Главная / Начальные классы / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Скачать материал
#��������#################################################>#<#0#H#=#8#9#########\#A#P#A#.#X#S#L#########C#o#u#r#i#e#r# #N#e#w###########C#o#u#r#i#e#r# #N#e#w###C#
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Катастрофическое снижение показателей жизненно важных параметров здоровья учащихся (установленное учеными «омоложение» заболеваний, хроническое пребывание детей в состоянии стресса, угроза исчезновения генофонда нации) требуют принятия радикальных мер, направленных на сохранение и преумножение здоровья [1]. Как известно, в современных условиях наблюдается резкое снижение здоровья населения. За последние годы в Казахстане ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности. Особую тревогу вызывает здоровье детей и молодежи. Более 2 млн. детей и подростков состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний.  Исследования, проведенные в школах, установило, что 85% учащихся г. Алматы имеют хронические заболевания, а по данным специалистов г. Усть-Каменогорска уровень заболеваемости выше до 91%. Состояние «школьной тревожности» отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 10-12 раз  — близорукостью, в 5 раз — эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза — болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза — мочеполовой системы.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения на 25-50% от образа жизни.

В долгосрочной программе страны «Казахстан-2030» одним из семи приоритетов определено: «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана». В соответствии с данным Посланием, по-прежнему, остаются актуальными на сегодняшний день слова Президента Н.А.Назарбаева: «Сегодня нет сомнения в ценности здоровья: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей, тем более процветающим становится само общество» [8].

В настоящее время проблема здорового образа жизни (ЗОЖ), а также охраны здоровья в педагогической науке рассматривается в нескольких направлениях: теоретико-методологические основы процесса формирования здорового образа жизни (Н.М.Амосов [9], И.В.Бестужев-Лада[10], А.П.Бутенко[11]  и др.); педагогические условия развития опыта самосознания учащихся старших классов как основа укрепления их здоровья (Н.М.Макарова[12], Л.И.Савва [13]); развитие образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса (Н.В. Никитин[14]); валеологические аспекты здорового образа жизни (А.Г.Голев[15], Г.К.Зайцев[16], Н.К.Иванова[17], В.П.Казначеев[18], Е.В.Степкина[19] и др.); вопросы здоровьесберегающих технологий (Л.С.Кожуховская[20],Н.С.Масюкевич[21],Н.Г.Милованова[22],А.А.Плигин[23]  и др.); вопросы гигиены в организации учебно-воспитательного процесса (М.В.Антропова[24],С.М.Громбала[25],И.Д.Зверев[26],Г.Н.Сердюковская[27]); проблема полового воспитания как необходимого аспекта формирования здорового образа жизни учащихся (В.Е.Каган[28].

В Казахстане различные аспекты здорового образа жизни учащихся и студентов раскрываются в работах Г.Д.Алимжановой[36], Р.Р.Амангельдиева[37],З.К.Дунаевой[38],С.А.Жанпеисовой[39].

 Медицинский аспект проблемы формирования здорового образа жизни учащихся в республике представлен в работах Г.Е.Аимбетовой[47], Г.Б.Айтжанова[48], А.А.Аканова[49], Р.К.Бекмухаметова[50], Г.К.Есова[51], К.А.Тулебаевой[50], Б.С.Турдалиевой[51] и др.

Всесторонний анализ исследований по проблемам здорового образа жизни учащихся и различных его аспектов указывает на значительный вклад ученых в разработку теории и практики данного вопроса. Вместе с тем, мы не можем не отметить, что на сегодняшний день отсутствуют специальные исследования по вопросам формирования здорового образа жизни учащихся младших классов в современных условиях. Имеющиеся исследования носят дискуссионный характер.

Всестороннее изучение теории и практики исследуемой нами проблемы позволяет сделать вывод: имеющиеся проблемы со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся младшего школьного возраста во многом связаны с низким уровнем готовности школы, учителей начальных классов в частности, к осуществлению данного вида их деятельности в целом. Для изменения положения дел в школьной системе необходима смена приоритетов: не учение, а здоровье; нравственное, психическое, физическое и социальное благополучие личности и здоровый образ жизни должны стать во главу угла целостного педагогического процесса школы. Смена приоритетов не произойдет до тех пор, пока вся учебно-воспитательная работа школы по формированию здорового образа жизни учащихся старших классов не будет строиться с учетом инновационных здоровьесберегающих принципов: принципа гуманистической и валеологической направленности, принципа природосообразности, принципа учета возрастных особенностей учащихся старших классов и развития их потребностно-мотивационной сферы, принципа учета инновационных педагогических технологий.

Все выше обозначенное позволило нам определить объективно сложившееся противоречие между потребностью общества в здоровом поколении и отсутствием должного осознания со стороны учащихся младших  классов значимости здоровья, здорового образа жизни как ценности и следования ему на практике.

Автор Храбрых Наталья Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 40078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓