Мир
дворянской усадьбы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» и поэме Н. В. Гоголя
«Мертвые души».
Цель исследования:
Рассмотрение архитектурного облика, парковой культуры, внутреннего
убранства дворянской усадьбы во взаимосвязи с укладом жизни помещиков в
произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
·
Проанализировать
особенности художественного изображения дворянско-помещичьей усадьбы ведущими
классиками первой половины XIX века.
·
Выявить и описать общую
систему универсалий, используемых
А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем, в которых
интерпретируется и
оценивается образ дворянской усадьбы в зависимости
от социального
положения помещика и его внутренней культуры.
Объектом исследования является изображение дворянской усадьбы в русской прозе
первой половины XIX.
Материал исследования составляют художественные произведения
А. С. Пушкина «Дубровский» и Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Актуальность
исследования.
Выбор темы исследования обусловлен значением усадьбы в культуре
России. На протяжении многих веков усадьба являлась важным компонентом
отечественной культуры, неотъемлемой частью историко-культурного национального
наследия. В современной действительности большое внимание уделяется дизайну
дачных и приусадебных участков, а также обустройству интерьера квартиры, дома,
усадьбы, дачного домика. Профессия «дизайнер» как никогда актуальна на
сегодняшний день. Как и двести лет назад интеллигентный и просто уважающий себя
гражданин стремится обустроить свое жилище согласно материальным возможностям,
социальному положению и своей внутренней культуре. И сегодня мы можем увидеть
великолепные особняки, напоминающие усадьбу князя Верейского («Дубровский») или
дома Тентетникова («Мертвые души») или полную безвкусицу, напыщенность, желание
выделиться, похвастаться своим материальным положением, властью, самодурством в
духе Троекурова («Дубровский»). Считаем необходимым прививать подрастающему
поколению, сверстникам автора исследования вкус и «отменные манеры» через
анализ эпизодов исследуемых произведений, касающихся обустройства дворянских
усадеб.
Практическая значимость работы связана с возможностью
углубленного, а не поверхностного изучения произведений школьной программы,
позволяющего продуктивно подготовиться к единому государственному экзамену по
литературе, с возможностью использования данного исследования в процессе
подготовки к урокам литературы.
Почтенный замок был построен,
Как
замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во
вкусе умной старины.
Везде
высокие покои,
В
гостиной штофные обои,
Царей
портреты на стенах
И
печи в пестрых изразцах…
А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
Вся русская литература «золотого века» в своих высочайших образцах
развивалось в рамках дворянской усадебной культуры от Пушкина до Чехова.
Мы попробуем проследить общую систему универсалий, используемых
ведущими классиками первой половины XIX в. А.С Пушкиным и Н. В. Гоголем, которыми
оценивается образ русской дворянской усадьбы, характеризующей социальное
положение помещика.
Усадебная культура сложилась в России сравнительно поздно: ко второй
половине XVIIIв. В 1762г. император Петр III
издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех
пор дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню
и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. После обнародования
указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами,
повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали
на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий
дворяне перебирались на лето в сельские жилища, а осенью возвращались в город.
Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старые
родительские дома в молодые классические особняки, привозили сюда новую, часто
выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, картины, скульптуру, разбивали
вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и
беседки.
Что представляла собой дворянская усадьба? Все зависело от того, для
чего она предназначалась. Одни усадьбы служили для отдыха и увеселений, другие
- для постоянного жилья. Именно о них пойдет речь.
По средствам и возможностям дворяне различались очень сильно: от
богатейших вотчинников, имевших не одну тысячу крестьян и десятки тысяч десятин
земли, до «малодушных» и «бездушных», т.е. имевших менее 50 душ крестьян или не
имевших крестьян вовсе. Достаток определял, соответственно, условия жизни и
культурный уровень представителей этой касты российского общества.
Пожалуй, особенно ярко характеризует социальное положение помещика его
усадьба. Наиболее состоятельные могли позволить себе возведение роскошных
дворцов в окружении огромных парков. А небогатые помещики строили свои дома из недорогого
материала, небольшие по площади, по типовому проекту или по проекту
доморощенного архитектора и зачастую в окружении домов собственных крестьян.
Где еще, если не в собственном жилище, проявляются черты характеры человека,
его привычки, вкусы, финансовые возможности? Даже те немногие дожившие до
сегодняшнего дня усадьбы могут многое рассказать о людях, некогда их
населявших.
Перенесемся в помещичьи усадьбы, нарисованные Гоголем и Пушкиным, и
рассмотрим архитектурный облик, внутреннее убранство, парковую культуру
дворянских усадеб. Нередко описание внешнего вида дома, его интерьера играет в
произведении важную характерологическую роль, является способом косвенной
характеристики как героев, так и среды.
В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь настойчиво обращается к этому
способу типизации. Архитектурный элемент - непременный атрибут всех авторских
описаний - от усадеб помещиков до губернского города в целом. У каждого из
душевладельцев, к которым совершает свое путешествие Чичиков, дом в индивидуальном
вкусе, подчеркивающий главный черты его хозяина.
Так, у мечтательного Манилова, бесхозяйственного, но претендующего на
исключительность и романтическую изысканность, «дом господский стоял на юру, то
есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть(№1,
гл.II с.186). Претензии хозяина на образованность и вкус
очень тонко подмечают следующие детали: клумбы в английском стиле «с кустами
сирени и желтых акаций» и беседка «с плоским зеленым куполом, деревянными
голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления; пониже пруд,
покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в английских садах русских
помещиков» (№1, глава II, с. 186). Действительно, обязательной
принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В парке царил строгий порядок и
симметрия, не было четкой границы между архитектурой и живой природой. В
парковом искусстве большое значение придавалось формированию определенного
настроения. Показательны в этом смысле названия многих построек «Каприз»,
«Монплезир», «Храм молчания», что мы увидим у Манилова. Но если Гоголь с
улыбкой характеризует английский вкус Манилова, то Пушкин напротив довольно
таки серьёзно и обстоятельно представляет усадьбу князя Верейского Арбатово в
«Дубровском», соединившую в себе сады рококо и романтизма. Её владелец, живший
за границей и идущий в ногу с модой, старался быть человеком изысканного вкуса
и стремился в своём имении внедрять все нововведения. Но не как Манилов
безвкусно и бездарно следуя моде, а довольно-таки грамотно, умело. Пейзаж, обрамляющий
дом князя («чистые и веселые избы крестьян», «густозелёный луг, на котором
паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками»- №2, глава XIII,
с.335), напоминает буколистическую картину в духе Ватто или Буше, что весьма
было характерно для рококо, стремящегося создать идиллию сельской жизни.
Господский дом Верейского выстроен «во вкусе английских замков» (№2, глава VIII,
с.335). Особое внимание привлекает ландшафтный сад князя Верейского,
соединяющий в себе разные виды искусств: парковое искусство, архитектуру и
скульптуру и как продолжение этого перечня - живопись. Вот почему не случайно
князь знакомит своих гостей, Кирила Петровича и Машу, со своей картинной
галереей. Содружество искусств в садах рококо и раннего романтизма должно было
вызвать разнообразие чувств: зрительных, слуховых, даже вкусовых и
обонятельных. Поэтому игра духового оркестра, фейверк и изысканные обед и ужин
- составные части этого культурно- семантического пласта. Дополняют целостную
картину сада романтические знаки: уединённые острова, беседки, пещеры, гроты,
мраморные статуи, памятники с таинственными надписями, которые должны были
вызвать у посетителей множество чувственных и понятийных ассоциаций, ощущение
совпадения в настроении природы и души. Так, совершая «экскурсию» по имению
князя Верейского, читатель одновременно учится читать эту великолепную «книгу»,
созданную совместно человеком и природой. Внешний облик дома, парка говорит об
изысканности и галантности хозяина, кажущегося полной противоположностью
Троекурову. Но внешнее впечатление оказывается обманчивым, что вскоре откроется
и Маше Троекуровой и читателю. Утонченный Верейский на самом деле эгоистичен,
лишен необходимых душевных качеств: благородства, уважения, любви и сострадания
к другим. Не считаясь с чувствами героини, он вступит с ней в брак, обрекая её,
по сути, на вечные страдания и душевную муку. И напротив, у Гоголя Манилов,
хоть и не обладает таким изысканным вкусом, как Верейский, и обустраивает свой
дом абы как: рядом с прекрасной мебелью, «обтянутой щегольской шёлковой
материей» стояли два кресла «обтянутые просто рогожею» (№1, гл. II,
с.188) или на стол подавался «очень щегольской подсвечник из темной бронзы с
тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом», а рядом с ним
«ставился какой-то медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в
сале…» (№1, гл. II, с. 188), но зато проявляет себя человеком добрым,
искренним, пусть и не в меру мечтательным. И имение Манилова в английском стиле
с авторской иронией, и имение Верейского в английском стиле без иронии создает иллюзию
счастливой жизни.
Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка в романе
«Дубровский» А. С. Пушкина вообще лишена всяких художественных изысков. О
каком-либо художественном стиле в планировке «серенького домика с красной
кровлей» (№2, ч. I, гл. III с. 303) и сада здесь говорить не приходится.
Даже двор, «некогда украшенный тремя правильными цветниками» (№2, ч.I, гл.III,с.
303), т.е. английскими клумбами, к моменту развертывания событий «обращен был в
некошеный луг» (№2, ч.1, гл. III, c. 303). Всё в имении говорит о бедности его
хозяина, который был не в состоянии следовать европейской моде. Это еще раз
позволяет высказать мысль о том, что дворянские усадьбы оформлялись в
зависимости от социального положения помещика, его внутренней культуры. Усадьба
Дубровского - обыкновенный небогатый домик русского дворянина. Но здесь царят
добрые патриархальные отношения между помещиком и его крестьянами, в то время
как в имении князя Верейского вообще мужиков не видно, так как хозяин
совершенно равнодушен к ним.
А. С. Пушкин в своем романе («Дубровский») говорит о трёх усадьбах с
различными типами садов, и третья - это усадьба Троекурова, человека грубого,
«высказывающего в домашнем быту все пороки человека необразованного» (№2, ч.1,
гл.I, с. 289), вполне соответствовала склонностям и
характеру хозяину. Она была возведена в стиле классицизма, о чем
свидетельствует «огромный каменный дом» с бельведером, «старинный сад его с его
стриженными липами, четвероугольным прудом и правильными аллеями»(№2, ч.2,гл.XIII, с.
334). Усадьба явно не
соответствовала эстетическим вкусам времени, в котором происходит действие. Монументальный парадный стиль как нельзя лучше
передавал его кичливость, его стремление к внешним эффектам, демонстрации
своего богатства и влияния, а также подчеркивали широту и размах самодурного
русского барина, который проводил время в пирах, диких забавах и развлечениях,
псиной охоте. «Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую
праздность» - №2, ч.1, гл.I, с.289). Характерно, что между Троекуровым и
его холопами нет простых, естественных отношений, как у Дубровского, но они
также переняли от хозяина самодурство и кичливость (вспомним самовольную
вырубку леса во владениях Дубровского людьми Троекурова). Получается, что, идя
от конкретных «архитектурных» образов усадьбы, мы вошли на хронотоп деревни,
воплощающий в себе усадебно-помещичий и крестьянский мир.
Нечто подобное мы видим и у Гоголя в «Мёртвых душах» при описании
домов Собакевича и Плюшкина. В доме Собакевича, как и в крестьянских
постройках, все говорит о прочности и долговечности и каком-то «неуклюжем
порядке». Приведем полностью это репрезентативное описание дома Собакевича: «…
посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или,
мрачно дикими стенами,- дом в виде тех, как у нас строят для военных поселений
и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно
боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин -
удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все
отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся
для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился
архитектор, потому что хозяин приказал одну колону сбоку выкинуть, и оттого
очутилось не четыре колоны, как было назначено, а только три»
(№1, ч. 1, гл..5, с. 244).
Совсем иным выглядит дом Плюшкина (его автор называет «дряхлым
инвалидом»- №1, ч. 1, гл. 6, с. 248). В отличие от особняка Собакевича, который,
несмотря на свою неуклюжесть, выглядел постройкой прочной, добротной, «странный
замок» Плюшкина говорит о страшном запустении в усадьбе его хозяина. Мы
невольно обращаем внимание на «прохудившуюся крышу, нагую штукатурную решетку»
стен, окна, закрытые ставнями или забитые досками. Вместе с тем многие детали,
и, прежде всего, бельведеры на крыше, «уже пошатнувшиеся» и «лишенные когда-то
покрывшей их краски» (там же, №1, с.249), свидетельствуют о прежних, каких-то
привлекательных временах в жизни Плюшкина. Просто сейчас жизнь заглохла.
Детали интерьера комнат Плюшкина и Собакевича дополняют представление
о самих персонажах: у Плюшкина все свидетельствует о полной победе старости и
даже смерти над молодостью и жизнью. Вещи в кабинете Собакевича являются
своеобразными двойниками их владельцев: «стол, кресла, стулья - все было самого
тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул,
казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на
Собакевича» (№1, ч. 1, гл..5, с. 244). В некоторых случаях интерьер не только
представляет читателю бытовую среду и героев произведения, но и приобретает
характер широкого философского звучания. Так, в комнате, куда поместила
Коробочка на ночлег Чичикова, обвешанной «старенькими полосатыми обоями и
старинными зеркалами между окон с темными рамками в виде свернувшихся листьев,
между картинами с изображением птиц висел портрет Кутузова и писанный маслеными
красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при
Павле Петровиче» (№1, ч. 1, гл. 3, с.206). Деталь очень интересная, поскольку
во многих дворянских усадьбах висели портреты знаменитостей или устраивались
целые картинные галереи (вспомним усадьбу Верейского у Пушкина). У Собакевича
среди картин, изображающих дородных греческих полководцев, находится портрет
известного героя войны 1812 г. - Багратиона.
Даже у Ноздрёва, человека с бойким, неуёмным характером, интерьер
украшен саблями, ружьями, турецкими кинжалами, шарманками, трубками, чубуками,
что как раз и указывает на неуёмный характер с «кучей талантов» (№1, ч. 1,
гл..4, с. 222). Повар Ноздрёва готовит ему обед, руководствуясь «каким-то
вдохновением» (№1, ч. 1, гл..4, с. 223), кладя в приготовляемое всё, что
попадётся под руку под стать хозяину, который заводил у себя то псарню, то
коней, то коллекционировал вина, и все это то куда-то исчезало, то опять
появлялось.
При описании помещичьих усадеб у Гоголя, в отличие от Пушкина, мы
видим едкий смех, который создаётся при помощи карикатуры, шаржирования. Но
совсем иной характер использования образов архитектуры и интерьера мы видим у
того же Гоголя во втором томе «Мёртвых душ». Здесь меняется пафос повествования
и его топос. В описаниях пейзажей, в особенности вида, который открывается с
балкона дома Тентетникова, появляется невиданный простор и свобода, а с ними -
ощущения полёта и восторга. Сам автор не сдерживается и от лица некоего
условного персонажа - «гостя», который мог очутиться в этих местах, произносит:
«Господи, как здесь просторно» (№1, т.2, гл. 1, с. 371). Описывая дворянские
усадьбы, лирические пейзажи здесь Гоголь выступает как прямой предшественник
Тургенева; за поэтическим описанием - обобщенный образ дворянской России.
Архитектурные описания органично входят в пейзажные, создавая ощущение единства
природного и человеческого бытия, поэзии «дворянских гнёзд», которая не могла
быть изображена в условиях помещичьей жизни первого тома. Показательно, что
пейзаж, плавно переходящий в описание усадьбы Тентетникова, увенчивается
изображением церкви с золочёными крестами, как бы подчёркивая устремлённость
земного бытия к небу, Богу: «И надо всем этим собраньем дерев и крыш
возносилась свыше всего своими пятью позлащёнными, играющими верхушками
старинная деревенская церковь. На всех её главах стояли золотые прорезные
кресты, утверждённые золотыми прорезными цепями…» (№1, т. 2, гл.1, с.375).
Приближение к богу сказывалось и на характере Андрея Ивановича, который «был
нрава тихого» (№1, т. 2, гл.1, с.376).
Таким образом, мы видим, как описание внешнего вида дома, его
интерьера играет в произведении важнейшую характерологическую роль, является
способом косвенной характеристики, как героев, так и среды.
Фактически в каждом произведении русской классики XIX в. в
художественном центре находится усадебно-помещичий и крестьянский мир, который
мы можем осмыслить, исходя из философско-эстетических взглядов писателя. Мы
видим, что и Пушкина, и у Гоголя есть некая общая система универсалий, в
которых интерпретируется и оценивается образ дворянской усадьбы в зависимости
от социального положения помещика и его внутренней культуры. Это и архитектурное
убранство, и парковое искусство, и интерьер усадьбы, и картинные галереи, и
шумные праздники, охота и т.д. Ясно одно - центром усадьбы был господский дом.
А где, как не в собственном жилище, проявляются черты характера человека, его
привычки, вкусы, финансовые возможности. И у А. С. Пушкина, и у Н. В. Гоголя
описание усадеб даёт возможность понять людей, населяющих их. Каждый писатель
творит свой собственный мир, исходя из личностного опыта, в реальной атмосфере
«дворянского гнезда», в котором он родился, воспитывался и жил или же наблюдал
со стороны, бывая в лучших дворянских и помещичьих усадьбах России XIXв.
Русская усадьба - это ярко выраженное национальное явление.
Дворянские усадьбы, сохранившиеся до наших дней, - это национальные историко- культурные
памятники, характеризующие размах русской души. На сегодняшний день люди,
которые могут себе позволить построить дом, также стремятся сделать
неповторимым и его, и участок вокруг него. В усадебных постройках и парках, как
и двести лет назад, воплощаются лучшие и самые прогрессивные архитектурные идеи
своего времени согласно социальному положению и внутренней культуре русского
человека.
Список используемой литературы:
1.
Н. В. Гоголь. Избранные
сочинения в 2-х томах. т.2. Москва: «Художественная литература». 1984
г.
2.
А. С. Пушкин. Избранное. В
2-х томах. т. 2. Москва: «ТЕРРА», 1996
г.
3.
Журнал «Литература в
школе», №6, 2004г, с.8. Ст. Вахитовой Т. М. «Образ дворянской усадьбы».
4.
Л. Д. Арахова, Н. В.
Гоголь. «Мёртвые души». Комментарий.
5.
В. П. Мещяреков, М. Н.
Сербул. «Дела давно минувших дней…» Историко-бытовой комментарий к
произведениям русской классики 18-19 веков.
c/ 3030 в
некошенный ему развертывания событий ""и. и имение Верейского в
англий ым должны были вызвать у пасетителей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.