Инфоурок География Другие методич. материалыИсследовательская работа по географии

Исследовательская работа по географии

Скачать материал

                       Муниципальное образовательное учреждение

                 Шараповская средняя общеобразовательная школа

                      Шатковский район Нижегородская область

 

 

 

 

 

 

 

             Областной конкурс «Экологическая мозаика»

                                       проектная работа

 

                                Тема:

 «Местные особенности озеленения населенных пунктов:

растения, которые использовались для оформления территории при жилых домах, общественных и культовых зданиях».

 

 

 

 

 

                                             Автор проекта: ученица 6 класса 

                                                                   Финагина Алена, 11 лет

                    

                                      Руководитель: Перевезенцева Р.А

                                      учитель географии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Шарапово 2014г.

                                          

 

 

Оглавление

 

  1. Введение ---------------------------------------------------------------------стр.  2
  2. Цели и задачи проекта-----------------------------------------------------стр.  3
  3. Методы исследования-----------------------------------------------------стр.   4
  4. Заключение------------------------------------------------------------------стр.   9
  5. Литература ------------------------------------------------------------------стр.   11
  6. Приложения -----------------------------------------------------------------стр.  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1.      Введение.

 

   Экология зародилась как наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Владея экологическими знаниями, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе

    Разве можно представить Землю без золота солнечных лучей, зелени лесов и полей, синевы морей, красно-розовых переливов восходов и закатов. Но главным украшением нашей планеты были и остаются растения.

    В нашей жизни огромную роль играют растения.  Растительный мир подарил человеку огромное богатство – источник жизни, пищи и здоровья.

Мы всегда стремимся изучать природу, преобразовывать или обогащать её в желаемом направлении. В повседневной жизни мы можем оценить роль растений, животных. Ведь хлеб, фрукты, овощи и многое другое, без чего человек не может обойтись, получают из растений. Продукты животного происхождения мы получаем тоже благодаря растениям, которые служат пищей для животных.  Нас окружает зелёный мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Зависит от растений чистота воздуха, которым мы дышим, из них получаем лекарственные средства, сырьё для изготовления одежды, строительный материал. А поскольку роль растений в жизни человека велика, нам нужно знать о жизни растений значительно больше, чтобы охранять зелёных друзей от бездумного уничтожения.

   Растения с давних времен привлекают внимание людей. Они стали неизменным декоративным дополнением жилой зоны, общественных зданий и предприятий.

   Люди всегда стремились к созданию более комфортных условий жизни, организации благоприятного ландшафтного окружения вблизи своего дома.

Внешний облик растительного покрова, состав растений определяется особенностями расположения и климатическими условиями территории. Естественные растительные сообщества любой местности имеют длительную историю формирования. В состав растительного сообщества входят виды растений, приспособленных к местному климату, почвенно-грунтовым условиям и могут расти совместно друг с другом.

   История посадки растений в нашем населенном пункте в близи построек, в садах и огородах насчитывает несколько столетий. Многие древесные породы и кустарники были посажены во времена молодости моих прабабушки и прадедушки, в 20-30 годы.

   Одни породы деревьев на нашей улице, где я живу встречаются очень часто у каждого дома, в каждом огороде, а иных нет совсем. Почему?

    Этот вопрос очень заинтересовал меня, и я решила выяснить видовой состав дикорастущих  древесных и кустарниковых пород растений  на территории улицы Школьная, так как эта улица была заселена одной из первых в селе.

   Моя работа будет интересна всем жителям, живущим на улице, и ребятам нашей школы, ведь мало кто задумывался о видовом составе деревьев на своих участках, по каким причинам они были посажены.  Работа также будет полезна и для учителей географии и биологии при изучении видового состава растительности села. Эту учебно-исследовательскую работу можно использовать на уроках, классных часах, для создания проблемных ситуаций, знакомства  с природой родного края, её особенностями.

     Сроки выполнения проекта: октябрь – ноябрь 2014года.

     География проекта: с. Шарапово, Шатковский район улица Школьная в восточной части села, длина 1000 метров. (См. Приложение)

     Объектом исследования является  видовой состав древесных и кустарниковых форм растительности.

     Социальный партнер: Шараповская сельская администрация.

  

                                                                2

 

                                    

2.  Цели и задачи проекта.

 

 

Цель данной исследовательской работы: изучение местных особенностей озеленения населенных пунктов. 

Задачи исследования:

  1. Изучить основной видовой состав дикорастущей древесной и кустарниковой  растительности данной территории.
  2. Изучение экологических и биологических особенностей  растений.
  3. Показать взаимосвязь растений с окружающей средой обитания.
  4. Роль растений в природе и жизни человека и охрана растений.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

                                        

 

3. Методы исследования

Методика исследования

  1. Экскурсии по изучению видового состава  растений улицы.
  2. Наблюдение за изменением в природе.
  3. Морфологическое описание растения.
  4. Беседа с жителями улицы, учителем географии и биологии, специалистами по растениеводству ООО «Русское поле» ( председателем, агрономом)

Время проведения экскурсии: июнь- ноябрь 2014г.


Результаты исследования и их обсуждение.

   Во время экскурсии  мы обратили внимание  на то, что в качестве доминирующих видов жители улицы посадили деревья первой величины: липа мелколистная, клен обыкновенный, затем идут черемуха, рябина, сирень, акация. Эти растения растут в садах и огородах с северной, северо-западной стороны на границе с соседним участком.  А с  северо-западной и западной стороны встречается сирень и  акация. Получается: с северной, северо-западной стороны  сажают  высокие деревья, а с северо-западной и западной – кустарники: сирень, акацию – получилась живая изгородь. Такая изгородь из растений служит границей между участками и  выполняет еще одну очень  важную функцию: защищает растения сада и огорода от холодных ветров с севера и случающихся заморозков в мае месяце, когда многие плодовые культуры начинают уже зацветать  и для них весенние заморозки очень, опасны.  Сильные похолодания доставляют много хлопот, в садах ночью приходится жечь костры.  Листопадные деревья защищают не только сад, но и дом  от холодного северного ветра зимой,  и затеняют дом летом, а зимой, сбросив листву, позволяют солнцу обогревать дом.    (См. Приложение )

   Перед домами жители улицы посадили березы, сирень, калину, шиповник. Вблизи хранилищ (сараев для сена, погребах, ямах) можно встретить бузину.

   Рядом с общественными и культовыми зданиями жители посадили березы,

это связано с морфологическими особенностями растения, белые стволы берез придают особую значимость и важность этих зданий, создают тень в жаркие летние дни.

(См. Приложение )

 

Морфологическая характеристика древесных и кустарниковых форм.

 

   Липа – крупное листопадное дерево семейства липовых высотой до 25 метров. Ствол стройный крона широкая. Цветет в июне-июле. Цветы душистые бледно- желтые, собраны в полузонтики. Плод орешек.

  Сушеные ветки липы используются как суррогат чая  и для весеннего витаминного салата. Является прекрасным медоносом.

Лекарственным сырьем служат цветки липы. Цветы липы используют для полоскания рта при воспалительных  заболеваниях и ангине. Настой цветов оказывает успокаивающее влияние на нервную систему. Из веток липы готовили веники для бани.

  Вторая причина, по которой липу сажали в садах и огородах, важное лекарственное сырье.

 

4

 

                                                                 

     Сирень обыкновенная. Кустарник семейства маслиновых высотой 2-7метров. Корневая система мощная. Цветет в мае-июне. Переносит загазованный и запыленный воздух. Поэтому у каждого дома растут кусты сирени.

   Сирень является лекарственным растением. Лекарственным сырьем служат цветки и листья, кора и почки.

   Настой листьев используют при лечении воспалительных заболеваниях почек.

   Сирень используют также в качестве жаропонижающего и потогонного средства.

   Свежими листьями сирени используют для заживления ран.

 

 

 

 

 

   Клен – дерево семейства кленовых высотой до 20-30 метров. Цветет весной, до распускания листьев.

   Древесину используют в токарном и столярном производстве. Листья окрашивают шерсть в желтый цвет. Их кладут на противень в качестве прокладки при выпечке хлеба в русской печки. Весной собирают сок, он слаще березового. Ветки и листья скармливают козам, коровам. Является ранним медоносом.

  Лекарственным сырьем служат листья и плоды.

   Отвар листьев служит противомикробным, жаропонижающим и ранозаживляющим действием.

   Истолченные листья используют наружно при не заживляющих ранах и язвах.

 

 

5

   Черемуха – растение семейства розоцветных высотой 0,6-10 метров. Цветы белые,  издающие аромат, наполняющий воздух.  Цветет в мае- июне.

   Плоды употребляют в свежем и сушеном виде. Для начинки пирогов и ватрушек.  Служит кормом для коз, овец. Сухие растертые листья губительно действуют на колорадского жука, его личинку и яйца.

    Лекарственным  сырьем служат плоды, листья и цветки. Кора содержит дубильные вещества. Отвары служат противовоспалительным, противомикробным и противорвотным действием.

 

 

 

 

 

    Рябина. Листопадное дерево, семейства розоцветных высотой до 10 метров. Цветет в мае-июне. Созревает в конце сентября и остается на дереве до зимы.

   Древесину используют для изготовления краски. Плоды рябины широко применяют для приготовления сиропа, чая.

   Плоды рябины служат лекарственным сырьем. Настои обладают противомикробным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием, повышают устойчивость сосудов к неблагоприятным воздействиям, ликвидируют дефицит витаминов в организме.

  Зная такие замечательные свойства растения, жители всегда на зиму заготавливали много рябины.

 

 

 

 

   Береза. Дерево семейства березовых высотой до 20 метров. Цветет в период распускания листьев – в апреле – мае.

   Лекарственным сырьем служат почки, листья, сок.

   Настой листьев березы используют при воспалительных заболеваниях почек и мочевого пузыря.

   Хорошо размятые пропаренные листья березы применяют для уменьшения болей в суставах. С этой целью всегда заготавливают березовые веники для бани.

6

Берёза в нашей местности известна тем, что Берёза — символ России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России.

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на День Святой Троицы.

 

 

   Бузина красная - листопадный куст или дерево высотой 2-4 м, побеги с бурой сердцевиной. Цветки зеленовато-желтые, собраны в плотную яйцевидную или колосоподобную кисть. Цветет одновременно с распусканием листьев май – июнь.
     Плод - ягодоподобная красная костянка до 5 мм длиной, плоды собраны в плотные шаровидные гроздья, несъедобные (хотя, как и другие части растения, обладают лекарственными свойствами), не ядовиты, созревают в июле. В это время растения очень декоративны. Семя - яйцевидно-треугольная коричневая косточка, 2,5-4 мм длиной, масса 1000 шт - 2,3 г. Бузина красная - хороший медонос, имеет много садовых форм.
    Соцветие верхушечное, цветок розово-белый, листья крупные из 9-15 листочков, 5-20 см длиной. Плод - костянка черного цвета, блестящая, с красным соком, до 4 мм длиной, с 3-4 яйцевидными, трехгранными семенами. Цветет в июне-июле, плоды созревают в августе-сентябре.
     Все растение  имеет специфический неприятный запах.  Все части растения ядовиты, поэтому необходимо четкое дозирование лекарств.  Бузину используют не только в народной медицине. Лекарства из корней растения - очень эффективное мочегонное средство (при воспалениях почек и главным образом при водянке).

 Специфический неприятный запах отпугивает крыс, мышей, с этой целью растение и сажают в близи хранилищ, в погреба и на сеновалы раскладывают ветки растения

 

7.42.jpg

 

   Калину обыкновенную, или красную,  часто высаживают, чтобы украсить участок и собрать лечебные плоды. Листопадный кустарник семейства жимолостные имеет декоративные формы. Цветет в мае-июне.

   Ягоды употребляют в свежем виде. Из них готовят кисели, компоты.

   Лекарственным сырьем служат кора, цветки и ягоды.

7

                                                             

    Отвары обладают кровоостанавливающим, антисептическим и противовоспалительным действием, уменьшают болевые ощущения и возбудимость нервной системы.

  Отвар цветов калины и ягод служит хорошим полосканием при ангине и осипшем голосе.

   Из посаженных в один ряд кустов калины создаются живые изгороди и ширмы. Хозяйственные пристройки удается спрятать даже за отдельным разросшимся растением.

 

                                                               

Калина обыкновенная

 

     Акация желтая. Растение семейства бобовых высотой 5-7 метров. Кустарник – очень неприхотливый, выносливый, долговечный, засухоустойчива, дымоустойчива, морозостойка. Цветет около двух недель в мае.  Цветки одиночные или собраны  в небольшие пучки.

   Акация желтая особенно красива во время цветения. Применяется для озеленения, для создания живых изгородей.  Хороший медонос.

Акация желтая

 

 

 

 

 

 

 

 

Растения, посаженные перед домом, выполняют функцию защиты от пыли и шума, отделяют территорию дома от дороги.

 

    В беседе с работниками сельхозпредприятия,  мы выяснили, что климатические условия благоприятны для развития этих видов пород растений. Наш населенный пункт расположен в средней части умеренного пояса,  умеренно континентальный с холодной продолжительной зимой и теплым  сравнительно коротким летом.  Среднее годовое количество осадков колеблется от 450-500 миллиметров. Важно, что примерно около 60% годового количества осадков выпадает в вегетационный период со второй половины апреля до начала октября, что обеспечивает необходимую для растений влагу.

   В отдельные годы испарение превышает количество выпадающих осадков, что приводит к засухе, так было летом 2010 года. Из-за длительной засухи и высоких температур погибла часть берез на улице.

8

 

 

4. Заключение

   Благоустройству и озеленению улицы Школьной необходимо уделить внимание. Жилая среда не должна оставаться маловыразительной. Сейчас на улице очень много пустых домов, вблизи которых огромные заросли из сорных растений и борщевика.

   Жителям улицы и администрации совместно надо решать проблему благоустройства. Благоустройство и озеленение ( полезными растениями) способствуют оздоровлению окружающей среды улицы и, в целом, села, создают комфортные условия для быта, труда и отдыха населения.

  Зеленые насаждения благотворно влияют на организм человека и влияют на качество среды, защищают здания и открытые участки от сильных ветров, создают благоприятный микроклимат, изолируют от пыли и шума, очищают воздух от загрязнений, выделяемых транспортными средствами.

   Рядовые посадки деревьев и кустарников способствуют выявлению трасс и пешеходного движения, служат средством деления различных по назначению участков на территории улицы. Рядовые посадки в жаркое время защищают от солнца, создают на дорожках тень и причудливый рисунок.

  

Результаты.

  

 

Годы

 

 

                                Количество  растений  на улице Школьная

Липа

 

сирень

 

клен

черемуха

 

рябина

 

береза

 

бузина

 

калина

акация

1960

18шт.

 

30 шт.

 

18 шт

 

30 шт

 

20 шт.

 

25шт.

 

20шт.

10шт.

 

30шт.

 

1967

18 шт

30шт.

18шт

30 шт

20шт

25шт

20шт

10шт

10шт

1970

16 шт

25шт.

12 шт.

20 шт

15 шт

25шт

15 шт

12 шт

8 шт

1995

10 шт

10 шт

5шт.

15шт

10 шт

27шт.

10шт.

15шт.

8 шт.

2010

10шт

8шт.

5шт

10шт

8шт

20шт

8шт

15шт

7шт

2014

3шт.

8шт

5 шт

8шт

7шт

18шт

8шт

15шт

5шт.

 

  Выводы:

    Из таблицы видно, что в течение ряда лет происходит сокращение численности древесных и кустарниковых пород на улице. Причиной являются жизненное состояние растений, их гибель от действия сил природы: засухи, сильных ветров, болезней, вредителей, деятельности человека расчистка места под строительство. Одна из причин гибели большого количества плодовых деревьев – это морозные зимы.

  Многие молодые хозяйки стараются придать своему дому более красивый вид, вырубают кустарники и деревья перед домом, освобождая участок для палисадника. (См. Приложение ).

 

Рекомендации:

      1.Во время очистки территории, стараться, как можно меньше вырубать растения.

9

 

2.            Продолжить изучение древесной и кустарниковой растительности на улицах села.

 

 

 

Практическая значимость проекта.

 

1. Полученные в ходе реализации проекта знания пригодятся для защиты растений от заморозков.

 2.   Теоретический и практический материал можно использовать на уроках географического и биологического краеведения при изучении растительности села.

3. Нам удалось обратить внимание жителей улицы на проблему сокращения древесной и кустарниковой растительности на улицах села.

4. Нами намечены перспективы продолжения работы над проектом. В дальнейшем мы планируем изучить растительность других улиц села: Центральная, Колхозная, Учительская, Новая, Строительная, Луговая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

5. Литература

 

1. Дикарева Т.В., Леонова Н.Б. «В мире растений» Москва ОЛМА Медиа Групп 2012г.

2. Колпакова О.В. «Природа России»  Белый Город Москва 2009г.

3.                  Лаврова С.А. «Загадки леса»  Белый Город Москва 2009г.

4.Пастушенкова Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. « Лекарственные растения» Лениздат Санкт-Петербург 1990г.

5.Трубе Л.Л. География Горьковской области  Горький Волго-Вятское книжное издательство 1978г.

 

  

      1.Источники

      Архивная справка № 734/01-14 от 21.05.2008

      Интервью с Гусаровой Р.А. //Записи беседы хранится в личном архиве автора.

      .  Интервью с Перевезенцевым  А. Ф. //Запись беседы хранится в личном архиве автора.

      Интервью с руководителем ООО «Русское поле»  Беляниновым П.А.

      Материалы газеты «Новый путь»

      Материалы  краеведческого музея Шараповской средней школы.

        .

      Сборник статистических сведений по Лукояновскому уезду Нижегородской губернии (1924-1925 гг.). Издательство Лукояновского исполкома рабочих и крестьянских депутатов. 1925 год.

      Фотографии из архива автора Финагиной Алены.

      Фотографии из архива Перевезенцевой Р.А.

 

       Интернет ресурсы:

 

                                                            1.      Морфология растений // biofile.ruБиология16711.html

                                                            2.      images.yandex.ruкартинки липа обыкновенная

                                                            3.      images.yandex.ru картинки сирень

                                                            4.      images.yandex.ru// картинки клен обыкновенный,  черемуха, рябина, береза, бузина, калина, акация желтая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

6. Приложения

 

Надпись: 1

 

 Космический снимок села. №1- ул. Школьная

 

 

 

 

 

 Улица Школьная

 

Ул. Школьная. Растения с северной стороны

 

 

Ул. Школьная. Растения у дороги

 

 

 

Современное оформление территории у дома.

 

Описание: K:\DSC00387.JPG

 

Раститетельность у общественных зданий. Администрация.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по географии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Данну работу можно использовать на уроках географии в 6-9 классах, географического и биологического краеведения в 6 классе, классных часах, для создания проблемных ситуаций, знакомства с природой родного края, ее особенностями.     

   История посадки растений в нашем населенном пункте в близи построек, в садах и огородах насчитывает несколько столетий. Многие древесные породы и кустарники были посажены во времена молодости моих прабабушки и прадедушки, в 20-30 годы.

   Одни породы деревьев на нашей улице, где я живу встречаются очень часто у каждого дома, в каждом огороде, а иных нет совсем. Почему?

 

   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 470 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 873
    • DOCX 17.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перевезенцева Римма Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 19206
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек