Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Опыт
работы
по
использованию
современных
технологий
в образовательном
процессе
Автор опыта: учитель
начальных классов высшей
квалификационной категории
МБОУ «Гимназия»
Туманова
Надежда Валентиновна
2012
год
В современный период
развития общеобразовательной школы формирование личности ученика предполагает
максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в
процессе обучения. Любая активность связана с индивидуальными целями и
намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть
навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика,
ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъективной активности.
Отношение
школьников к учению характеризуется активностью, которая определяет степень
«соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре
активности выделяются следующие компоненты:
-готовность выполнять учебные
задания;
- стремление к
самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения
заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой
личный уровень и др.
Управление
активностью школьников в педагогике называют активизацией. Главная цель
активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества
учебно-воспитательного процесса.
В свете
современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить
каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о
формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к
учебному процессу.
Изменение целей современного
образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы
учителя. Мы переходим с объяснительно-иллюстративного способа обучения на
деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом
учебной деятельности.
Я работаю
учителем начальных классов более 35 лет. Для меня урок – это не только
основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью
ученика. А для того, чтобы обучение на самом деле имело развивающий характер,
необходимо соблюдать одно важное условие – развиваемый субъект должен быть
включен в активную деятельность и общение.
Главной задачей
для меня является вовлечь учащихся в активный познавательный процесс,
развивать готовность детей к овладению современными средствами информации и
способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.
Главным условием
формирования познавательной активности школьников являются содержание и
организация урока.
Одним из
предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок
окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для
лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его
неограниченными возможностями. В 2008 -2009 учебном году я начала проводить
уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Уроки, составленные в
виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения
нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я
приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо
переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает
драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические
презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное
сопровождение к параграфам учебника. Слайды, выведенные на большой экран,–
прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует
вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.
Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить
богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет
педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с
удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на
экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята
активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с
гордостью демонстрируют их одноклассникам. В результате я собрала коллекцию
уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс).
Опыт, который
приобретают ребята на уроке, при подготовке к уроку, создавая презентации,
помог учащимся подготовить презентации для защиты научных работ разной
тематики: «Цветочное оформление Салехард», «Ножницы как источник познания»,
«Школьная форма: за и против», «Мир кукол на Земле».
С помощью компьютерных
технологий решаю следующие задачи:
- усиливаю
интенсивность урока;
- повышаю
мотивацию учащихся;
- провожу мониторинг
их достижений;
Ещё Конфуций
сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими
мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но, как бы мы
порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по
разным причинам, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и
необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению
ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных
технологий.
Одна из главных задач
образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это
достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на
сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я
стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке.
Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои
достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с
другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет
это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным
задачам, которые дети нашли самостоятельно. Эта работа даёт свои положительные
результаты. В 2010 году ученики 4 а класса на городской олимпиаде получили одно
призовое место и пять человек стали победителями, а Бубенщиков Егор получил Грант
главы города «Росток надежды».
Педагогике
известны средства, содержащие в себе реальные возможности формирования и
повышения познавательной активности – игровые технологии, технология
проблемного обучения и др. На протяжении своей педагогической деятельности в
решении данной проблемы я в системе использовала дидактическую игру, изучила
методику и возможности проблемного обучения.
В последние годы
возросли требования современного общества к формированию коммуникативных
навыков выпускников школы. Поэтому при поиске новых эффективных методов
развития познавательной активности своих воспитанников я сделала свой выбор в
пользу методики формирования коммуникативных навыков учащихся посредством
использования соответствующих образовательных технологий.
Совершенствование
форм и методов работы для педагога – непрерывный процесс. Работа по
формированию активизации познавательной деятельности учащихся посредством
использования коммуникативных технологий продолжалась в течение последних лет.
Проблема
активизации познавательной деятельности волновала меня с первых дней работы в
школе. На протяжении всех лет педагогической деятельности накоплен обширный
опыт по использованию игрового, занимательного материала в целях повышения
познавательной активности школьников; изучена методика создания проблемных
ситуаций. Данная система работы имела положительный эффект в росте качества
усвоения детьми учебного материала. Но за это время многое изменилось в жизни
общества, а, следовательно, и в жизни школы. Выпускник
школы, который будет жить и работать в XXI
веке, должен обладать теми качествами личности, в которых заинтересовано
современное общество.
В
частности:
§
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
§ самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть
возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их
преодоления,
§
грамотно работать с информацией,
§
быть коммуникабельным,
§
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
Продолжив
личные педагогические исследования по проблеме включения школьника в активный
познавательный процесс, пришла к выводу, что эффективным в данном направлении
будет использование новых форм работы, способствующих также формированию
коммуникативных навыков школьников.
Роль данных
технологий, использованных в опыте, заключается в активизации познавательной
деятельности посредством использования групповых форм работы на уроке, а также
формировании коммуникативных навыков школьников: умении вести диалог,
дискутировать на уроке, работать в сотрудничестве (группах, парах).
Идея
личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание
максимального благоприятных условий для развития учащихся, выявления и
использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности – основа
моих педагогических взглядов.
К.Д. Ушинский утверждал, что основной
закон детской природы состоит в том, что «дитя требует деятельности
беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и
односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит
ему возможности развития». Сегодня невозможно
работать в
начальной школе,
не
применяя технологию деятельностного
метода обучения. Эта новая
технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную»
систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для
реализации новых образовательных целей. Правильное использование деятельностного
метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать
учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные
стрессы, а самое главное – делает учёбу в школе единым
образовательным процессом.
Образование
младшего школьника и его речевое развитие всё более обоснованно сливаются в
единый учебно-познавательный процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является
внимательное отношение в школьном обучении к функциям языка как средству
общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности
со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить.
Коммуникативный
опыт
– один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои
способности и связанные с ним возможности. Поэтому естественно предположить,
что общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их
настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного
целеполагания.
Считаю, что
достижение поставленных целей начальной школы возможно при использовании в
учебном процессе коммуникативных образовательных технологий. Особенностью
данных технологий является построение обучения на основе активного
взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных
средств (источников) информации. Ведущий метод – общение. Формы обучения –
обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава,
учебный диалог, учебная дискуссия.
Дети овладевают
знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и
др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю). Составляющим
компонентом интерактивного, личностно-ориентированного обучения является учебный
диалог. Под учебным диалогом следует понимать субъект-субъектное взаимодействие
учащихся (учителя и учащихся), перерастающее в продуктивное учебное
сотрудничество, которое возникает в ходе организации внутригрупповой или
общеклассной дискуссии по постановке и решению учебных задач.
Диалог как форма
речи первичен, естественен, является более простой формой общения. Поэтому на
практике при решении определенной учебной задачи совершенствую эту форму,
обучая более совершенному владению языком в диалоге, и только затем перехожу к
обучению детей монологической форме речи. На уроке школьники ставят и решают
учебные задачи, учатся постановке вопросов учителю, сверстникам. Обучение
учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:
1)
обучение
учащихся постановке вопросов;
2)
обучение
учащихся работе в парах, группах;
3)
обучение
учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.
Эта работа проводилась мною поэтапно с 1 по 4 класс, при этом в
содержание каждого следующего этапа обучения входило содержание предыдущего, но
на более высоком уровне.
1
класс
|
-Обучение умению задавать вопросы
учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания
и незнания – первичная рефлексия);
-работа в парах: диалог учащихся
между собой при выполнении совместных действий;
-обучение устному высказыванию:
элементарное рассуждение.
|
2 класс
|
- Обучение умению задавать вопросы
учителю, товарищам;
- работа в парах: планирование
совместных действий, само- и взаимооценка;
- работа в группах по 3-4 человека по
поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);
- обучение
связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание,
повествование)
|
3
класс
|
-Самостоятельная постановка вопросов по
содержанию учебной проблемы;
-работа в парах по решению учебной
задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий,
само- и взаимооценка;
-самостоятельная работа в группах по
поводу решения учебной задачи;
-обучение
связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)
|
4
класс
|
-Работа в группах, самостоятельный
диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование,
распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);
- ведение групповой, общеклассной
дискуссии;
- устный монолог-рассуждение,
монолог-доказательство
|
Решение диалога
как своеобразного коммуникативного навыка приходится проектировать учителю
многопланово, многовариантно. Ход диалога непредсказуем и может не
соответствовать задуманному учителем. Проект должен быть прогностичным – в
идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В
центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.
Класс делится на
группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими
детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой группе
собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и
характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем
самым появляется возможность самореализации каждого ученика.
Используя
коммуникативные технологии в работе по развитию познавательной активности у
учащихся начальных классов, учитывая индивидуальные особенности каждого
ученика, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках исчезли
страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными
участниками учебного процесса. Сильный ученик старается сделать как можно
больше, а слабый тянется за ним, сильный учит «слабого». Детям очень нравится
групповая форма работы, работа в парах, выполнение карточек с разноуровневыми
заданиями, самостоятельна работа с текстами, подготовка сообщений, докладов к
урокам, выполнение творческих заданий. Эти изменения должным образом отразились
на успеваемости школьников.
Качество знаний по
предметам составило в 2008 – 2009 учебном году 82,5%, в 2009- 2010 учебном
году 91,5%, 2010 – 2011 году 91, 5% при 100% успеваемости.
В настоящее время выпускники начальной
школы 2011 года обучаются в 5 классе и успешно выполняют образовательный
минимум. По отзывам учителей, классного руководителя, родителей все они умеют
общаться, высказывать своё мнение, отстаивать собственную точку зрения,
осознают свою социальную значимость, обладают достаточно широким кругозором.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.