Главная / География / Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

hello_html_m12c11cb9.gifhello_html_2c09c27f.gifhello_html_33a5c620.gifhello_html_m1cc20a37.gifhello_html_m56af5635.gifhello_html_2d2c306e.gifhello_html_f9d8bca.gifhello_html_73c94ddc.gifhello_html_m4af19daa.gifhello_html_m5935031a.gifhello_html_182fda48.gifhello_html_mdd7cdf.gifhello_html_m6399bfa8.gifhello_html_m6399bfa8.gifОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЧИЦКОГО РАЙИСПОЛКОМА

Государственное учреждение образования

«Холмечская средняя школа»

Речицкого района

Районный этап областного конкурса научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования «Молодежь и экологические проблемы современности»

Номинация № 1: «Вода и водные экосистемы»





Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч

Исследовательская работа





Авторы: Марковец Екатерина, 11 класс, 16 лет

Шлынова Кристина 11 класс, 16 лет

Руководитель: Петриенко Анна Викторовна,

учитель географии,

247505, д. Холмеч, Речицкий район,

Т:8(02340)71993

















Холмеч, 2012

СОДЕРЖАНИЕ



1. Введение 3

2.1 Место исследования 4

3.1 Описание объектов 5

3.2 Практическая работа 6

3.3 Опыт 7

4.1 Формулировка результатов 10

5.1 Заключение 11

6.1 Литература 12

7. Приложение 13





































1.1 Введение

Объект исследования: озеро Шоссейное, Церковное, дамба Жужель и река Днепр.

Предмет исследования – водная система и качество воды водных систем.

Основная цель: исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч: озеро Шоссейное, Церковное, дамба Жужель и река Днепр.

В процессе реализации исследований планируется осуществить следующие задачи:

1. провести сбор данных и необходимые замеры;

2. исследовать физические показатели воды водоемов;

3. исследовать качество воды;

4. определить степень пригодности воды для полива.

Нашими объектами исследования являются: дамба Жужель, озеро Шоссейное, озеро Церковное и р. Днепр (см. Приложение). Пресноводные экосистемы являются особенно тонким и неустойчивым звеном планетарного гидрологического цикла. Быстро изменяются под антропогенным воздействием. Любое негативное воздействие на окружающую среду в силу замкнутости биотических процессов неизбежно проявляется в виде изменения качества поверхностных вод. Эти объекты были избраны потому, что является популярным местом отдыха населения в летний период, так же интенсивно используются в хозяйственной деятельности КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». С водоемов берется вода для полива, поэтому мы решили исследовать качество воды. Определить степень пригодности ее для полива. Так же у берегов ведется выпас скота. В результате такого антропогенного влияния водные объекты подвергается загрязнению, что отрицательно сказывается на водной экосистеме. В связи с растущим загрязнением водного объекта необходимо наладить ряд природоохранных мероприятий, для поддержания экологического равновесия и предотвращения попадания вредных веществ в реку Днепр.















2.1 Место исследования

1





2



6

6



3

4

5









Объектами нашего исследования являются: 1) озеро Шоссейное, 2) озеро Церковное, 3-5) дамба Жужель, 6) р. Днепр (см. Слайды № 5-20 - диск).Дамба Жужель расположена к югу, а озера расположены к западу от деревни. Территория деревни находится в зоне сочленения двух тектонических структур: Припятского прогиба и Брагинско-Лоевской седловины.

В своей исследовательской деятельности мы использовали следующие методы: картографический, классификация, систематизация, обобщение, определение прозрачности при помощи диска Секки, лабораторный, измерение термометром, метод наблюдения, изучение литературы, карт, схем.

























3.1 Описание объектов

Дамба Жужель расположена к югу, а озера расположены к западу от деревни которая находиться на правом берегу р. Днепр. Территория деревни находится в зоне сочленения двух тектонических структур: Припятского прогиба и Брагинско-Лоевской седловины. Расположена дамба на слабонаклонных, слегка волнистых террасах, озера в пониженных участках территории. Рельеф пересеченный. Почвы песчаные и супесчаные дерново-среднеподзолистые. Дамба Жужель безнапорная, она соединена небольшими каналами – протоками с Днепро-Брагинским водохранилищами рекой Днепр. Это водохранилище расположено в Лоевском районе между дд. Рекорд и Бушатин. Создано оно водохранилище в 1987 году для орошения сельскохозяйственных земель и рыбоводства. Используется в целях рекреации. Озера образовались в пониженных участках в результате скопления дождевой воды. Р. Днепр начинается на Валдайской возвышенности в России (Тверская область) и несет свои воды в Днепровский лиман Черного моря на Украине. Общая протяженность реки – 2201 км, из них на территорию Беларуси – 700 км. Правый берег, на котором стоит д. Холмеч, значительно выше левого. Русло извилистое ширина реки в районе деревни до 800 м. Весеннее половодье 2 -2,5 месяца, во время его уровень воды обычно поднимается на 4 -6 м. и более. Питание у них смешанное преимущественно дождевое.

Характеристика водных объектов таблица № 1

Название

объекта


Площадь (км.кв), длина

течение

В зависимости от расхода воды, исток и устье

оз. Шоссейное

0,0146

Отсутствует

Бессточное

оз. Церковное

0,0121


Отсутствует

Бессточное

дамба Жужель

0,35


Наблюдается не на всей протяженности дамбы


Сточное


р. Днепр

2201 км (700км на тер. Беларуси)


0,6 м/с


Исток:

Волдайская возвышенность; устье: Днепровский лиман Черного моря




Для определения скорости течения реки был выбран относительно ровный участок длиной не менее 30 м и отметили его вешками (створы). Поплавок бросили в воду выше верхнего створа. При прохождении им верхнего створа засекли время по часам. Затем засекали время при прохождении поплавком нижнего створа, затем высчитывают скорость в м/сек.





3.2 Практическая работа

Характеристика воды на момент исследования таблица № 2

Название

объекта

T °С

прозрачность

цвет

запах

пригодность

для питья

жесткость



Дамба

Жужель



12



86 см.

Светлый, бледно-серый 50°

Слабый, болотный, тинистый – 3 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость



Озеро Шоссейное

14




90 см.

Светлый бледно-охристый

Слабый, болотный, тинистый – 2 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость



Озеро Церковное

14



80 см.

Светлый бледно-охристый

Слабый, болотный, тинистый – 3 балла

Вкус болотистый требует кипячения

Небольшая жесткость

р. Днепр

11

65,5

Темно -охристый

Слабый, 1 балла

требует кипячения

Небольшая жесткость



Для определения жёсткости воды мы использовали мыльный раствор. Наполнив чистую склянку исследуемой воды, добавили к ней немного мыльного раствора, склянку взболтали: в жёсткой воде пена почти отсутствует, а в мягкой воде её будет много (см слайд № 25-26 - диск).

Прозрачность воды мы определяли по диску Секки. Вместо диска Секки мы применили крышку, положенную в сетку. Диск опускается до тех пор, пока он не будет виден.

Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов или появляться при их отмирании - это естественные запахи. Запах воды в водоеме может обуславливаться также попадающими в него стоками канализации, промышленными стоками - это искусственные запахи. Мы дали качественную оценку запаха по соответствующим признакам: болотный, землистый, рыбный, гнилостный, ароматический, нефтяной и т.д. Силу запаха оценивали по 5 балльной шкале. Колбу с притертой пробкой заполняли на 2/3 водой и тотчас закрывали, интенсивно встряхивали и открывали и тотчас отмечали интенсивность и характер запаха.

Качественную оценку цветности производили, сравнивая образец с дистиллированной водой. Для этого в стаканы из бесцветного стекла наливали отдельно исследуемую и дистиллированную воду, на фоне белого листа при дневном освещении рассматривали сверху и сбоку.

Кислотность воды таблица № 3

Название объекта

кислотность

Озеро Церковное

8

Озеро Шоссейное

6

р. Днепр

8

Дамба №1

8

Дамба №2

5

Дамба №3

5



Для определения кислотности воды мы использовали лакмусовую бумажку (смотреть слайд № 27-31 - диск).

3.3 Опыт «Определение качества воды через прорастание семян фасоли»

Качество воды мы определяли на всхожесть семян фасоли. Были взяты пробы воды из водных систем. В дамбе Жужель были взяты три пробы т.к. степень воздействия хозяйственной деятельности на дамбу изменяется по мере приближения ее к р. Днепр.

В разные емкости (7 штук) помещали по 10 семян и поливали пробами воды взятыми из водоемов. Одна емкость поливалась бутилированной водой (смотреть слайд № 32-41 - диск)

1





2





6

5

4

3

6







В разные емкости (6 штук) помещали по 10 семян и поливали пробами воды взятыми из водоемов. Одна емкость поливалась бутилированной водой (смотреть слайд № 32-41).

Лист наблюдения таблица № 4

емкости

1-й день

3-й день

4-день

5-й день

6-й день

1.оз.Шоссейное

Семена набухли

8 семян появился зачаточный корень

8 семян появляются маленькие боковые корешки, у 1-го прорезался


7 семян корень хорошо развивается


7 семян – сформировался корень 2 частично, 1-но не проросло


2. оз.Церковное

Семена набухли

7 семян появился зачаточный корень

1 семян появляются маленькие боковые корешки, остальные без видимых изменений


1 семя корень развивается, у 3-х появился зачаточный корень


1 семя – сформировался корень, 4 семя погибли с зачаточным корнем, 5 – зачаточный корень


3. р. Днепр

Семена набухли

2 семян хорошо проявился корень, 2 прорезается

1 семени появляются боковые корешки,

2-х прорезался зачаточный корень


У 2 семян идет формирование корня, у 4-х без особых изменений, 4 семени не проросло


3 семя – сформировался корень, у 3 семян - прорезался, 4 семя – не проросло


4 д. Жужель№1

Семена набухли

9 семян появился зачаточный корень

2 семя появляются боковые корешки, остальные без видимых изменений


У 6 семян появляются боковые корешки, у 1-го прорезался зачаточный


8 семян- сформировался корень, 2 семя – зачаточный корень


5 д. Жужель№2

Семена набухли

9 семян появился зачаточный корень

У 2-х семян появляются боковые корешки, 1 зачаточный корень


У 7 семян появляются боковые корешки,


10 семян – корень сформировался


6 д. Жужель№3

Семена набухли

7 семян хорошо прорезался корень, 1 семя зачаток

Особых изменений не произошло


У 5 семян появляются боковые корешки


5 семян – сформировался корень, 4 семя – зачаточный корень, 1 семя погибло


7 бутилирован-ная вода

Семена набухли

7 семян появился зачаточный корень


У 5-ти семян появляются боковые корешки, 1 зачаточный корень


У 8-ми семян идет хорошее развитие корня


10-ти семян корень сформировался


Как видно из таблицы лучшая всхожесть семян наблюдалось № 5; 7. Неплохой результат был у воды № 1; 4. Неблагоприятный результат у № 2; 3 Из чего можно сделать вывод о пригодности воды для полива. Наиболее благоприятна для полива вода из дамбы Жужель и оз. Шоссейное, также бутилированная вода.

4.1 Формулировка результатов

В результате проведённых исследований составлено описание географического положения водоемов, определены характеристики воды: определна прозрачность, цветность, запах, жёсткость, кислотность (смотреть табл. № 1 -3). Было установленно, что цвет воды преимущественно светлый, бледно-охристый, запах слабый, болотный, тинистый. Вода для питья не пригодна, требует кипячения. Определение кислотности показало, что в оз. Шоссейном, проб воды из дамбы Жужель № 2, № 3 – кислотная среда, а в оз. Церковном, р. Днепр и пробе воды из дамбы Жужель № 1 щелочная среда. Проверено качество воды для полива (смотреть табл. № 4). Установлено, что для полива лучше всего подходит вода из оз. Шоссейного, дамбы Жужель. Менее благоприятна для полива вода из оз. Церковное и р. Днепр.











































5.1 Заключение

  • Следует продолжать дальнейшее исследование водоемов..

  • Произвести подробный химический анализ воды.

  • Выйти с результатами исследования на местные органы управления, сельский Совет, для ослабления антропогенного влияния на водоемы.

  • Проводить устную агитацию среди местного населения о поддержании порядка на водоемах.

  • Отслеживать экологическое состояние дамбы членам кружка «Экология и краеведение».











































6.1 Литература

1. Брилевский, М.Н, Смоляков, Г.С., Яльчик, Н.Т., География Беларуси 10 класс. – Минск «Народная асвета» 2007

2. http://ru.wikipedia.org

















































7. Приложение





1. оз. Церковное 2. оз. Шоссейное





3. дамба Жужель № 1 4. дамба Жужель № 2





4. дамба Жужель № 3 5. р. Днепр









6. Взятие пробы воды 7. Исследователи



8. Определение кислотности 9. Определение жесткости



10. Лабораторный эксперимент 11. Лабораторный эксперимент



Исследование качества воды водных систем агрогородка Холмеч
Скачать материал
  • География
Описание:

  Этот проект является продолжением первого. Мы расширили территорию исследования. 

   Нашими объектами исследования являются: дамба Жужель, озеро Шоссейное,  озеро Церковное и р. Днепр.

     Эти объекты были избраны потому, что является популярным местом отдыха населения в летний период, так же интенсивно используются в хозяйственной деятельности КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». С водоемов берется вода для полива, поэтому мы решили исследовать качество воды. Определить степень пригодности ее для полива. Так же у берегов ведется выпас скота. В результате такого антропогенного влияния водные объекты подвергается загрязнению, что отрицательно сказывается на водной экосистеме



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Петриенко Анна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 24327
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓