Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
УВК «ШКОЛА-САД» №15
Исследовательская работа
по русскому языку
2010-2011 учебный год
2 слайд
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель данной работы:
*определить специфику языковой картины мира школьника,
*проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15
г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.
Материал исследования – фразеологизмы
.
3 слайд
При подготовке были использованы следующие методы:
*Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
*Анкетирование; лингвистический эксперимент.
*Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).
*Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).
4 слайд
В языке одухотворя-
ется весь народ
и вся его родина.
Язык есть самая
живая, самая обильная
и прочная связь, соединяющая отжив-шие, живущие
и будущие поколения народа в одно историческое
целое.
К.Д.Ушинский
5 слайд
Актуальность выбора темы «Фразеологизмы в речи современных школьников»
*Фразеологизмы особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
* Современное состояние русской речи беспокоит многих, а такой языковой пласт, как фразеологизмы, остается невостребованным. Многие люди: не только школьники, но и взрослые,- практически не употребляют в своей речи фразеологизмов.
* Значение и происхождение фразеологизмов очень интересно
Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.
6 слайд
ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЗМА
Фразеология (гр. phrasis - выражение + logos - учение) - наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер: вверх тормашками, попасть впросак, кот наплакал, спустя рукава. Фразеологией называется также вся совокупность этих сложных по составу устойчивых сочетаний - фразеологизмов.
7 слайд
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования:
1
2
выбор темы
постановка цели и задач
3
4
сбор материла
обобщение полученных данных
5
6
выявление закономерности
подведение итогов работы.
Учащиеся Мамедлаева Ление и Менсеитов Дилявер помогают в обработке анкет
8 слайд
В исследовании принимали участие школьники
7-А,Б,У классов,
9-А,Б,В,Т,У;
10А,Б,У,Т классов
Количество школьников, принимавших участие в эксперименте,-174 человека
9 слайд
Учащиеся должны были объяснить происхождение и значение следующих фразеологизмов:
голова садовая;
остаться с носом;
на лбу написано;
стоять как вкопанный;
вешать лапшу на уши.
Дополнительно были взяты еще 19 фразеологизмов, из которых учащиеся должны были выбрать те, значение которых понятно
Для этого была составлена анкета.
10 слайд
ВЫВОД:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НЕ ЗНАЕТ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК В ИССЛЕДУЕМЫХ ГРУППАХ, НО ЕСТЬ УЧАЩИЕСЯ КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО ДАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ПРИШЛИ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА
ТАБЛИЦА №2 Результаты анкетирования по объяснению происхождения фразеологизмов
11 слайд
ВЫВОД:
НАИБОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ : «ОСТАТЬСЯ С НОСОМ», «ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ», «СТОЯТЬ КАК ВКОПАННЫЙ».
САМЫЕ НЕПОНЯТНЫЕ : «ГОЛОВА САДОВАЯ» И « НА ЛБУ НАПИСАНО».
Таблица №3 Результаты анкетирования по объяснению значения фразеологизмов
12 слайд
Вывод: Из таблицы видно, что чем старше учащиеся, тем активнее употребляют они фразеологизмы в речи
Таблица №4. Результаты анкетирования по использованию фразеологизмов речи
13 слайд
ВЫВОД:
ЧЕМ СТАРШЕ УЧАЩИЕСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОНИ ПОНИМАЮТ РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ И ТЕМ БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ОНА СТАНОВИТСЯ.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОСТАЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПРОЦЕНТ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, КОТОРЫЕ НЕ ОБЛАДАЮТ ОБРАЗНЫМ МЫШЛЕНИЕМ И ЯРКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧЬЮ.
Таблица №5 Результаты ответа
«Почему и зачем вы употребляете фразеологизмы в тексте?»
14 слайд
Лингвистический эксперимент
Лингвистический эксперимент – это мини – сочинения на тему «Расскажи об одном из дней школьной жизни».
Ребята должны были не только написать сочинения, но и по мере возможности употребить фразеологические обороты.
Целью проведения было следующее:
– определить круг наиболее употребляемых фразеологизмов в речи учащихся;
– определить мотивы употребления фразеологизмов в речи;
– выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без фразеологизмов.
15 слайд
Из сочинений учащихся 7-А класса «Один день школьной жизни»
1. Утром я проснулась ни свет ни заря. Погода на улице была пасмурная, в школу идти не хотелось, потому что на уроках обычно полкласса валяет дурака, часть моих одноклассников витает в облаках и только часть ребят старательно грызет гранит науки. Обидно, что на контрольной работе все, кто бил баклуши, просят списать….Из соч. Гридиной М.
2. ...На уроке русской литературы я сидела как на иголках , боясь не успеть повторить стих. Я не ударила в грязь лицом и рассказала его на отлично. Когда закончились уроки, я сломя голову побежала домой, потому что у моей мамы сегодня день рождения. Мы сбились с ног, торопясь все успеть к приходу гостей, вертелись как белка в колесе, и к вечеру у нас все было готово. Из сочинения Кравецкой М.
3. Как-то выдался очень трудный день. Я как в воду глядела, подумав о том, что меня спросят по всем предметам. На трех уроках подряд, меня действительно, вызвали, как будто у меня на лбу было написано: «Спросите меня!»
Я чувствовала себя многострадальным Иовом, но я – крепкий орешек. А еще в этот день поссорились две моих подруги. Яблоком раздора послужил сущий пустяк, но разразилась целая буря в стакане воды, а я оказалась меж двух огней. Своей ссорой они довели меня до белого каления, потому что сделали из мухи слона. Когда все-таки девчонки разобрались между собой, день учебный подошел к концу. Мне в этот день досталась львиная доля оценок, но день был наряженным ,и я чувствовала себя как выжатый лимон. Из сочинения Тверезовской Ю.
Данные отрывки показывают, что учащиеся достаточно хорошо ориентируются в мире фразеологизмов, понимают их значение и успешно используют обороты в своей речи
16 слайд
Примеры не совсем удачного включения фразеологизмов в текст
Утром я как обычно пошел в школу. Первым уроком была география и мне как снег на голову поставили 6 баллов…
Потом была алгебра, я получил 10 баллов, но это было проще пареной репы.. Когда уроки закончились мы с другом пошли домой бить баклуши. Древетняк А..
2.Все ученики закатили рукава и начали выполнять упражнения. В моем классе есть дети, которые работают как белка в колесе, а есть те, у которых 7 пятниц на неделе….Биченова Р.
Данные отрывки показывают, что учащиеся понимают значения фразеологизмов, но не могут их употреблять к месту, что свидетельствует о том, что культуру речи необходимо совершенствовать, что нужно больше обращаться к художественной литературе, обогащая тем самым свою речь
17 слайд
ВЫВОДЫ
В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника.
Мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения.
Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.
Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются.
Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов.
В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.
Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходили по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».
Мы пришли к выводу, что школьникам необходимо интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас.
Мы поняли, что работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень.
18 слайд
Чем была интересна эта работа
1
Мы узнали, какие есть фразеоло-гические словари и научились с ними работать
Мы узнали происхождение и значение многих фразеологизмов
2
Мы совершили экскурс в историю
В нашем лексиконе прибавилось много новых слов и словосочетаний
3
Мы будем более грамотно употреблять слова и словосочетания
Наша речь станет более точной и эмоциональной
19 слайд
В мире фразеологизмов
Учащиеся школы за работой над фразеологизмами
Кот наплакал
Крокодило-вы слезы
Пуд соли съел
20 слайд
Работу выполнили
Лихошерстова Юлия, ученица 7- Б класса
Садрединова Фериде, ученица 7-Б класса
21 слайд
Научный руководитель
учитель высшей категории,
старший учитель
Лисунова Ольга Владимировна
В работе были использованы ответы учащихся УВК №15 7, 9, 10 классов.
Отрывки из сочинений учащихся
7-А, 7-Б классов:
Гридиной М., Тверезовской Ю., Кравецкой М., Древетняка А., Биченовой Р.
22 слайд
Работа продолжается
Материалы со школьного стенда
Работы учащихся
Анкета для исследовательской работы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цель данной работы:
определить специфику языковой картины мира школьника, проанализировать речь современных школьников, в частности учащихся УВК «Школа-сад» №15 г. Симферополя АР Крым, с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими фразеологизмов.
Для этого требуется решить следующие задачи:
определить понятие «фразеологизм»;
определить, выделить и описать функции фразеологизмов;
исследовать использование фразеологизмов в речи современных школьников через анкетирование и лингвистический эксперимент;
проследить связь истории общества и истории языка через фразеологизм;
Материал исследования – фразеологизмы.
При подготовке были использованы следующие методы:
Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
Анкетирование; лингвистический эксперимент.
Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).
Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).Гипотеза: если рассмотреть употребление фразеологизмов в речи современного школьника, то можно выявить языковую картину мира школьников.
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановку цели и задач, сбор материла, обобщение полученных данных, выявление закономерности, подведение итогов работы.
В работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника. Предмет исследования – фразеологизм.
Исследуя полученные в результате анкетирования материал, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не знают их происхождения. Было выявлено, что фразеологизм «остаться с носом» трансформировался в сознании школьника, и теперь они придают ему смысл противоположный первоначальному.
Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира семиклассника, девятиклассника и десятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. Они стоят выше бытового уровня, пытаются прикоснуться к глубине языка, к неизвестному языковому пространству.
В их речи мы замечаем употребление фразеологизмов библейского происхождения, античного и исконно-русских.
Семиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, как к теме, которую они проходят по русскому языку, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».Вместе с тем нами отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, тем языковая картина мира шире и многообразней.
Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что школьникам необходимо разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений, расширять свой кругозор и словарный запас.
Внимание к устойчивым образованиям русского языка позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень древних времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, работая над развитием ясной, правильной, выразительной речи, человек одновременно развивает у и своё мышление, поднимает его на качественно новый уровень.
6 660 119 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лисунова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.