Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИсследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии.

Исследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии.

Скачать материал

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

Исследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии.

(Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…» с применением теории Бальмонта о символах и буквах русского алфавита, теории лечебного и цветового эффекта звуков.)

 

 

 

 

Выполнила  Коробова Ксения, ученица 10 класса,

научный руководитель: Зубарева Евгения Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

2014 год

Содержание работы:

1. Введение. Звук, слово, музыка………………………………………...3

2. Теории М. В. Ломоносова и К. Бальмонта о буквах и звуках……..3-4

3. Лексические ассоциации, смысловая звукопись, целебная и цве-

товая функция звука по И. П. Шмелёву…………..…………………...4-5

4. Цвет и звук (синтез теорий)………………………………………….5-6

5. Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах...»... 6-8

6. Анализ стихотворения в звукобуквенном подсчёте в свете разных теорий. Звукоцветовая  диаграмма…………………………………….8-9

7. Вывод о звуковой значимости поэтического текста……………...9-10

8. Обобщение……………………………………………………………..10

9. Использованная литература…………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наверное, с тех самых пор, как человек научился творить, поэзия, слово, музыка и цвет существуют неразрывно. Но первым музыкальным инструментом был человеческий голос. Народная мудрость гласит: «Слово, как бальзам на душу». Действительно, есть такие слова, которые лечат «душу», а есть такие, что «убивают» её. Есть слова, которые заставляют видеть всё в красках, а есть слова, которые вызывают мрак и тьму…Что же значит для человека слово?

 Моя исследовательская работа является продолжением двух предыдущих, их синтезом и обобщением.

 

Теории М. Ломоносова и К. Бальмонта о буквах и звуках.

Ещё в XVII веке М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал о значимости и способности к изображению не только слов, но и каждого звука в отдельности. М. Ломоносов писал: «Частое повторение письмени А способствовать может к изображению великолепия…пространства, глубины и вышины…». Он дал описание значений почти всем буквам и утверждал, что истинное стихотворение должно обладать такой звуковой характеристикой.

         Теория К. Бальмонта о звуках («Поэзия волшебства»,1916) тоже свидетельствует о значимости каждого звука. По его теории буква имеет своё звуковое или чувственное назначение:

а – русское, масштабное;

е – светлое благовестие;

и – тонкое, хрупкое или крик, визг, свист;

о –  большое, зовущее;

у – шум, неприязнь;

я – утверждающее, величественное;

л –ласковое, нежное;

ч– мрачное, таинственное;

в – воющее;

м– стон сдержанной, «скомканной муки».

         Это значит, что фонетическое звучание создаёт вокруг оболочки слова круг ассоциаций. Гласные, созвучные согласные усиливают поэтическую выразительность. Не зря К. Бальмонт вслед за футуристами объявил слово чудом, букву – магией, делая вывод, что поэзия – это комбинация и игра звуков.

 

Лексические ассоциации, смысловая звукопись и целебная функция звука (теория И. П. Шмелёва).

         Лексические ассоциации – это смысловая звукопись. Иногда бывает звуковое подражание (шуршание, карканье и пр.), но в поэтическом тексте чаще всего происходит ассоциация звука и смысла, что приводит к возникновению соответствий между звучанием и значением.

Стремление к совершенствованию и гармонии нельзя не заметить в стихотворениях поэтов серебряного века. Они всегда стремились достичь мелодичности стиха – совершенства ритма и гармонии. И это нашло отражение в поэзии той эпохи.

         Нередко задумываешься, почему некоторые стихи читаются легко, оставляя ощущение воздушности, радости, а есть такие, от которых становится тяжело, «душно», ты как бы содрогаешься под их словесными ударами. Недаром существует утверждение, что словом можно вылечить, а можно и убить.

         Природа наградила человека удивительным свойством, дав ему возможность выражать свои чувства и мысли с помощью звуков-слов.

         Связь голоса с нервными центрами и здоровьем человека была установлена ещё в древности. Пение в лечебных целях применял Аристотель, Пифагор в своём университете начинал и заканчивал день с хорового пения.  В Древнем Китае считалось, что произношение некоторых звуков способно исцелять.

 Исследователь И.П. Шмелёв в работе «Третья сигнальная система» пишет: «Диатонический звукоряд потенциально обладает терапевтическим эффектом…»:

А – оздоровляет организм в целом

Е – снимает негативные эмоции

И – глаза

М, У – лёгкие

Н – активизирует творческие способности

О – поджелудочная железа

Ы – уши

Э – мозг

Ю – почки

         Причём, каждый человек имеет свой звук.

Цвет и звук (синтез теорий).

         Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Многое писалось о цветовом слухе А. Скрябина. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков. Но есть ещё и свидетельства о том, что звуки речи тоже могут восприниматься в цвете, особенно гласные. Некоторые языковеды (французсеий – К. Нироп, немецкий – А. Шлегель), а также поэты (французский основоположник направления символистов Артюр Рембо, русские – К. Бальмонт, А. Белый и др.) приравнивают звук к определённому цвету. Конечно, существуют разные цветовые окраски. Так, А. Рембо в сонете «Гласные» считал А чёрным, Е белым, Икрасным, У зелёным , О – синим. К. Нироп приписывал гласным такие цвета: И – синий, У – ярко-жёлтый, А – красный. А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красный, О – пурпурный. А вот русский поэт Андрей Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – жёлто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым. Если продолжать называть разные суждения, то каждый звук окажется раскрашенным в цвета радуги.

         Изучив эти теории, мне захотелось выяснить, есть ли какое-то определённое суждение звукоцветового соответствия? Прочитав работы по исследованию цветового соотношения звука по опросам людей, компьютерным обработкам, я узнала, что многие совпадения существует. Так выглядит таблица соответствие звукобуквы и цвета:

А – густо-красный

Я – ярко-красный

О – светло-жёлтый или белый

Е – зелёный

И – синий

У – тёмно-синий

Ю – голубоватый

Ы – мрачный тёмно-коричневый или чёрный

 

Анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

         Для исследования я проанализировала стихотворение И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

 

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!

 

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья...

                            1888 г.

 Если рассматривать стихотворение с точки зрения ассоциации словесного поля, то возникает такая картина: тема природы соединяется с темой любви, даже в какой-то степени трагической. Настроение лирического героя передано метафорой «Осень веет тоской…». Героем владеет грусть, легкое уныние. Он чувствует себя одиноким, осень символизирует конец чего-то светлого, тёплого. Вспоминая прошлое, зовёт побродить «по аллее, давно молчаливой»; осознать, что счастье ушло, прошлого не вернуть. Весна, конечно же, вновь придёт, зацветёт новая жизнь, новая любовь, но это всё уже будет по-другому… Потому-то так печально, но в то же время светло от чистых чувств. И эти чувства переполняют и щемят душу лирического героя, да и читателя.

         При звукобуквенном подсчёте получилась следующая таблица

О – 60                                                                                    Н - 41

Е – 50                                                                                    С - 29

И – 36                                                                                    В - 28

А – 24                                                                                    Л – 25

         Если следовать теории Бальмонта, то получается картина чего-то огромного (О – 60),наполненного светлым благовестием (Е – 50), очень тонко-хрупкого (И – 36), ласково-нежного (Л – 25).По теории звукоцвета рисуется настоящая осенняя картина с её светло-жёлто-белыми красками леса (О - 60), ещё оставшейся зелени (Е - 50), всё ещё синим небом (И - 36) и кое-где густо-красной листвой (А - 24).

 

Анализ стихотворения в звукобуквенном подсчёте в свете разных теорий.

         Проведя звукобуквенный анализ, я составила следующую таблицу:

По теории К. Бальмонта

По теории И. Шмелёва

Звукоцвет (синтез анализа по опросу и компьютерной обработке)

О – 60 – огромное

О – 60 – воздействие на оздоровление поджелудочной железы

О – 60 – светло-жёлтый или белый

Е – 50 – светлое благовестие

Е – 50 – снимает негативные эмоции

Е – 50 – зелёный

И – 36 – тонкое, хрупкое

И – 36 – благоприятно действует на зрение

И – 36 – синий

А – 24 – русское, масштабное

А – 24 – оздоровляет организм в целом

А – 24 – густо-красный

 

Н – 41 – активизирует творческие способности

 

        

Диаграмма Венна

Вывод о звукобуквенной значимости поэтического текста.

         Опираясь на звукобуквенную теорию, я пришла к таким выводам:

1. Стихотворение И. Бунина (по теории К. Бальмонта) представляет собой в эмоционально-звуковом плане масштабное русское (А) светлое благовестие (Е); полотно, представляющее собой что-то ласковое, нежное (Л), тонкое, но огромное и манящее к себе, исполненное переживанием (И, О, М).

2. С точки зрения воздействия на организм людей стихотворение снимает негативные эмоции (Е), оздоровляя организм в целом (А), обостряя зрение (И), активизирует способности видеть и воспевать её (Н).

3. Согласно теории звукоцвета полотно стихотворения представляет осеннюю картину во всём её многоцветье: от светло-жёлто-белого до синего и густо-красного с зелёными вкраплениями. В общем-то, ту же картину рисует словесно и Бунин: белый туман, жёлтый клён, золотистая листва.

4. Настроение наполнено лёгкой грустью, нежной печалью, трепетно-ласковым дыханием осени и прошлого.

         Таким образом, все 4 направления анализа поэтического текста (смысловой и три звуковых анализа) совпадают в представлении определённой картины, окрашенной в цвета. Вот оно  отточенное мастерство!

         Именно это и является доказательством, что  такие стихи являются бессмертными.

         Они трогают струны человеческих душ. Люди находят в них те слова, которые откликаются в их сердцах и перекликаются с ними.

Обобщение.

         Такова настоящая поэзия.

В ней нет ни одного лишнего слова. Какая огромная работа проведена, сколько создано новых слов. Вот почему кажется, что произошло единение музыки, поэзии, цвета и чувства.

 

 

 

Использованная литература:

1. Б.М. Эйхенбаум. «О литературе. Работы разных лет». М., 1987, с.324-325

2. Поэзия серебряного века в школе. М., Дрофа, 2007.

3. «Строфы века». Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск-Москва. «Политфакт», 1995.

4.Материалы с сайта http//www.coolsoch.ru./; Lib.ru/Классика: Краткое руководство к красноречию. §№170-180.

5. А. Журавлёв. «Диалог с компьютером». Изд. «Молодая гвардия», 1987г.

 

Исследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии.

Коробова Ксения, ученица 10 класса МОБУ СОШ с. Дмитриевка

Уфимского района Республики Башкортостан

Научный руководитель: Зубарева Евгения Фёдоровна,

 учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Основные тезисы:

1. О значении слова и звука в поэзии. «Слово – бальзам на душу».

2. М.В. Ломоносов о значимости и способности к изображению не только слов, но и звуков («Краткое руководство к красноречию»).

3. «Поэзия как волшебство» – теория К. Бальмонта о символах и буквах алфавита русского языка.

4. Лексические ассоциации: лейтмотивная, подражательная и звуко-смысловая.

5. Целебные свойства звука. У каждого звука – свой «дом».

6. Звук и цвет. Синтез различных представлений и компьютерной обработки.

7. Исследовательский анализ стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…» Определение основного настроения, которое создают отдельные звуки.

8. Выводы звукового анализа, сопоставление со смысловыми и  целебными характерами настроений.

9. Вывод о бессмертии творчества И. Бунина.

10. Общий вывод о звукобуквенной наполненности стихов.

 

 

 

 

Цель исследования (включая материал предыдущих работ): закончить работу, рассчитанную на три этапа, по исследованию и наблюдению над соответствием смысловой, звуковой, лечебной и цветовой функцией слова и их воздействия на человека.

Задачи:

 – Обратить внимание на смысловую ассоциацию стихотворения.

 – Выяснить звуковую функцию с применением теории К. Бальмонта.

– Соотнести влияние звука на организм человека (по теории Шмелёва о лечебной функции звука).

– Сделать вывод о соответствии смысловой, звуковой, лечебной и цветозвуковой функций звука.

Предмет исследования: звук в стихотворении И. Бунина «Осыпаются астры в садах…»

Методы исследования: наблюдение над поэтическим текстом, смысловой и звуковой анализы стихотворения.

Этапы работы над темой:

1.     Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

2.     Изучить предложенную руководителем литературу.

3.     На основе прочитанных стихотворений и изученного теоретического материала выполнить и написать анализ собственного изучения темы.

4.     На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую часть работы.

5.     Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить выступление (7-10 минут) на конференции.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследование звучания слова, его воздействия на человека и соответствия звукоцвета в поэзии."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Работа представляет собой завершающий этап предыдущих исследований, связанных с анализом поэтического текста. В данной исследовательской работе проанализировано стихотворение И. Бунина "Осыпаются астры в садах..." (1888г.) с применением сопоставления теории К.Бальмонта о символах и буквах русского алфавита, теории И.Шмелёва о лечебном воздействии звука на различные органы и и на весь организм в целом и теории цветового эффекта звуков. 

 Вывод таков: все четыре направления (теории) в поэтическом тексте И.Бунина находят полное соответствие воздействия на читателя. Следовательно, можно говорить о значимости и вечности такого творчества.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 607 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 569
    • DOCX 38.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубарева Евгения Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубарева Евгения Фёдоровна
    Зубарева Евгения Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 48254
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе