Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыИсследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Скачать материал

Панова А.М.

Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана

Отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т. е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается влияние сверстников на развитие подростка в 12- 13-летнем возрасте [1. 20].

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников [2. 289]. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема групповой сплоченности.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в коллективе является метод социометрии [4. 382]. Вопрос изучения отношений в группе при помощи социометрии является актуальным для современной психологии [3. 8]. Изучением отношений в группе занимались такие зарубежные и отечественные социологи и психологи, как: Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов, В. И, Паниотто, А.Н. Елсуков, А.Ф. Кудряшов и другие.

Актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Исследование групповой сплоченности в подростковом коллективе» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и    г. Беслана». Теоретическая значимость изучениемой проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких дисциплин: психологии, социологии, педагогики.

Наше исследование было посвящено изучению групповой сплоченности, так как в подростковом коллективе определяющими факторами общения являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально - психологическая совместимость и т. д.

Объект исследования: особенности внутригрупповых отношений среди подростков.

Предмет исследования: уровень групповой сплоченности в подростковом коллективе.

Цель исследования: исследовать влияние индивидуальной мотивации подростка на уровень групповой сплоченности.

Задачи исследования:

1 .Изменение степени сплочённости-разобщённости в группе;

2.Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии - антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые);

3.Обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во главе с неформальными лидерами.

4.0существить анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Гипотезы исследования:

- в связи с развитием автономности и идентификации у детей подросткового возраста, степень сплоченности в коллективе снижается;

- социальное положение мальчиков в группе благоприятнее социального положения девочек.

Метод исследования

В исследовании использовалась методика, разработанная Дж. Морено «Социометрия, или с кем бы вы хотели учиться вместе, а с кем - нет»[5. 284], предназначенная для диагностики эмоциональных связей.

В исследовании приняли участие 193 испытуемых шестых и седьмых классов в возрасте 12 - 13 лет. Из них 81 испытуемый из г. Беслана и 102 испытуемых из г. Владикавказа. Большая часть респондентов осетины, так же есть русские, грузины, армяне и другие. Почти все испытуемые проживают в семьях, имеющих средний уровень материального благосостояния.

Наше исследование проводилось в январе 2009 года, на базе МОУ СОШ №38 г. Владикавказа и МОУ СОШ №44 г. Владикавказа. А так же на базе МОУ СОШ №8 г. Беслана и МОУ СОШ №4 г. Беслана.

Наше исследование состояло из нескольких этапов:

1.                  На первом этапе мы изучили теоретические аспекты и выявили природу «Исследования групповой сплоченности детей подросткового возраста»;

2.                   На втором этапе нами был осуществлен сбор экспериментальных данных;

3.                  На третьем этапе были подсчитаны результаты, на основании которых мы получили подтверждение наших гипотез.

Результаты

Результаты исследования, направленного на изучение межличностных отношений показали, что среднее значение индекса сплоченности в подростковой группе ниже нормы (Сп = 0,18), что, в свою очередь, подтверждает нашу первую гипотезу. Подсчитав процентное соотношение популярных членов групп по гендерному признаку, было выявлено, что показатель лидеров - мальчиков равен 28,1%, а показатель лидеров - девочек - 23%; показатель «отверженных» у мальчиков составил 7,5%, у девочек - 10%, что свидетельствует о более благоприятном положении мальчиков в группе, чем девочек. Так же было выявлено, что количество детей, имеющих

благоприятный статус (51,9%), значительно выше количества детей, имеющих менее благоприятное положение в группе (17,5%). Для проверки наших результатов мы использовали метод критерия Фишера. Было подсчитано, что эмпирическое значение р = 2,33 (р > 0,09). Этот показатель находится в зоне значимости, следовательно, полученные нами данные в ходе исследования достоверны.

Исходя, из выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что низкий уровень групповой сплоченности опосредован индивидуальной мотивацией подростка, выраженной в стремлении к самоактуализации и индивидуализации, несмотря на одновременное возникновение стремления быть принятым в системе социальных связей. Необходимо срабатывание сложных социально - психологических механизмов, переход социальных и психологических условий в социально - психологические факторы становления личности, развития его самосознания для того, что бы две противоположные тенденции: социализация и индивидуализация - равноценно участвовали в становлении индивидуальности подростка.

Итак, в г. Владикавказе и г. Беслане социальное положение мальчиков благополучнее социального положения девочек. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия между мальчиками, т. е. мальчики предпочитают выдвигать в лидеры себе подобных. Мотивация выборов среди девочек в большинстве случаев определена желанием общаться больше с мальчиками, чем с девочками. Таким образом, требуется целенаправленная работа с подростками, направленная на формирование общения, создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия детей друг к другу, т. к. в процессе общения со сверстниками оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми.

 

Литература

 

1.      Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Нигер.

2007. - 272с.

2.      Кулагина И.Ю., Коллюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

3.      Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический проект, 2001.

4.      Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.

5.      Римская практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АТС - ПРЕСС, 1999, 376 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Отрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т. е. в его переживаниях и мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается влияние сверстников на развитие подростка в 12- 13-летнем возрасте [1. 20].

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников [2. 289]. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема групповой сплоченности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 365 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 385
    • DOCX 19.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем ПАНОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    ПАНОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
    ПАНОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 75744
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика и психология в системе специального образования

Преподаватель специального образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Курс повышения квалификации

Трансформационные игры в работе психолога

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 194 человека

Курс профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование в спорте

Спортивный психолог

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе