Использование
мультимедийных технологий
на уроках
русского языка и литературы.
Большой
объем информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника- вот-
современные условия образовательного процесса. Главная цель видится в грамотном
использовании дидактических возможностей в ходе учебного процесса.
Мультимедийные средства (электронные образовательные ресурсы) являются не
только наиболее эффективным средством обучения, но и составляют
конкретно-наглядную основу урока. Использование мультимедийных средств
позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать
участником того или иного праздника, традиции.
Необычайно
интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому
ряду положительных эффектов:
·
обогащает
урок эмоциональной окрашенностью;
·
психологически
облегчает процесс усвоения;
·
возбуждает
живой интерес к предмету познания;
·
расширяет
общий кругозор учащихся;
·
повышает
производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Использую
презентации на разных этапах урока. Это может быть презентация-лекция,
презентация-задание, презентация-итог, презентация-выступление,
презентация-тест.
При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции
(иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и
схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно
меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся
на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и
примерами.
Особенно
актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов,
лекций или конференций, внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить
свои собственные презентации и делают их с особым интересом
Считаю,
что презентации, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный
инструмент, чем учебник или лекция учителя. Дети за минимальное количество
времени получают максимум наглядной информации. Мультимедиа презентации
воздействуют сразу на несколько каналов восприятия человека и обладают рядом
преимуществ, а именно: информативность, компактность, эстетическая и
эмоциональная привлекательность, наглядность, интерактивность. Презентации
позволяют разнообразить урок литературы, заинтересовывают учащихся, тем самым
прививают у ребят интерес к предмету.
Считаю
эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Дети сравнивают
образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Радует что
иногда просмотр фильма «заставляет» взять ребенка в руки книгу. Видеофрагменты
помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях,
так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия
ключевых эпизодов произведения. При использовании видеофрагментов нужно
помнить, что на уроке литературы анализируется оригинальный текст писателя, а
не обработка сценариста и режиссера.
На
уроках литературы всегда звучит изучаемый текст, учитель и учащиеся
выразительно читают стихотворения, но в качестве образца необходимо послушать
художественное чтение, чтение стихотворений профессиональными актерами.
Эмоциональное воздействие велико.
При изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по
литературным местам, связанным с именами русских писателей и поэтов, для этого
использую демонстрацию иллюстраций с минимальным количеством текста, с
наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов.
Приведу
конкретный пример. Изучая творчество Ф.И.Тютчева в 10 классе, ставлю
перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся,
дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с
поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых
сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся прослушать романсы на
стихи поэта, просмотреть видеофрагмент из жизни Ф.И.Тютчева, прослушать отрывки
из писем поэта и Е.А.Денисьевой. И художественный текст начинает восприниматься
уачщимися
не как набор типографических знаков на бумаге, а как
многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься не как
школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства.
На
уроке развития речи с использованием картины Фельдмана «Родина» в 9 классе мы
писали сочинение на тему: «Что значит для меня слово «родина?». Это был урок с
использованием и музыки, и живописи, и слова. Художественное
слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащихся.
Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее,
помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами
поведения. Музыка эмоционально воздействует на обучающихся. Эмоциональная сфера
стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство
развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. Произведение живописи является не просто иллюстративным материалом на
уроке русского языка, а представляет собой средство, которое стимулирует
речемыслительную деятельность. Лучше любого анализа скажут цитаты из сочинений
учащихся: «Что же значит для вас слово «родина»? - Закройте глаза, попробуйте
почувствовать любовь к тому, что вам дорого, к родному месту». «Скамья у ворот,
проселочная дорога, которой не видно конца, песни, которые нам пела мама. Все
это ничем нельзя заменить. Оторвав человека от Родины, он потеряет какую-то
часть себя». «Нигде не было так тепло и уютно, как на своей родной земле».
«Люблю Отчизну я, но странною любовью».
Результативность
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и
процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и
коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательную активность
- повысит качество обучения
Современные эксперты информационных технологий,
проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был звуковым, то
человек запоминал около 1\4 объема, если информация была представлена визуально
- около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового)
запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные
действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
Конечно,
опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего
эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным
набором слайдов, то есть «соответствовать принципам научности, доступности,
наглядности» (Т.И. Платонова).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.