Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.


Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1,С.154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

В современном образовании большую роль отводят развитию предметов естественно – математического цикла, добавляют часы на факультативы, кружковую работу, школы работают по профилям. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Технологии развития критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников.

Технологии развития критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Так и на уроках информатики есть возможность применять различные методы и стратегии для развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

1-я стадия - «Вызов» - ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Задачи стадии вызова:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

2-я стадия - «Осмысление». На данной стадии ученик под руководством учителя отвечает на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии - «Что хочу знать?». Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А ученики со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.

Задачи стадии реализации смысла:

- помочь активно воспринимать изучаемый материал,

- помочь соотнести старые знания с новыми.

3 –я стадия - «Рефлексия» размышление и обобщение того, «что узнал» ученик на уроке. Стадия рефлексии необходима для того, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

Задачи стадии рефлексии:

- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,

- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

На каждой стадии урока используются различные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На стадии вызова возможно использование таких методов, как:

- предположение темы урока по ключевым словам разгаданного ребуса, например: hello_html_110fccf3.pnghttp://festival.1september.ru/articles/533805/img2.jpg

C:\Documents and Settings\oksana\Рабочий стол\уроки 2013-2014\5 класс\1 урок\ребус2.jpg


информатика исполнитель компьютер


- по слайдам просмотренной презентации,

- составление кластеров,

- работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами,

- работа с таблицами,

- «верные и неверные утверждения»,

- «Корзина идей»,

- «Перевернутые логические цепочки» и т.д.

Способы организации работы на стадии «вызова» можно проводить как в форме индивидуальной работы, так и в её сочетание с парной и групповой работой. На этапе «вызова» применение таких методов работы позволяет учащимся не только вспомнить материал, изученный на прошлых уроках, но и учиться работать в группе, слушать и слышать друг друга, анализировать информацию, делать выводы, искать пути решения поставленной задачи. Использование таких методов работы позволяет заметить, что ученики больше общаются друг с другом, интересуются мнением других учеников в группе, медленные ученики не ведут себя обособленно так, как и им достается определенная роль в группе.

На стадии осмысления возможно использование таких методов, как:

- информационное домино,

- нахождение информации,

- выбор нужной информации

с помощью ресурсов интернета,

- составление алгоритма решения задачи,

обсуждение его в парах,

- поиск нового решения задачи,

- работа по готовому алгоритму, где требуется изучить ресурс, составить к алгоритму тонкие и толстые вопросы и проработать их в парах,

- «Шесть шляп»,

- составление синквейна и т. д.

На уроках информатики стадия «осмысления » проходит, в основном, в виде практических работ, на которых можно проводить такие формы работы, как воспользуйся ресурсами Интернет для поиска информации, найди дополнительную информацию, проанализируй как ее применить в работе, как текстовую информацию представить в виде числовой, а затем представь ее графически в виде диаграмм и т. д. Выполняя такие задания, ученики не только отрабатывают практические навыки работы на компьютере, но и учатся осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы и применять ее на практике.

На стадии вызова и рефлексии используются такие методы, как

- инсерт -приём используется в три этапа:

  1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

  2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

  3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

- таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал)


Знаю

Хочу знать

Узнал





На стадии «рефлексии» возможно использование таких методов, как:

- ромашка вопросов Блума – вопросы 1 - простой, 2 - уточняющий, 3 – объясняющий, 4 – творческий, 5 – оценочный, 6 - практический),

- стратегия «Вопросительные слова»,

- эссе и т. д

Такие виды работы предполагают организацию работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Тем самым учитель не дает готовый теоретический материал урока, а лишь направляет действия учеников по изучению нового материала. Если ученик сумел освоить сам теоретический материал, то запоминание не будет механическим, а обучение поверхностным. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Считаю необходимым применения данных форм в системе, так как большинство ребят с удовольствием выполняют задания через новые для них приемы.

При дальнейшем внедрении в свою педагогическую деятельность технологии развития критического мышления, прогнозирую такие результаты:, у учеников должны сформироваться такие характерные особенности, как

- рациональность – стремление найти лучшее объяснение

- непредубежденность – рассмотрение и признание множества возможных точек зрения и перспектив

- суждение – признание степени и значения доказательств

- дисциплина – стремление быть точным и всесторонним

- самосознание – осознание субъективности собственных предположений. [1,С.150]












Список литературы.

  1. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 154 с.

  2. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Руководство для учителя, 2012. 150с.




  • Другое
Описание:

Основной целью образования сегодня является разностороннее и своевременное развитие учащихся, т. е. ученики должны уметь осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Этой цели можно  добиться, систематически используя технологии развития критического мышления.

 

         Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. [1,С.154] Критическое мышление предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Автор Рамазанова Жанар Ермековна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1942
Номер материала 31394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы