Инфоурок Биология Другие методич. материалыИсследовательская работа по биологии, экологии

Исследовательская работа по биологии, экологии

Скачать материал

МАОУ «Калининская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние антропогенного фактора на состояние Третьего озера.

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Работу выполнила:

                                                                          Козлова Алиса

                                                                                                   Ученица 7 класса

                                        Руководитель:

                                                                         Рощина Надежда Владимировна,            

                                                                                                  учитель биологии.

 

 

 

2014г.

 

Содержание.

 

 

 

1.     Введение  ……………………………………………………………….. 3                                                                                                                                                                             

2.     Обзор литературы ……………………………………………………. 4                                                                                                 

3.     Материалы и методика ……………………………………………… 5                                                                                      

4.     Характеристика района исследования  ……………………………. 6                                                             

5.     Результаты исследования  …………………………………………… 7                                                                                    

6.     Выводы   ………………………………………………………………… 8                                                                                                                        

7.     Литература  …………………………………………………………… 9

8.     Приложение   …………………………………………………………. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

Введение

 

   Озёра представляют собой часть живой оболочки нашей планеты.

   Это один из кирпичиков биосферы. Для каждого из озёр характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на ландшафт. Озёра являются накопителями влаги, запасов подземных вод, создают озёрный тип климата. Кроме того, озёра являются средой обитания определённых видов растений. Для нашего микрорайона важно заметить значение Третьего озера в формировании ландшафта, как места обитания различных видов растений и животных.

   Кроме того, здесь отдыхают и ловят рыбу жители села. В связи с этим нас заинтересовал вопрос, как повлияло использование человеком Третьего озера на его состояние.

  

Цель: изучить антропогенное влияние на состояние озера.

Задачами нашего исследования стали:

  1. Дать характеристику воды, сделать её химический и биологический анализы для определения степени загрязнения;
  2. Изучить прибрежную зону, береговую и водную флору, выявить степень влияния на неё человека;
  3. Разработать программу по охране водоёма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор литературы

 

        Третье озеро как водный объект применяется для водопользования, т.е. потребления воды без изъятия её из места естественного нахождения – для рыбной ловли. Загрязнённостью воды считается такое состояние водного объекта, при котором отмечается отклонение от нормы в сторону увеличения вредных компонентов. Загрязняющими веществами считаются вещества, нарушающие нормативные качества воды. Загрязнённой водой будет считаться вода с вредными  веществами для живых организмов. (3)

        Цвет воды определяется содержанием в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. На цвет оказывает влияние гниющая растительность окрашивающая воду в жёлтый, желтовато-бурый и коричневый  цвета.

        Запах воды может быть связан с деятельностью водных организмов (как живых, так и отмирающих),  с влиянием почвы  берегов и донного грунта, сточных вод различного происхождения.

        Показателем состояния водоёмов является наличие водной растительности. Нами обнаружены: ряска, элодея, рдест курчавый. Ряска – небольшое растение, размером до 2-3 мм. У неё маленький плоский стебелёк в виде зелёной листовой пластинки, от которой отходит один корешок.

Листьев у ряски нет. Она быстро размножается и на поверхности воды образует сплошной зелёный ковёр (2).

          Элодея – наиболее распространённое растение пресных водоёмов. Более того, именно за свою вездесущность и способность к безудержному вегетативному размножению элодея получила своё второе название – водяная чума. Завезённая в Европу из Канады, она широко распространилась в пресных водах. (4)

         Рдест – это многолетнее растение. Листья рдеста овальной формы с цельными краями. Листья, полностью погружённые, узколанцетные. Мелкие цветки рдестов собраны в колосовидные соцветия, которые, как палочки, возвышаются над поверхностью водоёма. Рдесты относятся к водным растениям, корни которых прикреплены ко дну. Причём размножаются рдесты и семенами, и вегетативно, при помощи обрывков стеблей, которые легко укореняются на дне водоёмов. (4)

        Жизнь водоёма определяется и химическим составом воды.  Так, свинец вызывает анемию,  поражает нервную систему человека. Медь провоцирует рвоту. Алюминий влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти. Ртуть поражает нервную систему. Нитраты вызывают аллергию, отравления.

        Фосфаты и нитраты способствуют цветению воды. «Цветение» воды вызывается массовыми развитием различных водорослей и близких к ним организмов, получило своё название не от слова «цветок», а от слова «цвет», потому что «цветущая» вода, в зависимости от вида размножающихся водорослей, может быть зелёной, сине-зелёной, жёлтой и коричневой. (2)

         Пестициды могут быть канцерогенами.

Канцерогены – это вещества, способствующие возникновению и развитию злокачественных новообразований. Кишечные бактерии вызывают опасные заболевания. Хлор при кипячении воды в присутствии органических примесей может вступать с ними в реакцию, образуя ядовитые соединения. Избыток калия и натрия нарушают функцию почек.

       Для живых организмов водоёма важное значение имеет и кислотность воды. Резкое изменение кислотности может привести к растворению в воде некоторых соединений и отравлению водных организмов. (3)

Материалы и методика

 

    Для изучения Третьего озера использовались методы научный, визуальный, лабораторно – исследовательский.

    Научный – включает в себя изучение истории образования озера, физико-географическое положение, питание озера.

   Визуальный: изучение растительного и животного мира.

   Лабораторно – исследовательский метод: анализ воды, определение растений и животных.

   В ходе нашей работы мы составляли физико-географическую характеристику местности.  

   Для изучения состояния воды был сделан разовый отбор проб. Проба отбиралась  в чистую пластмассовую бутылку объёмов в один литр у дна водоёма.

   Органолептическая характеристика составлялась по следующим показателям:

 

  1. определение запаха путём взбалтывания колбы, заполненной водой на 1/3 объёма, интенсивность запаха оценивалась по пятибалльной шкале (таблица №1)
  2. определение цветности (заполнение пробирки водой на 10 см. и рассматривание её сверху на белом фоне). (таблица №2)
  3. определение мутности (рассматривание пробирки с водой на тёмном фоне при боковом освещении) (таблица №3)

 

   Химические методы определения качества воды сводились к выполнению качественных реакций на различные вещества. Методика их проведений отражена в таблице №4.

   Кроме того, была определена кислотность воды при помощи универсального индикатора и цветной шкалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика района исследования

 

   Третье озеро находится в Михайловском районе Амурской области на юго-востоке в 1 км. от с. Калинино. Находится оно на юге Зейско-Бурейской равнины в бассейне р. Амур. Форма озера вытянута в направлении с запада на восток. Дно ровное, песчаное. Питание озера происходит большей частью за счёт осадков, а также грунтово–родниковыми водами.

   Берега отвесные, не заболоченные, вокруг заросли деревьев и кустарников. По своему происхождению Третье озеро – озеро Старица. После наводнения, произошедшего в 1958 году, река Амур сильно разлилась и затопила всё село, на протяжении многих десятков метров была сплошная, зеркальная гладь воды. Когда вода спала, то на месте трёх углублений образовались три озера. Первые два озера очень мелкие и пересыхают в жаркий летний период.  А третье озеро самое крупное и глубокое. Отсюда  озёра и получили свои названия.

   С северной стороны находится большой массив ремонтных мастерских, принадлежащих местным КФХ, где происходит хранение, использование нефтепродуктов, ремонт, мойка машин. С северно-западной стороны находится сельская котельная, а ближе к озеру, в том же направлении расположена свалка бытового мусора, сделанная окрестными жителями – на расстоянии 300-400 метров от озера, куда они везут золу, хозяйственные отходы, трупы погибших животных. С юго-западной стороны озера находится частный сектор, где люди занимаются содержанием и разведение сельскохозяйственных животных. Нерадивые рыбаки оставляют стеклянную посуду, пластиковые бутылки, пакеты, бумагу, консервные банки.   

    Исследовали растительный и животный мир озера.

    Растительный мир берегов озера представлен в основном болотной растительностью. Прибрежную растительность представляют: осока острая, осока пузырчатая, мятлик узколистный, боярышник даурский, шиповник даурский, череда лучевая и др. растения. (1)

   Водные растения представлены следующими видами: ряска маленькая, элодея канадская, рдест плавающий. (4)

   Животный мир обеднённый, представлен следующими видами животных: млекопитающие – не зафиксированы; из птиц залетает группа фазанов, встречается голубая сорока; из рыб здесь имеются: пескари, гольяны и головешка – ротан. (4) Мир членистоногих представляют: махаон, кузнечик пёстрый, жук плавунец, лимонница и др. (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследований

 

   Так как  основное использование озера – это рыбная ловля, мы обследовали его берег и обнаружили 4 места, используемых человеком. Здесь выявлены следующие экологические нарушения:

  • уничтожение травянистой растительности вследствие разжигания костров, утаптывания почвы;
  • загрязнение бытовыми отходами;
  • размывание берега, лишённого растительного покрова дождевыми и талыми водами.

   Нами отмечено плохое состояние дна озера, оно загрязнено посторонними предметами.

   Береговая растительность на основной площади находится   в удовлетворительном состоянии. Лес не загрязнён сушняком, т.к. он регулярно используется человеком.

   Органолептическая характеристика воды Третьего озера отражена в таблице № 1. Как видно из таблицы, характер запаха в данной пробе естественного происхождения, гнилостный, интенсивность равна 4 баллам от оценки интенсивности запаха. Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья. Происхождение запаха связано с разложением водной и прибрежной растительности. Цвет воды светло-желтоватый (таблица № 2), мутность воды – мутная (таблица № 3).

   Возможности нашей химической лаборатории позволили проверить наличие в воде соединений железа, свинца, хлора, сульфатов, нитратов; определить кислотность.

   Результаты этого анализа отражены в таблице № 4.

   Как видно из таблицы, в воде не обнаружены токсичные вещества свинца, железа, хлора и сульфатов. Содержание нитратов = 10 мг/л. вода озера слабокислая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

По результатам проделанных нами исследований можно сказать следующее:

 

1.    Озеро находиться в изолированном положении, не сообщается с водами р. Амур, вода в нём стоячая, следовательно, источником загрязнения становиться засорение водоёма.

2.    Так как озеро находится в небольшом котловане и питается за счёт дождевых осадков, то происходит намыв значительного количества загрязняющих веществ с ближайших территорий.

3.    Озеро постепенно загнивает, уровень воды падает, и оно превращается в болото.

4.    Прибрежная зона озера имеет экологические нарушения, выраженные в уплотнении почвы, незначительном размывании берегов, уничтожении травянистой растительности.

5.    Состояние воды в озере не отвечает степени чистоты – чистая и не может быть использована для питья.

 

Из всей проделанной нами работы, мы разработали программу по спасению нашего водоёма:

·         Провести очистку берега озера от промышленного мусора;

·         Вести разъяснительную работу со школьниками на уроках, во время экскурсий об охране водоёма;

·         Убрать свалку мусора с северо-западной стороны озера;

·         Организовать патруль слежения из числа школьников за экологическим состоянием озера.

 

Кое-что из этих пунктов мы уже выполняем, а именно:

- начали убирать свалку мусора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

  1. Гриценко Н.В. , Кульшан З.П., Еремеева Г.Е., Щёкина В.В. Школьный определитель растений Амурской области. Благовещенск, 1997г.
  2. Добрецова н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. Москва ВО «Агропромиздат», 1988г, 69 страница.
  3. Рыжов И.Н. Оценка состояния водных объектов. Журнал «Биология в школе», №5, 1996г, 60 страница.
  4. Титов Е.В., Теплов Д.Л. Экскурсия на водоём: «Жизнь в толще воды» Журнал «Биология в школе», «2», 2000г., 74 страница
  5. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя, часть 2 Москва «Просвещение», учебная литература, 1997г., 286 страница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1

 

Определение интенсивности запаха.

 

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет

Запах не ощущается

 

 

 

 

0

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном обследовании (при нагревании воды)

 

 

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

 

 

 

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

 

 

 

3

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

 

 

 

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

 

Определение цветности.

 

Цветность воды

 

Слабо-желтоватая

 

Светло-желтоватая

 

Жёлтая

 

Интенсивно-жёлтая

 

Коричневая

 

Красно-коричневая

 

Другая (укажите, какая)

 

 

 

 

Таблица № 3

 

Определение мутности.

 

Мутность воды

 

Слабо опалесцирующая

 

Опалесцирующая

 

Слабо мутная

 

Мутная

 

Очень мутная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 4

 

Определение соединения химических элементов в воде.

 

Определяемый ион

реактив

результат

Содержание в пробе воды

SO4-²

BaCl2

Помутнение или осадок белого цвета

_

Cl-

AgNO3

Помутнение или белый творожистый осадок

_

NO3-

Крахмальная бумага с цинком, сульфаниловая кислота, нафтил амин

Розовое окрашивание разной интенсивности

10мг/л

PO4-3

(NH4)2MoO4

Синее окрашивание разной интенсивности

_

Fe3+

K3 [Fe(CN)6]

Кроваво – красное окрашивание

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные данные автора:

 

Козлова Алиса Владимировна, 15.12.2000 год рождения

Адрес: 676687 Амурская область, Михайловский район, село Калинино, ул. Калинина, 19/2

 

 

27.12.2014г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по биологии, экологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Озёра представляют собой часть живой оболочки нашей планеты.

   Это один из кирпичиков биосферы. Для каждого из озёр характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на ландшафт. Озёра являются накопителями влаги, запасов подземных вод, создают озёрный тип климата. Кроме того, озёра являются средой обитания определённых видов растений. Для нашего микрорайона важно заметить значение Третьего озера в формировании ландшафта, как места обитания различных видов растений и животных.

   Кроме того, здесь отдыхают и ловят рыбу жители села. В связи с этим нас заинтересовал вопрос, как повлияло использование человеком Третьего озера на его состояние.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 452
    • DOCX 88.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рощина Надежда Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рощина Надежда Владимировна
    Рощина Надежда Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 20945
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе