Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыИспользование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками (опыт работы)

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками (опыт работы)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок»  МО Староминский район, Краснодарский край

 

Инструктор по ФК: Шевлюга Оксана Григорьевна

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ 

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

(опыт работы)

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность.

Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно: служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы;

      решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений; обогатить двигательный опыт;

      развивать творчество и фантазию;

      заинтересовать детей;

      изменить стиль работы воспитателей.

 

Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

 

ЦЕЛЬ:  обеспечить  активную двигательную деятельность детей в течение всего дня с использованием  нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

 

Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

1. повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

2. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;

4. повысить моторную плотность физкультурных занятий;

5. уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;

6. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Изучив опыт работы отечественных ДОУ  по данной проблеме, педагогами, инструктором по физической культуре изготовлены различные нетрадиционные атрибуты для развития основных движений, сенсорных представлений дошкольников, используемых в организованной и совместной двигательной деятельности из бросового материала, тканей различной фактуры и т.п.

 

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование.  Здесь предлагается  исходить из того,  какие  основные виды движений следует развивать в дошкольном возрасте: 

ходьбу и бег;  

      равновесие и координацию; 

      подпрыгивание на месте  (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); 

      катание, прокатывание и бросание мяча; 

      ползание,  подлезание  под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание  через бревно и др.  

Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил:

1.      Соответствие гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, заовалены,  надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала.

2.      Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.

3.      Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии.

4.      Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно - оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале.  Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

      обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;

      приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

      создать условия для проявления максимума самостоятельности,    инициативы, волевых усилий;

      приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного    оборудования в самостоятельной деятельности;

      пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг    представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их    оздоровительном значении.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ:

1.      Занятия физической культурой;

2.      Игровые упражнения;

3.      Спортивные развлечения;

4.      Досуги;

5.      Мастер-классы для педагогов и родителей;

6.      Выступления на РМО;

7.      Выступление на родительских собраниях;

8.      В режимных процессах ДОУ.

Опыт работы  позволил подтвердить мнение  о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии – важный  показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. 

Таким образом, задача педагогического воздействия  на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается: 

    в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность,

    переключении на более спокойную,  чрезмерно подвижных детей, 

Это позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

 

НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

Преимущества (достоинства) нестандартного оборудования и инвентаря перед стандартными прототипами заключаются в следующем:

      имеющийся фактор новизны – использование нового инвентаря и оборудования – существенно повышает эмоциональный фон занятия.

      открывается возможность для применения большого разнообразия модифицированных и принципиально новых двигательных действий;

      расширяется диапазон применения стандартных упражнений в новых условиях и нестандартном формате;

      увеличивается пропускная способность инвентаря и оборудования, что обеспечивает высокую интенсивность и моторную плотность занятия;

      создаются  предпосылки для  проявления  детьми  фантазии, творчества, генерации новых идей, например, в аспекте создания новых двигательных действий, а также альтернативных способов применения упражнений, в том числе в упрощенном и усложненном вариантах, и др.

 

Перечисленные достоинства позволяют применять нестандартное оборудование в разных формах работы по физическому воспитанию: 

      непосредственно образовательная деятельность, 

      активный отдых, 

      различные виды игр и эстафет,  индивидуальная работа.

Основной формой развития двигательной активности детей в детском саду является непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. 

Цель занятий заключается: 

1.      в комплексном формировании культуры движений, 

2.      систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает: 

      физическое развитие, 

      функциональное совершенствование организма, 

      укрепляет здоровье ребенка, 

      способствует приобретению им правильных двигательных навыков,  психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре.

Данную деятельность по физической культуре провожу таким образом, чтобы она доставляла детям радость, пробуждала интерес и способность к творческой активности, удовлетворяла естественную биологическую потребность в движении.

В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно - проверочное).

Поощряя активность каждого ребенка, развиваем его стремление заниматься еще и еще. В этом ему помогут упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше. Для разнообразия упражнений и повышения интереса детей к двигательной деятельности провожу комплексы утренней гимнастики с использованием стихов,  разнообразных предметов, в зависимости от темы недели. С этой целью использую  атласные ленты, на одном конце которых колечко, чтобы было удобнее держаться; гимнастические шнуры, мешочки, наполненные песком, сделанные своими руками атрибуты.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствуют физкультурные  уголки, созданные в группах. При их создании учитывались требования гигиены и безопасности. Уголки оснащаются физкультурным оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь  доступно располагаются как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует развитию сенсорных способностей детей, воспитанию художественного вкуса. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагоги руководят самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.

Для  профилактики развития плоскостопия использую: профилактические дорожки, коврики с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, нашитые шнуры, подушечки, кусочки губки, карандаши.) Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и наполнителей, позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:  

Занятия с нетрадиционным (нестандартным) оборудованием позволили решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогатился двигательный опыт детей, изготовленное оборудование делает более разнообразными движения детей, делает двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывает эмоциональный подъем, развивает творчество и фантазию. Такие занятия могут носить, как развлекательный характер, так и тренировочный характер. Их можно организовать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий.

Мною и  педагогами  нашего МБДОУ изготавливается, нетрадиционное физкультурное оборудование для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Практика работы, с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них, а также способствует совершенствованию сенсорных систем. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная  ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные слуховые и тактильные функции.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Барабанщикова Д. Научим перышки летать // Обруч. – 2010. – № 5. – С. 40-42.

2.      Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 5-9.

3.      Воронова Е.К., Калабина И.А. Игры-эстафеты с использованием нестандартного оборудования // Инструктор по физической культуре. – 2011. - № 5. – С. 10-20.

4.      Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования // Дошкольная педагогика. – 2008. – №  2. – С. 35-38.

5.      Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 5. – С. 53-60.

6.      Коллекция увлечений / автор-составитель  Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2005. – 80 с.

7.      Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий // Дошкольная  педагогика. – 2003. – №  7. – С. 9-10.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками (опыт работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

АКТУАЛЬНОСТЬ Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность. Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно: служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы; решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений; обогатить двигательный опыт; развивать творчество и фантазию; заинтересовать детей; изменить стиль работы воспитателей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.07.2020 298
    • PDF 175.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хасаншина Энже Гафуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хасаншина Энже Гафуровна
    Хасаншина Энже Гафуровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81254
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы стрелкового спорта

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физическая культура")

Учитель физической культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 440 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек