Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Исследовательская работа "Кощей Бессмертный"

Исследовательская работа "Кощей Бессмертный"





Исследовательская работа

Кощей

Бессмертный

Номинация: «Литература и фольклор»


Исследование провели учащиеся 1 класса:

Проминский Валерий, Кодяева Валерия,

Уварова Ангелина, Волкова Ксения.

hello_html_dbc5ea2.png

Руководители:

Новикова Н.В.,

учитель начальных классов,





Оглавление







hello_html_395acb1d.png



Введение

Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Кощей Бессмертный. Что он собой представляет? Ответ приходит сам собой: это злобный властитель, любящий золото и ворующий красивых девушек. А так ли это? Не может ли быть Кощей добрым? Может зря мы на него наговариваем?

В сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь, и не одна деталь не может быть в них без уважительной причины.

Актуальность работы заключается в том, что русские народные сказки содержат глубинный смысл и нужно много поработать и хорошо подумать, сопоставляя массу фактов, чтобы дать ответ на вопрос: каков же характер Кощея Бессмертного и что этот персонаж привнес в русский фольклор.

Так зачем же в наших любимых русских народных сказках есть Кощей Бессмертный? Этот вопрос заинтересовал нас, и мы решили исследовать сказки, в которых присутствует этот персонаж.

Исследовательская работа ставит следующую цель: познакомиться с историей образа Кощея Бессмертного; выяснить, какую роль в сказке он играет; проанализировать народные сказки, в которых есть данное действующее лицо; составить их классификацию в соответствии с типом исследуемого образа.

В процессе исследования были оставлены следующие задачи:

1) глубже изучить народные сказки;

2) познакомиться с историей образа Кощея Бессмертного;

3) выявить особенности данного персонажа и классифицировать сказки по типу Кощея Бессмертного;

4) составить презентацию «Кощей Бессмертный в русских народных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению.

Объектом исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Кощей Бессмертный; предметом исследования – роль Кощея Бессмертного в русских народных сказках.

Гипотеза: Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках.

В ходе выполнения исследования использованы такие методы, как изучение сказок, знакомство со справочниками, анализ собранного материала, систематизация и классификация сказок в соответствии с типом исследуемого образа, составление презентации.C:\Users\Школа\Pictures\images.jpg


Происхождение образа Кощея Бессмертного

Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и, как кажется, неуязвим. Кроме того, с обыденной точки зрения образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный. С позиции же носителя мифологического сознания это определение следовало бы поставить в кавычки. Собственно, образ Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя в новый этап его сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.

Немало хлопот и забот приносит сказочным героям их вечный недруг Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые страны. И вынужден юноша свершать невиданные подвиги, чтобы освободить, вернуть себе любимую.

Кто же он такой, этот зловредный, вездесущий старик, отчего никак не может угомониться?

Портрет

Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий.

Один из наиболее часто упоминаемых признаков — возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».

Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит».

Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать.

О мифологической природе Кощея свидетельствует то, что он, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает: ведь он бессмертный. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Правда, она возвращается к нему, стоит лишь ему напиться воды.

Тайна имени

Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей».Самая распространённая версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком koльtlar( заклинатель), либо в древне – русском «касть»( мерзость, гадость и прочее).

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

Место обитания

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный. Кто такой Кощей?

Как ни странно до сих пор учёные не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее славянского бога смерти от холода Карачуна , другие – русскую версию германского бога Одина,третьи – просто волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.

Принадлежность Кощея к «иному» миру прослеживается в черте, сближающей его с образом Бабы-Яги. Как и Баба-Яга, он обнаруживает присутствие человека в своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют одни и те же формулы: «Фу-фу-фу, что-то в горнице русским духом пахнет» — или: «Фу-фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла». Как и в случае с Бабой-Ягой, свойственное русской сказке выражение «русская коска» означает человека вообще как представителя чужого эпического племени.

Основные типы Кощея в волшебных сказках

Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Он, например, съедает обед, приготовленный на трех героев-богатырей, разом может выпить ведро и даже бочку воды или вина, съесть полбыка. Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.

Как сказочный персонаж, принадлежащий «иному» миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость

В одном из вариантов сказки Кощей, обращаясь к герою за помощью, говорит: «Если, молодец, ты меня спустишь с доски, я тебе два века ешо прибавлю!» Освободившись из заточения, Кощей соблюдает свое обещание до тех пор, пока герой в третий раз не пытается освободить от него свою жену или невесту.

Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть(душа, сила) материализована в виде предмета и существует отдельно от него.C:\Users\Школа\Pictures\images (1).jpg

Преступления Кощея

В русских сказках Кощей предстаёт весьма способным колдуном. Причём весьма изощрённым в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны – лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитаетоборачиваться вороном.

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же тактику: сначала он эффективно похищает девушку, затем старается добиться взаимности, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса.

Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу, способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу - громовику. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней — намек...

Кощей Галантный

Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годоновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстаёт галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевиче. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюблённым, что быть Марье Дмитриевне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот с ловкостью вырывает у неё саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный роман Кощея.

Как убить Кощея

Бессмертен ли Кощей Бессмертный? Очень бы ему хотелось насовсем заковать землю в ледяной панцирь и властвовать над снежными тучами, навсегда скрывшими животворное солнце, не способными принести теплые весенние дожди.

Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси Кощеями.
Но в сказке Кощею в конце концов приходит смерть. Тем или иным путем герой узнает его тайну.

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: « Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце- утка ,в утке – яйцо , а в яйце – смерть моя». Многие учёные увидели в этой «матрёшки» модель вселенной: вода (море - океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Возвращаясь к образу Кощея Бессмертного, надо отметить, что существуют сюжеты, в которых его смерть наступает от удара копытом волшебного коня, специально добываемого героем.

Так находит свою погибель демон зимы, чуявший и ненавидевший «русский дух». И вновь торжествуют любовь и весна. Находят счастье не только жених и невеста — все звери, птицы, растения. Так что вовсе не бессмертен мифологический злой дух Кощей.


Христианская трактовка Кощея

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека».

В других предположениях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

Какова же роль Кощея Бессмертного в сказке?

Из текстов известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В рамках же развития сюжета сказки Кощей выступает как грозный противник главного героя. Конфликт между ними всегда возникает из-за героини-невесты: Кощей является похитителем невесты героя. Иногда в сказке нет никакой мотивировки похищения. Чаще же попадание героини под власть Кощея связывается с нарушением со стороны главного героя какого-либо запрета. Это, например, нарушение требования жены (или невесты) мужу (или жениху) заходить в одно из помещений дома: подвал или кладовую. Несоблюдение этого запрета приводит к тому, что из закрытого помещения освобождается Кощей, насильно захватывает героиню и уносит в свое царство: «Старик ударился об землю, поддел Елену Прекрасную из саду и увез». Нередко также встречается запрет на сжигание до истечения определенного срока кожи заколдованной или проклятой царевны-лягушки.C:\Users\Школа\Pictures\загруженное.jpg

Кощей Бессмертный — не единственный персонаж, похищающий девушек-невест и женщин. К этому разряду сказочных образов относятся также Змей, птицы типа Ворона Вороновича, медведь и подобные персонажи.

Классификация сказок по типам Кощея

Мы провели анкетирование учащихся. В анкетировании приняли участие 40 учеников 1-4 классов. Был задан вопрос: «Кощей Бессмертный в русских народных сказках положительный герой или отрицательный?» Ответы были следующими. 86 % считают, что этот герой символизирует зло; 14 %, полагают, что в одних сказках он бывает добрым, а в других злым.

Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. Много ли русских народных сказок, в которых есть такой персонаж, как Кощей Бессмертный? Из 20 проанализированных сказок в шестнадцати Кощей Бессмертный выступает в роли похитителя, в 2 – помощника, в 20 – воитель, и в 20 – колдун.

Таким образом, расхожее мнение о злом Кощее Бессмертном не столь ошибочно, и это доказано в ходе исследовательской работы. Сказочный Кощей Бессмертный – это чаще всего отрицательный герой, но может быть и советчиком и дарителем1, образ которого складывается из разных деталей.

Так в сказках «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Марья Моревна» он предстаёт справедливым властителем, соблюдающим договор, в отличии от положительного героя Ивана-царевича.


А что такое бессмертие?

Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.Бессмертник

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью. Развитие образа в современной литературе

Заключение.

Образ Кощеянастолько полюбился читателям, что шагнул из русских народных сказок в современную литературу и кинематограф.

Первые стихи, посвященные Кощею, принадлежат А. С.Пушкину в «Руслане и Людмиле»:

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух,

Там Русью пахнет.

Изменились времена – изменилась и древний сказочный герой. Характер помягче стал, он уже не делает гадостей и все больше становится похожим на доброгодядюшку, чем на злого правителя.

Мы выяснили:

  • Кощей Бессмертный – вымышленный сказочный персонаж, его прообразом является богсмерти и холод;

  • по мнению учёных, Кощей Бессмертный в древности была либо чернокнижником, либо богом, властвующем в подземном мире;

  • имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека

  • в сказках он предстает в образе безобразного старика, живущего во дворце среди золота, куда обязательно попадает главный герой;

  • по мнению юных читателей, Кощей Бессмертный – персонаж отрицательный;

  • волшебная сказка знает несколько образов бабы Кощея Бессмертного: Кощей Бессмертный –даритель, Кощей Бессмертный-воительница, Кощей Бессмертный-похититель;

  •   из 20 проанализированных сказок в 2Кощей Бессмертный выступает в роли дарителя,, в 20 – воитель, и в 20 – похититель;

  • расхожее мнение о зломКощее Бессмертном частично ошибочно, и это доказано в ходе исследовательской работы. СказочныйКощей Бессмертный – это чаще всего герой противопоставленный добру, необходимый для равновесия в мироздании и предающий сказке особый калорит;

  • образ Кощея Бессмертного настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.

Таким образом, гипотеза, что Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках, подтвердилась. Но теперь мы точно знаем, что лишь благодаря ему главный герой становится настоящим героем. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.C:\Users\Школа\Pictures\65cea46a8d827ac34a82dc3e76b7e87513aeca92_900.jpg



Приложение № 1

Результаты анкетирования учащихся

«Кощей Бессмертный в русских народных сказках положительный герой или отрицательный?»

Герой символизирует зло

В одних сказках он бывает добрым, а в других злым

86%

14%








Приложение № 2

Классификация сказок по типам Кощея Бессмертного

Кощей Бессмертный держит слово

Кощей Бессмертный -воитель

Кощей Бессмертный -похититель

Кощей Бессмертный - злодей

Кощей Бессмертный - колдун

«Василиса Прекрасная»


+

+

+

+

«Марья Моревна»

+

+

+

+

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

+

-

-

-

«Книга мастеров»

-

-

-

-

«Иван Годинович»

+

-

-

-

«После дождичка в четверг»

-

+

+

+

«Огонь, вода и медные трубы»

-

+

+

+



Список использованной литературы:

1.  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД «Весь», 2004, – 1678 с.

4.  Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005, – 325с.

5.  Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Русское слово, 1995, – 568 с.

6.  Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.

7.  Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.

Видеотека:

  1. «Книга мастеров»;

  2. «Огонь, вода и медные трубы»;

  3. «Кощей бессмертный»;

  4. «После дождичка в четверг»

  5. «Новогодние приключения Маши и Вити».

1 Художественный фильм-сказка «Книга Мастеров»

  • Начальные классы
Описание:

Исследовательская работа. Актуальность работы заключается в том, что русские народные сказки содержат глубинный смысл и нужно много поработать и хорошо подумать, сопоставляя массу фактов, чтобы дать ответ на вопрос: каков же характер Кощея Бессмертного и что этот персонаж привнес в русский фольклор.

Так зачем же в наших любимых русских народных сказках есть Кощей Бессмертный? Этот вопрос заинтересовал нас, и мы решили исследовать сказки, в которых присутствует этот персонаж.

Автор Новикова Наталья Васильевна
Дата добавления 27.02.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 2248
Номер материала MA-070410
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: