Использование
технологий Web Quest
для формирования профессиональных и общих компетенций студентов
Многообразие
видов и форм организации учебной деятельности студентов требует использования
различных источников информации, поиску собственной аргументированной позиции.
Проектная
деятельность, заявленная в ФГОС как приоритетная форма обучения, требует четкой
структурированности.
Технология
веб-квест одно
из возможных решений данной проблемы, так как это связано с использованием
структурного подхода, который дает студентам возможность организовать свой труд
более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы
новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного
мышления.
Веб-квест (Web Quest)
— это
деятельностно- ориентированная проектная дидактическая модель,
предусматривающая самостоятельную поисковую работу обучающихся в сети Интернет.
По
сути, основой веб-квестов является проектная методика. В нашей стране эти
технологии являются новыми, а в Америки им почти 20 лет, существует единая
база данных американских веб квестов.
Разработчиками
веб-квеста как учебного задания является Берни Додж профессор Государственного
университета Сан-Диего.
Берни
Додж определяет веб-квест как «исследовательски-ориентированную деятельность, в
которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета».
Им
определены следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и
проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая
задача и многое другое…
Главная особенность веб квеста
состоит в
том, студенты не блуждают беспорядочно по сети, а поиск проходит по
определенному маршруту, направленному на решение поставленной задачи.
Преподаватель дает студентам список web-сайтов, соответствующих тематике
проекта и уровню знаний. Работа организуется в несколько этапов.
Веб-квест, призван последовательно организовывать каждый этап работы
студента, делать выводы.
Веб-квест –это не только ролевая игра, между студентами
распределяются определенные роли, но и ,чаще всего, это работа в группах. Организуется
несколько групп, например шпионы- детективы-журналисты или экологи, защитник
лес, обыватели и т.д.
Обычно веб
квест представлен в виде главного сайта , как в интернете, так и на
локальном компьютере, разработанного преподавателем. С этого главного сайта
студенты переходят на другие страницы сети. Благодаря гиперссылкам, получается,
что студенты работают в едином информационном пространстве, для которого не
является существенным фактором точное местонахождение учебной информации.
Результаты квеста, в зависимости от изучаемого
материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной
презентации, эссе, веб- страницы, видео ролика, базы данных и т.д.».
Структура
веб квеста может быть организована таким образом:
Например:
Главная страница – титульная
страница, приглашение к работе , здесь дается понятие веб квеста, здесь же
может быть какой –то интересный эпиграф, выражающий смысл или общий дух квеста.
Введение - краткое описание темы
веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.
Задача - формулировка проблемной задачи , выявление противоречивой
ситуации, описание формы представления конечного результата.
Проблемный вопрос - формулируется
на основании поставленной задачи
Гипотезы - формулируются возможные
гипотезы по решению проблемы
Роли - описывается порядок работы и описание
последовательности действий для ролей, необходимых для выполнения задания
Ресурсы - описание ресурсов, необходимых
для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники
информации, которые позволяют более эффективно организовать работу над
веб-квестом.
Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста,
которое представляется в виде бланка оценки.
Заключение - краткое описание того, чему смогут
научиться студенты, выполнив данный веб-квест.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы,
использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для
преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Организация работы студентов в виде
квестов имеет ряд преимуществ:
Преимущество Веб - квестов :
Веб-квест имеет ряд преимуществ,
способствующих решению профессиональных задач :
Ø обеспечивает автономность и
самостоятельность студентов
Ø дает возможность осуществить
индивидуальный подход;
Ø мотивирует учащихся к более
детальному изучению материала;
Ø позволяет использовать большое
количество актуальной информации;
Ø помогает организовать активную
самостоятельную или групповую поисковую деятельность студентов, которой они
сами управляют;
Ø организует работу над любой темой
в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и
нескольких недель;
Ø способствует принятию
самостоятельных решений;
Ø развивает критическое мышление,
тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация,
выделение общего и частного и др.).
ВЫВОД
В настоящее
время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов,
способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с
помощью Интернета. Поэтому работа студентов в таком варианте проектной
деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и
интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при
работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
Ø
использование
ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой
информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций,
веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
Ø самообучение и самоорганизация;
Ø работа в команде (планирование,
распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
Ø умение находить несколько способов
решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант,
обосновывать свой выбор;
Ø навык публичных выступлений
(обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с
вопросами, дискуссиями).
Ø организация работы структурного
подразделения;
Ø оценивание и корректирование
деятельности структурного подразделения
Таким образом, Технология веб-квеста носит
универсальный характер и может быть использована в целях развития компетентности
в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении
способов приобретения знаний, умений из различных источников; данная технология
позволяет, как пополнить знания студентов, так и систематизировать уже
имеющиеся. Технология может стимулировать познавательную активность обучаемых,
так как она является новой, разнообразной формой работы, позволяет проявить
себя не только студенту, но и преподавателю, как творческой личности, а,
следовательно, необходима в современном образовательном процессе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.