Инфоурок Другое Другие методич. материалыИсследовательская работа по физике. Тема «Диффузия в природе»

Исследовательская работа по физике. Тема «Диффузия в природе»

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 5

     

 

 

 

 

 

Тема «Диффузия в природе»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         

                                                                                                                    Филиппов

                                                                                                   Даниил Валерьевич

                                                                                                         ученик 7 класса

 

                                                                                                            Руководитель:

Лукашина

Елена Ивановна

 

 

 

 

г.Гусев

2016

 

                                        

 

Содержание

Введение                                                                                                       3

§1 Роль диффузии в природе                                                                      4

§2 Влияние человека на протекание диффузии в природе                      6                                  

§3 Экспериментальная часть                                                                      7                             

Заключение                                                                                                  11                           

Список использованной литературы                                                         11                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Диффузия играет огромную роль в природе, в быту человека и в технике. Диффузионные процессы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и животных. Примером положительного воздействия является поддержание однородного состава атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Диффузия играет важную роль в различных областях науки и техники, в процессах, происходящих в живой и неживой природе. Она оказывает влияние на течение химических реакций.            

Цель:

Исследовать особенности протекания диффузии в газах, жидкостях и в твердых телах,  выяснить применение диффузии человеком и проявление диффузии в природе, рассмотреть роль диффузии в экологическом равновесии природы и влияние человека на процессы диффузии.

       Задачи:

1. Изучить материал о роли диффузии в природе

2.Провести некоторые опыты, демонстрирующие явление диффузии в природе

3. Провести опрос людей о роли диффузии в природе

4. Проанализировать  полученную информацию, сделать выводы о роли диффузии в экологическом равновесии природы.

Методы:

Изучение литературных и других информационных источников, проведение экспериментов,  социологический опрос, анализ информации и результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 РОЛЬ ДИФФУЗИИ В ПРИРОДЕ

 Диффузия - это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Примером диффузии в газах является распространение запахов в воздухе. При этом запах распространяется не мгновенно, а спустя некоторое время. Почему же так происходит? Дело в том, что движению молекул пахучего вещества в определенном направлении мешает движение молекул воздуха. 

С помощью диффузии происходит распространение различных газообразных веществ в воздухе: например, дым  костра распространяется на большие расстояния.  

Результатом этого явления может быть выравнивание температуры в помещении при проветривании. Таким же образом происходит загрязнение воздуха вредными продуктами промышленного производства и выхлопными газами автомобилей. Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома, не имеет ни цвета ни запаха. При утечке заметить его невозможно, поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком.

Благодаря явлению диффузии  нижний слой атмосферы – тропосфера – состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа и паров воды. При отсутствии диффузии произошло бы расслоение под действием силы тяжести: внизу оказался бы слой тяжёлого углекислого газа, над ним – кислород, выше – азот  инертные газы.

В небе мы тоже наблюдаем это явление. Рассеивающиеся облака – тоже пример диффузии и как точно об этом сказано  у Ф.Тютчева: «В небе тают облака…»

 В  жидкостях диффузия протекает медленнее, чем в газах, но этот процесс можно ускорить, с помощью нагревания. Например, чтобы быстрее засолить огурцы, их заливают горячим рассолом. Мы знаем, что в холодном чае сахар растворится медленнее, чем в горячем.

Летом, наблюдая за муравьями, я всегда задумывался над тем, как они в огромном для них мире, узнают дорогу домой. Оказывается, и эту  загадку открывает явление диффузии.  Муравьи помечают свой путь капельками пахучей жидкости.

Благодаря диффузии, насекомые находят себе пищу. Бабочки, порхая меж растений, всегда находят дорогу к красивому цветку. Пчелы, обнаружив  сладкий объект, штурмуют его своим роем.

А растение растет, цветет для них тоже благодаря диффузии. Ведь мы говорим, что растение дышит и выдыхает воздух, пьет воду, получает из почвы различные микродобавки.                                

 Плотоядные животные находят своих жертв тоже благодаря диффузии.  Акулы чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров, также как и рыбы пираньи.

       Экология окружающей среды ухудшается за счёт выбросов в атмосферу, в воду химических и прочих вредных веществ, и это всё распространяется и загрязняет огромные территории. А вот деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ с помощью диффузии.

       На принципе диффузии основано перемешивание пресной воды с соленой при впадении рек в моря. Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений.

Во всех приведенных примерах мы наблюдаем взаимное проникновение молекул веществ, т.е. диффузию. На этом процессе основаны многие физиологические процессы в организме человека и животных: такие как дыхание, всасывание и др. В общем, диффузия имеет большое значение в природе, но это явление также вредно в отношении загрязнения окружающей среды.

 

 

1.2. ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРОТЕКАНИЕ ДИФФУЗИИ В ПРИРОДЕ.

К сожалению, в результате развития человеческой цивилизации оказывается негативное влияние на природу и процессы, протекающие в ней. Процесс диффузии играет большую  роль в загрязнении рек, морей, океанов. Примером отрицательного влияния человека на процессы диффузии в природе являются крупномасштабные аварии, произошедшие в  бассейнах разных водоемов. В результате этого явления нефть и продукты ее переработки растекаются по поверхности воды и, как результат, нарушаются процессы диффузии, например: кислород не поступает в толщу воды, и рыбы без кислорода погибают.

Вследствие  явления диффузии воздух загрязняется отходами разных фабрик, из-за него вредные отходы жизнедеятельности человека проникают в почву, воду, а затем оказывают вредное влияние на жизнь и функционирование животных и растений.

       Насущной проблемой является загрязнение воздуха выхлопными газами, продуктами переработки вредных веществ, выбрасываемыми в атмосферу различными заводами. В некоторых медицинских исследованиях была показана связь заболеваемости органов дыхания и верхних дыхательных путей с состоянием воздуха. Отмечается прямая зависимость между показателем уровня заболеваемости органов дыхания и объемом выбросов вредных веществ в атмосферу. Перечисленные примеры диффузии оказывают вредное влияние на различные процессы, происходящие в природе.

 

 

 

 

 

 

2.     ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.

2.1 ЭКСПЕРИМЕНТ.   Наблюдение проникновения атомов (молекул) одного вещества между молекулами другого вещества. (опыт с перманганатом калия и бумагой смоченной водой).

Цель: изучить, как различные вещества на поверхности воды влияют на скорость испарения воды и сделать вывод о скорости протекания диффузии.

Приборы и материалы: бумага смоченная водой, перманганат калия.

Описание опыта и полученные результаты: Взял   кусочек   салфетки   и   капнул  на  него  немного   воды   (приложение 1).  Вода растеклась по поверхности. Взял несколько кусочков марганцовки и положили на бумагу. Стал наблюдать за происходящим. Через 4-5 секунды, вокруг кусочков с марганцовкой образовались видимые пятна бордового цвета (приложение 2). А еще через 10 секунд пятна увеличились почти вдвое (приложение 3). Этот процесс продолжался до тех пор, пока все кусочки  полностью не растворились. Здесь я пронаблюдал  проникновение атомов (молекул) марганцовки между молекулами воды.

2.2 ЭКСПЕРИМЕНТ.    Наблюдение растворения кусочков гуаши  в воде, при неизменной температуре ( при t = 22°С)

Взял кусочек гуаши синего цвета и сосуд с чистой водой при температуре 22 °С (приложение 4). Положил в сосуд кусочек гуаши (приложение 5) и начал наблюдать за происходящим. Через 10 минут вода в сосуде начинает окрашиваться в цвет гуаши (твердого тела) (приложение 6). Под действием молекул воды происходит разрушение связей между молекулами твердых веществ гуаши. С момента начала опыта прошло 20 минут. Цвет воды становится более интенсивным (приложение 7). Молекулы воды проникают между молекулами гуаши, нарушая силы притяжения. С начала эксперимента прошло 60 минут (приложение 8). Одновременно с силами притяжения между молекулами начинают действовать силы отталкивания и, как следствие, происходит разрушение кристаллической решетки твердого вещества (гуаши). Вода полностью окрасилась в цвет гуаши.

Таким образом, явление диффузии это длительный процесс, в результате которого происходит растворение твердых тел.

2.3       ЭКСПЕРИМЕНТ. Изучение зависимости скорости протекания диффузии от температуры.

Цель: изучить, как температура  воды влияет на скорость  протекания диффузии.

Приборы и материалы: термометры – 2 шт, часы – 1 шт, колбочки – 2шт, чай.

Описание опыта и полученные результаты:(опыт приготовления чая при начальной температуре  21°С и при температуре 92° С в двух колбочках).Взял два сосуда с водой при t=21 °С и t=92 °С и чай в пакетиках. Из этого опыта можно сделать вывод о том,   что на скорость протекания диффузии влияет температура: чем больше температура, тем выше скорость протекания диффузии.

2.4        ЭКСПЕРИМЕНТНаблюдение диффузии в газах (опыт с освежителем воздуха)

Цель: изучение изменения диффузии газа в воздухе в зависимости от изменения температуры в помещении.

Приборы и материалы:  часы с секундной стрелкой, освежитель воздуха.

Описание опыта и полученные результаты: В кабинете  в одном углу распылил освежитель воздуха,  и через 20 сек  почувствовал запах освежителя. Отсюда можно сделать следующий вывод: в газах диффузия протекает значительно быстрее, чем в жидкостях. Это обусловлено тем, что между молекулами газа расстояние значительно больше, чем между молекулами жидкости, а значит и молекулы одного вещества быстрее проникают между молекулами другого вещества. Значит, и диффузия происходит быстрее.

 

 

2.5 ЭКСПЕРИМЕНТ.  Влияние различных веществ на поверхности воды на процесс диффузии

Цель: изучить, как различные вещества на поверхности воды влияют на скорость испарения воды и сделать вывод о скорости протекания диффузии.

Приборы и материалы: термометры – 4 шт, часы – 1 шт, тарелки – 4 шт, теплая вода, бензин,  растительное масло.

Описание опыта и полученные результаты: в тарелки была налита вода одинаковой массы и одинаковой температуры, затем в одну тарелку был налит бензин , во вторую - растительное масло, в третьей - вода оставалась чистой. Растительное масло в нашем опыте имитировало нефть. Засекалось время, через каждые 10 минут снимались показания термометров, помещенных во все жидкости. При испарении из воды вылетают отдельные молекулы. Так как вода, покрытая пленкой бензина, керосина и растительного масла, остывает медленнее, то можно судить о том, что и молекулам кислорода труднее проникнуть в воду: рыбы и другие водные обитатели испытывают недостаток кислорода и могут даже погибнуть.

Вывод: наличие различных веществ на поверхности воды нарушает процессы диффузии и может привести к нежелательным экологическим последствиям.

3.     СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Цель опроса: привлечь внимание людей к экологической проблеме, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают на бытовом уровне.

Содержание:

1. Влияет ли диффузия на экологическую проблему?

2. Важно ли для вас лично информация об экологии?

3. Как вы думаете, можно ли защитить природу?

4. Задумываетесь вы о нашей проблеме?

6. Хотите ли вы изменить экологию в лучшую сторону?

7. Хотите ли вы получить дополнительные знания об экологии?

Я опрашивал людей по заранее разработанной анкете, на позиции были даны готовые предполагаемые ответы.

Опрос проводился анонимно. Было опрошено 25 школьников с 7 по 9 класс и 22 взрослых человека. Так как ответы взрослых и школьников записывали разным цветом, то была возможность подсчитать, как отвечали школьники и взрослые. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице.

Анализ результатов

       Результаты социологического опроса показали, что взрослых гораздо чаще волнуют проблемы экологии. Так, из опрощенных нами взрослых на вопрос: “ Влияет ли диффузия на экологию?” утвердительно ответили 42% взрослых и в 3 раза меньше - 13% школьников и отрицательно – 29,4% взрослых и 60% школьников. Следовательно, в школе уделяют мало внимания этой проблеме. Что нас это огорчило. В целом задумываются над этим вопросом 29,8% опрошенного населения и 42,1% – не задумываются.

        На основании проведенного опроса можно сделать следующие выводы:

1.             Жители нашего района уделяют недостаточное внимание проблеме экологии.

2.             Взрослые чаще задумываются над этой проблемой.

3.             При анкетировании жителей некоторые впервые задумались над проблемой экологии.

 

 

 

 

 

 

4.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что диффузия играет огромную роль в жизни человека и животных. Но, к сожалению, люди в результате своей деятельности часто оказывают негативное влияние на естественные  процессы в природе.

Изучая диффузию, ее роль в экологическом равновесии природы и факторы, влияющие на ее протекание в природе, я пришел к выводу, что надо по чаще привлекать внимание общественности к проблемам окружающей среды. Проведя данную исследовательскую работу, я пришел к выводу, что экологическое воспитание надо осуществлять с малых лет.

 

Список использованных источников и литературы

1.     Алексеев С.В., Груздева М.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. М. АО МДС, 1996 г.

2.     Рыженков А.П. Физика.Человек. Окружающая среда. М. Просвещение,1996

3.     Прохоров А.М. Физический энциклопедический словарь. 1995 г.

4.     Чуянов В.А. Энциклопедический словарь юного физика. 1999 г.

5.  И.Г. Кириллова. Книга для чтения по физике. М. «Просвешение» 1986 г

6.             А.В. Перышкин. Учебник по физике 7 класс. М. «Просвещение» 2005 г

7.            Газета «Физика 1 Сентября» №5/2005г, №18/2005г, №23/2005г

8.            Википедия (Свободная энциклопедия)

9.            Ресурсы Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследовательская работа по физике. Тема «Диффузия в природе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 673 815 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.01.2020 1774
    • DOCX 1009 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Елена Николаевна
    Сергеева Елена Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86296
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 499 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 337 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 852 человека

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 19 регионов

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек