Исследовательская деятельность педагогов и
учащихся
как фактор развития творческой личности.
Е.А.Кудрявцева, учитель биологии, МБОУ
«Гимназия № 3»
Аннотация.
Кудрявцева Елена
Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья
«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития
творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как
современной педагогической технологии. Организация исследовательской
деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей
решения данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей
создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором
развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
«Единственный
путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард
Шоу
Проблема
улучшения качества образования диктует необходимость
поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На
мой взгляд, одним из путей решения этого вопроса является внедрение исследовательской
деятельности как современной педагогической технологии.
Организация исследовательской
деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей
решения данной задачи. Обучение приёмам исследовательской деятельности
способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к
явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям
и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Важно отметить значимость
исследовательской деятельности в образовательном процессе. Ценностные
основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в
процессе исследовательской деятельности.
Приобщение учителей и учащихся
к исследовательской деятельности имеет такую цель:
- развитие навыков
исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использование
полученных знаний на практике. Данная цель решает как минимум четыре
задачи:
1)
повышение уровня
социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие одного из главных
её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, формируется
познавательная самостоятельность и активность);
2) создаются условия для личностного и
профессионального самоопределения учителей, (учащиеся определяют значимость и
ценность данного вида деятельности для себя, и возможность её дальнейшего
использования);
3) формирование умений и навыков
планирования, организации и контроля собственной деятельности;
4)
развитие навыков
самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки
полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и
доклада о результатах научно-исследовательских работ.
Состав участников научного общества учащихся
определяется учениками 2 – 11 классов. В комплектовании научного общества
учащихся принимают участие руководитель научного общества учащихся и учителя -
предметники.
Научное общество учащихся функционирует
на протяжении учебного года с проведением заседаний не реже 1 раза в месяц.
НОУ - это самостоятельная ученическая
структура, имеющая Гимн, Положение, план работы, символику, девиз.
Результатом работы НОУ является проведение школьной научно –
практической конференции или проектной недели. 40 % учащихся принимают
участие в школьной научно-практической конференции или проектной неделе. Реферативно-исследовательские
работы учащихся представляются на внешкольный уровень. В результате реализации
новшества наблюдается повышение уровня социальной адаптации у 50% учащихся,
мотивации достижения у 50% учащихся, 100%учащихся владеют навыками работы с
различными информационными ресурсами; умеют представлять результаты исследовательской
деятельности.
Исходя из интересов пожеланий учащихся открыты предметные секции. В
соответствии с уровнем подготовки ребят руководители составили планы работы и
определили тематику заседаний секций. Работа в секциях велась по самым
различным направлениям: от решения задач повышенной сложности до проведения
индивидуально-экспериментальной работы. Учащимся предлагался широкий выбор
деятельности в НОУ. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому
ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать
интеллект, приобретать умения и навыки в исследовательской работе.
Особое внимание в исследовательской деятельности уделяется учителю.
Исследовательская деятельность учителя современной школы является основным
элементом и фактором педагогического творчества, источником его
преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и
таланта. Исследование факторов направленности педагогической деятельности на исследовательское
обучение, проведенное в школе, позволяет констатировать, что:
65% учителей школы считает, что исследовательская деятельность
позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности
учителя;
10% связывают исследование с возможностью повышения статуса учебного
заведения;
20% – с профессионально-квалификационным ростом учителя-исследователя;
5% – с возможностью получить качественно новое знание (инновацию).
Организация исследовательской деятельности влияет на развитие личности
педагога, позволяет создать условия для реализации самообразования и
потребности к саморазвитию.
Современный учитель является важнейшей фигурой
в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности,
педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной
деятельности зависит эффективность педагогической системы. Главная функция
современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития
личности ученика.
Среди трудностей, с которыми сталкивается учитель при
организации исследовательской
деятельности учащихся, учителя школы назвали следующие:
слабое владение методологией научного исследования, недостаток
методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы
(62,5%);
большая загруженность учащихся, отсутствие времени (41%);
преобладание в традиционном обучении репродуктивных методов, вступающих
в противоречие с исследовательскими методами (6,5%).
Выделяют три группы
проблем: профессиональные, психологические и социальные.
Профессиональная
проблема связана с общей
осведомлённостью и отношением педагога к новым видам обучения, а также имеющимся
у него «багажом» необходимых знаний, умений и навыков.
Психологическая
проблема связана с уровнем
развития его творческих способностей, инициативностью, стремлению к самосовершенствованию.
Социальная
проблема– внешняя: она отражает
то, насколько государство ценит такую сферу жизнедеятельности общества,
образование.
Как помочь
педагогам, испытывающим те или иные трудности в приобщении школьников к
научной практике?
Практическая
часть
Цель: способствовать осознанию педагогами наличия
трудностей в исследовательской деятельности и снятию эмоционального напряжения
с целью профилактики профессионального выгорания.
Оборудование: листы А3, фломастеры, карандаши.
1.
Вступление
Информационный блок
Трудности в исследовательской деятельности
бывают разные: возрастные, социальные, профессиональные,
индивидуально-личностные. Сегодня, нам представляется возможность поработать
над осознанием своих проблем, которые возникают вовремя исследовательской работы.
2.
Основная часть
Работа по подгруппам
Инструкция: «Наиболее часто встречающимися
барьерами в научно-исследовательской работе являются: возрастные,
социальные, профессиональные, индивидуально-личностные. Сейчас, вам
предстоит работа по подгруппам. Каждая подгруппа получит задание:
1) Ответить на вопрос.
2) Придумать девиз, отражающий основную мысль
вашей группы.
3) Приготовьте листочки, на которых вы
отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому направлению.
Выделите одну трудность, которая является
наиболее общей для членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или
рекомендации о преодолении данной трудности».
Представитель вашей группы выступит с
полученными результатами.
На работу 15 минут
Возрастные трудности
1.
Влияет ли возраст учителя
на эффективность исследовательской работы?
2.
Придумайте девиз,
отражающий основную мысль вашей группы по теме «Возрастные трудности в
исследовательской работе».
3.
Приготовьте листочки, на
которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому
направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для
членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о
преодолении данной трудности».
Социальные трудности
1.
Как влияет социальный
статус и благосостояние родителей ребенка участвующего в исследовательской
деятельности?
2.
Придумайте девиз,
отражающий основную мысль вашей группы по теме «Социальные трудности в
исследовательской работе».
3.
Приготовьте листочки, на
которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому
направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для
членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о
преодолении данной трудности».
Профессиональные трудности
1.
Являются ли знания учителя
и его профессиональный опыт проблемой для исследовательской работы?
2.
Придумайте девиз,
отражающий основную мысль вашей группы по теме «Профессиональные трудности в
исследовательской работе».
3.
Приготовьте листочки, на
которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому
направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для
членов вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о
преодолении данной трудности».
Индивидуально-личностные трудности
1.
Какие личностные качества
учителя могут затруднить работу в этом направлении? Как вы относитесь к
высказыванию: «Остановившейся в развитии учитель представляет опасность для
ученика».
2.
Придумайте девиз,
отражающий основную мысль вашей группы по теме «Индивидуально- личностные
трудности в исследовательской работе».
3.
Приготовьте листочки, на
которых вы отмечали наиболее часто встречающиеся трудности в работе по этому
направлению. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для членов
вашей группы. Обсудите и подготовьте советы или рекомендации о преодолении
данной трудности».
Список качеств, затрудняющих
исследовательскую деятельностью
1.
Ощущение беспомощности
2.
Неуверенность в себе
3.
Стрессогенное состояние
4.
Чрезмерная болтливость
5.
Пассивность
6.
Гиперответственность
7.
Эмоциональность
8.
Недостаток знаний
9.
Недостаточная
организованность
10.
Молчаливость
11.
Чрезмерная активность
12.
Нехватка времени
13.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Вывод:
Одной из наиболее эффективных обучающих и
развивающих инновационных технологий, на наш взгляд, является исследовательская
деятельность, позволяющая комплексно решать задачи интеллектуального и
социального совершенствования личности как обучающегося, так и учителя.
Исследовательская деятельность учащихся и
учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим
фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
Творческая работа учителя и ученика приносит свои результаты.
Накопленный педагогический опыт
показывает, что учителя, владеющие методами исследовательской работы, ведут
целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся,
моделируют в учебно - воспитательном процессе самостоятельные работы с
элементами исследования.
Необходимо отметить, что в результате этой деятельности
увеличилось не только количество участников проектно-исследовательской деятельности,
но и существенно изменилось качество данных работ, о чем свидетельствуют
призовые места, занятых учащимися городских конкурсах и научно-практических
конференциях.
Данная работа способствовала также увеличению количества школьников, принимавших участие в
муниципальных, окружных и городских турах
олимпиад по различным предметам и интеллектуальных марафонах.
Я бы хотела подарить вам буклеты по теме исследовательская
деятельность. И вернуться к эпиграфу нашего семинара
«Единственный
путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард
Шоу
Так давай те же будем творить и двигаться вперед.
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется,
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые
Чтоб верный путь им указать
Помочь в толпе не раствориться
Нам не дано предугадать –
Но мы обязаны стремиться!
Андрей
Дементьев
Анкета для участников семинара
«Исследовательская деятельность педагогов и учащихся
как фактор развития творческой личности».
Как Вы оцениваете содержательное наполнение семинара (подчеркните
нужный вариант):
1. А) содержательный
Б) не очень
2. Что бы Вы предложили нового в исследовательской работе с
учащимися?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_
3. Если подобные мероприятия будут проводиться, Вы бы предпочли
(подчеркните нужный вариант):
А) выступить и поделиться опытом;
Б) изучить теоретические положения по проблеме;
В) изучить все на практике уроков.
Пожелания организаторам семинара
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.