Инфоурок География Другие методич. материалыИсследовательская работа по истории на тему «Риторические приемы на уроках истории, как один из методов формирования УУД»

Исследовательская работа по истории на тему «Риторические приемы на уроках истории, как один из методов формирования УУД»

Скачать материал

                 

 

                                    Тема: Риторические приемы на уроках истории, как один из     методов формирования УУД.

 

           Главная задача современной системы образования - формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Умение четко и стройно изложить свои мысли, отстоять в споре своё мнение, убедить аудиторию в правоте своих взглядов – дар огромного значения, от которого существенно зависит эффективность многих видов работы.

              Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалась в различных сферах жизни общества. 

.          Предмет истории  по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даѐт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Перспективы развития профессиональной деятельности.

В ФГОС четко обозначены требования к уровню ИК компетентности учителя и выпускника школы.

 Противоречие между запрашиваемым социумом на уровне ИК компетентности и реальностью определило перспективы моего профессионального развития.

        Применяемые риторические приемы и методы на уроках истории позволит успешно формировать коммуникативные УДД. 

       

  Итак , риторика – (греч. Rhetorike) – ораторское искусство.

Два подхода к пониманию ораторского искусства.

  1. Главное в риторике идея (логос), содержание. Риторика – искусство убеждать. Аристотель.
  2. Риторика – искусство украшения речи. Основное достоинство речи – форма и стиль. Риторика – ars bene dicendi – «искусство говорить хорошо». Квинтилиан.

Современное определение риторики. Риторика – наука об убедительной и действенной речи в различных ситуациях речевого общения.

 

Риторика опирается на знания множества гуманитарных дисциплин: лингвистика, психология, логика и т. д.

 

Виды ораторского искусства.

По разным критериям можно разделить на монологическое и диалогическое, рациональное и эмоциональное и т. д.

Критерий функциональность.

1. Академическое красноречие – вузовская лекция, научный доклад и т. д.

2. Судебное красноречие.

3. Богословско-церковное красноречие – проповедь, речь на соборе.

4. Парламентское красноречие.

5. Военное красноречие.

6. Торговое красноречие – реклама.

7. Социально-бытовое красноречие – застольная речь, поминальная речь (эпитафия).

 

                      Происхождение риторики.

     Возникла тогда, когда появилась насущная потребность в публичном обсуждении вопросов государственной жизни. Риторика – «духовное детище демократии». Сравнить Афины и Спарту.

     Итак, риторика возникла в Древней Греции в 5-4 вв. до н. э. Родоначальники – учёные-софисты – платные учителя красноречия и философии. Протагор, Горгий и др. Они учили правилам логического мышления, приёмам доказательства и опровержения. Позднее главной заботой стал подбор логических и словесных приёмов, с помощью которых можно добиться победы над противником. Главное победить, а не найти истину. Если софиста уличали во лжи, он выворачивался так: «Кто лжёт, говорит о том, чего нет. Но о том чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать».

      Сократ. В совершенстве владел диалектикой – философское искусство вести беседу с целью обнаружения истины. Главное найти истину. Сократическая беседа.

      391 г. до н. э. – открытие  Исократом первой риторической школы. Лесика речи тщательно подбиралась, текст ритмизировался и т. д. Главное умение – умение вести дискуссию с оппонентом. К тому времени, без знания риторики добиться успеха в политике было невозможно. Лучший ученик Исократа – Демосфен. Речь «Против Филиппа Македонского».

      Крупнейший теоретик античной риторики – Аристотель. Его «Риторика» - единственное сочинение по риторике дошедшее до нас в целом виде. Она состоит из  трёх книг – язык, стиль и структура публичной речи.

      Древний Рим. Цицерон. «Оратор». Оратор должен:

1. доказать и продемонстрировать истинность приводимых фактов;

2. доставить слушателям эстетическое удовольствие;

3. воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.

      Средние века. Главный вид красноречия – духовное красноречие. Его цель – проповедь Слова Божьего. Гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве. Религиозные диспуты. Особенность средневековой риторики – опора на авторитеты.

Фома Аквинский – всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание бога.

       Эпоха Возрождения. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин. Расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей – политика, право, экономика. Всё чаще используется национальный язык.

       Новое Время. «Эпоха Просвещения»  Салонное красноречие. Речь должна быть лёгкой и изящной. Принцип - «просто о сложном». В годы Великой французской революции – парламентское красноречие. Робеспьер, Дантон, Шамфор и т. д. В 19 в. развивается судебное красноречие. Русские юристы – Кони, Плевако, Спасович, Урусов и т. д.

         Новейшее время. Пропагандистское красноречие. Троцкий, Геббельс. Торговое красноречие. «Информационное общество».

 

                            

    Оратор (лат. оrar – говорить) – любой человек произносящий публичную речь.

Типы ораторов:

1. главное внимание уделяет логике рассуждений

2. главное внимание уделяет эмоциональности выступлений.

    Каждый ли сможет стать хорошим оратором? «Поэтами рождаются, ораторами делаются» Цицерон. Пример Демосфена.

 

Задание практику: Составить текст   приветственной речи

           План приветственной речи.

        1. Обращение. Слова приветствия.

        2. Краткая характеристика события.

         3. Успехи и достижения, перспективы.

         4. Пожелания.

Примерные темы:

  1. Юбилей Ивана Грозного (Перечислить все заслуги и главные победы царя)
  2. Встреча кубинской  делегации во главе с Ф Кастро.
  3. Вручение награды  Ю.А Гагарину. . (Краткая биография героя. Объяснить  за что вручается орден).
  4. Памятная дата  сражение на Куликовом  поле. (Кратко изложить события  8 сентября 1380г. Указать   значение битвы).

                            

                               Риторические навыки и умения.

       Чтобы выступать публично оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений.

Навыки: 1. навык отбора литературы;

2. навык изучения отобранной литературы;

3. навык составления плана;

4. навык написания текста речи;

5. навык самообладания перед аудиторией;

6. ориентации во времени.

Из приобретённых навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

1. самостоятельно готовить выступление,

2. доходчиво и убедительно излагать материал,

3. отвечать на вопросы слушателей,

4. устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией.

 

                              Подготовка к публичным выступлениям.

Одна из главных проблем, с которой часто сталкиваются ораторы – чувство неуверенности и страха перед выступлением, т.н. «ораторская лихорадка».

 

причины

Как избавиться

Чрезмерное погружение в собственные переживания

Думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи

Недооценка своих возможностей

Заставить себя поверить, что хорошо подготовился к выступлению и можешь сообщить слушателям что-нибудь важное и полезное

Недостаток опыта

Необходимо почаще вступать в дискуссии

Воспоминание о провале

Помнить, что всех бывают провалы

 

                                  Повседневная подготовка к выступлениям.

Повседневная подготовка включает в себя:

1. Самообразование – постоянное приобретение новых знаний, накопление сведений из разных областей науки и т. д.

2. Вечная неудовлетворённость собой.

3. Создание собственного архива. «Чем больше работаешь пером, тем легче владеешь языком».

4. Овладение техникой речи – дыхание, голос, дикция.

5. Постоянная работа над повышением культуры речи. Нужно стараться всегда и везде говорить правильно, ясно и понятно, чётко формулировать мысли, говорить образно и эмоционально.

6. Постоянная практика. Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, брать слово в дискуссиях и т. д.

7. Критический анализ выступлений других.

8. «Пишите письма» «Перо – лучший и превосходнейший творец, и наставник красноречия» Цицерон.

 

Задание практикум:

Конкурс капитанов.  Капитанам предлагается по иллюстрациям составить рассказ-описание. Один школьник повествует об Ассирии, другой – о Вавилоне.

 

                                       Подготовка к конкретному выступлению.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, темы выступления, зависит от состава аудитории и т. д. Но существуют и некоторые общие методические установки.

Основные этапы разработки ораторской речи:

1. Определение темы речи. Важно, чтобы речь представляла интерес для оратора и слушателей.

2. Формулировка темы речи. Название должно быть ясным, кратким, кратким. Должно привлекать внимание слушателей.

3. Определение цели выступления. Цель речи важнее её содержания и формы.

4. Подбор материалов для речи. Лучше использовать не один источник, а несколько.

5. Изучение прочитанного и его осмысление. Важно выработать личностное отношение к предмету речи.

                      

Задание практикум.

Составить план агитационной речи  на что рекомендуется обратить внимание в данном виде работы.

План агитационной речи.

- привлечь внимание, вызвать интерес.

- изложить основной тезис.

- привести аргументы для доказательства тезиса.

- сделать вывод. Сформулировать призыв.

Примерные темы:

  1. Реформация в Германии речь Мартина Лютера.
  2. Решение  вопроса объединение Германии речь Отто фон Бисмарка.
  3. Речь бунтаря народника М.А Бакунина.

 

Важный вопрос подготовки  к публичному выступлению – обязательно или нет, предварительно составлять, письменный текст речи. Единого ответа нет.

1. Составление полного текста речи. Античные ораторы – за. «Лишь с помощью писания можно достигнуть лёгкости речи». Квинтилиан. «Если вы не гений.. готовьтесь к речи с пером в руке. П. Сергеич. Но А.Ф. Кони – против. Но начинающим ораторам – полезно.

Преимущества написанной речи: легче запоминается и дольше удерживается  в памяти, даёт возможность избежать повторений, неряшливых формулировок и т. д.

Лучше всего вначале писать начерно, а затем переписывать, исключая всё лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать на отдельных листах.

Но! Если текст речи читать по бумажке, его содержание воспринимается только на 17%

2. Составление конспекта речи. Он содержит основные формулировки, цитаты, числа, имена собственные. Переходы от одного блока выступления к другому, начало и концовка речи.

3. Выступление перед слушателями без всяких записей.

Преимущество – хорошо воспринимается слушателями, устанавливается непосредственный контакт со слушателями. Но требует большой мобилизации памяти, энергии, воли.

Недостатки. Из-за неотработанности речи оратор не всегда успевает уложиться в отведённое время, осветить все вопросы. Неточные формулировки, речевые ошибки. Лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

 

                                  Как построить свою речь.

    Для успешного выступления мало подготовить интересный материал. Важно правильно его расположить. Иными словами необходимо грамотно построить композицию речи. Композиция речи -  структура, построение.

    Элементы композиции: введение, главная часть, заключение.

Необходимо помнить, что лучше всего запоминаются начало и конец речи. В психологии это называется «законом края».

        Вступление.

Главная задача – подготовить слушателей к восприятию этой темы. Заставить себя слушать всех. Основное условие – максимальная лаконичность.

Приёмы: -  интересный пример,

                 - провокационная (парадоксальная) цитата,

                  - вопросы к аудитории.

Необходимо «зацепить» внимание слушателей.

Во вступлении нужно отразить:

1. актуальность темы,

2 .значение для данной аудитории,

3. цель выступления,

4. краткая история вопроса.

Практикум «Ответы на вопросы»

Задача этого вида работы- обучение умению формулировать вопросы и отвечать на них. Такие практикумы можно проводить по самым различным проблемам. Участникам дается задание подготовить по избранной теме вопросы и свои варианты ответов. Формы проведения практикума разнообразия: группа делится на две команды, которые и свои варианты ответов. Формы проведения практикума разнообразны: группа делится на две команды, которые по очереди задают друг другу вопросы; на вопросы группы отвечают один или несколько выделенных учеников (по типу пресс – конференции, брифинга) и т.д. В ходе работы оценивается правильность постановки вопроса, точность и аргументированность ответа, быстрота реакции на поступившие вопросы. Для анализа вопросов и ответов может быть выделена группа экспертов из числа наиболее  подготовленных учеников.   

 

        Заключение.

Необходимо тщательно отработать последние слова выступления. Они должны усилить эффект речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова произносятся высоким тоном, эмоционально.

1. конец речи должен закруглить её, т. е. связать с началом,

2. подводятся итоги сказанного,

3. ставятся конкретные задачи (призыв к действию).

         Главная часть.

Это наиболее ответственная часть речи. В ней излагается основной материал. Основное правило – логическая последовательность и стройность изложения материала.

    Структура выступления зависит от метода преподнесения материала.

Методы:

1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод хорош в агитационных выступлениях.

2.Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор выдвигает положение, тезис, а затем раскрывает его на конкретных примерах. Хорош для пропаганды.

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Лучше проводить параллель с тем, что хорошо известно слушателям. Усиливает эмоциональное воздействие и способствует пониманию излагаемого материала.

4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углублённому его анализу.

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

    Лучше всего использовать различные методы изложения. Это сделает речь оригинальной и нестандартной.

     Оратору необходимо не только убедить аудиторию, но и вызвать ответную реакцию, желание действовать в определённом направлении. Этой цели служит принцип усиления – значимость, убедительность и вес аргументов нарастают к концу речи. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

 

                                          Борьба с утомлением внимания.

Способы:

1. прямое требование внимания,

2. обращение с неожиданным вопросом,

3. прерывание речи, пауза,

4. тайна занимательности – для того, чтобы заинтриговать слушателей предмет речи сразу не называется,

5. вопросно-ответный приём – оратор ставит перед аудиторией вопросы и сам же на них отвечает,

6. использование элементов юмора.

Задание практикум:

Составить небольшое сообщение по темам:

А. Катон – гражданин.

Б. Катон – семьянин.

В. Катон – хозяин и господин.

Г. Катон – оратор и писатель.

Е. отношение Катона к чужеземцам и чужеземным обычаям

 

                                         Недостатки композиции.

1. нарушение логической последовательности речи,

2. перегрузка текста теоретическими рассуждениями,

3. отсутствие доказательности основных положений,

4. обилие затронутых вопросов и проблем – рекомендуется не более 3-4 вопросов,

5. шаблонное, трафаретное построение речи.

 

Задание практикум: 

Примерные темы письменных работ.

Как вы понимаете высказывание Сократа «Познай самого себя»?

Как относитесь к представлениям Платона об общественном воспитании детей в идеальном государстве?

Учение Аристотеля о среднем человеке: аргументы за и против.

 

                                    Контакт с аудиторией.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

Интеллектуальный контакт – совместная интеллектуальная деятельность оратора и аудитории.

Эмоциональный контакт – оратор и слушатели испытывают сходные чувства.

Для установления контакта необходимо учитывать особенности аудитории:

1. однородность аудитории – возраст, пол, уровень образования и т. д. Чем однородней аудитория, тем легче выступать.

2. количественный состав слушателей – манера поведения оратора, форма преподнесения материала должны быть различны в зависимости от количества слушателей.

3. особенности психологии слушателей – слушатели предоставили оратору главную роль и хотят, чтобы он оправдал её. Аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Слушатели – одновременно и зрители, поэтому важен и внешний вид оратора. Важен зрительный контакт с аудиторией.

  Черчилль, в тех местах своих речей, где чувствовалась слабость аргументации, ставил на полях пометки – «медленнее», «громче».

 

                                     Основы полемического мастерства.

Спор – словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту.

Классификация споров.

По целям:

1. спор из-за истины – проверка какой-либо мысли, идеи для её обоснования.

2. для убеждения кого-либо – не обязательно спорящий сам уверен в истине, но так надо в силу каких – либо обстоятельств,

      3.спор ради спора – главное блеснуть красноречием.

       По количеству лиц:

       1. спор-монолог – человек спорит сам с собой,

        2. спор-диалог – полемизируют два лица,

        3. спор-полилог – несколько или много лиц.

        По форме ведения борьбы мнений:

         1. устные – ограничены во времени, важны психологические моменты: умение уверенно             держаться, быстрота реакции, живость мышления, остроумие.

          2. письменные – более продолжительные, иногда несколько лет, но более пригодны для выяснения истины.

 

Задание практикум:

 Привести тезисы и доказательства: Почему необходимо перенести столицу Римской империи на Восток. Работу можно выстроить  игра – интеллектуальный спор. Спор-диалог – полемизируют два лица,

 

 

 

                            

                                     Основные правила ведения спора.

1. Умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия.

Предмет спора – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путём обмена различных точек зрения.

 Важно, чтобы полемисты  ясно представляли себе предмет спора. Сформулировав спорное положение, участники спора должны точно указать, в каком именно пункте они не согласны с данной мыслью, т. е. «установить пункты разногласия».

2. Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведётся спор. Одна и сторон в споре может сознательно, в определённых целях уводить своих оппонентов от предмета спора.

3. Чётко определите свою позицию в споре. Если точка зрения оппонента выражена нечётко, с ним трудно вести полемику. Как вести полемику с человеком, который одновременно высказывается «за» и «против» одного и того же положения.

4. Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Чтобы участники спора одинаково понимали употребляемые слова, необходимо в начале спора уточнить значение основных терминов. В противном случае вести полемику бесполезно.

5. Относитесь с уважением к своему оппоненту – иначе спор будет малопродуктивным.

6. Сохраняйте выдержку и самообладание в споре – если делается попытка навязать оппоненту мнение, резко отличающееся от его взглядов, то он воспринимает её как неприемлемую. Спокойствие в споре достигается тем, что спорящий целиком отдаётся делу, забывая себя в нём.

7. Обращайте внимание на поведение оппонента, научитесь верно, оценивать его действия. Поведение в споре зависит от того, с каким противником приходится иметь дело. Если оппонент – невежда, то невозможно употребить лучшие аргументы, т. к. он их не поймёт или не оценит.

                                           Глупец с учёным в спор вступает

                                           И даже побеждает иногда.

                                           Бесценную жемчужину, бывает,

                                           Булыжник разбивает без труда.

Кроме того, поведение полемистов определяется их темпераментом, чертами характера, национальностью и т. д.

 

задание

                                          Как убедить оппонента

Основные формально-логические законы.

1. Закон тождества – каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определённое, устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Один про Фому, другой про Ерёму.

2. Закон противоречия – две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинным.

3.Закон исключённого третьего - из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.

4. Закон достаточного основания – всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

 

                                           Доказательство.

Умение доказывать свою точку зрения – необходимое условие культуры спора.

Структура доказательства.

1. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать.

2. Аргументы (основания, доводы) – положения, с помощью которых обосновывается тезис.

3. Демонстрация (способ доказательства) – логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

Доказательства бывают прямые и косвенные.

Прямое – формулируется тезис и приводятся аргументы.

Косвенное – опровержение противоречащего положения – антитезиса.

 

                                          Логические ошибки.

1. Подмена тезиса доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально.

2. Ложное основание – тезис обосновывается ложными суждениями.

3. Предвосхищение основания – в качестве аргумента берётся недоказанное положение. Оно не является ложным, но само нуждается в доказательстве.

4. Порочный круг – тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса.

 

                                           Доводы в споре.

Различают доводы сильные и слабые.

Слабый – против которого легко найти трудно опровергаемое возражение.

Сильный – с которым оппонент вынужден согласится без каких-либо уточнений.

Весомый аргумент – статистические данные.

Доводы должны воздействовать не только на разум, но и на чувства.

Чтобы добиться своей цели полемист должен знать того, к кому обращены его доводы.

 

                                        Полемические приёмы.

Необходимо не только уметь доказывать истинность своих суждений, но и опровергать точку зрения оппонента.

1. Опровержение ложного тезиса фактами.

2. Критика доводов оппонента. Полемист приводит слушателя к мысли, что выдвинутый тезис не доказан.

3. Применение юмора, иронии, сарказма.

4. «Доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Суть этого приёма – показать ложность тезиса, т. к. следствия вытекающие из него, противоречат действительности.

5. «Подхват реплики» - умение применить реплику противника в целях усиления собственной.

6. Умение перехватить инициативу в споре. Задавайте оппоненту вопросы. Цель – сделать положение оппонента затруднительным.

7. «Довод к человеку» - вместо обсуждения по существу начинают оценивать достоинства и недостатки человека его выдвинувшего. Оказывает сильное психологическое воздействие.

8. «Аппеляция к публике» - цель приёма повлиять на чувства слушателей, склонить её на сторону говорящего.

 

                                          Искусство отвечать на вопросы.

Способность полемистов правильно формулировать вопросы, и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора.

Классификация вопросов.

В зависимости от логической структуры.

1. уточняющие (закрытые) – направлены на выявление истинности или ложности выраженного в них суждения? Верно ли, что…?

2. восполняющие (открытые) – связаны в выяснением новых знаний. Кто..? Где..? Когда..?

По составу.

1. простые – их нельзя расчленить

2. сложные – можно разбить на несколько простых.

Сложные вопросы нередко вызывают затруднения у отвечающих.

По форме.

1. корректные – в их основе лежит истинное суждение,

2. некорректные – в их основе лежат ложные или неопределённые суждения.

По характеру. Нейтральные, благожелательные, неблагожелательные, враждебные, провокационные.

 Виды ответов.

По содержанию.

1. правильные – в ответе содержаться суждения истинные и логически связанные с вопросом.

2. неправильные – ответы связанные с вопросом, но по существу неверные.

По объёму.

1. краткие

2. развёрнутые.

Основной принцип ответа – отвечать на вопрос только тогда, когда ясна его суть и знаешь правильный ответ.

 

                                               Нечестные приёмы.

Нечестные приёмы применяют, чтобы сбить противника с толку.

1. «ошибка многих вопросов» - оппоненту сразу задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа да или нет.

2. уклонение от поставленного вопроса или попытки иронизировать над ним.

3. «ответ вопросом на вопрос» - полемист на вопрос оппонента ставит встречный вопрос.

4. «ответ в кредит» - перенос ответа на «потом», ссылаясь на сложность вопроса.

 

                                                     Уловки в споре.

1. «Оттянуть возражение» - если на вопрос трудно сразу  найти достойный ответ, ставят вопросы в связи приведённым доводом, как бы для выяснения его; ответ начинают издали. Цель – выиграть время и собраться с мыслями для достойного ответа.

2. Если полемист совершил ошибку, ситуацию можно исправить фразами : «Позвольте уточнить свою позицию» и т. д.

3. Ставка на ложный стыд – «Вам, конечно известно, что наука давно установила…» В результате полемист должен соглашаться с доводами оппонента.

4. Подмазывание аргумента – слабый довод сопровождается комплиментом противнику. «Вы как человек умный не станете отрицать…»

5. Ссылки на свой возраст, образование и положение.

6. Стремление увести в разговор в сторону.

7. Перевод спора на противоречия между словом и делом – несоответствие тезисов противника с его поступками, образом жизни.

8. Смещение время действия – подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего, тем что произойдёт в будущем.

9. Самоуверенный, безапелляционный, решительный тон – психологическое давление на присутствующих.

10. «Чтение в сердцах» - оппонент не столько разбирает слова противника, сколько ссылается на те мотивы, которые заставили их высказать.

11.Прямые оскорбления – направлены на подрыв авторитета противника.

12. Обструкция – намеренный срыв спора.

 

     Задание практику: Составить текст информационной речи.

Примерные темы.

- события в нашей стране или за рубежом,

- новости культурной жизни,

- спортивные новости,

- новинки литературы и т. д.

 

 

          Анализируя  итоги своего педагогической работы, я с уверенностью могу сказать, что результаты носят положительный характер, так как наблюдается динамика успеваемости и качества учащихся.

          Ученики  научились применять различные формы  в при устном ответе. . Выделять главное, анализировать  и самостоятельно составлять конспекты, тезисы, сравнение, обобщение. Выполнять познавательные задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение и умения делать выводы.

           Ученики  научились устанавливать причинно-следственные и причинно-временные связи. Расширять свой кругозор и понятийный аппарат.

Своей перспективой я вижу в  работе над развитием коммуникативных  УДД учащихся  при анализе текстов исторических документов. Так как, в наше время, важно  не только правильно отбирать и сортировать информацию, но и необходимо критически её осмысливать, а этому, как раз, будет способствовать умение анализировать исторические документы. Учащиеся  будут отрабатывать не только знания, умения, навыки, но и получат опыт творческий деятельности и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету.        

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по истории на тему «Риторические приемы на уроках истории, как один из методов формирования УУД»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главная задача современной системы образования - формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Умение четко и стройно изложить свои мысли, отстоять в споре своё мнение, убедить аудиторию в правоте своих взглядов – дар огромного значения, от которого существенно зависит эффективность многих видов работы.

              Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалась в различных сферах жизни общества. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 782
    • DOCX 97.5 кбайт
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кобаса Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кобаса Елена Владимировна
    Кобаса Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 33865
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 289 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции