характер.
7
Вывод:
В ходе
проведенного исследования мной были решены поставленные задачи и цель
достигнута.
1.
В рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
есть фольклорно- обрядовая основа. Текст рассказа можно анализировать с позиций
волшебной сказки.
2.
Жизненные перипетии героев связаны с
культурно - обрядовыми законами.
3.
Имена героев предопределяют их судьбу.
Заключение:
В ходе моего
исследования я научилась работать с различными источниками , в том числе и с
информационными ресурсами Интернета. Благодаря этой работе я убедилась в том,
что любое художественное произведение можно рассматривать с позиции архетипа.
Данная работа
настолько оказалась для меня интересной, что в дальнейшем я планирую
продолжать изучать литературу, подводя архетипическую основу под анализ
текстов.
8
Список литературы:
1. Пропп В.Я.
«Морфология сказки». Издательство «Живая старина» М.,
1946.с.308
2. Жолковский А.
Морфология и исторические корни рассказа Толстого «После бала». Сб. Статей
,Издательство « Советский писатель» М., 1992
3. Жолковский А.
Блуждающие сны. Издательство « Советский писатель» М., 1992
4. Мелетинский Е.
М. Структурно- типологическое изучение сказки.Издательство «Наука» 2000 .
5. Элиаде М.
Священное и мирское.Издательство МГУ, 1994
6. Красных В.В.
Этнопсихолингвистика. Гнозис М., 2002
7. Маслова В.А.
Лингвокультурология. Издательский центр « Академия» М.,2001
8. Г.А. Левинтон и
Бабурин «Легенда о Сигурде».- М., 1972 .с 70-71.
9 Елизаренкова и
Сыркин. Свадьба как убийство. Издательство «Мысль», 1964
.с.72.
10.
Энциклопедический словарь .Издательство «Советская энциклопедия» .М., 1984
9
Оглавление:
1.
Введение____________________________________________________________3
2.
Глава 1. Рассказ Л. Н. Толстого « После
бала» как волшебная сказка__________4-5
3.
Глава 2. Культурно- обрядовая основа
рассказа_____________________________6
4.
Глава 3. Влияние имен героев на их
характер______________________________7
5.
Заключение___________________________________________________________8
6.
Список
литературы____________________________________________________9
7.
Приложение
2
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.