Инфоурок География Другие методич. материалыИспользование краеведческого материала на уроках географии

Использование краеведческого материала на уроках географии

Скачать материал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Е.А. Самандас 

муниципальное общеобразовательное учреждение «Опытненская средняя общеобразовательная школа»

 

Изменение в политической, экономической и социальной жизни страны непосредственно повлияли на школьную географию.  Школьное краеведение получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, так как связан с изучением своего края, его географии, истории, культуры населения.

Знаем ли мы географию, историю и культуру родного края? Гордится ли рядовой житель Хакасии историей древней своей земли? Наверное, в общей массе знания по краеведению у нас скупы, обрывочны и не у каждого вызывает трепет, желание сохранить, возродить. А ведь история Хакасии – одна из уникальнейших на Земле.

Между тем во многих государствах ближнего зарубежья, например, на Кавказе, любой человек, даже со средним аттестатом прекрасно знает историю своих предков.

 Хотелось бы надеяться, что у нас где-то генетически заложен интерес к познанию прошлого именно того народа, на чьей территории мы проживаем. Ведь связь с землей, природой очень велика, и она должна разрушить негативные стереотипы к изучению Хакасии, разбудить интерес и жажду познания. Возрождение культуры и традиций надо начинать  через детей, ведь грядущее Отечества отражается в наших сегодняшних мальчишках и девчонках.

В течение ряда лет я работаю по проблеме регионального  компонента в преподавании географии. Это связано с тем, что одним  из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому  воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам войны, которые живут рядом.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где  человек родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – республика Хакасия. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Хакасская земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

 Главная цель краеведения – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

Основные задачи географического краеведения:

- всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края;

- использование добытых краеведческих знаний, практических умений и навыков в целях осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Основные формы  учебной краеведческой работы – это урок, экскурсии и внеурочные занятия, а внеклассной – кружки, экскурсии, походы, викторины, конференции, олимпиады, олимпиады, вечера и др.

Методы краеведения: полевые исследования, литературный, картографический, статистический,

Для осуществления краеведческого перехода в изучении географии необходима определенная система. Основу такой системы составляет постепенное накопление знаний о своей местности по мере изучения курсов природоведения и географии, начиная с 6 класса, их дальнейшее углубление, расширение и использование этих знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Завершается краеведческая подготовка учащихся в 8 и 9 классах.

Краеведческое изучение своего края позволяет привести в систему знания учащихся, полученных в курсах физической и экономической и экономической географии России, соединить и взаимосвязать  отдельные сведения в комплексной географической характеристике и в тоже время закрепить умения работы с картами, статистическими и другими литературными источниками.

 Изучение краеведческого материала начинается в начальном курсе физической географии. Начальный курс - это первый этап физико-географического образования учащихся – азбука нового предмета географии. Знания о своей местности обеспечивают конкретность, доступность и наглядность изучаемого материала.

Для того, чтобы облегчить работу учащихся на уроке составляются опорные логические схемы, которые помогают в изучении и закреплении материала.

В теме «Развитие географических знаний о Земле» используется материл о первом исследователе природы Хакасско – Минусинской котловины Д.Г. Мессершмидте. А  в 8 классе дается более обширный материал из истории географических открытий Хакасско- Минусинской котловины.

При изучении темы «План и карта» дети с удовольствием выполняют творческие задания. Многие рассказы составляются на основе местного материала, с использованием топографических знаков.

При изучении темы «Климат Хакасии» используются  сведения многолетних наблюдений метеостанции «Хакасская», которая расположена на территории нашего села. Эти данные  использую на уроках в 6, 8, 9 классах, для построения розы ветров, графиков хода среднегодовых температур и осадков и др. Во время экскурсий работники метеослужбы знакомят со своей работой, показывают различные приборы, с помощью которых изучается атмосфера Земли.

Рассказывая о внутренних водах в теме «Гидросфера», отмечаю крупные реки Хакасии: Енисей, Абакан, Чулым, Томь. Общая протяженность рек – 8 тысяч км. Реки, как известно, не только источники энергии, транспортные артерии, рыбохозяйственные угодья, это и мир красоты, источники вдохновенья и радости. Обращается внимание на уникальность наших минеральных озер: Шира, Белё, Иткуль, Чёрное и другие. Всего на территории республики – около 500 озер, в том числе примерно 390 пресных и 110 солёных.

Региональный компонент  используется при изучении и других тем, где учащиеся готовят сообщения, доклады, например, о растительном и животном мире Хакасии, о редких и исчезающих растениях (животных), занесенных в Красную книгу Хакасии и России.

Больше возможности  изучения своего родного края появляется в курсе «География России», где предусмотрено программой целая серия уроков: «Природа Хакасии» в 8 классе и «Население и хозяйство Хакасии» в 9 классе.

Уроки я провожу под девизом: «Любить Родину – значит знать её!»  Это достигается постоянным  использованием краеведческого материала, тем более, что каждая тема как физической, так и экономической географии дает такую возможность.

Приемы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это и сведения, которые приводятся  на уроке, и рассказы ребят о природе тех мест, где им удалось побывать, их сообщения о предприятиях, где работают родители, экскурсии в природу и краеведческий музей.

Уже на первом уроке показываю специфику экономико-географического положения Хакасии, говоря о том, что наша республика расположена почти в центре Азии, отмечая при этом положительные и отрицательные черты географического положения.

В ходе изучения темы «Природные ресурсы Хакасии» особое внимание уделяется минералам и горным породам, залегающим в недрах нашей республики: каменный уголь, железная руда, мрамор, золото, медь и др. Собран материал об истории развития  золотого промысла в Хакасии.

Тема «Почвенно-растительный покров и животный мир» лучше усваивается учащимися, при проведении  экскурсий в краеведческом музее. На территории нашего села имеется возможность посетить  дендрарий и Хакасский ботанический сад при научно-исследовательском институте аграрных проблем Хакасии (НИИ АПХ).  Ботанический сад института создан в 1992 году под руководством Н.И.Лиховид для сбора, изучения и культивирования, прежде всего, местных  полезных и редких растений. Более 50 лет существует дендрарий бывшей Хакасской сельскохозяйственной опытной станции (ныне НИИ), насчитывающий более 800 таксонов из разных флористических областей Земли. Сотрудники института рассказывают о коллекции растений, которую удалось собрать за время существования Опытной станции и НИИ АПХ.

Не меньшими возможностями  использования краеведческого материала обладают экономико-географические темы. Как правило, в классах есть учащиеся, чьи родители работают на предприятиях, о которых идет речь на уроках. Поэтому дети могут приготовить сообщение.

Краеведческий материал повышает интерес к обучению, позволяет учащимся на местных примерах осознать важность перехода к рыночной экономике, развития новых форм хозяйства не только республики Хакасия, но и России. На этих уроках с учащимися обсуждаем эффективность существования различных форм собственности, развитие новых форм хозяйства: малых предприятий, акционерных обществ и других.

В заключительной теме «Экономические связи Хакасии» учащиеся  узнают, что продукция наших предприятий известна не только в России, но и  во многих странах мира. Это продукция: ОАО «Вагонмаш», «МКК – Саянский мрамор», «Хакасский бентонит»,  «Саянская фольга», Саянского алюминиевого завода и других.

Особый интерес вызывает тема «Население», так как учащиеся принимают участие в сборе материала об истории нашего села, школы, интересных людях. Был собран  материал для научной работы по теме «Население и демографические проблемы нашего села», «Улицы села Зеленое».

Немалое значение в школьном краеведении имеет топонимика, так как само слово «краеведение» означает значение своего края. Краеведение охватывает большой круг вопросов – изучение истории, природы, этнографии, фольклора, экономики своей местности. Топонимика, раскрывая смысловое значение местных географических названий - городов, сел, гор, рек, озер, активизирует познавательный интерес.

Привлечение топонимического материала – это не только средство, облегчающее запоминание учебного материала, делающее учебный материал занимательным, легче усваиваемым, но и воспитательное средство, помогающее показать изменения, которые произошли в нашей стране, республике. По названиям можно узнать многое, что уже ушло из памяти людей, восстановить картину былого расселения народов, а иногда и былой облик местности.

За последние годы повысился интерес к изучению географии. Дети стали приглядываться ко всему, все замечать, расспрашивать старших, участвовать в сборе местного материала. Как следствие,  многие учащиеся стали выбирать для сдачи государственного экзамена географию.

Постоянное применение местных материалов повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей страны, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле,  на которой мы живем. Я глубоко убеждена в том, всё, что дается по изучению своего родного края, западает в душу детей, что они с гордостью будут рассказывать о том месте, где живут. Недаром говорит русская пословица: «Нет ничего краше, чем Родина наша».

 

Список литературы

 

  1. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь. –Абакан, 1995 г.
  2. Кышпанаков В.А., Кустов Ю.И. Экономическая и социальная география Хакасии.- Абакан, 1994 г.
  3. Прокофьев С.М. Природа Хакасии.- Абакан, 1993 г.
  4. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.- М.: Просвещение, 1990г.
  5. Султреков С.Н. Родная Хакасия.- Абакан, 1995г.
  6. Редкие и исчезающие виды растений Хакасии / РАСХН. Сиб. отд-ние  НИИ АПХ. ХГУ.- Новосибирск,1999г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Использование краеведческого материала на уроках географии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Любовь к Родине связана с любовью к родным местам, где человек родился и вырос.

   Все изменения, которые происходят в жизни нашей страны непосредственно влияют на школьный курс географии.  Школьное краеведение способствует воспитанию личности ученика.

   Краеведческое изучение своего края позволяет привести в систему знания учащихся, полученных в курсе физической и экономической географии России. Позволяет закрепить умения работы с географическими картами, со статистическими данными и различными литературными источниками.

  В данном материале показан опыт моей работы по данному направлению.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 393 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 453
    • DOCX 49 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Самандас Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Самандас Елена Анатольевна
    Самандас Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4512
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 207 человек

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе