Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
О.А. Деева учитель-логопед
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Однако, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место и в системе коррекционного дошкольного образования. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)
Технологию метод проектов в ДОУ можно определить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности и презентации полученных результатов. Использование метода проектов в дошкольной педагогике имеет свою специфику. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Особенностью применения метода проектов в группе для детей с общим недоразвитием речи – обязательное включение задач речевого развития (обогащение и развитие словаря, упражнения в составлении рассказов, развитие грамматически правильной речи). Причем задачи речевого развития и формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка осуществляются через его включение в различные виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, элементарная трудовая деятельность и конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная. Речь приобретает практическую направленность.
В группе компенсирующей направленности для детей с ОНР содержание образовательной деятельности построено на основе изучения материала с опорой на лексические темы (тематический принцип планирования логопедической работы, рекомендованный коррекционной программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»). Что значительно облегчает и предполагает использование проектного метода. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основании которого лежит проблема. В ходе проекта дети с ОНР решают различные познавательно-практические задачи вместе со сверстниками и взрослыми и МОТИВИРОВАННО обогащают и активизируют словарь, развивают умение составлять предложения, употреблять в речи грамматические категории, составлять рассказы. Без сформированной мотивации учения сложно добиться заметных результатов в обучении.
Важно распределить обязанности взрослых в реализации проекта и определить роль каждого педагога, участвующего в реализации проекта. Дифференцированное определение содержания воспитательских и логопедических задач позволяет более полноценно использовать достижения, как современной дошкольной методики, так и логопедии. Педагог (учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению. Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения осуществляется в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых субъектов (педагогов, родителей). Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогам в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают и свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Смена детской деятельности, в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.
Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все».
Этапы работы над проектом:
1. Обозначение проблемы, определение темы. Мотивация детей к проектной деятельности, введение детей в проблемную ситуацию.
2. Определение цели, задач проекта, будущего результата. Стимулирование поисковой деятельности детей. Активизация способов получения информации.
Обобщение полученной информации. Реализация проекта.
3. Обсуждение результата работы. Презентация результатов. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.
Определение перспективы развития проекта.
Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом.
Второй шаг – определение цели, задач проекта. Это всегда развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, развитие исследовательских умений и навыков, формирование активности детей. Включение задач речевого развития во все виды деятельности. Это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания непосредственно-образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и экспериментов, других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяли организации среды в группе, кабинете логопеда.
Предметно-развивающая среда является фоном к поисковой деятельности. Решением поставленного вопроса выступали различные мероприятия: выставки книг детской художественной и познавательной литературы, выставки поделок, выставки игрушек, выставки коллекций, чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Для активизации детского мышления предлагалось отгадывать загадки, решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо уметь создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходила в различных формах в зависимости от темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, конкурсы-выставки, оформление альбомов, фотовыставок, творческих газет, совместных праздников с участием родителей.
При выборе тематики проектов опирались в основном на лексические темы: «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Чистота – залог здоровья», «День Матери». Были и новые темы, связанные с традициями детского сада. Это «День рождения детского сада», «Мы - спортсмены». Но в каждой теме искали то, что наиболее важно именно для детей, подводили детей к решению проблемы. Иногда это была как бы тема в теме: проект «Молоко» - лексическая тема «Домашние животные», проект «Военная техника» - лексическая тема «День Защитников Отечества».
Проекты различаются по доминирующей деятельности участников: практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые. По продолжительности: краткосрочные (до недели) и долгосрочные (до года).
План-схема реализации проекта.
Тема.
Актуальность проекта.
Вид проекта.
Сроки проведения.
Участники проекта.
Цель.
Задачи.
Методы и приемы.
Формы организации проекта.
Предполагаемый результат.
Использование проектного метода позволяет:
• Развивать речь детей-логопатов через оречевление деятельности (практическая направленность).
• Позволяет учить детей представлению результатов своей деятельности (презентаций).
• Предупреждать переутомление и дефицит внимания детей - логопатов.
• Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
• Развивать исследовательские, рефлексивные, элементарные самооценочные умения и навыки.
• Формировать активную, самостоятельную, инициативную позицию детей.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.,- М., Педагогика, 1989.
2. Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
3.Дьюи Дж Психология и педагогика мышления. Дьюи Дж – М., 1999г.
4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
5. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.
6.Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: учебное пособие, - М., Академия 2001
7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. –М. : АРКТИ, 2005
9. Толстикова О.В. Образовательные технологии., Екатеринбург, ИРО, 2014г
10.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Изд-во Альфа, 2001.
11. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.