И. Е. Крылова, учитель
начальных классов
МОУ
«Гимназия №4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар-Олы»
Использование
проектной деятельности учащихся
в воспитательной
работе
В воспитании детей
главное,
чтобы они этого
не замечали…
Школа была и остаётся важнейшим этапом в жизни каждого человека, местом, где
ученик приобретает знания, познаёт окружающий мир, учится общению и
взаимодействию со сверстниками, испытывает множество, порой самых
противоречивых, эмоций, вырабатывает привычки и нравственные качества
личности, которые будут сопутствовать ему всю жизнь. Естествен -но, что
направляющим и регулирующим эти знания является учитель. Применяя различные
формы, методы и средства обучения, он должен, для достижения высоких
результатов работы, выстроить процесс воспитания и развития ученика как можно
более доступно, увлекательно и незаметно. Огромную роль здесь играет и личность
самого учителя, его стремление к саморазвитию, поиску новых технологий и
воплощению новшеств в жизнь.
В наше время – в век технического прогресса, в век электроники, некоторые
функции обучения и воспитания успешно могут помочь реализовать компьютеры. Не
секрет, что они занимают большую часть свободного времени учащихся всех
возрастов и поэтому являются неотъемлемой частью их детского мира.
Сегодня, как и раньше, процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с
другом. Я попыталась организовать воспитательную работу и работу по программе
обучения в своём классе, опираясь на увлечения и интересы современных детей. И,
надо заметить, что с каждым разом мастерство учащихся в выполнении своего
задания растёт, ведь они делают то, что им по душе. Начинали мы с самого
простого – выполнение проектов по теме урока (чаще это были предметы устного
цикла: окружающий мир и литературное чтение) – составляли различные схемы,
планы, описания событий и героев. А сейчас перешли к более сложным заданиям –
исследовательским работам. Особое место им я отвожу в воспитательной работе.
Так или иначе, каждый учитель в работе с детьми затрагивает проблемы воспитания
в ходе беседы, диалога, внеклассного мероприятия. Также всем хорошо известна
старинная поговорка, которой чаще всего мы и следуем в детстве – «доверяй, но
проверяй», понимая её по-своему.
Соединив
всё это воедино, я предложила своим ребятам самим поискать ответы на
интересующие их вопросы и оформить их в виде исследовательской работы в
проекте-презентации. А на классных часах каждый из ребят выступит со своим
исследованием и попытается рассказать и доказать своим одноклассникам «что
такое хорошо и что такое плохо». Стимулом к работе было, конечно же, оценивание
самими детьми и возможность со своей презентацией принять участие в конкурсах
исследовательских работ.
В воспитательной работе выделяют следующие разделы:
ü
духовно
– нравственное воспитание;
ü
семейное
воспитание;
ü
воспитание
здорового образа жизни;
ü
патриотическое
воспитание;
ü
экологическое
воспитание;
ü
этическое
воспитание.
Именно
по данным разделам и была организована работа, причём каждый учащийся смог выбрать
то направление, которое ему наиболее интересно и выступить на одноимённом
тематическом классном часе.
Ребят необычайно увлекла эта работа, времени было достаточно, и они постоянно
что-то придумывали, искали новое, советовались – работа кипела. А самое главное
– был наглядно виден результат их собственного труда, и бесценны выводы,
которые они нашли сами, занимаясь тем делом, которое их увлекает, притягивает,
сами того не замечая, выполнив при этом непростое задание учителя. Кроме того,
невозможно не заметить обучающего ( учатся работать на компьютере, овладевают
знаниями по предметам) и развивающего ( воображение, внимание, мышление,
творческие способности) значения данной работы.
Вот некоторые темы исследовательских работ учащихся:
ü
«
Хорошо ли обманывать?»;
ü
«
В чём секрет сказок А.С.Пушкина?»;
ü
«
От чего разрушаются зубы?»;
ü
«
Почему плавать в бассейне безопаснее для здоровья?»;
ü
«
Влияние городского воздуха на жизнь растений »;
ü
«
Загрязнённый воздух или причины изменения климата Земли».
Примерами
лучших работ являются:
Исследовательская
работа на тему:
«ЗНАЕТЕ ЛИ
ВЫ СВОИХ ПРЕДКОВ?»
Выполнила
ученица 4а класса
Полякова
Дарья
В
связи с тем, что 2008 год объявлен Годом Семьи, а также с тем, что во все
времена семья является самой главной частью в жизни каждого человека, данное
исследование можно считать своевременным и актуальным.
Цель исследования:
привлечь
внимание к знаниям родословной семьи каждого учащегося, сохранению семейных
обычаев и традиций.
Задачи исследования:
1. Выяснить,
знают ли одноклассники своих предков.
2. На примере
составления своей родословной, заинтересовать одноклассников в изучении
истории семьи, её обычаев и традиций.
3. Воспитывать
любовь и уважение к своим предкам, культуру общения между родственниками.
Этапы
исследования:
1. Подготовительный
o проанализировать
знания о поколениях своей семьи;
o наметить план
исследовательской работы;
o составить анкету.
2. Экспериментальный
o анкетирование
одноклассников о знаниях поколений своей семьи;
o представление
данных анкеты в виде диаграммы;
o составление
генеалогического древа своей семьи.
3. Оформление
проекта и создание презентации.
4. Подведение
итогов исследования.
После анализа собственных знаний о поколениях своей семьи и знаний
одноклассников, полученных в результате анкетирования, в исследовании
приводиться диаграмма, которая демонстрирует, что больше половины учащихся не
знают даже имён и отчеств бабушек и дедушек, не говоря уже о более далёких
предках. Перед исследователем встают вопросы: А нужны ли эти знания? Каково
значение знаний своей родословной?
Проведя
беседы с родственниками, изучив семейные альбомы, автор проекта узнаёт многое о
прошлом своей семьи.
Результаты исследования:
1. Было составлено
генеалогическое древо семьи Поляковых.
2. Были найдены
семейные фотографии, сделанные в начале ХХ века, которые рассказали о жизни и
занятиях предыдущих поколений (они приведены в работе, наряду с современными);
3. Обнаружены
интересные факты в традициях выбора имён для детей данной семьи.
4. Установились более
доверительные отношения между родственниками, взаимопонимание с родными разных
поколений.
После демонстрации данной работы, многие из учащихся заинтересовались изучением
своей родословной. Но прежде всего ребята поняли, в чём важность знаний
истории своей семьи, какое значение несёт каждый член семьи в установлении
межродственных связей, и какое влияние оказали и оказывают события в жизни,
поступки, качества каждого предка на нашу современную жизнь. Тем самым ответив
на вопрос, так волновавший автора работы, о том, что действительно необходимо
знать семейные
традиции,
чтить своих предков, пытаться понять поступки своих родных, прощать, любить и
дорожить близкими людьми.
Исследовательская
работа на тему:
«ПРАВДА ЛИ, ЧТО В
ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ?»
Выполнили ученики
4а класса:
Кожевников Евгений
Глушков Кирилл
Смышляев Александр
Авторы данного проекта взяли тему, близкую их увлечению спортом.
Заметив, что некоторые одноклассники к таким занятиям равнодушны, поставили под
сомнение тот факт, что тренировки имеют такое большое значение, о котором
говорят взрослые. И решили проверить, верна ли поговорка, слышимая ими с
детства «В здоровом теле – здоровый дух».
Предмет исследования: занятия спортом.
Цель исследования: определить роль
занятий спортом в жизни учащихся.
Задачи исследования:
1. Выяснить,
влияет ли спорт на главную деятельность школьника – учебную.
2. Установить,
оказывают ли влияние занятия физической культурой на здоровье учащихся.
3. Представить
своё исследование для обсуждения с одноклассниками по теме «Здоровый образ
жизни».
Этапы исследования:
1. Подготовительный
o наметить цели и
задачи исследования;
o разработать план
проведения исследования;
o поинтересоваться у
одноклассников о присутствии в их внешкольном расписании занятий спортом
(регулярности, частоте);
2. Экспериментальный
o провели
анкетирование одноклассников, целью которого было выяснить, сколько раз в
неделю они уделяют занятиям спортом;
o сопоставили
результаты с успеваемостью учащихся и выводы представили в виде диаграммы,
которая показывает, что те школьники, которые занимаются спортом чаще и в учёбе
достигают более высоких результатов;
o выяснили у
медсестры количество пропусков по болезни и также с помощью диаграммы наглядно
показали, что от частоты занятий спортом зависит и физическое здоровье
учащихся, те, кто реже занимается спортом, болеет чаще.
3. Оформление проекта
и создание презентации.
4. Подведение итогов
исследования.
Результаты исследования:
1. Сделали
вывод о пользе занятий физической культуры и спортом, доказали справедливость и
актуальность старинной поговорки «В здоровом теле – здоровый дух»;
2. Продемонстрировали
данную исследовательскую работу учащимся, наглядно доказав им необходимость
спортивных занятий для правильного физического и умственного развития.
3. Способствовали
привлечению учащихся к занятиям физической культурой.
Практикуя использование проектной деятельности в воспитательной работе, учитель
отдаёт учащимся обе роли: воспитателя и воспитуемого. Не имея чётких назиданий
и указаний, учащиеся самостоятельно, с интересом и более детально рассматривают
разные аспекты воспитательной работы, делая заведомо правильные выводы и
стремясь представить доказательства и как можно более убедительно изложить их
своим одноклассникам. Таким образом, сам процесс воспитания проходит, исключая
диктаторство и абсолютное подчинение, а переходит в плавное рассуждение и
определение истины путём высказывания и обсуждения различных вариантов и поиска
из множества единственно правильного решения. И пусть в некоторых случаях
приходится заново «изобретать велосипед», зато такие воспитательные уроки на
детей оказывают влияния гораздо больше и усваиваются ими гораздо лучше, а
именно это и является нашей целью.
ЛИТЕРАТУРА
к статье учителя
МОУ «Гимназия №4
им. А.С. Пушкина»
КРЫЛОВОЙ
ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
1. Андреев
В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.
2. Гершунский
Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М., 1987.
3. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Серия
«Сердце отдаю детям»).- Ростов н/Д, «Феникс», 2004.
4. Матюшкин
А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,1972.
5. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и
Манечки. -
М.: Мир безопасности, 1998.
6. Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? – М,: Детская
литература, 1969.
7. ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. –
Ярославль: Академия развития, 1997.
Интернет - ресурсы
1. http://school-08.berdsk-edu.ru/p23aa1.html
– Воспитательная работа в начальной школе.
2. www.BestReferat.ru/referat-78163.html
- Воспитательная работа в начальных классах.
3. http://kosber.edurm.ru/vospitatelnaya_rabota.html
- Воспитательная деятельность школы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.