Инфоурок Другое Другие методич. материалыИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Скачать материал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

 

         Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно  добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

         Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1,С.154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

        В современном образовании большую роль отводят развитию предметов естественно – математического цикла, добавляют часы на факультативы, кружковую работу, школы работают по профилям. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Технологии развития критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников.

         Технологии развития критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

          Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

     Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

     Так и на уроках информатики есть возможность применять различные методы и стратегии для развития критического мышления.

         Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

1-я стадия  - «Вызов» - ученик ставит перед собой  вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Задачи стадии вызова:

 – актуализация имеющихся знаний;

 – пробуждение интереса к получению новой информации;

 – постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

2-я стадия - «Осмысление». На данной стадии ученик под руководством учителя отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии  - «Что хочу знать?».  Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики  со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

3 –я стадия  - «Рефлексия» размышление и обобщение того, «что узнал» ученик на уроке. Стадия рефлексии необходима для того, чтобы ученики  сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

         На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

          На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

http://festival.1september.ru/articles/533805/img2.jpg-  предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса, например:

 

                                                                                

 

        информатика                          исполнитель                                компьютер

 

- по слайдам просмотренной презентации,

- составление кластеров,

- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

- работа с таблицами,

- «верные и неверные утверждения»,

- «Корзина идей»,

- «Перевернутые логические цепочки» и т.д.

            Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова»  применение таких методов работы позволяет  учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы  позволяет заметить, что ученики  больше общаются  друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут  себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе. 

        На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- информационное домино,

- нахождение информации,

- выбор нужной информации 

с помощью ресурсов интернета,

 - составление алгоритма решения задачи,

обсуждение его в парах,

- поиск нового решения  задачи,

- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

- «Шесть шляп»,

- составление синквейна и т. д.

          На уроках информатики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают  практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

          На стадии вызова и рефлексии используются такие методы, как

  - инсерт -приём используется в три этапа:

1.     В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

2.     Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

3.     Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

- таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал)

 

Знаю

Хочу  знать

Узнал

 

 

 

 

           На стадии «рефлексии» возможно использование таких методов, как:

-  ромашка вопросов Блума – вопросы 1 - простой, 2 - уточняющий, 3 – объясняющий, 4 – творческий, 5 – оценочный, 6 - практический),

- стратегия «Вопросительные слова»,

-  эссе и т. д

Такие виды работы предполагают организацию работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Тем самым учитель не дает  готовый теоретический материал урока, а лишь направляет действия учеников по изучению нового материала. Если ученик сумел освоить сам теоретический материал, то запоминание не будет механическим, а обучение поверхностным. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

     Считаю необходимым применения данных форм в системе, так как большинство ребят с удовольствием выполняют задания через  новые для них приемы.

         При дальнейшем внедрении в свою педагогическую деятельность технологии развития критического мышления, прогнозирую такие результаты:, у учеников должны сформироваться такие характерные особенности, как

- рациональность – стремление найти лучшее объяснение

- непредубежденность – рассмотрение и признание множества возможных точек зрения и перспектив

- суждение – признание степени и значения доказательств

- дисциплина – стремление быть точным и  всесторонним

- самосознание – осознание субъективности собственных предположений. [1,С.150]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 154 с.

2.     АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 150с.

 

 

 

         

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно  добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

 

         Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1,С.154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 974 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 545
    • DOCX 125.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рамазанова Жана Ермековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рамазанова Жана Ермековна
    Рамазанова Жана Ермековна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3535
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе