Использование
современных здоровьесберегающих технологий
на
уроках немецкого языка
Нет никакого сомнения в том, что компьютер быстро внедряется в преподавание и занимает важное место на
уроках.
Но повсеместное проникновение средств ИКТ в общее
среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь
наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе
обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации,
которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Ухудшение здоровья
детей школьного возраста стало в последнее время не только медицинской, но и
серьезной педагогической проблемой. Специалисты считают, что от 20 до 40%
негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой: ухудшение
здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного
процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в
школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. «Здоровьесберегающие
технологии» интегрирует все направления работы школы по сохранению,
формированию и укреплению здоровья учащихся.
Иностранный язык является одним из
наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью,
требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего
урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие
технологии как педагогическое понятие.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии это – системно организованная совокупность программ, приемов,
методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью
его участников Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии
появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор
воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических
мероприятий. Но это не одно и то же.
Задачей здоровьесберегающей педагогики
является такая организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких
условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во
время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления.
Важным элементом здоровьесберегающих технологий является также обеспечение
оптимальных гигиенических условий в школе, создание благоприятного
эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Доброжелательная обстановка на уроке,
спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя
на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных
ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор
или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым
может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого
ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом
получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу,
продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого
урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с
чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и
напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических
барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Понятие “здоровьесберегающая технология”
относится к качественной характеристике любой образовательной технологии,
показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья.
Каким
должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
1. С целью
предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические
игры, проводятся физкультминутки, вводится искусствоведческий материал,
благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников; используются
эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, чередование
видов деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется
смена рода занятий через 7–10 мин; предъявление разнообразных заданий,
развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая
проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение
урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические
паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения,
способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного
творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с
дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для
рациональной организации учебной деятельности учащихся используются
видеоматериалы, средства ИКТ; обеспечивается индивидуальный и
дифференцированный подход в процессе обучения;
4. С целью
укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке
благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха
для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на
уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в
собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они
являются здоровьеразрушающими;
5. Решая
проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью,
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации
учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение,
чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;
обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся, корректировать
освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных
перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у
учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы,
связанные со здоровым образом жизни.
Элементы здоровьесберегающих технологий на
уроках немецкого языка.
Так как я преподаю
немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы
здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что
применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет
первостепенное значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет.
Поэтому на моих уроках я использую:
а) методы позитивной психологической поддержки ученика;
б)
учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к
детям с разными возможностями;
в) поддержание познавательного интереса к изучению языка
г) принцип двигательной активности на уроке.
Для повышения здоровья учащихся огромное
значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей
необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать
время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа,
чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и
письменно), творческие задания, “мозговой штурм”и т.д. Они способствуют
развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена
различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная
смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки
утомления). На моих уроках присутствуют элементы технологий
личностно-ориентированного и дифференцированного обучения: интерактивного,
проблемного обучения, игровые моменты, ролевые игры, активно использую ИКТ.
Прием «Написание синквейна»
Слово «синквейн» происходит от французского и
означает пятистрочное стихотворение, написанное по определенным правилам.
Используя данный прием, ученику потребуется синтезировать известную ему
информацию или материал по той или иной теме. На первой строчке записывается
одно слово - существительное. Это слово определяет тему синквейна. На второй
строчке - два прилагательных, раскрывающих эту тему. На третьей строчке
записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из
нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.
Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в
контексте с темы. Последняя строчка - это слово синонимичное слову,
определяющему тему в первой строке, которое дает новую интерпретацию темы,
позволяет выразить к ней личное отношение. Использование данного приема дает
хорошие результаты на стадии рефлексии или анализа прочитанного.
Приём «Кластер»
Прием «Кластер» применим как на стадии вызова,
так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация,
касающаяся какого – либо понятия или темы, систематизируется в виде
кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, а вокруг смысловые
единицы связанные с ним и т.д. Последующие ассоциации обучающиеся логически
связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного
конспекта по изучаемой теме: этот прием эффективен при обучении и закреплении
лексики. Также можно варьировать формы кластера («Ёлочка», «Птица», «Паук»,
«Солнышко» и т.д.)
Активное
поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования упражнений,
сопровождающиеся движениями. Отличительной особенностью многих упражнений на
уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового
образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки,
запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети
показывают сами и на себе. При подборе таких заданий стараюсь следить за тем,
чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Ø
при
изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать ее в воздухе;
Ø
при
изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом,
движениями;
Ø
игра
«Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежда, город и т.
д.);
Ø изобразить
действия, которые выполняются каждый день
Песня на
уроке – хороший вид релаксации, представляющий возможность учащимся не только
отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических,
грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для
отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в
аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции
голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает
музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
На
примере песен можно показать спряжения глаголов, активизировать лексику по
темам. При подборе песен и стихотворений к уроку обращаю внимание на
следующее:
Ø
важно,
чтобы грамматический и лексический материал сочетался с темой урока;
Ø
необходимо
подбирать стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять
разнообразные движения;
Ø
текст
чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в
начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться
дыхание.
Для разнообразия занятий, можно предложить
передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие
стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает
творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев
и кистей рук.
Punkt, Punkt …
Punkt, Punkt, Komma, Strich –
fertig ist nun das Gesicht.
Körper, Arme, Beine dran –
fertig ist der Hampelmann.
Hände, Füße und ein Hut.
Ist der Hampelmann nicht gut?!
Punkt, Punkt, Komma, Strich fertig ist das Mondgesicht.
В целях предотвращения утомления учащихся,
а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я включаю
оздоровительные моменты: фонетическую зарядку, физкультминутки, динамические
паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз. Они не
только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают
возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки можно
провести в сопровождении речевок, рифмовок, песен, которые произносятся детьми,
или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся
запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые
производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов.
Хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть
неотъемлемой частью физкультминуток. Тексты следует произносить четко, но не
громко.
Языковой материал для сопровождения
физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал
необходимо усложнять. В начале физкультминутки сопровождаются простыми
рифмовками типа:
Eins, zwei, drei,
vier
Alle, alle turnen wir.
Затем в рифмовку вместо глагола turnen
вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen и т.д. Дети
произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые
действия.
Ich bin groß,
Du bist klein, .
Er ist lustig,
Wir sind fein!
Ihr seid sportlich,
Sie sind fleißig.
Alle
kommen
Aus Leipzig!
Затем в рифмовки включаются слова,
обозначающие части тела. Например:
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.
Затем эта же лексика закрепляется в
новых более сложных рифмовках.
Поскольку
количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и
восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.
1. Крепко
зажмурьте глаза на 3–5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).
2. Быстро поморгайте глазами в
течение 30–60 сек (считаем десятками от 10 до 100).
Обязательным
условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный
фон. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки,
медитативно релаксационные упражнения, упражнения на
рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на
немецком языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра
«Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя
видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра
«Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то
нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика
«Утренний сбор»
Дети делятся со своими одноклассниками планами на
сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.
Медитативно
- релаксационные упражнения.
1.Упражнение «Я вижу, я
слышу, я чувствую».
-ученик должен сказать три предложения, что он видит;
-три предложения, что он слышит,
-три предложения о том, что он чувствует.
Количество предложений зависит от уровня обучения.
2. Упражнение на релаксацию и
визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина.
Учитель на немецком языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий
шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного
микроклимата является похвала ученика.
Она может быть
вербальной : «Well done!», «How clever you are!»,
«Good boy/girl!» и т.д.
Невербальные
методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Похвалу учителя
можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
В
рамках технологии здоровьесбережения учителю ИЯ рекомендуется:
1. Следите за
обстановкой и гигиеническими условиями в классе (кабинете): температурой и
свежестью воздуха, рациональностью освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2.
Используйте на уроке частую смену видов
речевой деятельности
3.
Применяйте различные методы обучения и
формы работы, ТСО (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую,
парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через
10–15 минут;
4.
Используйте методы, способствующие
активизации и творческому самовыражению учащихся
5.
Применяйте физкультминутки, динамические
паузы или минуты релаксации
6.
Обязательно наличие внешней мотивации
(оценка, поддержка, соревновательный момент).
7.
Стимулируйте внутреннюю мотивацию
– стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу,
удовольствие от полученных знаний.
8. Включайте
в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом
жизни ( «Спорт и здоровый образ
жизни»;«Климат и его влияние на здоровье человека»; «Здоровое питание и его
влияние на здоровье человека»;«Профилактика болезней»;«Природная среда как
фактор здоровья населения»;«Проблемы молодежи»)
9.
Поддерживайте у детей веру в
собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
10. Создавайте
на уроке положительний психологический климат
Здоровье школьников – это политика, в которой
воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного
языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Они позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниям на уроке,
преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения
иностранному языку и сделать процесс обучения увлекательным.
Приложение
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
Eins,
zwei, drei, vier
Alle, alle stehen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle sitzen wir.
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle springen wir.
Mit
dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Mit den Händen klapp, klapp, klapp
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick
Mit dem Finger tick, tick, tick
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.
Die Arme, die Hände
die Füße und Bein
wir müssen sie üben
um kräftig zu sein.
Можно
разучить рифмовки, позволяющие закрепить лексику “Виды транспорта”. Дети с
удовольствием имитируют езду на различных видах транспорта.
Kling, klang
Gloribus
wir fahren mit dem Autobus
Kling, klang Glorian
wir fahren mit der
Straßenbahn
Kling, klang Glorio
wir fahren mit der Metro.
Wasser, Sonne, Luft und Wind
Uns`re besten Freunde sind.
Alle
Kinder, groß und klein
wollen gute Sportler sein
Frühling, Sommer, Herbst und
Winter - Sport ist gut für alle Kinder.
Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,
Sport und Spiel wird groß geschieben.
(Эта
рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети
поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над
головой, опускают руки вниз.)
К теме „Der
Herbst“
Es regnet, es regnet und alles ist
nass
Plätze, Straßen, Bäume, Dächer, Häuser, Graß.
Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen!
Sollen uns vor Kälte schützen!
При работе над темой „der Winter“
Schön ist der Winter
für Große und Kinder.
Eins, zwei, drei, vier,
Schlittschuh laufen alle wir.
Fünf, sechs, sieben, acht
wir machen eine Schneeballschlacht.
Eins, zwei, drei – juchei,
Wir spielen alle Eishockey.
Eins, zwei, drei, vier
alle, alle rodeln wir
Hurra, ihr Leut
wir fahren Schlitten heut’.
Wir (fahren) laufen Schi, wie fein ist das
Auch Rodeln macht uns großen Spaß.
Hurra, es ist soweit!
Heute nacht hat es geschneit!
Schnell einen Ball gemacht,
und auf, zur Schneeballschlacht.
He – juchhe –
im ersten, weichen Schnel.
При работе над темой „Das
Zimmer“
Eins, zwei, drei, vier
unser Zimmer fegen wir
Eins, zwei, drei, vier,
Staub wischen alle wir.
К теме „der
Sommer“ хорошо подходит рифмовка:
Heute ist das Wetter warm,
heute kann’s nicht schaden
Schnell herunter an der See,
heute gehen wir baden.
Eins, zwei, drei, vier,
alle, alle, baden wir,
schwimmen wir,
tauchen wir,
in der Sonne liegen wir.
Kommt, wir wollen Blumen
pflücken, unser Zimmer
damit schmücken.
Для проведения
физкультминуток подходят игры с мячом:
1. Ball, roll
herbei,
1, 2, 3, Ball, roll herbei!
1, 2, 3, und 4, Ball, rolle fort von hier!
1,
2, 3, Ball roll herbei
2. Seht
meinen Ball mal an!
Seht, wie er springen kann!
Hopp, hopp, ho!
Macht’s auch mal so
Hopp, hopp, hopp
Pferdchen, lauf Galopp!
Uber Stock und über Steine,
aber brich nicht deine Beine!
Immer
im Galopp! Hopp, hopp, hopp!
Имитационная
игра
Цель: эмоциональный настрой.
Учащиеся стоят лицом друг к другу.
Ich gebe dir meine linke (rechte) Hand
(протягивают друг другу поочередно руки)
Und einen dicken Kuss dazu (округляют губки)
Ich mag dich (кладут
руку на сердце)
Wie ein Elefant
(показывают большие уши слона)
So gross! (тянутся вверх)
Und immer zu!
(обнимают друг друга/ пожимают друг другу руки)
Задания такого рода способствуют
воспитанию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого
дыхания и артикуляции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.