Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы.

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы.

Скачать материал

Использование мультимедийных технологий

на уроках русского языка и литературы.

Большой объем информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника- вот- современные условия образовательного процесса. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей в ходе учебного процесса. Мультимедийные средства (электронные образовательные ресурсы) являются не только наиболее эффективным средством обучения, но и составляют конкретно-наглядную основу урока. Использование мультимедийных средств позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником того или иного праздника, традиции.

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

·                                                  обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

·                                                  психологически облегчает процесс усвоения;

·                                                  возбуждает живой интерес к предмету познания;

·                                                  расширяет общий кругозор учащихся;

·                                                  повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

 

Использую презентации на разных этапах урока. Это может быть презентация-лекция, презентация-задание, презентация-итог, презентация-выступление, презентация-тест. При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы,  которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций или конференций, внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом

Считаю, что презентации, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный инструмент, чем учебник или лекция учителя. Дети за минимальное количество времени получают максимум наглядной информации. Мультимедиа презентации воздействуют сразу на несколько каналов восприятия человека и обладают рядом преимуществ, а именно: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная привлекательность, наглядность, интерактивность. Презентации позволяют разнообразить урок литературы, заинтересовывают учащихся, тем самым прививают у ребят интерес к предмету.

Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Дети сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Радует что иногда просмотр фильма «заставляет» взять ребенка в руки книгу. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. При использовании видеофрагментов нужно помнить, что на уроке литературы анализируется оригинальный текст писателя, а не обработка сценариста и режиссера.

На уроках литературы всегда звучит изучаемый текст, учитель и учащиеся выразительно читают стихотворения, но в качестве образца необходимо послушать художественное чтение, чтение стихотворений профессиональными актерами. Эмоциональное воздействие велико.
При изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по литературным местам, связанным с именами русских писателей и поэтов, для этого использую демонстрацию иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов.

Приведу конкретный пример. Изучая творчество Ф.И.Тютчева в 10 классе,   ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся прослушать романсы на стихи поэта, просмотреть видеофрагмент из жизни Ф.И.Тютчева, прослушать отрывки из писем поэта и Е.А.Денисьевой. И художественный текст начинает восприниматься уачщимися не как набор типографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства.

На уроке развития речи с использованием картины Фельдмана «Родина» в 9 классе  мы писали сочинение на тему: «Что значит для меня слово «родина?». Это был урок с использованием и музыки, и живописи, и слова. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащихся. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Музыка эмоционально воздействует на обучающихся. Эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение.  Произведение живописи является не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство, которое стимулирует речемыслительную деятельность. Лучше любого анализа скажут цитаты из сочинений учащихся: «Что же значит для вас слово «родина»? - Закройте глаза, попробуйте почувствовать любовь к тому, что вам дорого, к родному месту». «Скамья у ворот, проселочная дорога,  которой не видно конца, песни, которые  нам пела мама. Все это ничем нельзя заменить. Оторвав человека от Родины, он потеряет какую-то часть себя». «Нигде не было так тепло и уютно, как на своей родной земле». «Люблю Отчизну я, но странною любовью».

Результативность
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательную активность
- повысит качество обучения

Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 объема, если информация была представлена визуально - около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.

Конечно, опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т.И. Платонова).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Текст  к презентации "Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы".

Большой объем информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника- вот современные условия образовательного процесса. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей в ходе учебного процесса.

Презентация, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный инструмент, чем учебник или лекция учителя.

Презентации позволяют разнообразить урок литературы, заинтересовывают учащихся, тем самым прививают у ребят интерес к предмету.

Пре

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10738
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 422
    • DOCX 18.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семенова Наталья Сергеевна
    Семенова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 12077
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов