Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Исследовательская работа"Ветераны нашей школы"

Исследовательская работа"Ветераны нашей школы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края


Краевая краеведческая конференция «Край родной дальневосточный»







Секция «Летопись родных мест»




Ветераны школы №6

в годы Великой Отечественной войны

исследовательская работа по краеведению



Выполнили: Гассиева Надежда Алановна,

учащаяся 10а класса,

Сёмина Екатерина Владимировна,

учащаяся 10а класса

Руководитель: Липченко Лилия Викторовна












Чегдомын, 2016

Содержание
































Введение


Наша страна отметила 71 годовщину Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано наше желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

В нашей школе работали педагоги, чье детство пришлось на годы войны. Мы встретились с некоторыми из них. Они много рассказывали о своей жизни. Их судьба, судьба их семей - яркое отражение истории нашей страны. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.

Цель работы: доказать через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

При выборе методов исследования использовали встречи и беседы с тружениками тыла, изучали художественную и научную литературу, изучали поселковые архивы.

Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:

1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

2. Изучение литературы.

3. Работа с архивными материалами.

4. Оформление работы.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.

2. Показать, как отразилась война на судьбах ветеранов-педагогов - тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.

В ходе работы мы познакомились с ветеранами-педагогами нашей школы, тружениками тыла. Встречаясь с ними, мы отметили нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотим показать в своей работе.


Глава I. Всё для фронта, всё для победы


22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и Хабаровский край...

В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего Хабаровского края вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.


Трудовой фронт верхнебуреинцев


В 1942 году трудящиеся Верхнебуреинского района собрали средств на постройку самолетов «Хабаровский ОСОавиахим» 58 тысяч 969 рублей; «Хабаровский комсомол» - 206 тысяч рублей. Внесено облигаций в фонд обороны страны на 2,5 млн. рублей, наличными деньгами 2 млн рублей. Собрано и отправлено на фронт 10 тысяч теплых вещей и посылок на сумму 100 тысяч рублей. Обучено военному делу на учебных пунктах первой и второй очереди более двух тысяч человек.

Успешно работал молибденовый рудник, за годы войны ставший всесоюзным.  В 1943 году коллектив Умальтинского рудника значительно перевыполнил государственный план. Ему присуждено переходящее Красное Знамя Наркомцвета СССР и ВЦСПС и первая премия.

В 1944-1945 гг. трудящимися района изготовлено и  направлено Красной армии 15 тысяч теплых вещей, более 16 тонн индивидуальных посылок, собрано средств на постройку боевой техники 1,5 миллиона рублей, сдано облигаций государственных займов  на полтора миллиона рублей, на восстановление столицы Украины города Киева – более 50 тыс. рублей.
В целях улучшения материального благосостояния  трудящихся района увеличивается площадь под посевы картофеля  и овощей до 350 гектаров.

Огромную работу о семьях фронтовиков  проявляли партийные и комсомольские организации. В районе создан денежный фонд, превышающий 20 тыс. рублей. Семьям фронтовиков отпускается картофель, овощи, детская одежда и обувь, завозится топливо, в школах организовано бесплатное питание детей военнослужащих.

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Станки стояли прямо на снегу,

К морозной стали руки примерзали,

И задыхалась вьюга на бегу...

Но мы твердили, нет, не чудеса...

Мы просто фронту честно помогали… И.Рождественский

Я горжусь, что мои земляки-верхнебуреинцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия Дальнего Востока, жители Хабаровского края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.


Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны


Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

В годы Великой Отечественной фронт и тыл составляли как бы два горна одной кузницы, где ковалась Победа. И верхнебуреинцам тут есть чем гордиться. На смену мужчинам, взявшим оружие, на рабочие места встали женщины, старики, молодежь непризывного возраста. Впервые была создана женская шахтерская бригада. На шахте №3 среди откатчиков отличилась комсомолка Мария Колесникова, награжденная в те годы орденом Красного Знамени.

Женщины работали на золотых приисках Йорик, Иерохан, Софийск, Пролетарский. Золото мыли вручную, но годовые планы неукоснительно выполнялись. К примеру, план по добыче золота в 1944 году был перевыполнен, крайне нужного стране металла было добыто в 1,5 раза больше, чем в 1943 году.

Обслуживали технику на электростанциях тоже женщины. Они трудились в колхозах, охотились в тайге на зверя, ловили и заготавливали рыбу.  Прославившаяся на весь район Варвара Диодорова не уступала опытным охотникам и перевыполняла план по заготовке пушнины.

В первые годы войны особенно тяжело приходилось работникам небольшого, но богатого Умальтинского молибденового месторождения. Условия работы в шахтах были крайне тяжелыми, но молибден был необходим  армии для создания могучей бронетехники. И люди трудились не щадя своих сил. В феврале 1944 г. приказом наркома цветной металлургии 35 работников Умальтинского рудоуправления были награждены значком «Отличник социалистического соревнования».  А двое горняков - Е.Ф.Кураев и А.К.Мишин - стали кавалерами ордена Ленина.

Нелегко жилось в условиях войны, хотя и в глубоком тылу врага.  Верхнебуреинцы шли на ограничение личных потребностей во имя Победы. По зову сердца они сдавали деньги из своих сбережений, ценные вещи на строительство боевой техники – эскадрильи самолетов «Амурский колхозник», «Хабаровский комсомол», танковую колонну.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Мы считаем, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Мы не можем себе представить, что дети такие же, как мы, совершили такой подвиг. Мы просто удивляемся, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.


Глава II. Вклад моих земляков в победу


Верхнебуреинцы в годы Великой Отечественной войны


Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Война не обошла стороной и район. К 1941 году население Верхнебуреинского района составляло 14 000 человек. Велось строительство угольных шахт, которых планировалось за 5 лет построить 12. Работал золотодобывающий прииск Софийск. С 1934 года действовал Умальтинский молибденовый рудник. Коренные жители района были организованы в 5 колхозов. Велось необходимое району строительство железной дороги Известковая - Ургал. С 1939 года началось строительство п. Чегдомын, были заложены первые дома соцгородка. О большом шахтерском городе мечталось…, но не сбылось.

Жизнь в районе перестраивалась на военный лад. Сотни мужчин призывного возраста обращались  с просьбой отправить их добровольцами в действующую армию. Опустели целые поселки. В Красную армию ушли из района за годы войны 8750 человек, из них 6253 человека непосредственно участвовали в боевых действиях. Закаленные в суровых условиях Севера, верхнебуреинцы отважно сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Дону и на Днепре, освобождали Прагу,  Варшаву, дошли до Берлина и участвовали в боях с милитаристской Японией.

Добрым словом вспоминают солдат нашего района ветераны 122-й (81-й гвардейской) стрелковой дивизии, сформированной близ Хабаровска и проявившей себя в сражениях на Волге, Курской дуге, при форсировании Днепра, во многих других боевых операциях.
Остались
лежать на полях сражений 1178 верхнебуреинцев72 из них похоронены в братских могилах под Сталинградом. Это каждый восьмой житель района. В память о павших в центре Чегдомына установлен мемориал «Последняя атака».

Уже в марте 1943 года по распоряжению наркома угольной промышленности  началась консервация шахт. Вслед за последним эшелоном с шахтерами и оборудованием (следовавшим в Райчихинск и Кинду)  были демонтированы рельсовые пути, металлические пролетные строения и мосты железнодорожной линии Известковая - Ургал. Они вместе со строителями дороги (более 2000 строителей довоенного БАМа)  направлялись на фронт на сооружение прифронтовой железнодорожной рокады под Сталинградом (Согласно постановлению  Государственного комитета обороны от 9 марта 1943 года  была разобрана железнодорожная линия Известковая - Ургал на Дальнем Востоке  для развития железнодорожных путей к угольным разрезам и строительства подъездных путей к пусковым во втором и третьем кварталах 1943 г. шахтам Кузбасса, Урала, Караганды (Постановление GKO-3012).


Война в жизни и судьбе ветеранов школы №6


В нашем поселке есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. Среди них педагоги-ветераны нашей школы. В разном возрасте они встретили и переживали войну.

Вот некоторые из тех, с кем мы встречались и беседовали.


ГДЮЛЬ Александра Тимофеевна

Труженица тыла Великой Отечественной войны Александра Тимофеевна Гдюль (Земскова) родилась 16 марта 1928 года в селе Азарпино Карачаевского района Куйбышевской области в крестьянской семье. Ее родители Тимофей Иванович и Мария Ефремовна работали в колхозе, не от хорошей жизни её родителям в 1936 году пришлось ехать по вербовке на Дальний Восток и обосноваться в посёлке Кивда Амурской области. Отец работал на Кивдинской угольной шахте. Детей в семье было пятеро, самая старшая Александра. Рядом с посёлком располагался колхоз, где во время войны она работала на колхозных полях, летом - на прополке, а осенью наравне со взрослыми убирала урожай. Трудились в основном женщины и дети, что постарше.

«А что пришлось пережить в военное время, страшно вспоминать: голод, бесконечную непосильную для детских рук работу, холод», - вспоминает Александра Тимофеевна.

После окончания войны, она окончила Кивдинскую школу №2 и в 1946 году поступила в Благовещенский институт и стала работать преподавателем русского языка и литературы.

Её дочь Вера тоже пошла по стопам Александры Тимофеевны, она также работала в школе №6. В жизни Александры Тимофеевны прошла черная полоса - безвременно ушёл из жизни муж, с которым они прожили 52 года.

Супруги Гдюль вырастили и воспитали честными и хорошими людьми троих детей, есть внуки и правнуки. Александра Тимофеевна говорит: «Дай бог, чтобы внуки и правнуки не видели в своей жизни войны, не испытали того страха и ужаса, которого нам пришлось перенести в военное лихолетье. Только бы война не повторилась, и был мир на всей планете. Ради внуков и правнуков стоило вынести все лишения».

За долгий труд Гдюль Александра Тимофеевна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.», «Ветеран труда», юбилейными «50 лет Победы», «60 лет Победы», Почётными грамотами и ценными подарками.

В дни празднования 60-летия Великой Победы над фашистской Германией она была в составе делегации ветеранов войны и тружеников тыла от Верхнебуреинского района в городе Хабаровске. Умерла Гдюль Александра Тимофеевна в 2014 году.


ГЛУХОВА Анна Степановна

В детстве Анна Степановна мечтала быть юристом. Судьба распорядилась иначе, но она об этом нисколько не жалеет, потому что всю жизнь она посвятила любимому делу - обучению детей. Родилась она в 1927 году в с.Юлово Городищенского района. Её отец С. П. Глухов с первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Мать, как военнообязанная, трудилась на оборонительных сооружениях. Анна с молодых лет познала, что такое труд. В тяжелые годы военного лихолетья наравне со взрослыми трудилась на колхозных полях, лесозаготовках. После войны поступила в Городищенский педагогический техникум, работала учителем начальных классов в селе Ленинское ЕАО, в Корякском национальном округе, в Софийске, п. Йорик, Чегдомыне в школе №6. Анна Степановна отдавала им все тепло своей души, осознавая, что от нее зависит дальнейшая жизнь каждого ученика.

Анну Степановну радуют внучки (обе с отличием закончили институты и работают в Хабаровске), которые не оставляют любимую бабушку без внимания.

Труженица тыла, старожил района, ветеран народного образования Глухова Анна Степановна за долгий, добросовестный труд награждена медалями и многочисленными грамотами. В 2014 году Анна Степановна переехала в г.Хабаровск.


СМУКУЛИС Роза Адамовна

Родилась 1 мая 1928 года в п. Березовка Саратовской области. Училась там же, закончила пять классов. Дальше учиться не пришлось. Но она занималась самообразованием, знает два иностранных языка: немецкий и латышский. В 1941 году началась война, и всю семью репрессировали: выслали под Новосибирск, в Топтинский район. Там в 13 лет она пошла работать в колхоз. Через год вывезли в Томскую область, в с.Коломенские Гривы, где пришлось работать Розе Адамовне на разных работах, в том числе на лесозаготовке и на лесоповале.

В 1956 году семью реабилитировали. В этом же году Роза Адамовна вышла замуж, родились дети. Со своей семьей она уехала в Латвию, где прожила несколько лет, а затем на Дальний Восток, в п.Чегдомын. Работала в стройуправлении мотористом на бетономешалке, с 1969 по 1995 год по договору трудилась в школе №6 завхозом.

На её глазах каждый год после очередного ремонта школа становилась все краше. Школа сияла чистотой и манила своей привлекательностью, не только внутри, но очаровывал своей красотой и школьный двор. Учителя со своими учениками оформляли клумбы, садили цветы и ухаживали за ними. Во дворе школы были установлены памятники космонавтам и Зое Космодемьянской, имя которой носила пионерская дружина школы.

Во всё это была вложена частица труда Розы Адамовны. За свой труд Смукулис Роза Адамовна имеет множество различных наград, в том числе медали «Ветеран труда», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне».

К сожалению, у Розы Адамовны не сохранились фотографии прежних лет.


КОЗЛОВСКАЯ Александра Максимовна

Козловская (Афонькина) Александра Максимовна родилась в 1924 году в селе Терехово Рязанской области Шиловского района. В родном селе окончила школу и поступила в Рязанский педагогический институт на физико-математический факультет. Проучилась два курса и вынуждена была вернуться домой в поселок Ставролетово, куда переехала семья, помогать маме. Время было военное, папу в 1938 году забрали как врага народа, а кроме Александры Максимовны были еще младшие брат и сестра. Год проработала секретарем в сельском совете. В Ставролетово находились военные лагеря, и в связи с этим были сформированы три польских дивизии, именно там и встретила Александра Максимовна своего будущего мужа. В 1944 году вышла замуж за военного - старшего лейтенанта Козловского Войциха Селеверстовича (поляка по происхождению), и семья была отправлена на фронт.

В 1946 г. семья переезжает по месту работы Войциха Селеверстовича на рудник цветных металлов «Букука» в Читинскую область. Именно здесь и началась трудовая биография учителя. В 1953 году семья переехала в Хабаровский край Верхнебуреинский район в п.Умальта, а с 1958 года Александра Максимовна с семьей проживает в Чегдомыне.

С 1968 года по 1997 год работала в МОУ СОШ №6 учителем обслуживающего труда. Педагогический стаж Александры Максимовны – 29 лет. В 1997 году в возрасте 73 лет ушла на заслуженный отдых, но не прерывает связи со школой.

У Александры Максимовны трое детей, внуки и правнуки. Труд Александры Максимовны Козловской на педагогическом поприще получил высокую оценку. Она награждена медалями за долголетний добросовестный труд, «Ветерана труда». За время работы в школе награждалась грамотами отдела образования, ценными подарками за хорошую методическую работу.

По стопам мамы пошла младшая дочь Лариса. Нехлебова (Козловская) Лариса Войциховна еще во время учёбы в школе уделяла большое внимание занятиям спортом. Поэтому и выбрала специальность, связанную со спортом.

В 1968 году Лариса Войциховна поступила в Киргизский Государственный институт Физической культуры в городе Фрунзе на специальность физическая культура и спорт. После четырёхлетней учёбы в институте вернулась в п.Чегдомын, после окончания института вышла замуж за чегдомынского парня, правда, он в то время работал морским механиком и ходил по морям по всему свету.

С 1977 года работает в школе №6, в которой продолжает работать и по сей день.

Лариса Войциховна готовит призёров и участников районной и краевой олимпиад школьников по физической культуре. За свой труд получила благодарность Министерства образования Хабаровского края в 1987 году.


КОРОБОВА Тамара Ивановна

Коробова Тамара Ивановна родилась 1928 году, проживала в Нижегородской области (раньше Горьковской) в селе Большие поляны. Семья была очень дружная, отец работал старшим налоговым инспектором, мать - домохозяйка, два старших брата. Один из братьев учился на летчика, когда началась война, ушёл на фронт. Через некоторое время сообщили, что нет ни в числе убитых, ни без вести пропавших, его так и не нашли. Второй брат попал на Сахалин, служил танкистом, женился, участвовал в японской войне. Но годы взяли своё, он умер.

Когда началась война, Тамаре Ивановне было всего 13 лет, она была маленькой беззащитной девочкой, но, несмотря на это, она усердно трудилась, помогала маме. Тамара Ивановна вспоминает, что военные годы прошли не так тяжко, всегда было что поесть, что одеть, т.к. было хозяйство, огород, поэтому никто не был голодным.

Спустя годы поступила в педучилище, училась по ускоренной программе три года. После училища поехала в п.Чекунда, проработала там один год учителем начальных классов, там же вышла замуж. Её муж также воевал и был удостоен Ордена Красной звезды.

В 1949 году вместе с мужем приехали в п.Чегдомын, построили свой дом. Тамара Ивановна устроилась на работу в школу №6, где проработала очень долгое время. Все ученики очень любили её, потому что она очень добрый и отзывчивый человек, именно эти качества ценили её ученики и коллеги по работе. Она и до сих пор хранит в памяти воспоминания об этой прекрасной школе. В Чегдомыне проживает по сей день. У Тамары Ивановны четверо детей: старшая дочь и три сына, которые ей во всём помогают. Ей исполнилось 88 лет. На наш взгляд она прожила достойную и весьма интересную жизнь.

Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.

Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды.



Заключение


Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.

Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Верхнебуреинского района также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. И Родина не забыла верхнебуреинцев, достойно отметила их самоотверженный труд.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло более 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Мы поняли, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Наше поколение о войне знает, в основном, из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Чегдомын - это удивительный поселок, в котором мы родились и растем. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, мы встречались с некоторыми из них, и никто не отказывался нас принять и выслушать. Наши земляки-верхнебуреинцы тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мы считаем, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Мы хотим показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

В результате нашей работы мы пришли к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.



Используемые источники и литература


1. Источники

Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы Межпоселенческого Чегдомынского краеведческого музея, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&e

militera.lib.ruВоенная история

pandia.rutext/78/092/24203.php

nsportal.ruap…tyla-v…velikoy-otechestvennoy-voyny

inecon.org…veterany-vov-i-truzheniki-tyla.html

74202s036.edusite.rup38aa1.html

verhbyreya.ucoz.ruindex/rajon_v_gody_vojny/0-117

cbs-chegdomin.narod.ru85_let_Verhneb_r.pdf

dopoln.ruvoennoe/235496/index.html

vsemirnaya-istoriya.ruindex.php?…v-godi…article

biofile.ruИстория2884.html

2. Литература

Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.

Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.

Дорогами испытаний и побед: из воспоминаний верхнебуреинцев – участников Великой Отечественной войны. – Чегдомын, 2005. – с. 104.

Книга памяти. Часть 3. – Администрация хабаровского края, Хабаровский городской комитет ветеранов войны, 1998. – С. 181-182

Книга памяти. Часть 4. –  Хабаровск, Администрация хабаровского края, Хабаровский городской комитет ветеранов войны, 2005. – С. 701-702

Священный огонь Победы. 65-летию победы советского народа над фашизмом посвящается. Хабаровский край в годы Великой Отечественной войны 19421-1945 гг.– ООО издательская фирма «Жар-Птица», 2010. – 136 с.: ил

Тимошенко, Л. С. Верхнебуреинцы в Великой Отечественной войне: из летописи района  /Л. Тимошенко  // материал краеведческого музея п. Чегдомын






ПРИЛОЖЕНИЯ



Добыча угля в шахтах "Бурейшахтострой", 1941 год





Начало строительства Ургальской шахты



ИЛ-4 «Хабаровский комсомол», использовавшийся и в качестве постановщика авиационных морских мин









Дальние бомбардировщики, построенные на средства молодежи Хабаровского края









Мемориал «Последняя атака»




























В гостях у Тамары Ивановны



  • Другое
Автор Липченко Лилия Викторовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 237
Номер материала MA-073883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»