Использование современных
здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший
показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую
ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не
только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Один из самых
негативных факторов для здоровья школьников является общая стрессовая система
организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне
снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается
состояние тревожности.
Все это обуславливает необходимость в формировании особой,
щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и
предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.
Иностранный язык является одним из наиболее
трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей
от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот
почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению
здоровьесберегающих технологий. Использование новых форм и методов преподавания
и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости,
росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному
напряжению. В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности школьников.
На уроках обучающимся приходится много
запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию,
поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим
технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет
организация урока. Я стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания
учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся, смена
видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на
вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания,
"мозговой штурм” – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют
развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки,
веселые четверостишия необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Индивидуальное дозирование объема учебной
нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря
применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по
домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья
учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом;
задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать
монотонности на уроке.
Устранить утомление можно, если оптимизировать
физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует
переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства
восстановления работоспособности.
Для создания приятной и располагающей обстановки на
уроке, я использую зарядки - релаксации. По времени
это занимает 3-5 минут. Цель релаксации - снять умственное
напряжение, дать детям небольшой отдых, что ведет к улучшению усвоения
материала. Формы релаксации различны:
·
это
всякого рода движения,
·
игры по ситуациям,
·
использование пантомимы,
·
игра в мяч,
·
пение,
·
танцевальные движения.
Но при ее проведении я ставлю перед учениками
цель - запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая
память.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание
у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные
эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на
организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение
к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих
технологий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.