Главная / Биология / Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников

Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников

Скачать материал


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой)
















Влияние загрязненной воды

на прорастание семян







Автор: Бажина Алёна, ученица 4-Б класса


Руководитель: Сагадеева

Галина Анатольевна, учитель

химии и биологии












г. Аша

Введение


Растения играют важную роль в нашей жизни, участвуя в пищевых экологических цепочках, являясь производителями кислорода воздуха, выполняя средозащитные функции. Поэтому особенно важно знать, как реагируют растения на химическое загрязнение среды.

Цель исследования: изучение влияния загрязненной воды на семена фасоли

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме;

  • провести опыты, показывающие действие загрязняющих веществ на семена фасоли;

  • сделать выводы о влиянии загрязняющих веществ на семена фасоли

Предмет исследования: семена фасоли.

Объект исследования: прорастание семян фасоли под действием загрязняющих веществ.

Методы исследования: биотестирование семян фасоли.


Влияние загрязнения окружающей среды на прорастание семян


Роль растений в формировании экосистем особо важна при химическом загрязнении окружающей среды. Повышенное содержание в почве и воздухе химических веществ приводит к гибели растений, снижению зеленой массы растения, прироста, продуктивности, сокращению сроков цветения, изменениям количественного состава химических элементов растений, изменению видового состава, сокращению числа видов и т.д.

Растения, произрастающие в условиях загрязнения воздуха, для осуществления фотосинтеза расходуют больше воды.

Заражённая, грязная вода губит природу: от неё страдают речные растения, рыба и животные. Грязная вода является источником многих болезней и у человека.

Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды.

В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, дезинфицирующие средства, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, включая туалетную бумагу и детские подгузники, отходы растительной и животной пищи. С улиц в канализацию стекает дождевая и талая вода, часто, с песком или солью, используемыми для ускорения таяния снега и льда на проезжей части улиц и тротуарах.

На развитие растений оказывает влияние и промышленное производство. У некоторых видов в этих условиях изменяется строение листа. В одних случаях может уменьшаться зеленая окраска, в других, наоборот, увеличиваться.

При повышенном содержании металлов и тяжелых металлов в почве и воздушном пространстве растения начинают запасать их в органах. Растения разных видов по-разному реагируют на увеличения ядовитых веществ.

Нефть отрицательно влияет на рост и развитие растений, существенно тормозит начало цветения и плодоношения.

Для исследования взяли шесть чашек Петри, выстелили дно бумажной салфеткой, разложили по 5 семян фасоли.

Семена в каждой чашке поливали раствором загрязняющего вещества (половину чайной ложки загрязняющего вещества на стакан воды – 200 мл).

Чашка №1 – контрольная (полив водопроводной водой)

В виде загрязняющих веществ использовали:

чашка №2 – сахар;

чашка №3 – уксус;

чашка №4 – соль;

чашка №5 – подсолнечное масло;

чашка №6 – стиральный порошок.

В течение 6 дней вела наблюдения за прорастанием семян фасоли: наблюдала появление корешков, измеряла их длину, наблюдала появление стебельков и другие изменения. Свои наблюдения я записывала в таблице:


День

Вода

Сахар

Уксус

Соль

Подсолнеч-ное масло

Стиральный порошок

1

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

Нет изменений

2

3 шт. проклюну-лись, длина по 5 мм

1 шт. проклюну-лось, длина 3 мм

Нет изменений

Нет изменений

3 шт. проклюну-лись, длина 1 см, 6мм, 1см

1 шт. проклюну-лась, длина 2 мм

3

3 шт. проросших длина 3 см, 1 см 5мм, 1 см 5мм

2 шт. проросших длина 1 см 5мм, 2 см 5мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина по 1 см 5 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 2 мм, 9мм

4

3 шт. проросших длина 3 см 3мм, 2см, 1см 5мм

2 шт. проросших длина 3 см, 2 см 5 мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина 3см, 1 см 5мм, 2 см, 1 см 4 мм, 2 см 1 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 1 см, 5 мм

55

У 3 шт. появился стебелек, длина корешков 3 см 5мм, 2 см, 1 см 7 мм

У 2 шт. появился стебелёк, длина корешков 3см, 2 см 2 мм

Нет изменений

Нет изменений

5 шт. проросших длина 3 см 2 мм, 1 см 6 мм,2 см 2 мм, 1 см 5 мм,3 см 3 мм

3 шт. проросших длина 2 мм, 1 см, 1 см 4 мм, корешки чернеют, непроросшие покрываются плесенью

66

У 3 шт. стебелек, длина корешков 4 см 5мм, 3 см, 2 см 7 мм

У 2 шт. стебелёк, длина корешков 4см, 2 см 8 мм

Нет изменений

Нет изменений

У 4 появился стебелек, у каждого корешок чернеет

1) длина-3см;

2) 1см, почернел;

3) покрылся плесенью

4) почернел


В первый день исследования изменений не наблюдалось.

Во второй день в чашке с семенами, которую поливали водой, 3 семени проклюнулись, которую поливали раствором сахара – 1 семя проросло. В чашке, которую поливали раствором уксуса и соли изменений не произошло. В чашке, которую поливали раствором подсолнечного масла, проросли 3 семени, а раствором стирального порошка – только одно.

На третий день исследования в чашке, которую поливали водой и сахаром, размер проростков увеличился. Не произошло изменений в чашках с раствором соли и уксуса. Семена, поливаемые раствором подсолнечного масла, проклюнулись все 5 штук, а те, которые поливали раствором стирального порошка, только 3 семени проросли.

На четвертый день длина проростков в воде, сахаре, подсолнечном масле и растворе стирального порошка продолжает увеличиваться. По-прежнему нет изменений в чашках, которые поливали растворами уксуса и соли.

На пятый день исследования у семян, которые поливали водой и раствором сахара, появились стебельки, размер корешков увеличился. По-прежнему не проросли семена, которые поливали растворами уксуса и соли. У проросших семян, которые поливали растворами подсолнечного масла и стирального порошка, увеличился размер корешков, но они начали чернеть. На непроросших семенах появилась плесень.

На шестой день исследований мы увидели, что проросшие и живые семена остались только в тех чашках, которые поливали водой и раствором сахара. Во всех остальных произошло загнивание проросших семян.

Исследования проводили 2 раза, результаты подтвердились.


Заключение


Изучив литературу по данной теме, проведя исследование, я выявила следующее:

Лучше всего проросли семена фасоли, которые поливали водой. Чуть хуже проросли семена, которые поливали раствором сахара.

При поливе семян растворами уксуса и соли семена не проросли.

При поливе семян растворами подсолнечного масла и стирального порошка наблюдалось активное прорастание семян, но впоследствии произошло загнивание проросших корешков, семена покрывались плесенью, многие семена не проросли.

Таким образом, можно сделать вывод, что на состояние, рост и развитие растения воздействуют вещества, которые имеются в воде. При поливе загрязняющими веществами рост и развитие семян приостанавливаются и растение может погибнуть.

Поэтому нужно бережно относиться к окружающей природе: не выливать на растения воду после стирки, мытья посуды, не сливать в реки и озера воду промышленных предприятий, содержащих загрязняющие вещества, не мыть в проточной вода автомобили и другие виды транспорта.

Данные нашего исследования были опубликованы в школьной газете «Девяточка», в экологическом выпуске школьного телевидения. Выступления на классных часах вызвали живой отклик у одноклассников и младших школьников.

Защита природы – дело каждого, и мы должны принять посильное участие в охране растений.
















Список литературы


  1. Гаврилов А. Мир воды [Электронный ресурс]. - http://www.uspeh.uroki4you.ru/deti_pobediteli_4_20.htm

  2. Загрязнение воды [Электронный ресурс]. - http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/03/1000374/1000374F.htm

  3. Львович М.И. Вода и жизнь: Водные ресурсы, их преобразование и охрана. М., 1986.

  4. Фильтрация воды. Комплект лабораторного оборудования. Руководство для учителя. – М., ИНТ. – 12 с.

  5. Экология моего города [Электронный ресурс]. - http://ecol12.narod.ru/RastSreda.htm






























ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


hello_html_4a102683.jpg

Рис. 1. Полив контрольных образцов

растворами загрязняющих веществ
















Приложение 2


hello_html_24cdab.jpg


Рис. 2. Первый день исследования

























Приложение 3


Второй день исследования


hello_html_6ad3cafd.jpg

hello_html_b066fda.jpg

Контрольный образец – вода


Чашка №2. Полив раствором сахара



hello_html_mc2e9d00.jpg

Чашка №3. Полив раствором уксуса


hello_html_6649c7c4.jpg

Чашка №4.Полив раствором соли


hello_html_459f9246.jpg

Чашка №5. Полив раствором подсолнечного масла

hello_html_ffe92d5.jpg

Чашка №6. Полив раствором стирального порошка

Приложение 4


hello_html_m15926f35.jpg

Измерение длины проростков


hello_html_51a5de6.jpg

Измерение длины проростков


hello_html_51afb0a3.jpg

Запись результатов исследования





Приложение 5


Пятый день исследования


hello_html_m6285be0f.jpg

hello_html_m3e68541d.jpg

Контрольный образец – вода


Чашка №2. Полив раствором сахара



hello_html_m76d83a8a.jpg

Чашка №3. Полив раствором уксуса


hello_html_2fac0c60.jpg

Чашка №4.Полив раствором соли


hello_html_m5dbe31f4.jpg

Чашка №5. Полив раствором подсолнечного масла

Чашка №6. Полив раствором стирального порошка



Исследовательская работа "Влияние загрязненной воды на прорастание семян" для младших школьников

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Биология
Описание:

Исследовательская работа выполнена ученицей 3 класса на занятиях внеурочной деятельности по химии. В работе рассматривается влияние различных загрязнителей воды (соль, масло, сахар, стиральный порошок и т.жд.) на прорастание семян фасоли.

Работа может использоваться как элемент проектной деятельности на уроках по программе "Окружающий мир" в начальных классах или на занятиях по внеурочной деятельности естественно-научного направления.

Исследовательская работа была представлена на научной конференции младших школьников муниципального уровня, на региональном конкурсе исследовательских работ "Первые шаги в экологию", Всероссийском конкурсе "Юный исследователь", где заняла призовые места.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Сагадеева-Галина-Анатольевна
Дата добавления 27.08.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1846
Номер материала MA-060504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓