Инфоурок Химия Другие методич. материалыИсследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии

Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии

Скачать материал

Исследовательская деятельность как основа обновления

содержания образования на уроках химии.

Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, ее познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала обучающегося, что исключает выступление обучающегося в роли пассивного слушателя, поглотителя информации.

Одним из направлений обновления содержания химического образования на современном этапе является усиление формирование представлений обучающихся о методах научного познания и их месте в системе общечеловеческих и культурных ценностей.

Эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений, в ходе которого обучающиеся учатся выявлять проблему, анализировать теоретический вопрос, выстраивать логическую цепь рассуждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Постановка цели – обучение исследовательской деятельности – предполагает решение таких задач, как формирование представлений о специфике и особенностях процесса научного познания, ступенях исследовательской деятельности и методике научного исследования.

Исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования.

Формирование исследовательских умений обучающихся при обучении химии представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

На начальном этапе обучающимся предлагается система отдельных исследовательских заданий и методика работы с ними с учетом специфики объекта исследования (содержание теоретического или практического вопроса или их сочетания), метода проведения исследования (теоретический анализ, эксперимент и т.д.), степени сложности учебного материала (привлечение знаний из одной темы или из различных разделов курса). При отборе содержания заданий я руководствуюсь следующими требованиями: возможность использования множества опорных элементов знаний и умений, простота и доступность экспериментальной проверки гипотезы, познавательная и практическая значимость полученного ответа, возможность создания проблемных ситуаций, формулировки проблем.

Как правило, при выполнении исследовательского задания я  обращаю  внимание обучающихся на содержание и формулировку цели деятельности, прогноз направления выполнения заданий, выбор метода исследования, проведение исследования и оценивание полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

На следующем этапе формирования исследовательских умений обучающиеся проводят самостоятельные исследовательские работы. Организация самостоятельного исследования и управление деятельностью учащихся начинается с того, что преподаватель проводит логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе этого ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения исследования. При этом необходимо наметить промежуточные задачи занятий, уточнить соотношение деятельности преподавателя и обучающихся, выяснить связи между различными частями занятий.

На завершающем этапе формирования исследовательских умений предполагается изучение некоторых тем курса химии в форме ученических исследований.

Для обучающихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс

творчества реализуется через организацию исследования на занятиях как традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др.

Предлагаю обучающимся следующую тематику практических работ

исследовательского характера (1 курс):

1.Определение процентного выхода кислорода в реакциях разложения

2. Получение водорода и исследования его свойств.

3. Определение химической активности кислот

4.Исследование реакционной способности металлов

5.Получение хлороводородной кислоты и исследование ее свойств.

Домашний эксперимент можно провести по теме: «Определение временной жесткости воды».

Развитие самостоятельности и творчества обучающиеся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.

При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Источник для конструирования задач по химии - книга Людмилы Аликберовой «Занимательные задания по химии». Вот несколько интересных вопросов, которые можно задать обучающимся и на основе которых затем сконструировать творческие задачи исследовательского типа:

1. На дверях некоторых химических лабораторий есть надпись: «Водой не гасить!» Чем можно гасить пожар в таких лабораториях?

2. Почему уже со второй- третьей дозы героина возникает зависимость человека от этого вещества?

Для конструирования исследовательских задач воспользуемся следующим алгоритмом:

• 1.исходный факт;

• 2.формулировка задачи;

• 3.выявление противоречия;

• 4.поиск ресурсов;

• 5.формулировка идеального конечного результата;

Например, при изучении темы «Коррозии металлов», можно рассмотреть такую задачу: исходный факт: в Индии на площади стоит колонна, которая изготовлена около 1500 лет назад из железа. Уже много лет она не подвержена коррозии, несмотря на влажный и тѐплый климат.

 Составим текст исследовательской задачи: Как известно, климат в Индии тѐплый и влажный. На площади во дворе мечети в Дели находится знаменитая железная колонна - одно из чудес света. Почему же железная колонна в Индии стоит уже почти 16 веков не разрушаясь? Как сумели древние мастера создать химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах?

Выявим противоречие между знанием того, что железо способно разрушаться (ржаветь) и незнанием способов защиты от коррозии.

Выдвижение гипотез:

Если в состав железа колонны ввести антикоррозионное вещество, то колонна не будет ржаветь;

Если колонна абсолютно гладкая, то влага не оседает на ней и не образуется

гальванической пары, способствующей разрушению;

Если в составе сплава колонны есть вещества, которые, реагируя с железом, водой и кислородом, создали защитный слой.

Осуществим поиск Ресурсов с помощью дополнительной литературы и ресурсов Интернет.

Результат: колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой.

Дети обладают врождённой любознательностью, они - исследователи от рождения.

Задача преподавателя - поставить их в положение добросовестных, а не «понарошку», сыщиков, тогда они способны горы свернуть. Информация, которая будет получена таким путем, усваивается, со стопроцентной эффективностью.

Приём первый:

В качестве парадоксальной ситуации использую софизмы (это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника).

В своем сообщении допускаю ошибки, которые следует найти, или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения,

последовательность изложения, героям «присваиваются» чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов.

Приём второй:

 Если Вам удалось собрать группу единомышленников из числа обучающихся, то не растеряйте их, поручите им самостоятельно или совместно с вами

разрабатывать опыты, эксперименты, материалы для творческих заданий, сценарии предметных конкурсов, программы поддержки слабоуспевающих обучающихся.

Приём третий:

Обучающиеся выдаются лотки с реактивами, и предлагается провести

исследование, по результатам которого нужно заполнить пробелы в учебной карточке с пропусками важных предложений и слов. Преподаватель задает вопросы, а обучающие должны вписать недостающие в соответствующие пропуски. Например: смеси отличаются от чистых веществ …………состава, возможностью разделения на химические…………..части физическими методами.

Приём четвёртый:

Развитие исследовательских навыков при работе с литературой и Интернет - источниками.

Учащиеся выслушивают выступления одноклассников и заполняют первый столбик таблицы, затем выполняют эксперимент и заполняют второй столбик таблицы. (например по теме «Алюминий»)

1.Что мы знаем об алюминии из исторических хроник?

2.Что узнали об алюминии на занятиях?

Приём пятый:

Предлагаю для решения расчѐтные задачи с исследовательским содержанием: в  химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, обучающие не почувствовали никакого постороннего запаха. Много ли молекул НС1 оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?

Вовлечение в творческую деятельность обучающихся высокого и среднего уровня во внеурочное время эффективно при работе в составе кружка, создании мультимедийных презентаций, написании исследовательских проектов, докладов, тезисов докладов, научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях и др.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Модернизация российского образования ориентирует учебно-воспитательный процесс на развитие личности обучающегося, ее познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала обучающегося, что исключает выступление обучающегося в роли пассивного слушателя, поглотителя информации.

 

Эта проблема может быть решена в процессе формирования исследовательских умений, в ходе которого обучающиеся учатся выявлять проблему, анализировать теоретический вопрос, выстраивать логическую цепь рассуждений, самостоятельно проводить практическое исследование, фиксировать результаты наблюдения и формулировать выводы. Постановка цели – обучение исследовательской деятельности – предполагает решение таких задач, как формирование представлений о специфике и особенностях процесса научного познания, ступенях исследовательской деятельности и методике научного исследования. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 387
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курдутова Фягима Фягимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курдутова Фягима Фягимовна
    Курдутова Фягима Фягимовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5248
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 573 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе