Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………………4
§1.Боро арга ………………………………………………………………………….4
§2.Виды лечения боро арга и использование в домашних условиях…………5
2.1. Лечение ангины…………………………………………………………………6.
2.2. Лечение болезней кровеносной системы……………………………………..6
2.3. Лечение при ожогах…………………………………………………………….6
2.4. Лечение радикулита…………………………………………………………….7
2.5.Лечение…отита…………………………………………………………………...7
2.6. Лечение заболеваний внутренних органов…………………………………..8
2.7. Лечение дыхательных путей…………………………………………………..8
2.8. Лечение суставов……………………………………………………………….9
2.9 Лечение хондроза……………………………………………………………….9
2.10. Лечение ран, нарывов, опухолей…………………………………………..9
2.11. При воспалении лимфаузлов…………………………………………………9
2.12. При зубных болях……………………………………………………………..
9
2.13. При обмороках, при слабости рожениц, для восстановления сил ……..9
2.14. Лечение пупочной грыжи……………………………………………………10
2.15. При головных болях…………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….11
Респонденты………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………12
СНОСКИ…………………………………………………………………………….12
3
Введение
Раньше буряты лечились природными средствами. Они занимались своевременной
заготовкой лечебных трав, корней и листьев. Возрождение народной медицины в
последние годы стало реальностью культурной жизни и быта населения Бурятии.
Современные буряты знакомы сразу с двумя донаучными стадиями развития
медицины: это собственно бурятская народная медицина, истоки которой уходят
вглубь истории культуры бурят, а также заимствованная вместе с буддизмом
традиционная тибетская медицина, получившая с XVII в. распространение,
главным образом, у восточных бурят. Поэтому под понятием «бурятская народная
медицина» в наши дни могут подразумевать самые разные варианты
лечебно-оздоровительных практик, которые к началу ХХ в. были распространены
среди коренного населения бурят. Одним из видов бурятской народной медицины
является боро арга (простые методы лечения). Актуальность нашего исследовании
обусловлена тем, что на данный момент к боро арга обращаются все чаще и чаще,
причем и дипломированные врачи начинают рекомендовать «народные рецепты». Я
думаю, и со мной все согласятся, что заботиться о своем здоровье люди
начинают после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства
заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать
помощь близким в домашних условиях. Поэтому мы хотим уделить особое внимание
проведенным вековой практикой простым и доступным методам лечения. Нам стало
интересно, как же буряты, не имевшие современных знаний в медицине, боролись
с болезнями, пользовались ли они лекарственными травами, использовали ли
хирургические вмешательства, заботились ли о применении профилактических мер
для предупреждения болезней.
Цель нашего исследования - изучить виды лечения боро арга и их возможности
использования при лечении в домашних условиях.
Объектом нашего исследования является: Боро арга или простые методы лечения
бурят. Предмет исследования: Виды методов лечения бурят.
Задачи:
1.Изучить понятие «боро арга»
2.Изучить виды боро арга.
3. Рассмотреть виды лечения боро арга и их возможности использования при
лечении в домашних условиях.
4
Основная часть
§1.Боро арга
Слово «боро» - простой, исходит из того, что буряты ели простую пищу,
одевались просто, были сами просты в общении. Кухня кочевых бурят, хотя была
небогата, но в ней были представлены одомашненные и дикие животные,
дикорастущая флора; Наиболее распространенной формой летнего отдыха у бурят
был прием ванн в минеральных и горячих источниках.
Формирование бурятской народной медицины происходило в условиях определенной
этнокультурной и этноязыковой общности, в которую входили монгольские,
тунгусские и тюркские этнические компоненты.
Как и многие стороны традиционной культуры, простые методы лечения бурят в
наши дни могут служить ценными источниками, позволяющими восстановить
историю.
Распространение в Бурятии тибетской медицины не привело к полному вытеснению
методов бурятской народной медицины из быта населения. Удивительно, как
выживали буряты до появления тибетской медицины. В тибетской медицине каждое лекарство имеет
определенный состав, дозу, его принимают строго по отведенному времени, а
простые методы лечения имели более обобщенные понятия, передали друг другу
устно, понаслышке, однако до распространения традиционной тибетской медицины
буряты лечились и выживали за счет простых методов лечения.
Буряты вели кочевой образ жизни, встречались с разными племенами, разными
культурами, у них переняли многое и в том числе и методы лечения.
Простые методы лечения бурят разнообразны. Эта древняя традиция врачевания
вполне мирно уживалась с дацанской «ученой» медициной.
Ламы-лекари специализировались на лечении составами растительного
происхождения и не могли составить конкуренцию местным баряаша, наследственно
владевшим умением править кости и мануальной терапией. В охотническом и
скотоводческом быту в структуре заболеваемости травматизм, как известно,
занимает одно из первых мест, и искусство рук баряаша всегда было в цене.
Костоправы (баряаши) пользуются почетом, играли и играют большую
роль в жизни бурят. По оценкам историков, в начале XX в.
В Забайкалье было около 100 костоправов на 1000 лам-лекарей. Обычное право не
только защищало народных лекарей от притеснений со стороны буддийского
духовенства, которое могло увидеть в них конкурентов, более того, уравнивало
врачебный статус этих людей, зачастую не знавших ни монгольской, ни, тем
более, тибетской грамоты с дацанскими образованными ламами.
5
Буряты хорошо разбирались в болезнях с точки зрения заразные - незаразные.
Люди трезво осознавали свое бессилие против эпидемических болезней и поэтому
чутко следили за любыми слухами о появлении в округе признаков очередной
напасти. Меры принимались чрезвычайные, начиная от изоляции больных и вплоть
до массовой откочевки из зараженной местности, оставляя больных с некоторым
запасом провизии.
§2.Виды лечения боро арга и использование в домашних условиях.
2.1. Лечение ангины
При ангине у больного страдает практически весь организм – повышается
температура тела, происходит обезвоживание, появляются боли в суставах и головная
боль, боль в горле. Все эти симптомы проявляются у больного уже на
второй день заболевания. Итак, с чего начать лечение ангины в домашних
условиях? Ангина является очень опасным заболеванием, а не долеченная ангина
может оставить следы в вашем организме на всю жизнь. Именно поэтому лечение
ангины в домашних условиях должно проводиться до полного восстановления
организма - нужно продолжать лечение горла еще пару дней после выздоровления.
Ангину буряты считали простудным заболеванием. Народная медицина бурят
различает несколько разновидностей ангины и их способы лечения:1.Хонин гэм
(овечья ангина) - образование желтизны на языке человека. Чтобы излечиться от
нее, пили ложку крови, добытой из надреза овечьего языка.
2.Ямаан гэм (козья ангина) - появление на языке белизны, которую лечили
кровью, взятой из надреза языка домашней козы.
3.Хэлэнэй бэрилдэлгэ (срастание у младенцев кончика языка с нижней десной и
опухоль кровеносного сосуда над языком)- устраняли разрезом, не задевая при
этом кровеносные сосуды.
4.Үүргэнэ гэм (Шиповничья ангина) - появление гнойного воспаления по бокам
языка – лечили отваром стебля ветвистого шиповника.
5.Тулеэнэй хорхойн гэм - (Ангина древесного червя) – появление на языке
кочковатого гнойного воспаления, которое лечили мазью, полученной при
разложении на солнце желтоватого древесного червя.
6.Шоргоолжон гэм - (Муравьиная ангина)– гнойное воспаление на десне,
лечившееся муравьиной кислотой.
7. Хоолойгоо шарлалга (Острое воспаление лимфатических образований зева) –
лечили полосканием горла кровью голубя с последующим глотанием.
8. Хорхойн гэм (червячья ангина) - появление на языке зигзагообразной
воспалительной полоски, против чего применялась мазь, полученная при
разложении червя в закрытой посуде на солнцепеке.
Для лечения ангины также использовали желчь кабана, медведя.
6
2.2. Лечение болезней кровеносной системы
Одним из важнейших параметров, характеризующих работу кровеносной системы,
является артериальное давление. При гипертонии пили зеленый кирпичный чай, а
остаток заваркисушили и
шили подушки. Собирали богородскую траву, сушили в
темном месте, из них делали стельки и носили их несколько месяцев. Давление
падало.
От давления также пили Арсу - верус как антибиотик. Хачкару использовали от
устранения давления. Отвар из плодов шиповника настаивают в стакане горячей
воды, пьют утром, днем и вечером, при давлении и при головных
болях. При почечном давлении и больных почках прибегали к помощи сердцевины
изюбра. Её разрезали на тонкие пластины, сушили и
измельчали. Пили одну чайную ложку этого порошка, растворяли в стакане воды и
пили 3 раза в день. Почечное давление возникает потому, что больные почки
постоянно выбрасывают в кровь много сосудосуживающих веществ. И нижний
показатель давления, который как раз и фиксирует степень сжатия сосудов, в
этом случае обязательно будет заметно выше нормы — до 140.
Малокровие — это состояние организма, при котором резко сокращается
количество красных телец и красного красящего вещества в крови. Раньше, когда
не было медицинскихпрепаратов, для лечения малокровия использовали кровь
левого желудочка сердца только что убитого волка или молодого барана. И к
удивлению, сегодня, это подтверждается при анализе крови, гемоглобин крови
увеличивается. Это одно из самых эффективных средств для лечения малокровия.
2.3. Лечение при ожогах
При небольших ожогах на сковороде без масла жарили желток яйца, выделенное
масло мазали на сожженное место. Если поверхность ожога невелика (не более
площади ладони) и кожный покров сохранен, то обожженное место мазали
внутренний жир медведя, не втирая. Жир растапливается, при этом он сохраняет
свой эффект на долгое время. Из рассказа старожила села Хужиры Тункинского
района Комиссарова Намсарая Дугаровича мы узнали, что при сильных ожогах или
неизлечимых внутренних болезнях больного заворачивали в свежую только что
снятую шкуру барана или телёнка. Больного при этом еще обкладывают
трепещущими внутренними органами по принципу сердце - на сердце, печень - на
печень и т.д. Больной должен был лежать, пока шкура не остынет и,
7
со стороны, обращенной к телу, станет совершенно желтой. Изменение цвета
обозначало, что болезнь «высосана», после процедуры лекарь относил шкуру
подальше и закапывал. Эта процедура называлась арhанда оруулха «введение в
шкуру» или «жэн табиха» - компресс делать.
2.4. Лечение радикулита
Радикулит – распространенное заболевание периферической нервной системы, при
котором поражаются пучки нервных волокон, отходящие от спинного мозга, – так
называемые корешки спинного мозга. Самая частая причина радикулита –
остеохондроз (отложение солей в местах соединения позвонков), при котором
межпозвоночные диски утрачивают свою эластичность и сдавливают корешки. В
старину человека, страдающего радикулитом, сажали на потревоженный
муравейник. Муравьиная кислота даёт стойкий эффект.
2.5. Лечение отита
Отит - заболевание, представляющее собой воспалительный процесс в ухе. Отит
бывает наружным (ограниченным и разлитым), средним и внутренним или отит
внутреннего уха обычно называется Лабиринтит. Наиболее распространенной
разновидностью отита является средний отит.
Острый отит лечат следующим образом. В ступу насыпают горячий уголь, а сверху
серую муку с можжевельником. После этого, больное ухо прикладывают к ступе
так, чтоб тепло не уходило в сторону. Затем надевают теплую шапку.
2.6. Лечение заболеваний внутренних органов
1) Лечение желудка
При расстройстве желудка буряты колют барана, начиняют кровью желудок, варят
и, когда он чуть остынет, кладут на живот ребенка. Собственно прижигание
делается не на теле ребенка, а на поверхности бараньего желудка. Лечебное
значение прижигания у бурят, на сегодня забыто. Эта процедура, кроме бурят,
известна у соседей якутов - хакасов. Эта процедура под названием «тон табиха»
(ставить моксу) совершает старая женщина при расстройстве желудка маленького
ребенка.
8
Язва желудка, она же язвенная болезнь желудка (ЯБЖ) — локальный дефект
слизистой оболочки желудка (иногда с захватом подслизистого слоя),
образующийся под действием кислоты и желчи, вызывающий на этом участке
трофические нарушения. Буряты использовали жир барсука для лечения язвы
желудка, также хранили его в растопленном виде.
2) При завороте кишок, который в наше время без вмешательства хирургов, не
вылечить, буряты лечили следующим образом: плели веревку из конского волоса
на ней завязывали 7 узелков, чтобы их легко можно было развязать, больной крепко
хватался за узел веревки, а с другой стороны дергали верёвку так, чтобы
больной встряхнулся и узел развязался. Так встряхивали больного 7 раз, пока
не развязывались 7 узлов веревки.7 узлов по бурятскому поверию «долоон дом
арга» - «7 удачных методов.»
3) Лечение печени
Когда повреждали печень или ломали кость - пили медную опилку. Медь пилили
напильником. Полученную опилку смешивали с едой, примерно с чайную ложку.
Также при болях печени применяется медвежья желчь. Ее едят, запивая небольшим
количеством воды. При желтухе заваривали корень подорожника (до консистенции
густого чая) сверху добавляли яйцо белой куропатки, и пили 3 раза в день.
2.7. Лечение дыхательных путей
Дыхательные пути человека уязвимы для инфекционных возбудителей, о чем
свидетельствует последняя эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома
(ТОРС). При кашлях на грудь ставили медное зеркало - толи.
1 столовую ложку сухих листьев подорожника на 1 стакан кипятка настоять,
укутав на 2 часа, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 4 раза в день за
20 мин. При простуде используют
Рододендрон Адамса, заваривают багульник. Также применяли тарбаганий жир при
кашле и различных простудных заболеваниях.
При болезнях легких употребляли медвежий жир, он также полезен для растущего
организма.
9
2.8. Лечение суставов
При болях в суставах принимают горячие ванны с запаренным стлаником.
2.9 Лечение хондроза
Хондроз плечевого сустава развивала однообразная утомительная работа за дойкой
скота, выделыванием кож и шитья рано у бурятских женщин, поэтому многие имели
специальные крючковатые палки, которыми могли самостоятельно растереть
болезненную точку на спине. При хондрозе брали 1 стакан шелухи кедрового
ореха и желчь домашней свиньи и размешивали, настаивали 2 недели и мазали на
плечи, спину. Это лечение может любой в домашних условиях. Наиболее простым и
доступным видом медицинской помощи являлся массаж. Этот массаж хорошо снимал
усталость после трудового дня и оказывал успокаивающее и снотворное действие.
2.10. Лечение ран, нарывов, опухолей
Буряты на гноящиеся раны накладывали примочки из трав или смазывали гусиным
или тарбаганьим жиром, предварительно разогрев его. На нарывы мазали мездру
свежей заячьей или беличьей шкуры. Также при нарывах и опухолях буряты
использовали медное шило и шкуру ежа. Они протыкали больное место шилом и
накладывали шкуру ежа. Обрядовое теломытие больного человека «уhан тарим»
(букв. водный тарим) совершали в ломоты какой-нибудь части тела и при нарывах. Летом на
берегу речки рыли неглубокую яму по фигуре человека, на дно бросали
раскаленные камни, которые обливали водой из ручья и закидывали свежими
березовыми листьями, на них укладывали больного. Процедуру проводил отец
больного, по сути своей это была паровая ванна. После ванны отец укладывал
больного на выделанную медвежью шкуру и делал массаж или же дословно
«разминал все кости».
При опухолях тонкий слой говяжьего мяса солили, делали из него компресс на
больное место. Когда мясо начинало портиться, опухоль проходила. Уринотерапию
использовали при опухолях, жаре, при панкреатите, вывихах. Делали компрессы.
Несложным методом помощи себе и другим были грелки и согревающие компрессы
(бур. жэн) с помощью подручных средств: песка, соли, камней, металлических
предметов,
10
кусков войлока, иногда нагретых с маслом. Применялись они для снятия колющих
болей и при слабом пищеварении - «холоде живота».
2.11. При воспалении лимфаузлов мазали слюной на голодный желудок -γлэн
шγлhэн. Воспаление лимфоузлов может возникнуть по нескольким причинам
вследствие: инфекций органов дыхания, заболеваний органов ротовой полости,
общего снижения.
2.12. При зубных болях запаривают
хвою стланика и отваром полощут рот.
2.13. При обмороках, при слабости рожениц, для восстановления сил после
продолжительной болезни лечили простым говяжьим бульоном - боро шγлэн. Мелко
нарубленное мясо клали в ледяную воду(нельзя класть в теплую или кипяченую
воду) и ставили на огонь ,при этом нужно беспрерывно помешивать и размельчать
мясо поварешкой до кашицы недолго до закипания в бульон добавляют серую муку.
Лук, соль не добавляли. Как только бульон начинает закипать, нужно убирать с
огня.
2.14. Лечение пупочной грыжи. Причинами являются слабости строения тех
участков тела, через которые происходит выпячивание грыжевого мешка (паховая
область, пупочное кольцо и пр.), физический труд (чаще всего это поднятие
тяжестей), постоянное натуживание (например при запорах), иногда общей
причиной может стать слабое развитие мышц. При пупочной грыже, на пупок
приклеивали медную пятикопеечную монету.
2.15. При головных болях на
височную кость ставили медные монетки.
Это лишь небольшой перечень средств народной медицины, используемых нашими
предками.
11
Заключение
Простые методы лечения бурят с точки зрения исторической науки представляет
собой источник сведений о прошлом.
С точки зрения современной медицины, простые методы лечения бурят
представляет собой источник знаний о лечении растениями, элементами животного
происхождения, о методах лечения различных заболеваний.
Лекарственные травы оказывали фармацевтическое действие. Обертывание в шкуру
было не что иное, как прогревание, что и объясняет её целительные свойства.
Водные процедуры на свежем воздухе (yhaм тарим) имеют прототип и в
сегодняшние дни – закаливание организма. Массаж был и остается самым
эффективным средством для снятия усталости и напряжения после долгого рабочего
дня.
К сожалению, истинно простые методы лечения бурят в практике встречаются
редко. Многие люди забывают «бабушкины» рецепты, и не передают их своим
детям. Но врачи, зачастую дают рекомендации обращаться к местным ламам,
баряаша и другим лекарям. На сегодняшний день более популярным и древним
методом народной медицины бурят являются баряаша. Простые методы лечения
можно использовать самостоятельно, либо в сочетании с классической медициной.
Их действительность доказана вековым опытом бурятского народа. Нетрадиционная
медицина и наука тесно взаимодействуют между собой, применяя, друг у друга
всё самое лучшее и полезное. Изучение народной медицины бурят вызывает
особенный интерес в наши дни. Ведь в современном мире взаимодействие человека
с природой минимальное. Пользуясь достижениями химии, физики,
техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание,
дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду - все это приводит к тому,
что мы приобретаем новые болезни.
И в дальнейшем наша задача - продолжить исследование, чтобы сохранить то, что
накоплено предыдущими поколениями нашего народа.
12
Респонденты: Цырен гэбгы - лама дацана «Зандан Жуу», Комиссаров Намсарай
Дугарович, старожил с.Хужиры Тункинского района, старожилы сел Шанага,
Хонхолой Бичурского района: Шоймполова Рэгзыма Ешеевна, Бадмаева Светлана
Сергеевна.
Список литературы.
1. Абрютина, Л.И.Народы Севере России: право на здоровье.-М.,1999
2. Александров Н.П., Александров А.Н., Александрова В.Н.Народная медицина.
М., 2003 г.
3.Алексеева,А.А.,Блинова,К.Ф.,Комарова,М.Н.,Копгельм,Н.А.,Михеев,Б.И.Лекарственные
растения Бурятии.-Улан-Удэ,1974
4. Базарова Э.Э., Турнуев В.А., Цыденова М.Б.Растения и аллергия.
Улан-Удэ, 2005г
5.Гаммерман, А.Ф., Гром,И.И. Дикорастущие лекарственные растения
СССР.-М.,1976.
6.Дугаров, Б.С. О происхождении окинских бурят. Улан-Удэ,1983
7.Зорина, Т.Г Школьникам о лесе.-М,1971
8.Мыреева, А.Н.Лексика эвенкийского языка. Растительный и животный мир.-Новосибирск,2000
9.Николаев С.М.Тибетская медицина. Улан-Удэ, 1998 г.
10.Тулуев, К.Д.,Дугаров, Б.С.Край поднебесных долин.-Улан-Удэ,2000
СНОСКИ:
1.Школа как систематизирующий фактор устойчивого развития сельского
сообщества. И.А.Маланов, Н.Б.Дондобон.Бэлиг 2004. 128стр.
2.Сүүгэлэй дасан.Д.Цырендашиев.2008
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.