Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина

исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина

Скачать материал

ОУ : « Нижнечуманская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Баевского района Алтайского края»  

 

 

 

 

 

 

Фольклорно-обрядовая основа рассказа Л.Н.Толстого

«После бала»

 

 

 

                                                              Выполнила работу: Черкасова Алена

                                                                                                    ученица 9 класса

                                                                         научный руководитель: Голуб Е.В.

                                                                           учитель русского языка и литературы

 

 

 

с.  Нижнечуманка

2011 год

 

 

 Введение.

 Рассказ « После бала» был написан Толстым в1903 году и опубликован посмертно в 1911 году. Принятая в критике интерпретация рассказа акцентирует разоблачение николаевского строя, основанного на лицемерии и насилии. Стержень повествования усматривается в контрасте между сценами на балу и после бала. Именно с этих позиций изучается произведение Л.Н. Толстого в школьной программе.  Но всегда хочется заглянуть за официально принятое положение. Поскольку в современном литературоведении стало актуальным и даже модным  рассматривать любое  произведение, как архетип, я предлагаю материал,  который представит изучение рассказа Толстого  с другой стороны.

 Актуальность своей работы я вижу в том. чтобы предложить вниманию восьмиклассников необычное прочтение  программного  рассказа Л.Н.Толстого в свете фольклорно-обрядовых мотивов. 

  Гипотеза: в рассказе Л.Н.Толстого « После бала» есть фольклорно-обрядовая основа.

 Цель исследования: выявить фольклорно-обрядовую основу рассказа Л.Н.Толстого «После бала»

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

1.  Соотнести текст рассказа с волшебной сказкой

2.  Выявить обрядовую основу рассказа

3.   Выяснить, как влияют имена героев на их характер

  Объект исследования- текст рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

  Предмет исследования -  фольклорно-обрядовая основа  рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

  Методы исследования: анализ и синтез художественного произведения

 Форма работы: научная статья

 Практическую значимость своего исследования я вижу в том, чтобы учащиеся 8 класса более глубоко проникли в текст рассказа Л, Н. Толстого, с интересом изучали ее на уроках.

Литературоведы утверждают. что Л. Н.Толстой превосходно знаком с русским фольклором , в частности, со сказками и былинами, что помогло ему при составлении «Русских книг для чтения», хотя его подход к сказкам был сугубо рационалистическим и морализаторским. Среди его обработок есть произведения,  свидетельствующие о мотивах, существенных для «После бала». Таковы: сказка «Три медведя» , «Уж», «Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об  Иване- дураке и его двух братьях». Обращает внимание и сказка « Дурень», где мотив побивания плетьми возникает именно при встрече со свадьбой.

3

Глава 1.Рассказ Л. Н.Толстого «После бала»  как волшебная сказка.

В книге В.Я. Проппа « Морфология сказки» сюжет русской волшебной сказки был сведен к последовательности из 30  с лишним постоянных мотивов «функций»- таких , как « отлучка старших», «запрет», нарушение запрета, «вредительство». «испытание героя» «свадьбы героя и героини» и их воцарение и т. д. Последователь Проппа Е.М. Мелетинский установил центральную роль семейно- свадебной темы в структуре волшебной сказки. Семейно-свадебную тему я увидела в рассказе Л,Н. Толстого «После бала»  Именно с позиции волшебной сказки я намерена исследовать текст рассказа. Я увидела сказочные параллели, которые  можно выделить в рассказе Л.Н. Толстого.

1.      Сходство полковника с Николаем 1 и подчеркнутая «величественность» и «царственность» Вареньки задают классическую сказочную ситуацию царя и царской дочери на выданье.

2.      Претендентом на ее руку выступает герой по имени Иван (Васильевич), причем из двух типов сказочного героя- Ивана-царевича и Иванушки- дурачка -он ближе ко второму, в то же время отчество «Васильевич» указывает на царские корни.   

3.      Сказочным мотивом является перо от веера, как перо жар- птицы, которое не дает герою ни сна, ни покоя, заставляя идти на поиски царевны. Для этого герою предстоит получить волшебное средство или помощника и перенестись в иное царство. Перенос часто совершается путем полета. Перенос может происходить и во сне. В рассказе «После бала» действие происходит ночью, герой чувствует себя «неземным существом», находится в состоянии зачарованности и бессонницы.

4.      Роль помощника, знающего дорогу, помогающего разобраться в ситуации, играет кузнец, очень важный сказочный персонаж, связанный со свадебными обычаями, «где славится кузнец, которого просят сковать венец, перстень, булаву или выковать язык и голос».

5.      Тридесятое царство представляет потусторонний мир и в то же время владения невесты. Это открытое пространство, среди которого располагается дворец царя. В рассказе герой выходит на плац около дома полковника. Подвиги сказочного героя совершаются при магических звуках флейт и барабанов. В рассказе есть прямые аналогии. Иван Васильевич  слышит «нехорошую» музыку,  предвещавшую что-то ужасное.

6.      В тридесятом царстве герою предстоит жениться на царской дочери, и его действия направлены на завоевание невесты. Герой должен пройти испытания ,задаваемые царем или царевной, причем царевны бывают двух типов- действующие заодно с героем и такие, которые держат сторону отца.  В рассказе «После бала» Варенька, в большей степени, относится ко второму типу, хотя она ласкова и мила с героем,  но слишком много деталей, делающей ее девой-воительницей, амазонкой,  с которой герою придется сразиться:

4

7.      это ее внешность- сходство с отцом-воином, высокий рост, худоба вплоть до костлявости  и острых локтей, эмоциональная близость отца и дочери   (после бала влюбленный герой  видит внутренним зрением не столько Вареньку, сколько ее в паре с отцом,) На ней в глазах Ивана Васильевича были «бронзовые одежды», прекрасно идущие деве –воительнице.  Любовь героя рассказа носит платонический характер, для него Варенька бестелесна.

7.  В сказках отец царевны часто выступает соперником героя в испытаниях. Один из вариантов отношений царевны с отцом представлен в сюжете «исплясанных туфель». Девушка исчезает по ночам, а возвращается  в разбитых от танцев туфлях; герой выслеживает   ее, убивает змея или колдуна, к которому она ходит, и получает ее в жены. Параллели в рассказе, построенном вокруг танца Вареньки с отцом , очевидны; отметим также обещание кадрили после ужина, «если меня не увезут»

8. Сказочный герой должен опознать невесту под любыми личинами: она может быть превращена в животное  или облечена в его шкуру, может быть герою представлена мнимая невеста, от которой надо отличить настоящую. И здесь мы можем провести параллель с мотивом перчаток, одна из которых подарена Варенькой Ивану Васильевичу и прочими атрибутами одежды вплоть до « бронзовых одежд», а также  с подменой Вареньки татарином. В сказке укрощение царевны происходит путем истязания ее тремя сортами прутьев. У Толстого – истязание татарина- двойника героини, вплоть до приказа : «Подать свежих шпицрутенов». Отсюда свадебная тема связана с мотивом  насилия, что близко к мотивам битвы. В «После бала» с этим перекликаются военный строй, «бронзовые одежды», полковник.

Таким образом, я провела параллель между рассказом Л.Н. Толстого и сказочными сюжетами, в центре которых находится свадьба, брак. поиск и борьба из-за невесты и с невестой.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

5

Глава 2 .Культурно - обрядовая основа рассказа.

 Герой рассказа  Иван Васильевич справедливо « боялся…чтобы что-нибудь не испортило моего счастья» Механизм чрезмерного нарастания любви не дает ему заснуть, гонит на улицу и приводит к дому Вареньки и ее отца- на роковой плац. Сцена экзекуции, заставляет героя разлюбить героиню и духовно переродиться. Прогон сквозь строй ,как и бал, представляет собой массовое, культурное, «законническое» мероприятие ( наказание за побег) Так столкновение лицом к лицу с «голым фактом», освещенным общественными институтами жестокости полковника, символом которой становится истязаемое, обнаженное тело татарина, приводит к крушению бестелесной , условной , светской любви, обнаруживший свою неспособность обнять действительно «весь мир»,  включая его теневые стороны. Духовное прозрение героя отмечено характерными толстовскими чертами. Бал проходит «в последний день масленицы»(масляной недели, сырной , предшествующей великому посту. Это весенний праздник дохристианского происхождения у славянских народов. Символика обряда связана с древне -славянскими традициями проводов зимы и встречи весны.)Соответственно , порка совершается в первый день Великого поста.(Великий пост- период 7 недель перед Пасхой, в течении которого Христианская церковь предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие в увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений.)Приуроченность событий к языческо -христианскому календарю сама по  себе уже свидетельствует о важности культовых аспектов рассказа. Для Толстого масленичный бал является демонстрацией не карнавальной стихии, ,а напротив, фальшивого веселья и, в случае « бестелесности героя»- игнорирование плоти. И наоборот, откровение об истине, явленной во плоти наказываемого солдата,  приходится на время поста, то есть умерщвления плоти, а в широком смысле- время страстей Господних. Этим христианские мотивы эпизода не ограничиваются. Истязаемый все время повторял какие-то слова, которые герой разобрал, лишь, когда процессия подошла ближе:   «Братцы, помилосердуйте»В этот момент спутник героя, кузнец , проговорил:  «О господи». И именно за «милосердное битье» набросился полковник с кулаками на мазавшего солдата. Тем самым,в сцене , варьирующей Голгофу ,полковник демонстрирует свои императорские- кесаревы и  николаевские- установки, противопоставленные божескому телу жертвы и состраданию, проявляемому героем, кузнецом и , возможно, слабосильным солдатом. А поскольку татарин в этой ситуации выступает своего рода заместителем   Вареньки. то сцена в целом символизирует вытеснение светской любви любовью к страдающему телу Христову. Физически обнаженное истязаемое тело облечено в культурные одежды христианского мифа. Такое замыкание сюжета придает достоверность финальному обращению героя. Толстой как бы говорит, что неземная доброта и любовь, эксплуатируемая языческо - официальной культурой, вовсе не бессмысленны и находят естественное место в рамках подлинного христианства.

 

                                                                                                                                                           

 

6

Глава 3.  Влияние имен героев на их характер.

 Я считаю, что немало  важную роль в финале рассказа сыграли имена героев. Оказывается, что имя Варенька  в переводе с латинского означает «жестокая» «грубая, а с греческого - «иноземка». Русская форма латинского имени Барбара. Варвара- совершенное существо, «гордость королевства». Больше всего она похожа на отца и наследует во  многом не только его внешность, но и черты характера. Это «варвар», идущий к добру, к свету- хотя из тех, кто мягко стелет, да жестко спать. Из этого современного толкования имени  Варвара можно провести параллель к рассказу Л.Н.Толстого. Варенька действительно дочь своего отца .  Она на него похожа внешне, но вполне можно предположить , что и внутренне, ведь не зря любовь героя с того дня пошла на убыль.

 НЕ менее интересно значение имени Иван. Это имя не так однозначно, как может показаться, слишком много прошло по Руси Иванов и даже в сказках он бывает разным. Похоже, что русский народ решил вложить в это имя свое представление о себе самом, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами. Иван- русская форма древнееврейского имени Иоанн- милость Божия. По энергетике это имя довольно уравновешено, в нем ощущается внутренняя сила, незлобливость и основательнось. Вот и герой рассказа Иван Васильевич остался при своем мнении, не стал служить и не женился на Вареньке. В этом чувствуется его внутренняя сила. В сказках Иван может подвергаться насмешкам. Его называют Иван-дурак, Ванька- Встанька, но в тех же сказках Иван может рано осознать выгоды спокойного отношения к насмешкам , пусть, мол, считают кем угодно, но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Все это приводит к тому, что многие Иваны остаются , что называется, себе на уме. Они весьма честолюбивы, к лидерству обычно не стремятся, его тянет не командовать, а просто занимать высокое положение в обществе.

 Герой Л.Н.Толстого , оправдывая значение своего имени, занимает высокое положение  а обществе, к его словам все прислушиваются.

Таким образом, имена героев рассказа влияют на их характер.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

7

 Вывод:

В ходе проведенного исследования мной были решены поставленные задачи и цель достигнута.

1.      В рассказе Л. Н. Толстого  «После бала» есть фольклорно- обрядовая основа. Текст рассказа можно анализировать с позиций волшебной сказки.

2.      Жизненные перипетии героев связаны с  культурно - обрядовыми законами.

3.       Имена героев предопределяют их судьбу.

 

Заключение:

  В ходе моего исследования я научилась работать с различными источниками , в том числе и с информационными ресурсами Интернета. Благодаря этой работе я убедилась в том, что любое художественное произведение можно рассматривать с позиции архетипа.

Данная работа настолько оказалась для меня интересной, что в дальнейшем я планирую  продолжать изучать литературу, подводя архетипическую основу  под анализ текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

                                              Список литературы:

 

1. Пропп В.Я. «Морфология сказки». Издательство «Живая старина» М.,                    1946.с.308

2. Жолковский А. Морфология и исторические корни рассказа Толстого «После бала». Сб. Статей ,Издательство « Советский писатель»  М., 1992

3. Жолковский А. Блуждающие сны.   Издательство  « Советский писатель» М., 1992        

4. Мелетинский Е. М. Структурно- типологическое изучение сказки.Издательство «Наука» 2000 .

5. Элиаде М. Священное и мирское.Издательство МГУ,  1994

6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика. Гнозис М., 2002

7. Маслова В.А. Лингвокультурология. Издательский центр  « Академия» М.,2001

8. Г.А. Левинтон и Бабурин «Легенда о Сигурде».- М., 1972 .с 70-71.

9 Елизаренкова и Сыркин. Свадьба как убийство. Издательство «Мысль»,                   1964 .с.72.

10. Энциклопедический словарь .Издательство «Советская энциклопедия» .М., 1984

 

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

                                                                          Оглавление:

1.      Введение____________________________________________________________3

2.      Глава 1. Рассказ Л. Н. Толстого « После бала» как волшебная сказка__________4-5

3.      Глава 2. Культурно- обрядовая основа рассказа_____________________________6

4.       Глава 3. Влияние имен героев на их характер______________________________7

5.      Заключение___________________________________________________________8

6.       Список литературы____________________________________________________9

7.      Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по творчеству А.С.Пушкина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Введение

На уроках литературы мы узнали, что в основу любого литературного произведения положен миф как решающий фактор для понимания всей художественной продукции человека, древней и современной. Все   произведения или прямо называют мифами, или в них отыскиваются столько структурных и содержательных элементов мифа, что они становятся определяющими для понимания данного произведения, поэтому выбранная мною тема является актуальной. Я считаю, что в повести А.С. Пушкина есть мифопоэтические загадки.

Цель исследования: выявить мифопоэтические загадки повести А.С.Пушкина

«Станционный смотритель».

Исходя из поставленной цели, мной были сформулированы следующие задачи:

1.      Соотнести текст повести с притчей о блудном сыне

2.     Выяснить значения имен героев (используя библейскую мифологию)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 388
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голуб Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голуб Елена Владимировна
    Голуб Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9648
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 36 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе