Инфоурок География Другие методич. материалыИсследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Скачать материал

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧИЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Государственное учреждение образования

«Холмечская средняя школа»

Речицкого района

Районный этап областного конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования    «Молодежь и экологические проблемы современности»

Номинация № 1: «Вода и водные экосистемы»

 

 

Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Исследовательская работа

 

 

                                    Авторы: Марковец Екатерина, 11 класс, 16 лет

                                                Шлынова Кристина 11 класс, 16 лет

                               Руководитель: Петриенко Анна Викторовна,

                                       учитель географии,

                                                           247505, д. Холмеч, Речицкий район,

                          Т:8(02340)71993

 

 

 

 

 

 

 

 

Холмеч, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Введение                                                                                3

2.1 Место исследования                                                            4             

3.1 Описание объектов                                                              5            

3.2 Практическая работа                                                           6

3.3  Опыт                                                                                     7

4.1 Формулировка результатов                                                10

5.1 Заключение                                                                          11

6.1 Литература                                                                            12

7.    Приложение                                                                         13  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Введение

Объект исследования: озеро Шоссейное, Церковное, дамба Жужель и река Днепр.

Предмет исследования – водная система и качество воды водных систем.

Основная цель: исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч: озеро Шоссейное, Церковное, дамба Жужель и река Днепр.

 В процессе реализации исследований планируется осуществить следующие задачи:                                                                                       

 1. провести сбор данных и необходимые замеры;                                   

 2. исследовать физические показатели воды водоемов;                              

3. исследовать качество воды;                                   

 4.  определить степень пригодности воды для полива.

       Нашими объектами исследования являются: дамба Жужель, озеро Шоссейное,  озеро Церковное и р. Днепр (см. Приложение). Пресноводные экосистемы являются особенно тонким и неустойчивым звеном планетарного гидрологического цикла. Быстро изменяются под антропогенным воздействием. Любое негативное воздействие на окружающую среду  в силу замкнутости биотических процессов неизбежно проявляется в виде изменения качества поверхностных вод.  Эти объекты были избраны потому, что является популярным местом отдыха населения в летний период, так же интенсивно используются в хозяйственной деятельности КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». С водоемов берется вода для полива, поэтому мы решили исследовать качество воды. Определить степень пригодности ее для полива. Так же у берегов ведется выпас скота. В результате такого антропогенного влияния водные объекты подвергается загрязнению, что отрицательно сказывается на водной экосистеме. В связи с растущим загрязнением водного объекта необходимо наладить ряд природоохранных мероприятий, для поддержания экологического равновесия и предотвращения попадания вредных веществ в реку Днепр.

 

 

 

 

 

 

 

A6D453742.1 Место исследования

1

 

2

 
 

 

 


                                                        6

6

 

3

 

4

 

5

 
 

 

 

 

 


Объектами нашего исследования являются: 1) озеро Шоссейное, 2) озеро Церковное, 3-5) дамба Жужель, 6) р. Днепр (см. Слайды № 5-20 - диск).Дамба Жужель расположена к югу, а озера расположены к западу от деревни. Территория деревни находится в зоне сочленения двух тектонических структур: Припятского прогиба и Брагинско-Лоевской седловины.

В своей исследовательской деятельности мы использовали следующие методы: картографический, классификация, систематизация, обобщение, определение прозрачности при помощи диска Секки, лабораторный,  измерение термометром, метод наблюдения, изучение литературы, карт, схем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1   Описание объектов

Дамба Жужель расположена к югу, а озера расположены к западу от деревни которая находиться на правом берегу р. Днепр. Территория деревни находится в зоне сочленения двух тектонических структур: Припятского прогиба и Брагинско-Лоевской седловины. Расположена дамба на слабонаклонных, слегка волнистых террасах, озера в пониженных участках территории. Рельеф пересеченный. Почвы песчаные и супесчаные дерново-среднеподзолистые. Дамба Жужель безнапорная, она соединена небольшими каналами – протоками с Днепро-Брагинским  водохранилищами рекой Днепр. Это водохранилище расположено   в  Лоевском районе между дд. Рекорд и Бушатин. Создано оно водохранилище в 1987 году для орошения сельскохозяйственных земель и рыбоводства. Используется в целях рекреации. Озера образовались в пониженных участках в результате скопления дождевой воды. Р. Днепр начинается на Валдайской возвышенности в России (Тверская область) и несет свои воды в Днепровский лиман Черного моря на Украине. Общая протяженность реки – 2201 км, из них на территорию Беларуси – 700 км. Правый берег, на котором стоит д. Холмеч, значительно выше левого. Русло извилистое ширина реки в районе деревни до 800 м. Весеннее половодье 2 -2,5 месяца, во время его уровень воды обычно поднимается на 4 -6 м. и более. Питание у них смешанное преимущественно дождевое.

                                        Характеристика водных объектов                                    таблица № 1

Название

объекта

 

Площадь (км.кв), длина

течение

В зависимости от расхода воды, исток и устье

оз. Шоссейное

0,0146

Отсутствует

Бессточное

оз. Церковное

0,0121

 

Отсутствует

Бессточное

дамба Жужель

0,35

 

Наблюдается не на всей протяженности дамбы

 

Сточное

 

р. Днепр

2201 км (700км на тер. Беларуси)

 

0,6 м/с

 

Исток:

Волдайская возвышенность; устье: Днепровский лиман Черного моря

 

 

Для определения скорости течения реки был выбран относительно ровный участок длиной не менее 30 м и отметили его вешками (створы). Поплавок бросили в воду выше верхнего створа. При прохождении им верхнего створа засекли время по часам. Затем засекали время при прохождении поплавком нижнего створа, затем высчитывают скорость в м/сек.

 

 

3.2         Практическая работа

                                 Характеристика воды на момент исследования                   таблица № 2

Название

объекта

T  °С

прозрачность

цвет

запах

пригодность

для питья

жесткость

 

Дамба

Жужель

 

12

 

86 см.

Светлый, бледно-серый 50°

Слабый, болотный, тинистый – 3 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость

 

Озеро Шоссейное

14

 

 

90 см.

Светлый бледно-охристый

Слабый, болотный, тинистый – 2 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость

 

Озеро Церковное

14

 

80 см.

Светлый бледно-охристый

Слабый, болотный, тинистый – 3 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость

р. Днепр

11

65,5

Темно -охристый

Слабый,  1 балла

 требует кипячения

Небольшая жесткость

 

          Для определения жёсткости воды мы использовали мыльный раствор. Наполнив чистую склянку исследуемой воды, добавили к ней немного  мыльного раствора, склянку взболтали: в жёсткой воде пена почти отсутствует, а в мягкой воде её будет много (см слайд № 25-26 - диск).

Прозрачность воды мы определяли  по диску Секки. Вместо диска Секки мы применили крышку, положенную в сетку. Диск опускается до тех пор, пока он не будет виден.

Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов или появляться при их отмирании - это естественные запахи. Запах воды в водоеме может обуславливаться также попадающими в него стоками канализации, промышленными стоками - это искусственные запахи. Мы  дали качественную оценку запаха по соответствующим признакам: болотный, землистый, рыбный, гнилостный, ароматический, нефтяной и т.д. Силу запаха оценивали по 5 балльной шкале. Колбу с притертой пробкой заполняли на 2/3 водой и тотчас закрывали, интенсивно встряхивали и открывали и тотчас отмечали интенсивность и характер запаха.

     Качественную оценку цветности производили, сравнивая образец с дистиллированной водой. Для этого в стаканы из бесцветного стекла наливали отдельно исследуемую и дистиллированную воду, на фоне белого листа при дневном освещении рассматривали сверху и сбоку.

                                                          Кислотность воды                                             таблица № 3

Название объекта

кислотность

Озеро Церковное

8

Озеро Шоссейное

6

р. Днепр

8

Дамба №1

8

Дамба №2

5

Дамба №3

5

 

Для определения кислотности воды мы использовали лакмусовую бумажку (смотреть слайд № 27-31 - диск).

3.3 Опыт «Определение качества воды через прорастание семян фасоли»

   Качество воды мы определяли на всхожесть семян фасоли. Были взяты пробы воды из водных систем. В дамбе Жужель были взяты три пробы т.к. степень воздействия хозяйственной деятельности на дамбу изменяется по мере приближения ее к р. Днепр.

В разные емкости (7 штук) помещали по 10 семян и поливали пробами воды взятыми из водоемов. Одна емкость поливалась бутилированной  водой (смотреть слайд № 32-41 - диск)

A6D45374 

 

 

 


                                                        6

6

 

3

 

4

 

5

 
 

 

 


В разные емкости (6 штук) помещали по 10 семян и поливали пробами воды взятыми из водоемов. Одна емкость поливалась бутилированной  водой (смотреть слайд № 32-41).

                                                          Лист наблюдения                                             таблица № 4

№ емкости

1-й день

3-й день

4-день

5-й день

6-й день

1.оз.Шоссейное

Семена набухли

8 семян появился зачаточный корень

8 семян появляются маленькие боковые корешки, у 1-го прорезался

 

7 семян корень хорошо развивается

 

7 семян – сформировался корень 2 частично, 1-но не проросло

 

2. оз.Церковное

Семена набухли

7 семян появился зачаточный корень

1 семян появляются маленькие боковые корешки, остальные без видимых изменений

 

1 семя корень развивается, у 3-х появился зачаточный корень

 

1 семя – сформировался корень, 4 семя погибли с зачаточным корнем, 5 – зачаточный корень

 

3.      р. Днепр  

Семена набухли

2 семян хорошо проявился корень, 2 прорезается

1 семени появляются боковые корешки,

2-х прорезался зачаточный корень

 

У 2 семян идет формирование корня, у 4-х без особых изменений, 4 семени не проросло

 

3 семя – сформировался корень, у 3 семян - прорезался,  4 семя – не проросло

 

4 д. Жужель№1

Семена набухли

9 семян появился зачаточный корень

2 семя появляются боковые корешки, остальные без видимых изменений

 

У 6 семян появляются боковые корешки, у 1-го прорезался зачаточный

 

8 семян- сформировался корень, 2 семя – зачаточный корень

 

5 д. Жужель№2

Семена набухли

9 семян появился зачаточный корень

У 2-х семян появляются боковые корешки, 1 зачаточный корень

 

У 7 семян появляются боковые корешки,

 

10 семян – корень сформировался

 

6 д. Жужель№3

Семена набухли

7 семян хорошо прорезался корень, 1 семя зачаток

Особых изменений не произошло

 

У 5 семян появляются боковые корешки

 

5 семян – сформировался корень, 4 семя – зачаточный корень, 1 семя погибло

 

7 бутилирован-ная вода

Семена набухли

7 семян появился зачаточный корень

 

У 5-ти семян появляются боковые корешки, 1 зачаточный корень

 

У 8-ми семян идет хорошее развитие корня

 

10-ти семян корень сформировался

 

      Как видно из таблицы лучшая всхожесть семян наблюдалось № 5; 7. Неплохой результат был у воды № 1; 4. Неблагоприятный результат  у № 2; 3 Из чего можно сделать вывод о пригодности воды для полива. Наиболее благоприятна для полива вода из дамбы Жужель и оз. Шоссейное, также бутилированная вода.

4.1 Формулировка результатов

   В результате проведённых исследований составлено описание географического положения водоемов, определены характеристики воды: определна прозрачность, цветность, запах, жёсткость, кислотность (смотреть табл. № 1 -3). Было установленно, что цвет воды преимущественно светлый, бледно-охристый, запах слабый, болотный, тинистый. Вода для питья не пригодна, требует кипячения. Определение кислотности показало, что в оз. Шоссейном, проб воды из дамбы Жужель № 2, № 3 – кислотная среда, а в оз. Церковном, р. Днепр и пробе воды из дамбы Жужель № 1 щелочная среда.            Проверено качество воды для полива (смотреть табл. № 4). Установлено, что для полива лучше всего подходит вода из оз. Шоссейного, дамбы Жужель. Менее благоприятна для полива вода из оз. Церковное и р. Днепр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1 Заключение

v Следует продолжать дальнейшее исследование водоемов..

v Произвести подробный химический анализ воды.

v Выйти с результатами исследования на местные органы управления, сельский Совет,  для  ослабления антропогенного влияния на водоемы.

v Проводить устную агитацию среди местного населения о поддержании порядка на водоемах.

v Отслеживать экологическое состояние дамбы членам кружка «Экология и краеведение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1 Литература

1. Брилевский, М.Н, Смоляков, Г.С., Яльчик, Н.Т., География Беларуси 10 класс. – Минск «Народная асвета» 2007

2. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Приложение

 

1. оз. Церковное                                                    2. оз. Шоссейное

 

3. дамба Жужель № 1                                    4. дамба Жужель № 2

 

4. дамба Жужель № 3                                    5. р. Днепр

 

 

 

6. Взятие пробы воды                                             7. Исследователи

8. Определение кислотности                     9. Определение жесткости           

10. Лабораторный эксперимент             11. Лабораторный эксперимент                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Этот проект является продолжением первого. Мы расширили территорию исследования. 

   Нашими объектами исследования являются: дамба Жужель, озеро Шоссейное,  озеро Церковное и р. Днепр.

     Эти объекты были избраны потому, что является популярным местом отдыха населения в летний период, так же интенсивно используются в хозяйственной деятельности КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». С водоемов берется вода для полива, поэтому мы решили исследовать качество воды. Определить степень пригодности ее для полива. Так же у берегов ведется выпас скота. В результате такого антропогенного влияния водные объекты подвергается загрязнению, что отрицательно сказывается на водной экосистеме

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 595 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 325
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петриенко Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петриенко Анна Викторовна
    Петриенко Анна Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6150
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов