Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыИспользование техники городецкой росписи в художественном творчестве

Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение  Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.

 

 

Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».

 

Мастер- класс

  "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"

 

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель ГПД 

1 категории

МОУ Шатковская СОШ №1

 Журкина Екатерина Ивановна

 

 

 

 

2013 год

Р. П. Шатки

 

 

 

 

  Цели  занятия

1.      Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать  познавательную  активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2.     Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3.     Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для учащихся

  • модели для раскрашивания
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • палитра

 Оборудование для учителя

  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакаты «Городецкая роспись»
  • презентации «Городецкая роспись»

 

 

 

Планируемые результаты.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок  городецкой росписи.

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Методы:

1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

 

Этап  занятия

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

 

I. Организационный момент (1 мин.)  

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к  занятию

 

Встали ровно, прозвенел звонок.

Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

 

 (С)Ученик:

Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

 

Регулятивные(правильность выбора учебных принадлежностей)

Настрой на занятие.                             

Самооценка готовности к  занятию.

 

II. Целеполагание            (1 мин.)     

 

Определение цели  занятия

 

Воспитатель:  Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться  Василиса Прекрасная (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)

 

(С) Ученик:

   Городецкая роспись. Как ее нам не знать!                  Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
                   Здесь такие букеты, что нельзя описать.
                   Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 

Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)

Регулятивные (в сотрудничестве с  воспитателем ставить творческие и учебные задачи)

 

III. Введение в тему (3 мин.)     

 

Проявление интереса к теме

 

(С) Воспитатель: Какие красивые изделия показала  нам  Василиса.

Что же  на них изображено?

Воспитатель: Красота. Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.

  Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. 

Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

 

 

(С) Ученик: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!

 

Познавательные (ознакомление с многообразием сюжетов в росписи)

Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к   росписи).

Коммуникативные (формирование собственного мнения )

Рассуждают о многообразии   и  красоте изделий.

 

 

IV.     Техника выполнения городецкой росписи.(3 мин.)

Правильность выполнения задания

 

 (С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”,   “конь”, сюжетная роспись.

Мы будем расписывать наши изделия, используя цветочную роспись.

(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:

1)подмалёвок, 2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.

(С)Последовательность изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок.

Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.

 (С)Последовательность изображения цветка – розы. Городецкая роза.

Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.


Давайте мы немного разомнемся, и начнем расписывать изделия.

 

Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)

 

Коммуникативные (задавать существенные вопросы)

 

V.Физкультминутка (1 мин.)

 

   Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

 

VI. Творческая практическая деятельность учащихся.(14 мин.)

Применение новых знаний

 Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и   расписать в технике городецкой росписи  макет  разделочной доски,   чаши и  подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.

Рисуют узор

Регулятивные  (работа по образцу)

Личностные (составление своего узора)  Коммуникативные (общение с соседом по парте)

VII. Рефлексия (итог урока). (3 мин.)

Оценка

 

- Приглашаю всех прикрепить  свои работы на выставке.

-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

 

Рефлексия

Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

 

УченикРисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца-

Это все из Городца!

 (С)Ученик

Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.

 

 

 

 

Коммуникативные (умение выражать свои  мысли)

 

Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение  Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.

 

 

Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».

 

Мастер- класс

  "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"

 

 

 

 

 

Подготовила

воспитатель ГПД 

1 категории

МОУ Шатковская СОШ №1

 Журкина Екатерина Ивановна

 

 

 

 

2013 год

Р. П. Шатки

 

 

 

 

В. Встали ровно, прозвенел звонок.

Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

В Нижегородской области, где и мы с вами живём, есть небольшой городок, который славиться по всей нашей огромной стране. Что это за город нам расскажет Гурьева Маша.

С)Ученик:

Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью, творец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Воспитатель:  Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться  Василиса (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)

Здравствуй Василиса! Проходи,  поведай нам, что ты знаешь о городецкой росписи.

(С)  Василиса:

   Городецкая роспись. Как ее нам не знать!    

   Здесь и жаркие кони, молодецкая стать

                Здесь такие букеты, что нельзя описать.
                   Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

 

 

Красивые узоры показала нам Василиса . Расскажи подробнее что же  на них изображено? (Показывает на доске)

   Василиса: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!

Воспитатель:  Действительно чудо – роспись! Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.

  Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. (Включаю отрывок)

Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном. Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

 (С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”,   “конь”, сюжетная роспись.

Мы будем расписывать наши модели, используя цветочную роспись. Цветы (С) в городецкой росписи имеют своё название ромашка, розан, купавка, роза. Выполняются они на основе круга, у ромашки и розана сердцевина в центре, у купавки и розы сердцевина сбоку и лепестки  похожи на скобки. Формы листьев похожи на тыквенные семечки, а вот прожилки в них самые разнообразные. Это и штриховка и капли.

Словарная работа:

(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:

1)подмалёвка, 2). тенёвка, 3) оживка.

Подмалевка - круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.   Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.

 Теневка (оттенок) - нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
   Оживка (разживка) -  тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Объясняю и показываю

 Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и   расписать в технике городецкой росписи  макет  разделочной доски,   чаши и  подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.

Городецкая роспись начинается с подмалевка широкой кистью, плавным движением руки мы рисуем круги. Там, где мы нарисовали круги, позднее появятся цветы, поэтому сразу определяемся какого цвета они будут.

 (С)  Купавка - традиционный городецкий цветок.

Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.

 (С)  Городецкая роза.

Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.

 

 Физкультминутка

   Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

 

После того, как краски подмалевка подсохнут можно начинать тенёвку. Теневкой называют более подробную прорисовку силуэта темной краской. Так появляются сердцевины и лепестки цветов,  прожилки листьев в виде капель и травинок. Тенёвка подчеркивает основные цвета изображений, оттеняет их. Розовый цвет цветка оттеняет красный цвет лепестков, голубой темно – синим.

Завершающий этап городецкой росписи – оживка. Оживка выполняется тонкой кисть белилами  (белой гуашью). Рисунок под кистью с белилами словно оживает. Появляются тонкие усики, решетки, маленькие точки, спиральки, капельки и травинки.  Белая краска подчеркивает образы доводя их до совершенства. Оживка требует от мастера максимального старания т. к. небрежно выполненная оживка может испортить всю работу.

 

 Посмотрим , что у вас получилось? Выбираю работы на выставку.

Приглашаю всех прикрепить  свои работы на выставке.

УченикРисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца-

Это все из Городца!

 (С)Ученик  Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.

-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Рефлексия

Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

– Кто считает, что работу не успел завершить?

– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  1. 1. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать  познавательную  активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
  2. 2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
  3. 3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
  4. Выполнена презентация к этому занятию, ищите в других материалах.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 308
    • DOCX 37.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Журкина Екатерина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Журкина Екатерина Ивановна
    Журкина Екатерина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10879
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 410 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 542 человека

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 783 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 842 человека

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе