Инфоурок Другое Другие методич. материалыИспользование краеведческого материала на уроках ИКН

Использование краеведческого материала на уроках ИКН

Скачать материал

Использование краеведческого материала на уроках ИКН

Кармазикова М.Л., учитель                                                                                                                                                        

марийского (государственного)                                                                              языка и ИКН МОУ «Лицей    г.Козьмодемьянска»

 

            Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. Широкое применение краеведческого и лингвокраеведческого материала способствует обогащению духовного мира личности школьника и реализации диалога культур. На уроках марийского языка и ИКН обучающиеся приобретают знания:

·        о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);

·        о взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;

·        о марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.)

            Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов, знать ещё больше о своём родном крае, о его истории, культуре, об интересных людях науки и искусства. То есть, для развития познавательных интересов обучающихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН может быть тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, который поможет иметь им  целостное представление о республике Марий Эл и марийской культуре.

            Не зная об истории, о природных богатствах, о ратных трудах и трудовых подвигах, которые совершили местные жители, нельзя правильно определить место родного края в истории нашей Родины.

            Осмысление и использование краеведческого материала на уроках активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание ИКН и марийского (государственного) языка конкретность и убедительность.

 Одним из важных средств идейного и нравственного воспитания является литературное краеведение, которое активно используется на уроках. Чтобы заинтересовать детей предметом -  мало одной хрестоматии. На уроках ИКН необходимо использовать и периодическую печать: газеты «Марийская правда», «Йамды ли!», «Край горномарийский», «Жера», журналы: «Марий Эл учитель», «У сем» и др.

           Учащиеся знакомятся с литературной жизнью своего родного края, с устным народным творчеством, встречаются с писателями, журналистами, краеведами.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, и при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Обо всём этом обучающиеся узнают на уроке ИКН.

Обучающиеся также изучают историю появления населённых пунктов родного края, появление названий улиц и площадей; делают зарисовки природы, памятных мест, ведут летопись событий; оформляют альбомы и стенды, которые служат прекрасным материалом для использования их на уроке.

Изучая историю нашего края нельзя упустить из виду яркие примеры из прошлого края. Обучающимся интересна история дуба Пугачёва, под которым Емельян Пугачёв, предводитель крестьянской войны 1773 -1775 годов, отдыхал со своим войском. А уроженка тех мест художница Е.Атлашкина (из д.Шигаково Звениговской стороны) и её казанская коллега М.Васильева запечатлели это событие в своей картине «Пугачёв в марийской деревне». В честь этих событий в г.Козьмодемьянске есть гора Пугачёва. Это название у обучающихся тоже вызывает большой интерес.

Изучая археологические памятники, часто упоминаем о первой стоянке древних людей, найденной на территории марийского края. Это Юнго-Кушергинская стоянка на территории Горномарийского района. Обучающимся знакомо название д.Юнга-Кушерга, поэтому они к этому памятнику археологии проявляют живой интерес, ищут описания предметов, найденных при раскопках, интересуются точным месторасположением стоянки.

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности обучающихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Краеведческий материал близок, доступен, понятен и интересен обучающимся, поэтому его необходимо максимально использовать при изучении марийского (государственного) языка и ИКН в среднем звене, т.к. многие произведения, изучаемые в этот период, повествуют о прошлой жизни марийского народа. Материалы краеведения могут помочь в оживлении изучаемого, с их помощью можно перекинуть «мостик» от прошлого к настоящему и наоборот. К примеру, изучение драмы С.Чавайна «Акпатыр» можно предварить рассказом о дубе Пугачёва, об участии местных жителей в восстании.

Краеведческая работа способствует углублённому изучению окружающей среды, формированию мировоззрения, приобретению исследовательской деятельности, помогает выбору профессии.

Основы знаний по краеведению закладываются в начальной школе, где начинается ознакомление учеников с родным краем, его природой, историей, а также образом жизни населяющих его людей.

В марийском крае с давних пор дружно живут представители многих народов, но особая роль в её судьбе принадлежит народу мари. Углублённое изучение окружающей среды, образа жизни народов, живущих на данной территории, показывает, что именно культура народа мари сформировала особый уклад жизни этой земли, способствующей установлению гармонической взаимосвязи между человеком и природой.

Самобытность образа жизни мари определяется их отношением к природе, истории, религии, морально-этнической культуре, здоровью.

Окружающий мир: небо, леса, озёра и реки являются родной стихией марийского народа, а обычаи, связанные с природой, свято им соблюдаются. Изучая природу, историю края, его быт, культуру обучающиеся начинают осознавать себя частицей своего народа.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроке ИКН и марийского (государственного) языка имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование краеведческого материала на уроках ИКН"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. Широкое применение краеведческого и лингвокраеведческого материала способствует обогащению духовного мира личности школьника и реализации диалога культур. На уроках марийского языка и ИКН обучающиеся приобретают знания:

•о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);

•о взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;

•о марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.)

Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов, знать ещё больше о своём родном крае, о его истории, культуре, об интересных людях науки и искусства. То есть, для развития познавательных интересов обучающихся на уроках марийского (государственного) языка и ИКН может быть тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, который поможет иметь им  целостное представление о республике Марий Эл и марийской культуре. 

Не зная об истории, о природных богатствах, о ратных трудах и трудовых подвигах, которые совершили местные жители, нельзя правильно определить место родного края в истории нашей Родины.

Осмысление и использование краеведческого материала на уроках активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание ИКН и марийского (государственного) языка конкретность и убедительность.

Одним из важных средств идейного и нравственного воспитания является литературное краеведение, которое активно используется на уроках. Чтобы заинтересовать детей предметом -  мало одной хрестоматии. На уроках ИКН необходимо использовать и периодическую печать: газеты «Марийская правда», «Йамды ли!», «Край горномарийский», «Жера», журналы: «Марий Эл учитель», «У сем» и др.

Учащиеся знакомятся с литературной жизнью своего родного края, с устным народным творчеством, встречаются с писателями, журналистами, краеведами.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, и при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Обо всём этом обучающиеся узнают на уроке ИКН.

Обучающиеся также изучают историю появления населённых пунктов родного края, появление названий улиц и площадей; делают зарисовки природы, памятных мест, ведут летопись событий; оформляют альбомы и стенды, которые служат прекрасным материалом для использования их на уроке.

Изучая историю нашего края нельзя упустить из виду яркие примеры из прошлого края. Обучающимся интересна история дуба Пугачёва, под которым Емельян Пугачёв, предводитель крестьянской войны 1773 -1775 годов, отдыхал со своим войском. А уроженка тех мест художница Е.Атлашкина (из д.Шигаково Звениговской стороны) и её казанская коллега М.Васильева запечатлели это событие в своей картине «Пугачёв в марийской деревне». В честь этих событий в г.Козьмодемьянске есть гора Пугачёва. Это название у обучающихся тоже вызывает большой интерес.

Изучая археологические памятники, часто упоминаем о первой стоянке древних людей, найденной на территории марийского края. Это Юнго-Кушергинская стоянка на территории Горномарийского района. Обучающимся знакомо название д.Юнга-Кушерга, поэтому они к этому памятнику археологии проявляют живой интерес, ищут описания предметов, найденных при раскопках, интересуются точным месторасположением стоянки. 

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности обучающихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Краеведческий материал близок, доступен, понятен и интересен обучающимся, поэтому его необходимо максимально использовать при изучении марийского (государственного) языка и ИКН в среднем звене, т.к. многие произведения, изучаемые в этот период, повествуют о прошлой жизни марийского народа. Материалы краеведения могут помочь в оживлении изучаемого, с их помощью можно перекинуть «мостик» от прошлого к настоящему и наоборот. К примеру, изучение драмы С.Чавайна «Акпатыр» можно предварить рассказом о дубе Пугачёва, об участии местных жителей в восстании.

Краеведческая работа способствует углублённому изучению окружающей среды, формированию мировоззрения, приобретению исследовательской деятельности, помогает выбору профессии.

Основы знаний по краеведению закладываются в начальной школе, где начинается ознакомление учеников с родным краем, его природой, историей, а также образом жизни населяющих его людей.

В марийском крае с давних пор дружно живут представители многих народов, но особая роль в её судьбе принадлежит народу мари. Углублённое изучение окружающей среды, образа жизни народов, живущих на данной территории, показывает, что именно культура народа мари сформировала особый уклад жизни этой земли, способствующей установлению гармонической взаимосвязи между человеком и природой. 

Самобытность образа жизни мари определяется их отношением к природе, истории, религии, морально-этнической культуре, здоровью.

Окружающий мир: небо, леса, озёра и реки являются родной стихией марийского народа, а обычаи, связанные с природой, свято им соблюдаются. Изучая природу, историю края, его быт, культуру обучающиеся начинают осознавать себя частицей своего народа.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроке ИКН и марийского (государственного) языка имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 701 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 525
    • DOCX 42 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кармазикова Марина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кармазикова Марина Леонидовна
    Кармазикова Марина Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22282
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе