Инфоурок Начальные классы КонспектыИсследовательская работа по окружающему миру на тему " Пластиковая бутылка - вред или польза?" ( 4 класс)

Исследовательская работа по окружающему миру на тему " Пластиковая бутылка - вред или польза?" ( 4 класс)

Скачать материал

 

МОУ «Общеобразовательная школа детский сад с.Хрустовая»

 

 

Исследовательская работа:

 

Пластиковая бутылка – вред или польза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ……………………………………………………………………. с.

 

1.Пластиковая бутылка. Общие сведения.

  1.1     История  создания бутылки …………………………………….. …….. с

 

 1.2    История  появления пластиковой  бутылки …………………………... с.

 1.3 Экологические  проблемы, связанные

 

     с пластиковыми бутылками……………………………………………..с.

 

1.4   Вторая жизнь пластиковой бутылки …………………………………..с.

 

2.Анализ социологического опроса ………………………………………с.

3.Практическая часть

 

1.3 Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах села»…с.

 

2.3 Результаты экспериментальной работы …………………………. с.

 

3.3 Практическое применение использованных бутылок……………..с.

 

 

 Выводы ……………………………………………………………………….    с.

 

Заключение……………………………………………………………………… с.

 

Ресурсы………………………………………………………………………       с.

 

Приложение……………………………………………………………….       с. 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Актуальность темы.

 

     41 год  назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г  (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов.  В наши  дни  ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из  пластиковых  бутылок растут на 20%. [1] Огромное количество мусора на улицах села заставило меня задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

 

        Проблема:  все улицы села, все дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.

 

        Цель нашего исследования: исследовать  значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

       

 Задачи:

выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок;

изучить химические свойства пластиковых бутылок;

найти полезное применение этому  предмету.

Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

Гипотеза:  предположим, что пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред   природе.   

 

 

 

         Методы исследования:

 - изучение литературных источников;                          - эксперимент;       

  -социологический  опрос;                                              - наблюдение.

 

          Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.

 

 Ожидаемый результат:

 

- узнаем, кто и когда  придумал  пластиковые бутылки;

- выясним, пользу или вред они приносят;

- придумаем им вторую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1.1. История  создания бутылки

 

           Бутылка — ёмкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Большие бутылки иногда именуются бутылями.  Изготавливается преимущественно из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов (обычно из полиэтилена). Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов. Известны также натуральные «тыквенные бутылки» — калебасы.

 

          Изучив разные источники, мы  выяснили, что история происхождения бутылки уходит в далекое прошлое. Первая стекольная мастерская была найдена археологами в Тель-эль-Амарне (Египет), и датирована 1370 г. до нашей эры. Древние египтяне придавали большое значение форме бутылок, делали фигуры человека или какого-либо овоща. Изготовлялись они методом формирования кварцевой пасты вокруг металлического стержня.

 

         За сто лет до нашей  эры  в Сидоне, в Финикии появилось решающее техническое новшество для изготовления стеклянных бутылок - стеклодувная трубка, отменившее утомительную формовку и металлический стержень, что ускорило процесс изготовления.

 

        Немалое количество уцелевших предметов из стекла относящихся к периоду Римской империи найденных при археологических раскопках свидетельствует о широком употреблении бутылок, флаконов в различных целях. Бутылки в древнем Риме выдувались по определенному образцу, и клеймо на них было одинаковое.

 

       Еще одно важное техническое новшество в стекольном производстве произошло в Англии (1611) — была изобретена и запатентована печь для обжига стекла, работающая на каменном угле. Ранее стекло обжигалось на древесном огне, получавшиеся изделия были непрочными. Температура обжига на каменном угле была интенсивнее, дольше держалась и способствовала изготовлению прочных бутылок из темного стекла, что очень понравилось виноделам.    

 

      Постепенно благодаря техническому прогрессу бутылка превратилась из предмета роскоши в удобный сосуд, пригодный для торговли разными продуктами. Еще более продуктивная технология производства бутылок была изобретена англичанином Майклом Оуэносом в 1901 году - появился первый автоматический бутылочный станок.

 

       Среди преимуществ стекла выделяется лучшее хранение напитка, из-за чего считается, что напиток из стеклянной бутылки «вкуснее». Так же большим плюсом стеклянных бутылок является возможность многократного повторного использования. Хотя повторное использование бутылок невыгодно даже для производителя — ведь никогда не знаешь, как и кто использовал бутылку и что в ней хранили. Поэтому вторичные бутылки дробят и добавляют в варочную массу.

 

 

1.2. История  появления пластиковой  бутылки

 

           В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки. Такие бутылки, как правило, имеют больший объём по сравнению со стеклянными, и   более безопасны за счёт упругости.  Впервые пластиковая бутылка Pepsi появилась на рынке США в 1970 году. На территории России пластиковые бутылки получили популярность после прихода на рынок безалкогольных напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске. В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков и пива, но и косметические и парфюмерные фабрики.[1]

 

1.3. Экологические  проблемы, связанные с пластиковыми бутылками.

 

           Наши мамы  помнят  то время, когда даже в нашем селе стеклянные бутылки собирали и сдавали в магазины в обмен на деньги, и эти бутылки увозили на переработку и изготовление новых бутылок. А теперь? Теперь  и стеклянные и пластиковые бутылки  засоряют наши улицы! И не только!

 

 Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют    настоящие плавающие материки в океанах.  Ученые бьют    тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи    мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США, причем под воздействием течения Эль-Ниньо регулярно смещаются на тысячи  километров.    В начале августа из Сан-Франциско к месту так называемой воронки отправились 2  корабля с учеными. Они намереваются  изучить масштабы загрязнения и   попытаются найти способы его удаления.  По примерным подсчетам, этот  «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Причем в основном он представляет собой некую взвесь полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов. Экспедиция также займется изучением этой проблемы. Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.

 

         Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год. [5]

 

         В учебнике «Happy Enfglish»   Татьяны Клементьевой  и  Джилл Шеннон  мы обнаружили, что: 

бумага разлагается в земле в течение 1 месяца,                                                                

банановая кожура – 6 месяцев,                                                                                                                                  шерсть – 1 год,                                                                                                                                 деревянные столбы – 4 года,

бумажные чашки – 5 лет,

крашеное дерево – 13 лет,

консервная банка – 100 лет,         

 пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет,

а время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет. [7]

 

          Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

 

1.4. Вторая жизнь пластиковой бутылки.

 

          Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии — стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам.  В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.

 

         Бутылки с записками внутри использовались спасшимися мореплавателями для посылки сообщений о кораблекрушениях, в настоящее время такие бутылки используют учёные для исследования морских течений.

 

         Собирание коллекций бутылок является одним из видов коллекционирования упаковки.     Мы обнаружили много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок.   Вот что мы обнаружили.

Бутылки – это экологичный солнечный нагреватель воды

Китайский фермер расположил 66 бутылок  на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается  практически моментально и поступает в дом.

Горячей воды достаточно для принятия горячего душа трём членам семьи предприимчивого китайца. Изобретение настолько понравилось соседям, что    они без промедления решили  воспользоваться этой идеей.

Фантастическое пластиковое судно

 Команда французских исследователей       собирается проплыть под парусом от   Сан-Франциско до Австралии (18000     км) на 18 метровом судне, полностью    изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 16000 двух литровых пластиковых бутылок,        которые были заполнены сухим льдом (для придания твёрдости).

Миллион бутылок на постройку храма

Именно столько бутылок использовали, заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда, для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зелёные бутылки из-под пива Heineken и коричневые – из-под пива Chang. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.

 

             Новый уникальный и экономичный способ застеклить   теплицу на своем дачном участке придумал братчанин     Виктор Швецов. В работе лишь подручные средства –  ножницы, паяльник и... обычная пластиковая бутылка.                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

   Мы решили провести опрос учащихся нашей школы.

Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.

 

          В анкетировании приняли участие 35 семей учащихся младших классов нашей школы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

 

1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

   Итоги анкетирования показали следующий результат:

 

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

Да – 38 человек                                            

 Нет –  0 человек.

Минеральная вода – 22 человека                      

Газированная вода, соки, напитки – 20 человек

Подсолнечное масло – 20 человек                    

Майонез – 7 человек

Кетчуп – 4 человека                                          

 Питьевой йогурт – 5 человек

Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.

Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

Выбрасываем -17 человек                                                        

Сжигаем в печке – 8 человек

Используем в хозяйстве – 10 человек                                       

Закапываем – 0 человека

 

Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?

 

Для посадки рассады – 14                          

Для хозяйства – 9 человек

Используем под молоко, квас, варенье – 8 человек

Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 3

Делаем поделки – 1 человек

              Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают  или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.   

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Результаты наблюдений «Количество бутылок на улицах села»

     Изучив полученные данные, мы решили выяснить, кто виноват в том, что на наших улицах валяется так много пластикового мусора. Для начала я отправился в магазин для того, чтобы изучить количество товаров, выпускаемых в пластиковой упаковке. Я зашёл в бар и в мини-маркет .Эти магазины были выбраны потому, что в них представлен самый большой выбор товаров в нашем селе. Результаты впечатлили. В магазине в пластиковой упаковке имеются до 20 видов шампуней разных производителей, жидкое мыло и  дезодорант, а также  в пластиковой упаковке я обнаружила 6 сортов растительного масла, несколько видов майонеза, питьевых йогуртов и огромный выбор минеральной, сладкой газированной воды и  пива. Это ещё раз подтверждает информацию о том, что пластиковая упаковка очень удобна в использовании.

 

DSC00817.JPG

DSC00814.JPG

 

                 Мы  подсчитали количество брошенных бутылок на тех улицах, где мы часто ходим. Получили следующий результат:

ул. Ленина          – от центра до магазина «» - 20 бутылок

ул. Октябрьская   – от моего дома до школы – 31 бутылка

ул. Солтыса         – от школы до церкви – 44 бутылки.

 От моего дома до дома моей бабушки – 113 бутылок, так как в овраг, тянущийся вдоль всей улицы местные жители сбрасывают весь мусор и не задумываются об  установке мусорных контейнеров.

      В основном брошенные бутылки были от минеральной или газированной воды, от пива, редко из-под растительного масла.  Вывод: жители нашего села, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают за  территорию своей усадьбы, не беспокоясь о чистоте улиц,  поэтому вдоль дорог нашего села так много пластикового мусора.

 

 

 

3.2. Результаты экспериментальной работы

     Далее  мы решили  проверить, действительно ли пластиковая бутылка имеет такой длительный период разложения. Конечно, мы не можем ждать 500 лет, но проверить  сведения  мы можем с помощью такой науки, как химия. За помощью мы отправились к учителю химии  Цуркан Н.А.  Вместе с ней, после повторения правил работы в кабинете химии, мы провели следующие опыты.

     

 Опыт 1 Разложение веществ под действием  химических реактивов.

 

     Фрагменты пластиковой бутылки, капроновой и атласной ленты, воздушного шарика и бумаги мы поместили в раствор серной кислоты и в гидроксид натрия (щёлочь) и наблюдали результат в течение недели. Через пять минут после начала опыта начался процесс разложения капроновой ленты в растворе серной кислоты.  Через неделю мы увидели, что в растворе серной кислоты от капрона остались мелкие крупинки, бумага при помешивании рассыпалась на мелкие части. В щёлочи данные фрагменты изменились слабо. Зато ни пластик, ни резина не изменились ни в растворе серной кислоты, ни в щелочи.                                                                          

Вывод. Проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка, резина не разрушаются под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю они не будут разлагаться и перегнивать, а будут лишь захламлять почву.

 

            Если пластик  в земле не разлагается, то, может быть, пластиковые бутылки безопаснее  сжигать? Проверим это на опыте.

 

Опыт 2. Горение.

Мы взяли фрагменты тех же предметов, по очереди сжигали их и наблюдали за результатом. Работа проводилась в вытяжном шкафу при искусственной тяге. При сжигании  фрагментов мы почувствовали приятный запах жжёных перьев при горении бумаги, но  резкий неприятный запах и чёрный дым при горении пластика и резины.

 

 

 Вывод: при сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.

Я убедился, что ни сжигать, ни выбрасывать пластиковые бутылки нельзя.

       Для  подтверждения этих результатов в жизни  мы решили провести такой опыт. В своём огороде  30 марта  мы закопали в землю пластиковую бутылку и  лист бумаги (газету).

   2 ноября мы перекопали  землю и обнаружили, что бутылка не пострадала за это время. А вот остатков газеты мы так и не обнаружили.

    И  ещё одно интересное  открытие я сделал однажды на отдыхе. Отдыхая на берегу речки с мамой , папой и младшим братом нам захотелось чая, но у нас не было железной посуды. Тогда папа предложил наполнить водой пластиковую бутылку и бросить в костёр. Вода в бутылке вскипела ,а бутылка даже не плавилась. Вот такое чудо.

 

3.3.Практическое применение использованных бутылок

 

             Результат нашего исследования удручающий.   Тогда  мы прошли по селу в надежде найти не только мусор, но и примеры применения пластиковых бутылок. И мы нашли! В детском саду на участках, где играют дети, есть  украшения из пластиковых бутылок, выполненных руками воспитателей.

materials_chemodanova_020.png

Также,  в   одном доме   мы увидели пальму из пластиковых бутылок, а в другом поросёнка.  И красиво. И полезно!  Но это, к сожалению, лишь единичные случаи применения использованных бутылок в нашем селе!

  Мне поделки понравились и я попробовал сделать свою поделку из пластиковой бутылки. У меня получилась очень красивая бабочка.

DSC00836.JPG

Я принёс в школу и показал одноклассникам . Мы решили  сделать много поделок из пластиковых бутылок и подарить ребятам из детского сада.

 А чтобы  привлечь к нашему делу побольше ребят, мы предложили учащимся младших классов нашей школы проявить выдумку и фантазию, и стать участниками конкурса  поделок «Её Величество – Пластиковая бутылка!». Каких только поделок не сотворили ребята!

 

DSC00889.JPG

ВЫВОДЫ:

  В результате проделанной работы я выяснил  историю возникновения бутылок:  от первых стеклянных до современных пластиковых. Она удобна в применении,  благодаря таким свойствам как  лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека, но её невозможно уничтожить после  использования.

 

       Поработав в кабинете химии, я узнал, что пластиковые упаковки не разлагаются даже под действием химических реактивов, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом,   мы подтвердили нашу гипотезу: пластиковая упаковка  действительно засоряет землю и наносит вред   природе.

 

        Наши наблюдения и  проведённый конкурс показали, что если подходить к этой проблеме творчески и по-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой упаковке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

         В конце своей работы я хочу сказать, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы нашли много применений бытовым отходам из пластиковой упаковки. Некоторые из способов я предлагаю посмотреть в буклете «Пластиковая упаковка: как использовать»

 

          По результатам нашего исследования мы наметили следующие шаги:

 1. Выступить с результатами нашего исследования перед учащимися младших классов,

   2. Написать статью в газету «Днестр», чтобы ещё раз обратить внимание жителей  на проблему мусора в нашем селе и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего села.

 

Использованные  ресурсы:

1. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8

2. Наука, известия. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inauka.ru/technology/article40009

3.  Ответы mail.ru  [электронный ресурс] Режим доступа: http://otvet.mail.ru/question/26708805/

4.детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html

5. EcoVoise [электронный ресурс] Режим доступа:  http://ecovoice.ru/blog/eco/37.html

6. Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа:   http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220

7. «Нappy English», «Счастливый английский», для 7-9 классов общеобразовательной школы, издательство «Титул», г. Обнинск, 1995

 

 

 

 

 

 

 

Приложение     

 Опыт 1 Разложение веществ под действием  химических реактивов.

 

 

Раствор серной кислоты

 

Гидроксид натрия (щёлочь)

 

 

31 марта   

 

6 апреля

31 марта

6 апреля

Пластиковая бутылка

-

-

-

-

Капрон (лента)

через 5 минут начался процесс разложения

Остались мелкие, почти не заметные крупинки

 

изменился, но не сильно

Атлас (лента)

 

незначительные изменения

 

незначительные изменения

Резина (шарик воздушный)

-

-

-

-

бумага

 

при помешивании  рвётся на части, стала похожа на кусочки ткани

 

слабо разрушается

 

 

 

 

Опыт 2 Горение

Предмет

Запах при сгорании

Цвет дыма

Скорость горения

Пластиковая бутылка

резкий неприятный запах

чёрный

долго плавится, прежде чем загорится

Капрон (лента)

приятный сладковатый запах

серый, слегка темноватый

быстро плавится

Атлас (лента)

неприятный

чёрный

загорается быстро

Резина (шарик воздушный)

неприятный, как у бутылки

чёрный

плавится и загорается

бумага

приятный запах (запах жжёных перьев)

сероватый

вспыхивает

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по окружающему миру на тему " Пластиковая бутылка - вред или польза?" ( 4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

 

 

Актуальность темы.

 

 

 

     41 год  назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г  (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов.  В наши  дни  ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из  пластиковых  бутылок растут на 20%. [1] Огромное количество мусора на улицах села заставило меня задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

 

 

 

        Проблема:  все улицы села, все дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют пластиковые бутылки.

 

 

 

        Цель нашего исследования: исследовать  значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

 

       

 

 Задачи:

 

выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок;

 

изучить химические свойства пластиковых бутылок;

 

найти полезное применение этому  предмету.

 

Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки

 

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

 

Гипотеза:  предположим, что пластиковая упаковка засоряет землю и наносит вред   природе.   

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2014 1159
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Думназева Кристина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Думназева Кристина Юрьевна
    Думназева Кристина Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16709
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 613 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 173 человека