Формирование
у учащихся интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в
условиях перехода на стандарты II поколения.
Осьминина
Л.А.
В концепции Федеральных государственных
стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования
как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития,
достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий,
ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных
действий.
В арсенале инновационных педагогических средств и
методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская
творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной
деятельности.
Одним
из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная
проектная деятельность учащихся
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу,
что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей
степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А
начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной
школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной,
творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и
оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из
важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в
начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и
корректирующей роли учителя.
Главное
для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности
и вселить уверенность в своих силах.
Исследовательская и проектная деятельность в
начальных классах.
Дети
младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим
интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования
во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую
деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии.
Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для
ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть
обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Исследовательские проекты
имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со
структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема,
предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи
исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты;
обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты -
одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это
практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники
наблюдения и т.д.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня
подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального
проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом
проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача
падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от
авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо
продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для
этого учителю необходимо:
*владеть всем
арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать
исследовательскую самостоятельную работу учащихся
*уметь
организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не
подавляя учеников своим авторитетом
*устанавливать
и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный
настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы
*уметь
интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных
проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями
достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов
постепенно.
Исследовательская
деятельность изначально должна быть свободной, практически не
регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с
младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы
работы.
Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом
их возрастных особенностей
Уровень, форму, время исследования учитель определяет
в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.
Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько
этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной
школы.
На
1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры –
занятия, которые направлены на формирование
универсальных учебных действий:
Развитие
умений видеть проблемы
Развитие
умений выдвигать гипотезы
Развитие
умений задавать вопросы.
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в
мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области
начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный
характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в
общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы
выше своих.
Второй
этап - второй класс начальной школы .
Поступательное развитие исследовательского опыта
учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при
решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от
фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной
деятельности.
Третий этап соответствует
третьему и четвёртому классам начальной школы.
На этом этапе предполагается увеличение сложности
проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это -
повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с
предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении
сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования
на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают,
какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может
и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на
следующие вопросы:
Что мне интересно
больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться? Ответив
на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования
можно выбрать.
Привлекая к этой работе родителей важно,
чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе
губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и
обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной
деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых
разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности
детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного
участия родителей в ней.
Программа обучения проектно-исследовательской
деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических
умений ;
информационно-поисковых
умений…
При организации работы над проектом необходимо
опираться на
психолого-педагогические
принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей
учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; но не
забывайте , что возможности младшего школьника имеют предел, не следует
планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
Проектная деятельность, как и всякое творчество,
возможна и эффективна только на добровольной основе;
Итогом исследовательской работы может быть выступление
на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо
создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от
её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать
исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению
очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные
дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в
котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы
пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы..
Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7
минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12
слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки,
графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается
иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны
демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними
ознакомиться и обдумать.
Перед презентацией педагог должен провести
психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на
Федеральные государственные стандарты образования второго поколения
организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает
формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание
ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее
образование, духовно-нравственного воспитание.
В условиях правильной организации исследовательской
деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают
моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются
определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные
привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость –
такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к
исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и
слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в
исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет
успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится
в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить
за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и
просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться
радостью своего открытия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.