Инфоурок Начальные классы Научные работыПочему в хлебе столько дырочек

Почему в хлебе столько дырочек

Скачать материал

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тамдинская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему в хлебе столько дырочек?

 

 

 

Выполнила: ученица 3 класса

                                                                     Файздрахманова Элина

                                                                

                                                                   Руководитель: учитель

                                                            начальных классов

                                               Агаджан Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………… . …2.

2. История возникновения хлеба на Руси…………………………………….3

3.Что такое дрожжи? ………………………………………………………….5

4. Виды дрожжей…………………………………………………………... …7

5.Изготовление дрожжей……………………………………………………...8

6.Практическая часть………………………………………………………… 9

7. Заключение………………………………………………………………….10

8.Литература…………………………………………………………………..  11

9.Приложение…………………………………………………………………  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1.Введение

          Народная мудрость гласит -  «Хлеб – всему голова».  Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.  Все ребята любят хлеб.

        Актуальностью моей темы является то, что каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Цель: узнать, что с собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, применение.

Задачи:

- Изучить историю возникновения хлеба на Руси.

- Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;

- Узнать какие дрожжи бывают;

- Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;

- Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей.

Гипотеза: Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.

Объект исследования: хлеб                                                                                                                    Предмет исследования:  дырочки в хлебе.                                                                                               

Методы исследования:  сбор информации из разных источников, экспериментирование, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2. История возникновения хлеба на Руси

        История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай - считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим. Также существовала традиция - следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства. Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также, как и  Родину, Мать и Отца. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду 120 профессий.                                                                             Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.                                                                                      Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.                                                                                                                    Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.                                                                                                           Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне

 

 

4

научились готовить хлеб с броженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

         Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей.

Меня заинтересовало наличие дырочек в хлебе. Я  решила выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого я  взяла  разные виды

мучных изделий: печенье, пирожное,  кусочек хлеба и решили сосчитать количество дырочек.

          Для приготовления теста нужны вода, мука, сахар, соль и дрожжи. Но вопрос: откуда берутся дырочки, так и остался для меня нераскрытым.

 И тогда я  обратилась за помощью к школьному повару.

Школьный повар  рассказал, откуда в хлебе появляются дырочки.

Оказывается, приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

3. Что такое дрожжи?

          Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки. Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей.  Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором были видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.

         И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.( приложение: рисунок 1).

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.

      Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.

  В идеальных условиях почкование происходит настолько быстро, что новые почки формируются на материнской и дочерних клетках прежде, чем они отделяются. Немногие знают, что приготовляя и тесто, и вино, и пиво, и квас, используют только один вид дрожжей – сахарный гриб, или сахаромицетыВ природе эти дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах. Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты  и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений 

 

6

излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.

         Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий.

Лечебные и пищевые   дрожжи содержат:

   1. Витамины  группы B,

   2.  эстергол (провитамин D),

   3.  углеводы,

   4.  белки

   5.  некоторое количество жиров.

           Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобре­тают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. В дрожжах содержится эргостерол, который под воздействием ультрафиолетовых лучей переходит в витамин D, являющийся профилактическим и лечебным средством при ра­хите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

4. Виды дрожжей

Существует несколько видов   дрожжей.

Хлебопекарные

Пивные

Винные

Кормовые

Чайный гриб

Патогенные

         Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость. Для пивоварения используют зерно (ячмень) (приложение: рисунок 2). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь. Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и  т. д. Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок. (приложение: рисунок 3).В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных. Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности. С помощью дрожжей из различного растительного сырья делают спирт. А это горючее, которым можно при необходимости заменять бензин в двигателях внутреннего сгорания. Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье.

 

 

8

5. Изготовление дрожжей

     Производство хлебопекарных дрожжей; основано на размножении дрожжей в жидких питательных средах.

1. Сырьем для дрожжевого производства является кормовая патока (меласса – отход свеклосахарного производства). Для приготовления питательной среды сусло – патока разбавляется водой (в соотношении 1:4) (1кг мелассы на 4 кг воды – это равно сусло).

2. Подвергается специальной обработке в целях удаления коллоидов и некоторых других веществ, вредных для жизнедеятельности дрожжей. Это достигается обработкой сусло хлорной известью серной кислотой, кипячением и другими способами, в зависимости от качества патоки, и последующим удалением осадков, отстаиванием или фильтрацией.

Для осветления сусла, в сусло вводят питательные соли, содержащие азот и фосфор. Из многих способов осветления чаще применяются кислотно-холодный и кислотно-горячий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

6. Практическая часть

      Опыт 1: Влияние температуры на процесс брожения. (приложение: рисунок 4)

       Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения. Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место. Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

      Опыт 2: Влияние сахара на процесс брожения.(приложение: рисунок 5)

      Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налила в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешала. В один стакан добавила сахару. В другой стакан сахар не добавляла. И стала наблюдать за процессом брожения.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт углекислый газ. Таким  способом  они  получают энергию, необходимую  им  для  жизни.

 

10

Заключение

           Изучив литературу, проделав практический опыт, пришла к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.

       Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким  способом  они  получают
энергию, необходимую  им  для  жизни. 

В ходе практического опыта я ответила на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

- Дрожжи попадают в тесто

- Грибки сразу принимаются за дело

- Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит

- В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Литература

1.А.М. Прохоров "Советский энциклопедический словарь". Издание четвертое 1987г.

2. Б.А. Введенский "Большая советская энциклопедия". 15 Второе издание 1952г.

3.Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

4.Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.

5. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

6. Л. Ликум "Все обо всем" том 5 Москва 1995г.

7. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.

8.  www.eda-server.ru

9 .www.o-xlebe.com

10.ru.wikipedia.org

11.www.prohleb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Приложение

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/Tableau_Louis_Pasteur.jpg/220px-Tableau_Louis_Pasteur.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Французский микробиолог Луи Пастер

http://www.russbread.ru/wp-content/uploads/drojji.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/32/Sjb_whiskey_malt.jpg/200px-Sjb_whiskey_malt.jpg

 

Рисунок 2. Дрожжи

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Wine_grapes07.jpg/220px-Wine_grapes07.jpg

 

 

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tableau_Louis_Pasteur.jpg

 

 

Рисунок 3. Винные дрожжи

 

 

 

13

                  Рисунок 4. Опыт 1: Влияние температуры на процесс брожения

 

 

 

14

 

                      935                                                                 

           Рисунок 5. Опыт 2: Влияние сахара на процесс брожения.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Wine_grapes07.jpg

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Почему в хлебе столько дырочек"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 863 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.12.2017 703
    • DOCX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Агаджан Елена Алиджановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Агаджан Елена Алиджановна
    Агаджан Елена Алиджановна
    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9588
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 525 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 654 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 480 человек