- Учебник: «Физическая культура», Лях В.И.
- Тема: Твои физические способности
- 30.09.2020
- 296
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Использование технологии критического мышления на уроках географии»
Тема ДИПЛОМНой РАБОТы: «Использование технологии критического мышления на уроках географии»
2 курс на базе ВПО по специальности 5В011600– «География»
Научный руководитель: ст.преподаватель кафедры экологии и географии Дюсупова Ж.М.
Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Республике Казахстан. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Мышление оценочное, рефлексивное.
Таким образом научить детей мыслить критически - это «единственное средство современной культуры и всей человеческой цивилизации, которое может одновременно и утолить жажду по определенности, по ясным ориентирам, и существенно уменьшить опасность погружения в иллюзии».
Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления школьников в процессе изучения географии; необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся.
Объектом нашего исследования является процесс обучения географии в школе.
Предметом выступили развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии.
Цель: выявить психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследовать технологию развития критического мышления школьников в процессе обучения и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: развитие критического мышления школьников в процессе обучения географии будет протекать наиболее эффективно, если:
1) будут учтены психологические особенности школьников подросткового возраста;
2) будет произведен отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления;
3) будут использованы различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;
4) развитие критического мышления школьников будет осуществляться целенаправленно.
Для реализации сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выявить психологические особенности подросткового возраста как основу для развития критического мышления.
2) Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах), произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления.
3) Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии, проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты.
В ходе исследования были использован следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, педагогический эксперимент.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения; содержит картосхемы, таблицы, диаграммы, схемы. Было использовано более 40 источников информации..
База исследования: в течение 2012-2013, 2013-2014 учебных годов проводилось изучение опыта работы учителя географии КГУ «СШ им. Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области, педагогический эксперимент с учащимися 6, 7 классов. В эксперименте участвовало 44 школьника.
Целью педагогического эксперимента является реализация экспериментальной системы обучения с использованием разработанных нами приемов развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии.
В ходе нашего исследования были выявлены психолого-педагогические аспекты развития критического мышления подростков, исследована и апробирована в опытно-экспериментальной работе технология развития критического мышления школьников в процессе обучения географии. Разработаны, описаны и апробированы приемы развития критического мышления школьников 6-7 класса.
Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
1 Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
2 Умение формулировать корректные вопросы;
3 Интерес к творческой деятельности;
4 Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
5 Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
6 Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
7 Положительная мотивация к учебному предмету;
В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что:
целенаправленное развитие критического мышления школьников 6-7 класса в процессе обучения их географии возможно при учете психологических особенностей школьников подросткового возраста;
для развития критического мышления школьников в процессе обучения их географии необходим отбор соответствующего учебного материала;
для более эффективного развития критического мышления шестиклассников нужно использовать различные методические приемы развития критического мышления на уроках и практических работах по географии;
в ходе обучения школьников географии развитие критического мышления не происходит спонтанно.
В результате проведенной диагностики по определению уровня сформированности компетентностей разрешения проблем, было выявлено, что на начальном этапе (2012-2013 учебный год, I полугодие) 80% учащихся находились на первом уровне и 20% на втором уровне.В следующий наблюдаемый период количество учащихся, находящихся на втором уровне увеличилось на 16%. А на выходе 36% учащихся находились на 3 уровне. Диагностика по уровня сформированности информационной компетентности позволяет сделать следующие выводы:
1 на начальном этапе 72% учащихся находились на первом уровне;
2 на выходе лишь 28% учащихся;
3 количество учащихся второго уровня сформированности компетентности увеличилось на 36%;
4 у 8% учащихся третий уровень.
В целом у учащихся наблюдается либо стабильность, либо положительная динамика.
Уровень сформированности коммуникативной компетентности также имеет положительную динамику: снижение на 26% учащихся с первым уровнем, рост на 16% учащихся со вторым уровнем, и на конечном этапе диагностики 8% учащихся достигли третьего уровня.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что применение технологии критического мышления позволяет формировать ключевые компетентности. При этом нужно отметить, что на выходе 52% учащихся находится на первом уровне сформированности компетентности решения проблем, по другим же компетентностям достигнутые уровни выше. Следовательно, в дальнейшей работе необходимо использовать методические приемы, направленные на формирование компетентностей разрешения проблем.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель реализована и гипотеза подтверждена эмпирически.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе профессиональной деятельности учителей географии.
Нами разработаны план-конспекты уроков, проведенные на базе КГУ «СШ им.В.Ленина» с.Катон Катон-Карагайского района ВКО по различным курсам географии с использованием технологии критического мышления; предложен перечень приемов технологии критического мышления, используемых на уроках географии.
Фаза урока
Используемые приемы технологии РКМЧП
Вызов
мозговой штурм
кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Осмысление
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Чтение со стопами
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
Стратегия решения проблем «Идеал»
Прием «Мудрые совы»
Рефлексия
Написание эссе
Рефлексивный экран вопросов
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
Что нового вы узнали на уроке
Написание синквейна
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Уровень I
Уровень II
Уровень III
Уровень IV
Разрешение проблем
-демонстрирует понимание проблемы,
-демонстрирует понимание цели и задач деятельности,
-демонстрирует понимание последовательности действий
-формулирует цели и задачи деятельности по решению проблемы с помощью учителя,
-планирует свою деятельность.
-формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,
-ставит достижимые и измеримые цели,
-проводит текущий контроль реализации плана деятельности
-предполагает последствия достижения результатов.
-формулирует и анализирует проблему,
-определяет стратегию решения проблемы,
-анализирует ресурсы и риски,
-проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.
Работа с информацией
-осознаёт недостаток информации
в процессе реализации деятельности,
-применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,
- демонстрирует понимание полученной информации,
-демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу
-осознает, какой информацией по вопросу он владеет, а какой-нет,
-применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников.
-планирует информационный поиск,
-владеет способами систематизации информации,
-критически относится к полученной информации,
-приводит аргументы
-определяет уровень информи-рованности, необходимый для принятия решения,
-выбирает информационные источники, адекватные цели задания,
-разрешает противоречия,
-делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенос-ти
Коммуникация
-соблюдает нормы изложения простого текста,
-соблюдает нормы речи в простом высказывании,
-работает с вопросами на уточнение,
-высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.
-соблюдает нормы изложения сложного текста,
-соблюдает нормы речи в сложном высказывании,
-работает с вопросами на понимание,
-взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
-определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,
-использует невербальные средства воздействия на аудиторию,
-работает с вопросами в развитие темы,
-совместно с членами группы получает результат взаимодействия.
-определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,
-использует риторические и логические приемы,
-работает с вопросами на дискредитацию,
-успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы
Ключевыекомпетентности
6 класс
2012-2013 уч.год, I полугодие
6 класс
2012-2013 уч.год, II полугодие
7 класс
2013-2014 уч.год, I полугодие
тема курса
форма задания
тема курса
форма задания
тема курса
форма задания
1. Разре-шения проблем.
Знакомства со способами обозначения абсолютной высоты и глубины на физической карте.
Творческое задание.
Одно озеро глубокое, другое мелкое. В каком больше воды?
Стадия рефлексии метод 5-ого эссе.
Состав гидросферы.
Стадия вызова, метод «мозговая атака».
На основе противоречия сформулировать проблему.
В общем объеме гидросферы пресные воды составляют 2%, а человеку в хозяйственной деятельности необходима пресная вода.
Климат Африки.
Вследствие чего на юго-западном побережье материка образовалась пустыня Намиб?
Стадия вызова, метод «продвинутая лекция»
(I вариант).
2. Информа-ционная.
Земля и ее строение.
Сейчас вы будете читать текст о внутреннем строении Земли.
Подумайте, каково ваше представление об этом.
Запишите все, что вы знаете или думаете об этом.
Стадия осмысления, метод чтения остановками.
Реки.
Приступите к чтению параграфа. Во время чтения делайте отметки на полях.
Стадия осмысления, прием инсерт или таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».
Освоение Земли человеком.
Прочитайте параграф, подготовьте эссе, в котором раскройте следующие вопросы:
1. Какая информация и для чего вам была нужна?
2. Что нового вы узнали из текста?
3. Какие вопросы и противоречия остались неразрешенными?
Стадия рефлексии, (м.б.дом.работой), метод эссе.
3. Коммуни-кативная.
Горные породы и минералы.
Нарисуйте схему «Виды горных пород».
Оцените работу словами «правильно»/ «неправильно». Чтобы легче оценивать – подсказка в учебнике, а затем оцените работу рядом сидящего ученика.
Стадия вызова, метод самооценки, взаимоопроса.
Климат.
Обсудите в группе и самостоятельно запишите, в чем влияние климата на жизнь и деятельность человека.
Стадия осмысления, метод «групповая дискуссия».
Природные зоны мира.
Составить характеристику одной из природных зон (работа в группе)
6 625 797 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мергазина Анар Ерлановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.