Исповедь
беспокойной совести.
(Урок-размышление по рассказу Л.Н.Толстого «После
бала".)
Цели: 1) обучающая: продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого на примере
его рассказа «После бала» (1903г.), определить
проблематику произведения, идейное содержание.
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом,
используя опорную лексику и литературоведческие
понятия: исповедь, цветовая гамма, совесть, честь, долг, благородство,
достоинство, моральная, нравственная ответственность, рассказ в рассказе,
рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, деталь художественная,
психологизм. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику
героя, работать с иллюстрациями,
музыкальными фрагментами;
3) воспитывающая: способствовать
пониманию авторской
мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего
общества, а также заставить ребят задуматься над
жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать
прочную нравственную позицию учащихся.
Оборудование урока:
портрет писателя Л.Н.Толстого, иллюстрации
из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся (иллюстрация сцен
самого «бала» и «после бала»), музыкальный фрагмент И.Глазунова «Вальс»
(мазурка), высказывания великих людей о писателе Л.Н.Толстом и его творчестве.
Методические приёмы:
беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ,
пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания,
дифференцированные, работа учащихся в группах:
1) литературоведы.
2) художники,
3) исследователи.
План урока: 1). Организационный момент.
2). Вступительное слово учителя (цели урока,
тема, проблемные вопросы)
3). Анализ
прочитанного рассказа Л.Н.Толстого «После
бала», прослушивание музыкального фрагмента И.Глазунова.
4). Проверка
домашнего задания (по группам)
5). Составление и
заполнение таблицы. Выставка работ к
рассказу.
6).
Решение проблемных вопросов урока, составление характеристики героя, чтения стихотворения
Б.Окуджавы «Песенка»
7).
Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
8). Домашнее задание
(дифференцированное).
9).
Обсуждение эпиграфа урока.
Эпиграф:
Толстой призвал каждого человека к
нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей
нравственной ответственности за все свои поступки…
Н.Гусев
Ход урока:
1.
Организационный
момент.
2.
Вступительное
слово учителя.
СЛАЙД1
Здравствуйте,
ребята. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и будем
размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Откройте
свои тетради. Запишите тему урока.
Исповедь
беспокойной совести.
(Урок -
размышления по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст
произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект его, а также в
замысел самого автора.
На нашем уроке
представиться возможность высказаться всем
группам ребят: литературоведам, исследователям, художникам.
2.2. Цель урока: СЛАЙД
2
Понять авторскую мысль: моральная
ответственность человека за жизнь окружающего общества.
2. 3.
Эпиграф
СЛАЙД 3
Толстой призвал
каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к
осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…
Н.Гусев
2.4.
Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов:
СЛАЙД 4
-
Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич?
-
Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл?
-
Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня?
Учитель. Посмотрите на
тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». (Слово
исследователям)
Исповедь- у этого слова два значения:
1) у христиан -
признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние;
2) откровенное
признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях.
·
В каком
произведении мы уже знакомились с определением данного
слова? (в поэме «Мцыри»? - сам Мцыри)
·
А кто
исповедуется перед нами в рассказе Толстого «После бала»?
(Иван Васильевич)
·
Что послужило
поводом для написания рассказа? СЛАЙД 5,6,7
(Время правления Николая 1,
прозванного Николаем Палкиным)
Толстой обращается к событиям прошлого.
Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это
необходимо «для хорошей, правильной жизни».
УЧИТЕЛЬ. Давайте составим словарь урока . СЛАЙД
8
Исповедь, нравственный, композиция,
рассказ в рассказе, прием
контраста, антитеза, сюжет, деталь.
·
Как вы понимаете
слово нравстенный, нравственность? (Исследователи: Человек,
обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения).
·
От чего имени
ведется повествование? (Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и
разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования
необходимо изменить условия, в которых живут люди)
·
Как построен
рассказ? (Рассказ в рассказе).
·
Что означает
слово рассказ?
(Рассказ- это прозаическое небольшое по объёму
произведение, в котором повествуется об одном событии).
·
А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича?
(«Я про себя скажу.
Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого...»)
УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить:
·
Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой
герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл?
·
Какими же внутренними качествами руководствовался
Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей?
СЛАЙД 9
УЧИТЕЛЬ. Проходят столетия. Одно поколение меняет другое. Но неизменными
остаются понятия нравственность, порядочность.
Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему
нравственного выбора наш герой Иван Васильевич.
- Что заставило задуматься его над своей жизнью?
3. Работа с текстом
1. О каком событии из своей жизни
поведал нам рассказчик? (о том, что с ним произошло на балу, что он увидел
после бала).
2. И так окунемся в атмосферу бала.
Звучит музыкальный фрагмент
И.Глазунова «Вальс».
-
Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? (приподнятое, весёлое, т.к. это
мазурка).
-
А какие
чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны
ли они настроению молодого человека на балу?
Найдите в произведении, как писатель описывает эту
сцену бала?
Какие элементы использует Л.Т.Толстой?
(стр.56-57)
СЛАЙД 10
4.Проверка домашнего задания.
Наблюдение над языковыми
средствами.
СЛАЙД 11
(по группам) (зачитываются примеры из 1 колонки и, затем заполняется 2
колонка таблицы).
Таблица.
1
группа «Бал»
|
2 группа «После бала»
|
- зала у предводителя
- хозяева бала
- Варенька
- Полковник
- Иван Васильевич
|
- описание улицы
- солдаты
- наказываемый
- полковник
- Иван Васильевич
|
-зала прекрасная,
бал чудесный.
буфет
великолепный, музыканты
знаменитые,
беспрерывно звучит мотив мазурки.
-белые плечи
добродушной хозяйки, добродушный старичок.
-Варенька вся в
белом, в белых
перчатках, в белом
платье с Розовым поясом, в белых башмачках, грациозная с
сияющими глазами, милыми, ласковыми, царственный вид, величественная (18-ти лет).
- отец Вареньки-
красивый, статный, высокий, свежий с белыми усами,
бакенбардами. С
блестящими глазами, радостной улыбкой, с
широкой грудью.
С сильными плечами
и длинными ногами, старый служака.
-Иван Васильевич,
доволен,
счастлив, пьян от
любви, «обнимал он весь мир своей любовью», добр, блажен, счастлив, восторженное нежное чувство (умилённость).
|
-в весеннем мокром
тумане
движутся пешеходы,
по талому
снегу, огромные сапоги извозчиков шлёпают, кузнец в засаленном полушубке несёт какое – то большое черное;
- чёрные люди, солдаты
в чёрных мундирах, что-то
страшное, приближающее
ко мне, оголённый по пояс
человек,
-сморщенное лицо наказываемого,
оскаленные зубы , это было что-то пёстрое , тело мокрое, красное,
неестественное «что я не поверил, чтобы это было тело человека».
-полковник шёл
твёрдой подрагивающей походкой, румяное белое лицо.
-Ивана Васильевича охватывает грусть, тоска, тревога, разочарование,
|
5. Работа с иллюстрациями учащихся.
- Какое же чувство испытывает на балу Иван
Васильевич от всего
увиденного? Смогли
ли вы это передать в своих работах?
Вспомните свои ощущения на празднике?
Радость — .............................................
Веселье — ..................................................
Любовь — ..................................................
Вальс —..................................................
Восторг —......................................................
Наш герой захвачен
атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку.
·
Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего
повествования?
·
Находит ли оно своё продолжение? (Нет.Оно резко меняется в противоположную
сторону).
·
Почему чувства у героя меняются?
6. Беседа по тексту. Звучит чтение актера сцены «После
бала»
(полковник наказывает провинившегося солдата). СЛАЙД 12
Мы видим, как резко
меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного:
цвет, (белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата,
делать перчатка – связывает части рассказа) – для этого строит своё
повествование на основе контраста- приёма антитезы. СЛАЙД
13
Радость сменяется грустью
веселье- тревогой
любовь- разочарованием.
мотив вальса- барабанной дробью, звуком флейты СЛАЙД 14
восторг - стыдом.
Л.Н. Толстой передает впечатление
повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного
построения фраз (все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так
же двигалась фигура статного полковника), а в первой части этот прием передает
ощущение бесконечного счастья (вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее).
УЧИТЕЛЬ. Контрастное изображение героев, их
психологическое состояния помогают раскрыть социальные противоречия.
Вывод. Толстой -
мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души
человека.
СЛАЙД 15
·
А как вы
думаете полковник на балу и после бала….
(Где он
настоящий?)
·
Почему он
отвернулся?
(Полковник убежден, что «все
делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает
с него вины, а лишь объясняет его поступки. А может он и не считает солдат за
людей).
СЛАЙД 16
·
Каким
представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
·
Какую роль в
судьбе его сыграл случай?
·
Почему не
вмешался наш герой?
(Растерялся.
Понять происходящее он не может. И где-то в глубине души догадывается, именно
общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до
истины Ивану Васильевичу так и не удалось).
УЧИТЕЛЬ:
СЛАЙД 17
В первоначальных редакциях рассказ имел
следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение
названию «После бала»?
УЧИТЕЛЬ: Слово критикам
СЛАЙД 18
· Как распорядился своей судьбой Иван
Васильевич?
· Был ли в этой жизни какой-то
нравственный смысл?
· Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении?
7. Подведение
итогов. СЛАЙД 19
Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения
произведения.
1группа учащихся работает на компьютерах.
2группа выполняет тест на бланках.
8. Домашнее задание.
УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД
19
Над этими вопросами вы сможете подумать еще дома, выполнив
домашнее задание:
1.
Группа №1:
сочинение – миниатюра «Не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась».
2.
Группа №2:
«Был ли в жизни Ивана Васильевича какой-то смысл?»
3.
Группа №3:
напишите письмо Ивану Васильевичу, сохранив стиль эпохи.
9. УЧИТЕЛЬ И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что
не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным человеком. (М. Горький).
Н.Гусев писал:
«Толстой призвал
каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к
осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…»
- Согласны ли вы с автором этих строк?
Тест по теме.
Л.Н. Толстого «После бала»
№ вопроса
|
Вопрос
|
Варианты ответов (подчеркнуть)
|
1
|
Жанр произведения
|
А.Повесть
Б.Очерк
В.Рассказ
|
2
|
Художественный прием, к которому прибег Толстой,
решая творческую задачу:
|
А.Антитеза
Б.Гипербола
В.Аллюзия
|
3
|
Композиция произведения
|
А.Последовательная
Б.Ретроспективная
В.Рамочная
|
4
|
Тема разговора, который происходил между Иваном
Васильевичем и молодыми людьми
|
А.Любовь к жизни человека
Б.Изменение условий жизни ради личного
самоусовершенствования
В.Проблемы в отношении отцов и детей
|
5
|
Состояние, в котором находился Иван Васильевич на
балу
|
А.Он был весел, бесконечно счастлив и влюблен
Б.Он был растерян и обманут
В.Ему было грустно и одиноко
|
6
|
Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу
Вареньки на балу
|
А.Уважение к его заслугам перед Отечеством
Б.Восторг и нежность
В.Робость и уважение
|
7
|
Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно
Иван Васильевич выделял
|
А.Ласковую улыбку
Б.Страстную фигуру
В.Грацию
|
8
|
«А между тем на сердце была почти физическая,
доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях
|
А.На балу
Б.Перед балом
В.После бала
|
9
|
Действие в произведении происходит в годы правления:
|
А.Александра 1
Б.Николая 2
В.Николая 2
|
10
|
Образ полковника, отца Вареньки:
|
А.Не типичен для России начала 19 века
Б.Типичен для своего времени
В.Комичен
|
11
|
Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала:
|
А.Приветливо улыбнулся новому знакомому
Б.Гневно прикрикнул на него
В.Сделал вид, что не знает
|
12
|
Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял
на его дальнейшую жизнь, а именно:
|
А.Он стал военным
Б.Он не стал больше служить
В.Во всех своих неудачах он винил полковника
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.