Инфоурок География Другие методич. материалыИсследовательская работа по теме: " Вклад М.В. Ломоносова в географию" (8 класс)

Исследовательская работа по теме: " Вклад М.В. Ломоносова в географию" (8 класс)

Скачать материал

Исследовательская работа по теме: «Вклад М.В. Ломоносова в географию»

Автор работы: Овчинникова Анастасия- 9в класс,

Агарёва Александра- 8в класс МБОУ Лицей №3, г.Минеральные Воды

Руководитель: Калиничева И.И.., учитель географии высшей квалификационной категории

 

Содержание

Введение

 

1.          Географические интересы Ломоносова М.В.

 

2.          Научное обоснование Северного морского пути

 

3.          Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии

 

Заключение

 

 

 

Введение

2011 г исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова российского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических знаний. Основатель первого российского университета. Патриот России. Ученый удивительной судьбы.

Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов М.В. занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание.

И сегодня его работы являются актуальными, так как Россия смотрит на моря Северного Ледовитого океана как перспективную территорию, как в транспортном отношении, так и в отношении природных ресурсов. Все предсказания Ломоносова о богатствах нашей страны кажутся настолько современными, как будто и не было этих 300 лет. В связи с этим нашу работу посвящаем исследованию научного вклада Ломоносова М.В. в географию как науку.

Цель нашей работы - донести до российского человека заслуги Ломоносова в изучении географии

Основными задачами являются:

-       раскрыть географические интересы ученого;

-       проанализировать научные предвидения о формировании Земли;

-       познакомить с основами формирования новых направлений в географии.

Своей работой мы еще раз доказываем гениальность Михаила Васильевича Ломоносова в его предвидении развития государства Российского,  о разработках полезных ископаемых  в Сибири и на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере и на островах Северного Ледовитого океана, о значимости самого Северного Ледовитого океана для России и Северного морского пути.


1.     Географические интересы Ломоносова М.В.

За годы своей жизни Ломоносов М.В. совершил множество открытий в науке и шедевров в искусстве. Все, с чем соприкасался гений, открывало новую грань его таланта.

Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его «Слова похвального... императрице Елизавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает». [4].

Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение; дал замечательный по глубине анализа, силе обобщений и могучему научному предвидению очерк учения о формировании лика Земли; огромны его заслуги в картографии, страноведении и экономической географии.

В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека.

Еще в 1742 году, когда Михаил Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 году [5].

В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич Ломоносов правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, висмут встречается вместе с оловом и т. д.

Книга Михаила Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае (Забайкальский край).

Однако Ломоносов не ограничился только практическими сведениями. Он считал, что разведчику недр для успеха в работе необходимо знать, как и в каких условиях образовались отыскиваемые им полезные ископаемые. Поэтому к книге была приложена замечательная работа Ломоносова «О слоях земных», которая положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т. д.

Во времена Ломоносова многие ученые еще не понимали значения встречающихся в земле окаменелостей — остатков животных и растительных организмов. Михаил Васильевич утверждал, что остатки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря. Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например пластов каменного угля. Он правильно объяснял образование чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя — остатков отмерших, разлагающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получила развитие и подтверждение в исследованиях чернозема В.В. Докучаевым, основавшим новую науку — почвоведение.

В то время ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком». Такого мнения придерживались некоторые геологи даже в начале XIX веке. Между тем еще в XVIII веке Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Михаил Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.

Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленникам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из горнопромышленников тотчас же стали собирать коллекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург.

В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось, что Южный материк должен существовать. Это был настоящий научный прогноз. Его значение, к сожалению, поняли современники. И в наше время приходится доказывать приоритет Ломоносова. "В близости Магелланова пролива, - писал великий ученый, - вблизи мыса Доброй Надежды около 53 градусов полуденной ширины льды ходят; почему сомневаться не должно, что в большем отдалении от материков земля многими нисходящими снегами покрыта".

На первый взгляд, в этом кратком высказывании нет ничего особенного. Автор ссылается на литературные данные о плавающих «великих», то есть айсбергах. Дело в том, что ему принадлежит первая научная классификация морских льдов. Он выделил покровные ледяные поля, образованные пресными речными водами; "вымороженные" льды непосредственно из морской воды и, наконец, айсберги, отколовшиеся от ледников. Об этом Михаил Васильевич сообщил в статье, направленной в Шведскую академию наук (он был избран ее членом).

Огромные массы льда могут накапливаться лишь на достаточно обширных территориях. Следовательно, скопление айсбергов свидетельствует о существовании в данном регионе больших участков суши, где находятся крупные ледники.

На южных окраинах Африки или Америки подобных ледников нет. Приплыть из Северного полушария в Южное айсберги не могли – растаяли бы в тропической зоне. Значит, рождающие айсберги ледники Южного (Антарктического) Заполярья находятся на материке или крупных островах ("покрытых многими и несходящими льдами") близ Южного полюса.
Примерно таким был ход рассуждений Ломоносова, результатом которых стала краткая формулировка в книге [1].

Теоретическое открытие Антарктиды было замечательным достижением не просто отдельной гениальной личности, но прежде всего - использования научного метода в географии. Ученые научились понимать "язык Земли".

2.                 Научное обоснование Северного морского пути

После Петра I вопросом о Северном морском пути вплотную занялся Михаил Васильевич Ломоносов. То, что именно Ломоносов явился в отношении исследования Северного морского пути продолжателем Петра I не случайность. Гениально одаренный ученый, обладавший ясным практическим умом, Ломоносов был уроженцем Русского Севера. В юности Ломоносов, плавал на зверобойных судах в Белом море, и часто слышал рассказы поморов об их походах на Новую Землю и зимовках на этом арктическом острове. Слышал он и передававшиеся из поколения в поколение, рассказы о смелых плаваниях поморов через Карское море в Мангазею (центр пушной торговли в XVII веке), стоявшую на реке Таз, и о бесчисленных плаваниях казаков и торговых людей, большей частью выходцев из Архангельского края, в "Сибирском океане", то есть в море Лаптевых и Восточносибирском море.

Михаил Васильевич разделял мнение ученых, предполагавших отсутствие сплошных ледяных полей в центральных частях Северного Ледовитого океана. Это ошибочное мнение тоже имело научное обоснование. Ведь замерзают прежде всего пресные речные и озерные воды, а не соленые морские. Кроме того, толща морской воды сохраняет тепло, а потому температура выше нуля. Отсюда напрашивается вполне разумный вывод: крупные ледяные поля с айсбергами должны скапливаться близ берегов, а дальше в открытом море начинается свободная вода.

Вполне логичные рассуждения и личный опыт плавания в "студеном море" привели Ломоносова к идее разработки маршрута от Белого моря через Шпицберген, центральную часть Северного Ледовитого океана и Берингов пролив в Тихий океан.

Обстоятельно изучив историю полярного мореплавания и со­брав все имевшиеся в то время сведения по физической геогра­фии полярных стран, Ломоносов приступает к составлению про­екта большой морской экспедиции, которой ставит задачу разрешения вопроса о Северном морском пути. Первое сочинение Ломоносова на эту тему написано в 1755 году и носит название "Письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном". Оно осталось неопубликованным. В сентябре 1763 года Ломо­носов представляет в Морскую российских флотов комиссию весьма основательно разработанный проект экспедиции Север­ным морским путем, озаглавленный «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного про­ходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Эта одна из наиболее замечательных книг русской полярной литературы была издана лишь в 1847 году Гидрографическим департаментом.

Ломоносов разбирает все экспедиции, которые когда-либо проводились, и на основе этих данных выстраивает свой собственный проект прохода северным путём, основанный на глубоких познаниях, личном опыте северных мореплаваний и научных исследований. Ломоносов разрабатывает множество различных навигационных приборов, для плавания в разную погоду.

Ломоносов выдвигает попутно целый ряд научных гипотез, которые в большинстве своём впоследствии подтвердились. Некоторые только в ХХ веке. Так, например, он даёт объяснение образованию северного сияния. Описывая морские льды, Ломоносов впервые дает терминологию полярных льдов, различая три главных вида: сало, ледя­ные поля и айсберги. Он первый установил, что речные воды, вливающиеся в Северный Ледовитый океан, способствуют уси­ленному образованию льда в прибрежных районах. В указании что "чем мороз сильнее и далее действует, тем лед становится толще",   Ломоносов   впервые    формулирует    зависимость   тол­щины льда, от так называемого количества градусо-дней мороза, зависимость, которая впоследствии, главным образом на основании работ советских ученых, нашла себе математическое выражение. Подробно Ломоносов останавливается и на динамике льдов Северного Ледовитого океана, отмечая, что "к движению своему (льды) имеют две причины: первую — течение моря, вторую — ветры". Это положение и в настоящее время является основой всех исследований по вопросу о дрейфе льдов. Ломоносов с изумительной прозорливостью указал, что в открытой  части Се­верного Ледовитого океана дрейф льдов должен происходить в направлении с востока на запад. Правильность этого положения была впервые доказана дрейфами «Жанетты» в 1879—1881 го­дах и «Фрама» в 1893 – 1896 годах и позже подтверждена дрей­фом «Седова» в   1937 – 1940 годах. Интересно указание Ломо­носова на то, что глубоко сидящие льдины движутся преимуще­ственно под влиянием течения, а более мелкие льдины — под влиянием ветра.   Справедливость этого положения была  дока­зана уже в текущем веке многочисленными наблюдениями над движением айсбергов и ледяных полей, поставленными Между­народной  ледовой службой  на северо-западе Атлантического океана [9].

По первоначальному мнению Ломоносова, наиболее лёгкий в ледовом отношении маршрут для экспедиции, которая тогда проектировалась, пролегал от северной оконечности Новой Земли на восток, вдали от сибирских берегов. Ломоносов был, таким образом, сторонником "высокоширотного варианта" Северного морского пути (как его называют теперь), который противопоставляется южному варианту, пролегающему вдоль побережья Северного Ледовитого океана (этим последним вариантом суда пользуются в настоящее время). Мысль о том, что в более высоких широтах льды легче проходимы, чем вблизи побережья Азии, была высказана впервые западноевропейским географом Планциусом, который и посоветовал голландскому мореплавателю Виллему Баренцу, направлявшемуся в 1594 году на поиски Северного морского пути, начать своё арктическое плавание от северной оконечности Новой Земли.

Интересно, что о "высокоширотном варианте" Северного морского пути упоминается и в одной старинной русской рукописи, относящейся к царствованию Алексея Михайловича и озаглавленной "Описание, чего ради невозможно от Архангельского города морем проходити в Китайское государство и оттоле к Восточной Индии". Здесь говорится: "Пишут же землеписатели, что буде кто не близ берега морем, но далеко в акиане плавати будет, может пройти в Китай».

Насколько среди ученых того времени был популярен "высокоширотный вариант" Северного морского пути, видно из того, что на карте, приложенной к известному сочинению "Собрание путешествий на север"  (издано  в Амстердаме  в 1731 году), изображен именно этот вариант.     Весьма обстоятельно Ломоносов разработал вопрос о снаряжении экспедиции. По его   мнению,   суда для этой экспедиции должны были быть "невелики, легки, крепки, поворотливы". Памятуя, что во времена Ломоносова не было ни ледоколов, ни вообще паровых судов, приходится согласиться, что указанные Ломоносовым качества судов действительно наиболее отвечали условиям полярного   плавания.   Доказательством   этого   могут служить плавания северо-западным проходом, по пути, пролегающему  из Баффинова залива на запад, вдоль американского материка, или среди проливов Канадского арктического архипе­лага. Этот путь был пройден всего только три раза, и каждый раз на маленьком, но крепком и поворотливом   судне [10].

Начальство над экспедицией Ломоносов считал нужным по­ручить "офицеру из флота, искусному, бывалому, особливо в Северном море". Кроме матросов, по мнению Ломоносова, в экспедиции должны были участвовать около десяти поморов промышленников, "особливо которые бывали в зимовках и за­носах и привыкли терпеть стужу и нужду; притом и таких иметь, которые мастера ходить на лыжах, бывали на Новой Зем­ле и лавливали зимою белых медведей".

В случае успешного окончания экспедиции Ломоносов пред­лагал выдавать матросам жалованье в тройном размере до са­мой их смерти. Продовольствия должно было быть взято "по малой мере на три года, и чем больше, тем лучше". Не забыл Ломоносов и противоцынготные средства, известные в то время: сосновую водку, сосновые шишки, морошку.

В отличие от чиновников, Ломоносов главную задачу экспедиции видел в научных исследованиях Севера. Он предлагал целую программу научных работ, сам делал приборы для рекомендованных им исследований. Однако не все его пожелания были выполнены, многие из них посчитали излишними. Так, например, в экспедицию не включили художника, хотя Ломоносов считал, что будет важно зарисовать многое из того, что увидят мореплаватели.

Экспедиция, которая состоялась уже после смерти великого учёного, потерпела неудачу. Дважды отважные мореплаватели пытались прорваться сквозь льды и дважды терпели фиаско. Впрочем, это ни в коей мере нельзя объяснить неудачностью проекта Ломоносова, просто технические средства тех времён не позволяли выполнить столь сложную задачу. Но и тот материал, который сумела собрать экспедиция, оказался весьма богатым и полезным.

Более поздние арктические экспедиции, завершившиеся успешным поиском сквозного Северо-Восточного морского прохода между Азией и Америкой, принесли подтверждение, что "заслуга Ломоносова в истории освоения Северного морского пути заключается не только в том, что он указал на возможность плавания по нему, что одно само по себе было немаловажным вкладом в науку, но и в том, что он впервые это научно обосновал и доказал".

 

3.                 Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии

Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий.

Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция.

Сам термин «экономическая география», предложенный им, прочно вошел в научный обиход уже только в начале XX в. Термин этот, однако, М. В. Ломоносовым не был случайно обронен, а свидетельствовал о четких представлениях утверждаемой им новой отрасли географических знаний. Только имея в виду такую широту проблемы, можно раскрыть смысл и понять логику системы тех мер, которые Ломоносов пытался провести и частично проводил для пополнения имевшихся в Академии наук экономико-географических сведений о России. Из этих мер самой замечательной была попытка дать общее географическое описание России со значительным преобладанием экономико-географических сведений [7].

Взяв на себя руководство географическим департаментом Академии наук в 1758 г., Ломоносов писал в записке о происхождении и деятельности географического департамента Академии наук: «...мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии...» [2], — и не только физической, но и в большей степени экономической географии России. На это Ломоносов прямо указывает в «Представлении об организации географических экспедиций» (сентябрь 1760 г.): «...весьма не сомневаюсь, что через три года будем... иметь несравненно исправнейшей перед прежним Российской атлас в шестидесяти или семидесяти специальных картах, с отменными украшениями и с политическим и экономическим обстоятельным описанием всея Империи, выключая Сибирь, на которую еще сверх того два или три года употребить должно будет» [2].

Здесь Ломоносов говорит о своих планах создания географии России, одной из частей которой должен быть подробный, хорошо изданный атлас, а другой — географическое описание страны. В своей статье «М. В. Ломоносов как экономист и статистик» М. В. Птуха так пишет об этих планах: «...атлас, особенно в его первоначальной форме, до 1763 г., был только предлогом для борьбы, так сказать, знаменем географических идей Ломоносова, а отнюдь не единственной его задачей; он был только одной из главных частей общего плана. Великий ученый задумал достойное его дело, которое только ему и было по плечу, — создание полной географии России, главную часть которой должно было составить подробное статистико-экономическое описание страны» [8].

Задуманное самим Ломоносовым географическое описание России, как это видно из задач, которые он ставил перед проектируемыми экспедициями, а также из других его предприятий по сбору географических сведений, о чем будет сказано ниже, должно было охватить большой круг вопросов и содержать экономическое описание страны и хозяйственной деятельности населения в связи с природными условиями и на фоне общей характеристики разнообразной русской природы. Таким образом, им была задумана комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине мысли и широте охвата явлений.

Для осуществления этой работы Ломоносов стал собирать географические сведения, рассылал по местам анкету с вопросами, которые при должном заполнении, несомненно, дали бы основной материал, как для географического содержания карт атласа, так и для составления подробного экономико-географического описания России. Разосланная анкета содержала 30 вопросов. Из них часть вопросов целиком носила физико-географический характер. В них спрашивались различные сведения о строении берегов, гидрологическом режиме рек, о том, есть ли крупные возвышенности, «каких где больше зверей и птиц водится?» и т.п. Основными же в анкете являлись пункты, в которых спрашивались экономические сведения в связи с природными условиям». Здесь автора интересовало, на какой реке или озере расположен город и как он размещается на их берегах, какие имеются фабрики и заводы, на каких реках и в каком расстоянии от города они располагаются, где имеются оброчные рыбные ловли и какая рыба в них ловится, где есть усолья и т. п. Обращают внимание две особенности этой анкеты. Прежде всего ее комплексность — в анкете предусматривается сбор экономических, статистических, политических, физико-географических сведений. Самое интересное, что анкета требовала экономических сведений в связи с конкретной природной обстановкой местности. По замечанию Н. П. Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-географического изучения нашей страны» [6].

Вторая особенность анкеты — отсутствие резкого разделения сведений по рубрикам. В статистических описаниях того времени такое разделение широко применялось. Вследствие этого отдельные категории сведений давались изолированно друг от друга. Ломоносова же явления интересовали в их взаимной связи и зависимости, что было значительным шагом вперед в методологическом отношении.

Ответы на анкету получались академией в течение почти 10 лет. Это затрудняло исправление карт атласа, задерживало их выпуск и не дало возможности Ломоносову приступить к составлению географии России. Однако материалы, собранные им, представляли большую ценность и сослужили хорошую службу делу распространения географических знаний о нашей родине.

Ответы на анкету Ломоносова по содержанию отличались от сведений, собиравшихся его предшественниками, например Татищевым. Вместо скупых данных, характеризующих лишь небольшое количество отдельных явлений и создающих тем самым только отрывочное и ограниченное представление о данной местности или населенном пункте, к Ломоносову со всех концов России стекались довольно полные и разносторонние характеристики населенных пунктов. В большом количестве ответов на анкету среди экономических сведений выделялись главные, ведущие факторы, экономику можно было связать с природными условиями. Получаемые ответы обрабатывались в географическом департаменте, и к 1763 г., по словам самого Ломоносова, было «четыре тома ответов собрано и уже на половину государство имеет обстоятельную топографию» [8].

На основании архивных данных В. Ф. Гнучева отмечает, «...что материалы, поступившие в ответ на запросы, брались на просмотр участниками экспедиций 1768—1774 гг. и были использованы ими в их трудах по описанию России» [2].

В 1771—1774 гг. собранные и обработанные в географическом департаменте ответы были частично изданы и стали известны более широкому кругу ученых, а также педагогам и общественным деятелям. Факт частичного издания ответов на анкету Ломоносова говорит об их научной ценности и значении.

Другой крупной работой Ломоносова по экономико-географическому изучению России было составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. К их названиям предлагалось «...приписывать места, где каждый продукт родился или производится с его количеством и добротою, на том ли самом месте исходит или для распродажи в другие городы развозится и каким путем; по чему продается; места упоминаемые поставить на картах, при том присовокупленных, в назначить в лексиконе градус и минуту долготы и широты для удобнейшего на карте сыскания» [3].

Таких карт предполагалось сделать две: одну для Европейской части России и другую для Сибири. Кроме отметки мест, в которых имеется тот или иной продукт, на них указывались географические сведения и по природе и по экономике; отмечалась судоходность рек, характер судов, пристани, перевозы, волоки, соединение верховий рек, «летние пересухи», высокие горы и др. Все описание, по мнению Ломоносова, должно было поместиться в одной небольшой книге. Для сбора сведений должны были быть использованы самые разнообразные источники: ответы на разосланную анкету («географические ответы», по выражению Ломоносова), составленные к тому времени географические словари («лексиконы российские»), тарифы для взимания пошлин и ряд других самых разнообразных материалов. «Экономический лексикон российских продуктов» не был составлен, но сбор сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после смерти Ломоносова. Кроме рассылки географических анкет и сбора сведений для «Экономического лексикона» для экономико-географического изучения России, служили и другие задуманные и частично проведенные Ломоносовым работы. В задачу географических экспедиции, которые он проектировал, входило не только определение астрономических пунктов, но и сбор экономико-географических сведений. Для этих же целей он пытался использовать данные второй ревизии (1742), составил опросник для лиц, которые должны были проводить третью ревизию, пытаясь использовать таким образом переписи населения для географического изучения страны. Всесторонне изучив горное дело, Ломоносов специально занимался вопросом о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями он считал наличие достаточного количества руды, наличие топлива и путей сообщения. Особенно важно было наличие реки, имеющей большое значение в качестве транспортной артерии и для обеспечения водой производства. Он считал необходимым при выборе места для организации рудников и металлургических заводов учитывать и наличие рабочей силы.

Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая, что процветание и могущество государства зависят от наличия большого количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд мер к «размножению и сохранению российского народа».

Таким образом, занимаясь экономико-географическими проблемами, Ломоносов всегда связывал их с картографией, считая карту неотъемлемой частью экономико-географического описания.

Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.

Заключение

Взгляды Ломоносова значительно опередили его время.

Характерной чертой Ломоносова как ученого было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь; было ясно и то, что никто лучше русских, имевших многовековый опыт полярных плаваний, не сможет разрешить эту проблему. Реки, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему Северный морской путь играет важнейшую роль в хозяйственной жизни многих обширных внутренних областей нашей страны. Более одной трети территории нашей страны находится за Северным полярным кругом и в своем экономическом и культурном развитии непосредственно связано с Северным морским путем.

Арктика - стратегический регион, зона интересов не только арктических государств, но и других стран с развитой экономикой. Их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического  шельфа.  Кроме того, через Арктику проходят  морские пути  между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Особую важность сейчас приобретают вопросы безопасности мореплавания. В этом отношении Северный морской путь можно назвать самым безопасным. Опыт использования транспортной системы Чукотки и Арктической зоны России  в целом, свидетельствует о том, что морской транспорт в северных широтах  является  практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники, оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для стабильной работы промышленных комплексов, а также для жизнеобеспечения людей, проживающих в этой зоне.


Список литературы

1.     Баландин Р. К., Маркин В. А. - 100 великих географических открытий. М.: Вече, 2004. - 480 с.

2.     Гнучева В. Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. 1946, стр. 186.

3.     Ломоносов М. В. [Об экономическом лексиконе]. Сб «Избранные философские произведения», под общей ред. Г. С. Васецкого, 1950, стр. 631.

4.     Ломоносов М. В. Сочинения, т. 4, 1898, стр. 267.

5.     Ломоносов М.В. Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук // Полн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 5. С. 10-241.

6.     Никитин Н. П.  Зарождение экономической географии в России. Сб. «Вопросы географии», 1950, № 17, стр. 55.

7.     Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв." Под ред. Н. Н. Баранского, Н. П. Никитина, Ю. Г. Саушкина.Москва, 1957 г.

8.     Птуха М. В. М. В. Ломоносов как экономист и статистик. Сб. «Ломоносов», 1946, т. 2, стр. 159.

9.     http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo6/lo6-417-.htm

10.http://www.phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2007/5(58)-2007/58-4/

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по теме: " Вклад М.В. Ломоносова в географию" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В 2015 г. исполняется 304 года со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова российского ученого-естествоиспытателя. Это человек энциклопедических знаний. Основатель первого российского университета. Патриот России. Ученый удивительной судьбы.

Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов М.В. занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание.

И сегодня его работы являются актуальными, так как Россия смотрит на моря Северного Ледовитого океана как перспективную территорию, как в транспортном отношении, так и в отношении природных ресурсов. Все предсказания Ломоносова о богатствах нашей страны кажутся настолько современными, как будто и не было этих 300 лет. В связи с этим нашу работу посвящаем исследованию научного вклада Ломоносова М.В. в географию как науку.

Цель нашей работы - донести до российского человека заслуги Ломоносова в изучении географии

Основными задачами являются:

-       раскрыть географические интересы ученого;

-       проанализировать научные предвидения о формировании Земли;

-       познакомить с основами формирования новых направлений в географии.

Своей работой мы еще раз доказываем гениальность Михаила Васильевича Ломоносова в его предвидении развития государства Российского,  о разработках полезных ископаемых  в Сибири и на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере и на островах Северного Ледовитого океана, о значимости самого Северного Ледовитого океана для России и Северного морского пути.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4712
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1146
    • DOCX 126 кбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Калиничева Инна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Калиничева Инна Ивановна
    Калиничева Инна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56660
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 206 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 369 человек

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 28 регионов

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе