Панова
А.М.
Исследование
групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа
и г. Беслана
Отрочество – это период,
когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных
потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей
отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность
приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли,
которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т. е. в его
переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со
сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается влияние сверстников
на развитие подростка в 12- 13-летнем возрасте [1. 20].
В этот период наиболее
значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к
группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его
статуса в глазах сверстников [2. 289]. С развитием группового общения связанна
одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема групповой
сплоченности.
Общеизвестно, что одним из
эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии
[4. 382]. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является
актуальным для современной психологии [3. 8]. Изучением отношений в группе
занимались такие зарубежные и отечественные социологи и психологи, как: Е.С.
Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов, В. И, Паниотто, А.Н. Елсуков, А.Ф.
Кудряшов и другие.
Актуальность нашей работы
обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исследование групповой
сплоченности в подростковом коллективе» в современной науке, с другой стороны,
ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов,
связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую
значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа
«Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г.
Владикавказа и г. Беслана». Теоретическая значимость изучениемой проблемы
заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на
стыке сразу нескольких дисциплин: психологии, социологии, педагогики.
Наше исследование было
посвящено изучению групповой сплоченности, так как в подростковом коллективе
определяющими факторами общения являются непосредственные отношения и
взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или
сопротивление групповому давлению, социально - психологическая совместимость и
т. д.
Объект исследования: особенности внутригрупповых
отношений среди подростков.
Предмет исследования: уровень групповой сплоченности
в подростковом коллективе.
Цель исследования: исследовать влияние
индивидуальной мотивации подростка на уровень групповой сплоченности.
Задачи исследования:
1 .Изменение степени сплочённости-разобщённости
в группе;
2.Выявление
соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии - антипатии
(лидеры, звёзды, отвергнутые);
3.Обнаружение
внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.
4.0существить анализ
полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Гипотезы исследования:
- в
связи с развитием автономности и идентификации у детей подросткового возраста,
степень сплоченности в коллективе снижается;
- социальное
положение мальчиков в группе благоприятнее социального положения девочек.
Метод
исследования
В исследовании
использовалась методика, разработанная Дж. Морено «Социометрия, или с кем бы вы
хотели учиться вместе, а с кем - нет»[5. 284], предназначенная для диагностики
эмоциональных связей.
В исследовании приняли
участие 193 испытуемых шестых и седьмых классов в возрасте 12 - 13 лет. Из них
81 испытуемый из г. Беслана и 102 испытуемых из г. Владикавказа. Большая часть респондентов
осетины, так же есть русские, грузины, армяне и другие. Почти все испытуемые
проживают в семьях, имеющих средний уровень материального благосостояния.
Наше исследование
проводилось в январе 2009 года, на базе МОУ СОШ №38 г. Владикавказа и МОУ СОШ
№44 г. Владикавказа. А так же на базе МОУ СОШ №8 г. Беслана и МОУ СОШ №4 г.
Беслана.
Наше исследование состояло из нескольких
этапов:
1.
На первом этапе мы изучили
теоретические аспекты и выявили природу «Исследования групповой сплоченности
детей подросткового возраста»;
2.
На втором этапе нами был
осуществлен сбор экспериментальных данных;
3.
На третьем этапе были
подсчитаны результаты, на основании которых мы получили подтверждение наших
гипотез.
Результаты
Результаты исследования,
направленного на изучение межличностных отношений показали, что среднее
значение индекса сплоченности в подростковой группе ниже нормы (Сп =
0,18), что, в свою очередь, подтверждает нашу первую гипотезу. Подсчитав
процентное соотношение популярных членов групп по гендерному признаку, было
выявлено, что показатель лидеров - мальчиков равен 28,1%, а показатель лидеров
- девочек - 23%; показатель «отверженных» у мальчиков составил 7,5%, у девочек
- 10%, что свидетельствует о более благоприятном положении мальчиков в группе, чем
девочек. Так же было выявлено, что количество детей, имеющих
благоприятный статус (51,9%), значительно выше
количества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%). Для
проверки наших результатов мы использовали метод критерия Фишера. Было
подсчитано, что эмпирическое значение р = 2,33 (р > 0,09). Этот показатель
находится в зоне значимости, следовательно, полученные нами данные в ходе
исследования достоверны.
Исходя, из выше изложенного
мы можем сделать вывод о том, что низкий уровень групповой сплоченности
опосредован индивидуальной мотивацией подростка, выраженной в стремлении к
самоактуализации и индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение
стремления быть принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание
сложных социально - психологических механизмов, переход социальных и
психологических условий в социально - психологические факторы становления
личности, развития его самосознания для того, что бы две противоположные
тенденции: социализация и индивидуализация - равноценно участвовали в
становлении индивидуальности подростка.
Итак, в г. Владикавказе и
г. Беслане социальное положение мальчиков благополучнее социального положения
девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия между мальчиками,
т. е. мальчики предпочитают выдвигать в лидеры себе подобных. Мотивация выборов
среди девочек в большинстве случаев определена желанием общаться больше с
мальчиками, чем с девочками. Таким образом, требуется целенаправленная работа с
подростками, направленная на формирование общения, создание атмосферы
сотрудничества, взаимного доверия детей друг к другу, т. к. в процессе общения
со сверстниками оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми.
Литература
1.
Анн Л.Ф. Психологический
тренинг с подростками. - СПб.: Нигер.
2007. - 272с.
2.
Кулагина И.Ю., Коллюцкий
В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ
Сфера, 2004. - 464с.
3.
Морено Я.Л. Социометрия:
Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М.:
Академический проект, 2001.
4.
Немов Р.С. Психология:
учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн.З: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
5.
Римская практическая
психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АТС -
ПРЕСС, 1999, 376 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.