Главная / Начальные классы / Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.

Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

hello_html_5f3b4659.gifhello_html_m38055b35.gifhello_html_2d871454.gifhello_html_2a45390.gifhello_html_m7f09ade2.gifhello_html_m24b3339.gifhello_html_m3c8891b9.gifhello_html_m55b0ac6.gifhello_html_312ae44d.gifhello_html_55678c6d.gifНа уроках русского языка в начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. И зачастую дети выполняют эту работу без желания, часто она носит репродуктивный характер. Существует проблема: как пробудить у ученика желание учить русский язык, грамотно писать, как с помощью текстов упражнений развивать у ребёнка логику, память, внимание? Решение этой проблемы я нашла для себя в использовании методики Г.А. Бакулиной. «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе».

Обучение учеников средствами субъективизации заключается в том, что учащиеся:

-        овладевают содержанием материала более глубоко и осмысленно, за
счёт практически самостоятельного (под общим руководством учителя)
прохождения  пути  формирования  того  или  иного  понятия,  включая
формулирование его определения;

в    процессе    обучения    у    них    одновременно    развиваются интеллектуальные качества (внимание, память, мышление, устная речь);

  • все тексты имеют воспитывающе - познавательный характер;

  • задания поискового и проблемного характера.

Субъективизация создаёт условия обучения, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, учатся думать и говорить, что повышает интерес к процессу обучения, обеспечивает высокий эмоциональный подъём. Цель обучения средствами субъективизации - качественно новый уровень организации учебного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие учащихся в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Всё это соответствует ФГОС НОО, что тоже является немаловажным фактором для учителя.

Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются различные типы уроков с сохранением всех их основных этапов: словарно-орфографической работы, изучения нового материала, закрепления, повторения и т.д.

Новым элементом урока русского языка является мобилизующий этап.(Актуализация знаний). Он проводится в самом начале урока и помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся решать следующие задачи:

самостоятельно определять и формулировать темы урока;

повторять материала и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:

  1. Подбор учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним
    осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике
    сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.

  2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая
    обеспечивает   повторение   изученного   материала   и   самостоятельное
    формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.

3.        При выполнении каждого задания от учащихся требуется   логичный
доказательный ответ, а   при формулировании темы урока - построение
умозаключения.

Опорные слова для формулировки темы размещаю на доске, или на экране.

В качестве пример рассмотрим, как такая работа осуществляется при ознакомлении с темой «Число имён существительных».

Ход урока

1.     Мобилизующий этап

На доске слова: тарелка, туча, ложка, доски, ландыши.

На какие группы мы можем разделить данные слова?

Дети предлагают разные варианты.

Опираясь на последний ответ. Сформулируйте тему урока .

На доске опорные слова для формулирования темы урока.

Далее учитель задаёт вопросы и одновременно на доске выстраивает схему( это могут делать и ученики)

- Как изменяются имена существительные?

- В каком числе они употребляются?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе?

- Что обозначают имена существительные во множественном числе?

- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?

Далее составляется схема:

Число имён существительных



Единственное множественное

Один предмет много предметов.



Рассмотрим несколько вариантов текстовых упражнений, которые могут быть использованы в 3- 4 классах. Часто ученики пишут в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть-они определяют сами по указанным ориентирам. Чаще всего они связаны с изучаемой темой урока. Например, при изучении темы «Глагол» учитель может предложить следующие ориентиры:

- напишите ту часть текста, в каждом предложении которой имеются глаголы;

- напишите ту часть текста, в которой есть глаголы настоящего времени;

Напишите ту часть текста. В которой имеются два глагола с приставками;

Можно составлять и другие различные задания на усмотрение учителя.

Часто использую задания, направленные на развития умения находить в тексте слова на различные виды орфограмм, считаю, что такая работа развивает орфографическую зоркость, интеллектуальные качества.( смотри приложение).

Прочитай внимательно текст упражнения. Выпиши в таблицу слова на изученные орфограммы.(таблица в приложении)

Утро в лесу

Солнечные лучи осветили лесную поляну. По краям её рос частый ельник. Среди елей белели тонкие берёзы. На них золотыми прядями желтели листья. Трава и деревья искрились огоньками. На каждой травинке блестели капли росы. Всё дышало тишиной и покоем.

Но вот пробудились птицы. Свист и щебетанье наполнили воздух. Лес просыпался, светлел, оживал.

Виды упражнений

  1. Упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала.

Например при работе над темой «Глагол» ученикам может быть предложен следующий текст.

Букет цветов

Жизнь цветка в букете коротка. Как цветам жизнь? Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры.

Можно в неё соль или сахар.

Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Задание1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. ( Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы из справки).

Задание 2. Расскажите об орфограмме в корне. Которая преобладает в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе? ( Цветам, воде).

Задание 3.Укажите самый короткий по составу глагол в неопределённой форме. ( брать) .

  1. Упражнения на восстановление слов в тексте по имеющимся в них орфограммам.

Упражнения выполняются при изучении, закреплении или повторении любого орфографического правила или нескольких правил.



ЧК у ёжика остренькая. А на животе пс шёрстка. Она серого цвета. Иглы у жи бурые. Лапки пбг. Заметит ёжик нс и сворачивается клубком. Живёт ёжик в норке. Очень любит нбг. Ёжик приносит ь,

Он уничтожает змей, мышей, слизняков.



Справка: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.



Условные обозначения:

Пс- парный согласный;

Пбг- проверяемая безударная гласная;

Нс- непроизносимый согласный;

Нбг- непроверяемая безударная гласная.

Задание1.прочитайте запись на доске и слова для справок. Сформулируйте задание к упражнению.( В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме.

Аналогичные упражнения можно использовать при изучении темы « Состав слова».

3.Восстановление текста по таблице

Данный вид упражнений можно использовать при изучении любой темы. Для этого каждое предложение текста пишется с отдельной строки. Последовательность предложений меняется. В таблице отражаются условия установления последовательности предложений. Они могут быть разными, но всегда соответствовать теме урока.

Например при изучении темы « Что такое приставка? Как найти в слове приставку?» . Можно использовать следующий текст. Данную работу можно выполнять в парах, группах.

В три часа в тёмном небе «блеет» бекас.

В пять часов в лесу уже звучит большой птичий концерт, и только опытное ухо услышит в нём отдельных исполнителей.

В четыре на поляну вылетает тетерев, сверкает белым подхвостьем, чуфыркает и бормочет.

Событий в лесу множество, но каждому из них отведено своё место, свои часы и минуты.

п.п

Кол-во слов с приставками

1

1

2

-

3

2

4

3



Существуют и другие виды упражнений , такие как на восстановление текста по причинно- следственным связям, входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий. Восстановление в тексте пропущенных фразеологических оборотов.







Проведение уроков русского языка с использованием тематических упражнений, направленных на интеллектуальное развитие учащихся. Постепенно, медленно, но всё же способствует развитию языковой интуиции даже у самых слабых учеников. Удалось «разговорит неразговорчивых», пробудить интерес к интеллектуальной работе на уроке. Большинство учащихся формулируют полностью или частично тему и цель урока, что позволяет на более осознанном, личностно-ориентированном уровне усваивать новый материал. Школьники внимательнее стали работать с текстом, что расширяет не только их лексический, но и интеллектуальный уровень. Значительно повысилась познавательная активность, которая влияет на характер общения в учебных и во внеучебных ситуациях. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению.

Учащиеся принимают участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», в олимпиадах Участие детей в Международной дистанционной олимпиаде по русскому языку проекта infourok.



Литература:

Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 2 класс.

Журнал «Начальная школа» №4,2012г.

Использование на уроках русскогоязыка текстовых упражнений, направленных на интеллектуальное развитие обучающихся.

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

На уроках русского языка в начальной школе значительное место отводится текстам упражнений. И зачастую дети  выполняют эту работу  без желания, часто она носит репродуктивный характер.  Существует проблема: как пробудить у ученика желание учить русский язык, грамотно писать, как с помощью текстов упражнений развивать у ребёнка логику, память, внимание? Решение этой проблемы я  нашла для себя  в использовании методики Г.А. Бакулиной. «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе».

Автор Гафарова Светлана Викторовна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 718
Номер материала 55271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓