Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыИсследовательская работа "Неповторимый колорит Старооскольской глиняной игрушки"

Исследовательская работа "Неповторимый колорит Старооскольской глиняной игрушки"

Скачать материал

X Всероссийская научно-практическая конференция

 

«Мой род – мой народ»

 

 

Секция искусствоведения

 

 

 

 

Неповторимый колорит

глиняной игрушки

Оскольского края

 

Автор:

Романова Инна,

учащаяся «6» Г» класса

МАОУ «СОШ №33 с углубленным

изучение отдельных предметов»

Научные руководители:

Ивановская Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

Старый Оскол

 2014

Оглавление

              I.     Введение.

            II.     Историография.

          III.     Возрождение глиняной игрушки Оскольского края

1. Происхождение оскольской глиняной игрушки.

2. Каноны старооскольской игрушки.

3. Мастера-игрушечники.

         IV.     Заключение.

           V.     Литература.

         VI.     Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Введение

 

Человеку свойственно стремление к красоте. Ее щедро дарит нам природа. Но, кроме этого, людям хочется создать красоту, созерцать ее рядом с собой. И тогда они начинают украшать свой быт. В умелых руках народных мастеров обычные предметы начинают приковывать к себе взгляд и, часто, превращаются в произведения искусства. В старину любая вещь, любой узор и даже цвет имели свой особый сокровенный смысл. Каждый умелец передавал унаследованные секреты мастерства и собственные находки своим детям, а также ученикам. Так десятилетиями создавались и развивались народные промыслы.

За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в ХIХ веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование нескольких цветов краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Конечно, все это не могло оставить нас равнодушными. Тем более что сейчас интерес к народному творчеству в нашем крае возрос. В учебных заведениях проводятся тематические классные часы, организовываются экскурсии в краеведческий музей и Дом народных ремесел. Весной этого года, посетив выставку глиняной игрушки, мы решили провести исследование по данной теме.

  Перед собой мы поставили цель: познакомиться с историей возникновения и назначением промысла глиняной игрушки Староосколья, через исследование её характерных особенностей.

 В ходе исследования решались следующие задачи:

n     знакомство с этапами развития промысла;

n     совершенствование умения анализировать тексты, работать с краеведческими материалами и на основании этого делать выводы;

n     выявить характерные особенности промысла глиняной игрушки в Старооскольском крае и познакомиться с индивидуальным почерком мастеров-игрушечников;

n     активизировать интерес учащихся нашей школы к народному творчеству родного края.

 В работе использовали  такие методы исследования:

·сбор и анализ материалов;

· наблюдение, сравнение и анализ предметов творчества;

· обработка полученных данных.

              Мы изучали биографическую, краеведческую литературу, искали упоминания о народных промыслах в различных источниках, посетили Старооскольский краеведческий музей и Старооскольский Дом ремесел, побеседовали с научными сотрудниками музея, провели сравнительный анализ работ мастеров-игрушечников.

   При посещении городского краеведческого музея нас заинтересовали глиняные игрушки, изготовленные старооскольскими мастерами прошлого века. В наш век компьютеров и электронных игр захотелось понять, чем же привлекали детей прошлого эти незатейливые улыбчивые фигурки? В кружке изобразительного творчества сами пытались делать игрушки. От Котовой Т.А., руководителя кружка, узнали, что есть в нашем городе люди, которые не только увлечены коллекционированием старооскольской глиняной игрушки, но и сами изготавливают ее, внося в этот процесс свой индивидуальный колорит. В наше время четко прослеживается тенденция к возрождению многих существовавших ранее промыслов, изучение которых очень важно для сохранения культуры народа и передачи ее будущим поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Историография

В ходе исследования были использованы работы, дающие представление о развитии гончарного производства в нашем крае. Серьезными исследованиями по истории нашего края являются книги А.Никулова «Оскольский край и Тройно Ф.П. «Очерк социально- экономического развития Белгородчины». Авторы дают основные этапы развития гончарного ремесла в Оскольском крае, не выделяя производство глиняной игрушки в отдельный промысел.

Источниками по истории старооскольской игрушки можно считать выставки в экспозициях старооскольских музеев, а также материалы, собранные страстным почитателем промысла старооскольской глиняной игрушки, исследователем, историком и коллекционером Борисом Андреевичем Шевченко, размещенные на сайте igrushkashb.ru Им проделана огромная работа по возрождению игрушечного промысла в городе. Хочется отметить работу, в которой история и направления развития игрушки раскрываются наиболее полно, написанную директором краеведческого музея Т.Б. Бурик по материалам музейных фондов. Она выпущена в Германии и называется «Детство и игра в Старом Осколе». Также общирный материал для исследования представлен на сайте culturemap.ru в докладе Белых Инны Викторовны, народного мастера Белгородской области, директора МБУК «Старооскольский центр декоративно-прикладного творчества»

 

 

 

 

II.                 Возрождение глиняной игрушки Оскольского края.

 

1.     Происхождение оскольской глиняной игрушки.

 

Одним из промыслов, освоенных человеком много лет назад, был гончарный. Но еще до того, как люди начали делать посуду, первые мастера лепили глиняные фигурки, которые в далеком прошлом играли роль мифических предков данного рода или племени.

Город Оскол был образован в 1593 году как одна из крепостей Белгородской оборонительной черты для защиты южных рубежей России от набегов кочевников. С этого периода началось активное заселение края.  К началу XVII века первый этап заселения был завершён. Город-крепость Оскол весь XVII век имел исключительно военное, оборонительное значение. Городские жители несли военную службу и одновременно занимались земледелием, то есть преобладал военно-земледельческий тип хозяйствования. Посада, как пункта торговли и промышленной деятельности, в тот период так и не сложилось. Город в этом плане представлял собой лишь место свободного обмена простейшими продуктами сельского хозяйства. Объективные причины – разорение города постоянными набегами кочевников и крупные городские пожары – значительно подрывали зарождающуюся ремесленную культуру. Население города, согласно Писцовым книгам, составляло на тот момент 1531 человек [19].

И только с начала 90-х годов наблюдается рост городского населения. Город постепенно начинает утрачивать своё оборонительное значение из-за значительного отодвижения границ России на юг. Для этого времени характерны вновь начавшаяся массовая миграция в Поосколье из других городов: Воронежа, Романова, Рязани, Серпухова и Запорожья. Значительное развитие получили пригородные слободы, где стала активно развиваться промысловая деятельность служилых людей. Город начинает формироваться как административно-чиновничий центр района. Постепенно развиваются промышленность и ремёсла. Согласно статистическим сведениям, в 1719 году в пригородной «Казачьей» слободе 78 дворов и 50% владельцев, служилых людей «казачьего чину» основные средства к жизни получали от занятий «рукомеслом», преимущественно гончарным делом [19].

Первые упоминания о гончарах Оскола относятся к 1615 году, когда в крепости было всего 856 человек. Согласно «дозорной книге», все гончары жили в Казацкой слободе, и было тогда в Осколе три гончара. А.П. Никулов считает, что массовому развитию гончарного производства в нашем крае способствовало наличие в Приосколье великолепных гончарных глин, и передача из поколения в поколение технологических традиций [С.13, 8]. К началу XVIIIв. стали складываться специальные промысловые центры. Успешнее всего гончарный промысел развивался в Казацкой слободе. «Из 30 горшечников - 17 занимались этим ремеслом в указанной пригородной слободе» [С.14, 1]. Тот факт, что к середине XVIII в. старооскольская игрушка распространилась в нашем крае, подтверждает клад, игрушек, найденный школьниками в 1992 г. в Казацкой Слободе.

Б. Шевченко предполагает, что игрушкам из клада примерно 250 лет. Хотя возможно, что эти находки являются представителями еще более древней игрушки. На игрушках нет следов краски, так как в это время их еще не красили. Сомнения по датированию клада вызывает то, что кроме дам и генералов, характерных для XVIII в., в кладе находились глиняные погремушки. «По данным археологов погремушки лепили со второго тысячелетия до нашей эры» [17].

В XIX начале XX вв. народную игрушку стала вытеснять более яркая, легкая прочная и дешевая фабричная игрушка. Большинство промыслов глиняной игрушки в это время погибло. А на рубеже веков в России развернулось широкое движение за сохранение национальной культуры. Художники и историки стали собирать народную игрушку в свои частные коллекции.

Особенно много игрушек в Старом Оскол лепили в конце XIX в. - начале XX в. Многие помнят, как по Казацкой Слободе проезжал скупщик, которому гончары корзинами выносили игрушки. В начале XX в. также много делалось простеньких птичек по заказам старьевщиков, менявших игрушки на вторичное сырье.

 

2. Каноны старооскольской игрушки

Старый Оскол в конце XVI в. Представлял собой слободы, населенные ремесленниками. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, ямщики, гончары. Слободки вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарка, Казацкая, Ездоцкая. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. Беложжёная гончарная глина, послушная в руках мастера, давала звонкий «черепок». Делали крынки, корчаги, кувшины, горшки свинцового полива. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, так как они медленно тлеют и долго держится тепло. Женщины и дети лепили свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали. Промысел известен с конца XVIII в., а своего расцвета он достиг в конце XIX столетия. Однако к 30-м годам XX в. не стало былого размаха: налогами и запретами промысел был погублен. Старые мастера ещё делали посуду, но свистульки уже не лепили[18].

Народная игрушка XV-XVII веков разнообразна в сюжетном отношении. Это всадники, парные фигурки, многопрофильные композиции. Сюжеты Старооскольской игрушки традиционны и характерны для многих промыслов России и имеет 14 видов фигурок - это баран, всадник, няньки, утка, медведь, козел, барышня, курочка, поросенок, Иван-гармонист, баба, петушок, конь, корова. Могут быть вариации[12].

В XIX веке мастера накалывали тонкой палочкой глаза и рот. До XX века лицо игрушек, не раскрашивалось, так как считалось, что игрушка с раскрашенным лицом может нечаянно оказаться похожей на кого-то из знакомых людей. И если игрушка разобьется, то несчастье ждет и того человека, на которого она была похожа. Элементы подражания фабричной игрушке в XX веке проявились в том, что лица дам и казаков стали раскрашивать. Раньше для раскрашивания игрушек использовали анилиновые краски, которыми в бытовых условиях окрашивали ткани, а позднее стали применять акварельные краски, темперу, специальные керамические краски. Раскрашивали игрушки кисточкой.

До середины XIX века лица в Старооскольской глиняной игрушке имели высокий рельеф. В русской глиняной игрушке, традиционно фигурки животных статичны, в их форму заложена мощная скрытая динамика. Старооскольская игрушка до начала XIX века была приземиста и динамична, а статичными, высокими и стройными они стали только в конце XIX веке[18].

Переход от колоколообразных юбок дам к конусным, совершился с середины XIX и до начала XX века, что сделало их фигурки более стройными.

Оскольские мастера – горшколепы широко применяли технологию чернения или задымления некоторых своих не ответственных изделий (трубы, подставы, большие горшки для нагрева воды, рыбацкие грузила и при продаже на рынке покупатели их называли «калёные»). При украшении игрушек, чернение и задымление практически не применялось.

При изготовлении старооскольской игрушки не использовались никакие специальные инструменты. Только пальцы рук мастера полностью формуют игрушку. Старооскольскую игрушку делали некоторые мастера, которые на ней специализировались. В Старом Осколе глиняную игрушку в различном объеме лепили практически все семьи гончаров.

При изготовлении старооскольских игрушек мастера придерживались строгих канонов промысла. Анализ массива игрушек показывает, что старооскольская народная игрушка постоянно развивалась и изменялась. В Старом Осколе лепили «курский тип дам» – тонкие и стройные. На самом деле вплоть до конца XIX века оскольские дамы лепились довольно пышные. Лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые» [19].

Старооскольской поливной игрушки никогда не было[18]. Фигурка ничем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала, в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале. Недаром на Руси гончаров причисляли к волшебникам.

Интересно, что в XV веке среди глиняных игрушек почти не встречается мужская фигурка. Почему? Достоверного ответа на этот вопрос пока нет. Женская фигурка была символом плодородия, культом матери-прародительницы. Погремушки из глины не только развлекали младенца -считалось, что их шум отгоняет злых духов. Такую же роль играли свистульки[14].

Каждая игрушка несла в себе большое смысловое значение. Осознание родства с животными, которые одевали, кормили человека и защищали от злых духов, привело наших предков к поклонению им. Первым таким животным на Руси был медведь, за ним - олень, конь, птица[16]. Медведь - русский национальный Тотем, фигурка его в доме была еще и символом могущества. Олень - символизировал плодородие, обилие, а также удачный брак. Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать, Птица - вестницей иного мира, знаком обретшей самостоятельность души. Появившиеся позже фигурки козла олицетворяли добрую силу, барана и коровы - плодородие.

«В XVII в. среди игрушек появляется мужская фигурка. В Старом Осколе она имела форму всадника, а затем «опустился на землю» [11].

Технология изготовления игрушек в нашем крае менялась. Раньше больше использовалась технология «вареника». Из глиняной лепешки лепился вареник с пустотой внутри, а из него уже формировалась та или иная игрушка. В XIX веке, по воспоминаниям сестер-игрушечниц Гончаровых стала больше применяться «морковная технология». Начинается изготовление, а игрушки с того, что катается конус - «морковка», а детали уже лепятся к ней[17].

Расписывались игрушки очень простыми элементами, но все они имели свое значение.

Например:

 

Земля -

 

Вода-

                                 

Солнце -

                                       

Дерево -        

 


Солярный знак -

 


Птица -

                           

Таких знаков не должно быть много на одной игрушке. Солярный знак вообще употребляется однократно. Роспись велась двумя, реже - тремя цветами. Например: зеленым и красным, синим и красным, желтым и красным. Очень редко закрашивалась полностью какая-либо часть. Это могла быть юбка или штаны, обувь.

 

2.     Мастера-игрушечники.

 

Мастерами «горшколепами» в Старом Осколе пренебрежительно называли тех, кто делал глиняные игрушки, свистюлишниками, не считая их гончарами. Гончаром прежде в Старом Осколе признавали только того, кто мог вытянуть на гончарном круге корчажку[6].

Среди умельцев игрушечного промысла, собранных Б.Шевченко, называется семья Лисицыных, жившая в XIX в. Их считали одними из лучших мастеров города. Они лепили свистульки, парные фигурки, лошадей с повозкой и др. Распопов К.П., так же живший в XIX веке, считался у людей зажиточных лучшим умельцем, так как кроме игрушек делал гончарную плитку для огораживания клумб. Известны в городе сестры Тарарыевы.

Я поставила своей задачей рассказать о мастерах игрушечного промысла - наших современниках. Горшок - горшечник - гончар. Вот и встречаем мы теперь часто фамилию Гончаровы. Именно с такой фамилией, выразительной и символической, живут в нашем городе две симпатичные женщины, сестры Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы. В детстве сестры вместе с мамой лепили игрушки на продажу. Отец их Михаил Кузьмич был известным гончаром в городе. Позже сестры Гончаровы продолжили лепить игрушки для музеев города и коллекционеров. В 1987 г. на Всероссийской выставке «Народное гончарство России» появилась Старооскольская глиняная игрушка сестер Гончаровых. Она образовалась из элементов игрушек разных мастеров. Ольга Михайловна вспоминает: «В детстве ходила мама к разным мастерам за экземплярами игрушек и наиболее понравившиеся детали из них внедрила в свою игрушку» [5].

Сестры Гончаровы лепят 6 разновидностей игрушек: птичек, конника, барана, корову, лису, всадника. Чем же так хороша эта забавная толпа из барышень, всадников, мишек? Сколько ни есть барышень, а одеты в платья и шляпки разные. Несут они: кто - младенца, кто - корзинку, а кто-просто руки в бок.

Талантливой ученицей сестер Гончаровых оказалась Валентина Павловна Пырьева. Она закончила Новороссийский филиал МХТИ им. Менделеева по специальности «Химическая технология керамики и огнеупоров». Авторская игрушка Пырьевой своеобразна. Мастерица собственным путем разрабатывала технологии изготовления игрушки. Для росписи она использует нетрадиционные яркие цвета, а также «позолоту». Сюжет игрушки разнообразен. Это и традиционные барышни, медведи, петухи, павлины, забавные бычки, коровки, лошадки. Пырьева решила создать серию сюжетных композиций, например, на тему Пушкинских сказок, праздника Рождества Христова, свадьбы. Эти работы можно увидеть в музеях города. Валентина Павловна стала дипломантом выставки в Москве, посвященной 850-летию города[6].

Один из последних мастеров - Д.И. Распопов. С войны он вернулся домой инвалидом. Поэтому игрушка помогла выжить ему в тяжелое время. Дмитрий Иванович делал посуду, дымоходные трубы, мундштуки, даже получал от Стойленского рудника заказ - муфеля квадратные.

Много сделал и делает для возрождения глиняной игрушки в Старом Осколе Б.А. Шевченко. Он доцент, кандидат технических наук, заместитель директора филиала МИСИС, Шевченко значительно расширил тематику лепки - смог изобразить, передать в игрушке движение («тройка быков»). Во внешнем оформлении он использует яркие, нарядные краски, что позволяет добиться большой выразительности художественных образов. Б.А. Шевченко организовал обучение детей-инвалидов на базе лицея № 22. Благодаря Борису Андреевичу старооскольская глиняная игрушка занимает почетное место в двух музеях Сергиева Посада, Острогожского художественного музея. Шевченко в настоящее время занимается написанием учебника по Старооскольской глиняной игрушке.

В 1991 старооскольский коллекционер Т.Г.Брыжик разыскала Ларису Павловну Шамыгину и уговорила ее слепить несколько игрушек по памяти. Отец Ларисы Павловны - Павел Борисович Распопов был одним из лучших гончаров Старого Оскола. Теперь она лепит свою игрушку - фигурки дам, медведей, птичек, коников и всадников[13]. Возродившись в последнее время, игрушка стала национальным сувениром, украшением интерьера.

 

 

 

 

 

 

III.              Заключение

 

Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» и «традиционные» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению, это то, что роднит её с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется смысловым богатством и глубоким значение каждой детали.

Возрождение гончарного промысла в Старом Осколе начинается с игрушки. Это понятно: не нужно большого количества глины, не нужна для этого глина особенно высокого качества, не нужно гончарного круга, обжечь можно и в маленькой печи или даже в костре.

Самые лучшие экземпляры игрушек находятся в Старосокольском краеведческом музее, музее педагогического колледжа, в частных коллекциях. Сегодня старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России». Она самобытна, имеет свои собственные черты. До сих пор есть в городе мастера - игрушечники, которые возрождают этот промысел. Таким образом, можно надеяться, что народные промыслы не угаснут в нашей сложной, экономически нестабильной обстановке, и, перешагнув вековой рубеж, займут свое достойное место в XXI веке. Ведь это – прошлое, живущее в настоящем.

Быть крестьянства издавна закреплял и хранил художественные достижения народа. Считалось, что глиняная игрушка может спасти от уныния, вылечить от хвори. Если вы прикоснетесь к такой игрушке, то сами почувствуете её теплоту, старооскольские игрушки не только материальны, но и способны возродить духовное начало.

 

IV.              Литература

1.                   Бурик Т.Б., Родер Г.Х. Детство и игра в Старом Осколе. - Зальцгиттер, 1995.

2.                   Васильева М. Игрушка рождается во рту// Зори, 23.05.1996.

3.                   Глиняная игрушка Белгородской области. Буклет. - Курск, 1991.

4.                   Иваненко Л. Жили-были на Подгорной гончарки// Зори, 26.08.1993.

5.                   Кемерова В.М. Игрушка на радость// Большая руда, 2000. - № 21.

6.                   Купреева Г. Игрушки Пырьевой в городе мастеров// Зори, 1998. - № 110.

7.                   Мартыненко А. В старинном селении Борисовка. - М.: Народное творчество, 1996.

8.                   Никулов А.П. Оскольский край. Старый Оскол, 1997.

9.                   Пырьева В. Все стихии - огонь, вода, земля и воздух - сошлись в одной игрушке// Зори, 22.12.1998.

10.               Тройно Ф.П. Очерк социально-экономического развития Белгородчины. - Белгород, 1993.

11.               Шевченко Б. А мужики - ни-ни-ни// Зори, 1993. - № 147.

12.               Шевченко Б. Поливная игрушка в Старом Осколе// Зори, 9.04.1994.

13.               Шевченко Б. Культ - игрушка - сувенир// Зори, 11.12.1993.

14.               Шевченко Б. Свистите на здоровье// Зори, 1993. - № 132-133.

15.               Шевченко Б. Игрушки Гончаровых// Зори, 1993. - № 148.

16.               Шевченко Б. А вы знаете, что такое «медведь»?// Зори, 1993. - № 134

17.               Шевченко Б. Дамы и генералы из клада, который нашли Рома Засецкий и Женя Шуваль// Зори, 1994. - № 16,17.

18.              Сайт igrushkashb.ru

19.                  Сайт culturemap.ru

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа "Неповторимый колорит Старооскольской глиняной игрушки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в ХIХ веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование нескольких цветов краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Конечно, все это не могло оставить нас равнодушными. Тем более что сейчас интерес к народному творчеству в нашем крае возрос. В учебных заведениях проводятся тематические классные часы, организовываются экскурсии в краеведческий музей и Дом народных ремесел. Весной этого года, посетив выставку глиняной игрушки, мы решили провести исследование по данной теме.

 

  Перед собой мы поставили цель: познакомиться с историей возникновения и назначением промысла глиняной игрушки Староосколья, через исследование её характерных особенностей.

 

 В ходе исследования решались следующие задачи:

 

  • знакомство с этапами развития промысла;

  • совершенствование умения анализировать тексты, работать с краеведческими материалами и на основании этого делать выводы;

  • выявить характерные особенности промысла глиняной игрушки в Старооскольском крае и познакомиться с индивидуальным почерком мастеров-игрушечников;

  • активизировать интерес учащихся нашей школы к народному творчеству родного края.

     В работе использовали  такие методы исследования:

 

  • сбор и анализ материалов;

  •  наблюдение, сравнение и анализ предметов творчества;

  •  обработка полученных данных.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 674 507 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1088
    • DOCX 103.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Харченко Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Харченко Вера Александровна
    Харченко Вера Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 146076
    • Всего материалов: 40

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и технология")

Учитель изобразительного искусства и технологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 10 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 71 человек

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе