1. Соединить правильно части пословиц и
поговорок. Подчеркнуть в них все гласные буквы:
Труд
кормит, да дело знай.
Новых друзей
наживай, а лень портит.
Играть
играй, а старых не забывай.
2. В названиях русских народных сказок изменена
всего одна буква. Найти эти «неправильные» буквы и восстановить подлинные
названия сказок:
Золотая рубка (Золотая рыбка).
Кит и лиса (Кот и лиса).
Корочка Ряба (Курочка Ряба).
Миша и медведь (Маша и
медведь).
Кепка (Репка).
Иван – крестьянский сон (Иван
– крестьянский сын).
Лиса и котёл (Лиса и козёл).
3. Составить другие предложения, в которых
слова начинались бы с первых букв данных пословиц:
Без ученья нет уменья. (Багаж
утром надо упаковать.)
Дело мастера боится. (Дедушка
мастерит бочку.)
Скромность красит человека.
(Саша купил чемодан.)
1.
Определить количество
слогов в названиях сказок, назвать все слоги:
Репка, Колобок, Снегурочка, Золушка.
2.
Вставить там, где нужно,
мягкий знак:
Ласточ(ь)ка ден(ь) начинает, а соловей вечер
кон(ь)чает.
Радост(ь) не веч(ь)на, печал(ь) не бесконеч(ь)на.
Люби брат(ь), люби и отдават(ь).
Найти в пословицах однокоренные слова.
Записать их, добавляя ещё по 3-4 однокоренных слова. В каждом слове выделить
корень, поставить ударение:
Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается.
Мил гость, что недолго гостит.
Горе горевать – не пир пировать.
С плохими косцами плох и укос.
Маленькое дело лучше плохого безделья.
1. «Расколдовать» слова – подчеркнуть в каждом
из них лишний слог. Прочитать лишние слоги по порядку. Какая пословица
спряталась между словами?
паСУльто, шуДЯТба, брюНЕки, косПОтюм, рубашСЛОка,
туВАМфли, таАпочки, галоПОши, боДЕтинки, саЛАМпоги
2. Составить из слогов названия сказок.
1. В сказке «Три медведя» найти слова,
образованные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2. Вставить в пословицы слова с противоположным
значением:
Близкий сосед лучше (дальней)
родни.
Верёвка хороша длинная, а речь
(короткая).
Горькая правда лучше (сладкой)
(лжи).
Ранняя пташка носик прочищает,
а (поздняя) глаза протирает.
3. Работа с многозначностью слов.
Какие слова надо вставить в
пословицы, объяснить их лексическое значение:
Нашла (коса) на камень. (Коса)
– девичья краса.
Что на уме, то и на (языке). (Язык) до Киева
доведёт.
1. В отрывках из сказок определить границы
предложений, расставить точки и заглавные буквы:
попав в чудесный лес,
Настенька огляделась в траве росли арбузы и ананасы апельсины и абрикосы так
и падали в руки тихо пела арфа у фонтана стоял на одной ноге аист среди травы
рос сказочной красоты аленький цветочек
2. Соединить части пословиц:
Добро
помни, по уму провожают.
Трудно
найти, а падчерицу ругает.
По одежде встречают,
а зло забывай.
Мачеха свою дочь хвалит,
легко потерять.
3. Найти в пословицах предлоги, выписать их:
Жизнь дана на добрые дела.
Все – за одного, один – за
всех, тогда и в деле будет успех.
С кем поведёшься, от того и
наберёшься.
Восстановление текстов из сказок (расставить
предложения в правильном порядке).
Отгадать названия русских сказок:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (Колобок)
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка)
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка! (Снегурочка)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро
козлят)
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – золотой
гребешок)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.