Муниципальное казенное
образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
г.Палласовки Волгоградской области
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ОБЛАСТНОЙ) КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
«Дидактический
материал – 2014»
Использование
комплекса дидактических средств при изучении курса «Элементы статистики,
комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов»
Работу выполнила
Зинченко Наталья Васильевна,
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
Палласовка 2014
Использование
комплекса дидактических средств при изучении курса «Элементы статистики,
комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов»
О
необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики
речь идет очень давно. Приведу, например, цитату более чем столетней
давности:
« Приходилось
слышать, что теория сочетаний и бином Ньютона предлагаются иногда, как отделы,
которые можно было сократить. Соглашусь на другие сокращения, выскажусь
решительно против сокращения теории сочетаний. Теория эта по – особенному
значению своему принадлежит к таким отделам, преподавание которых в гимназии
следует непременно сохранить и поставить в лучшие условия. Теория сочетаний
представляет средство для одной из важнейших способностей ума – способности
представлять явления в разных комбинациях. Эта способность нужна в жизни
всякому…». Так в 1899 году попечитель Московского учебного округа
профессор П.А. Некрасов на совещании по вопросам средней школы описывал
значение и место в школьном образовании того, что принято называть стохастической
линией в преподавании математики.
По
вопросам реформирования и модернизации нынешнего школьного математического
образования существует множество весьма различных мнений. При этом
среди вопросов о содержании школьной математики никто не подвергает сомнению
необходимость включения стохастической линии в школьный курс, поскольку именно
изучение и осмысление теории вероятностей и стохастических проблем развивает
комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире
Все
мы довольно часто говорим «это невероятно», «более вероятно, что ..», « это
мало вероятно», « можно утверждать со стопроцентной вероятностью, что …»,
когда пытаемся спрогнозировать наступление того или иного события. При этом мы
опираемся на интуицию, жизненный опыт, здравый смысл и т. п. Но очень часто
такие приблизительные оценки оказываются недостаточными: бывает важно знать,
на сколько или во сколько раз совершение одного случайного события
вероятнее другого. Иными словами, нужны точные количественные оценки, надо
уметь численно характеризовать возможность наступления того или иного
события. Раздел математики, посвященный исследованию количественных оценок
случайных событий называется теорией вероятностей.
Раздел математики: «Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей» в школьный курс введен совсем недавно.
Введение этих вопросов – веление времени. Для учителей этот раздел новый, все
когда – то изучали эти вопросы в институте, но это было давно и учили нас, а
теперь нам надо вспомнить (можно сказать: выучить заново) и научить своих
учеников.
В демоверсию ГИА по математике 9 класса с 2011 года
также входят такие задачи.
Рассматривая вопросы внедрения ИКТ в практику работы,
я составила такую схему.
И предлагаю
учителям набор дидактических средств для более наглядного, продуктивного
преподавания вопросов теории вероятностей, комбинаторики, статистики.
Что можно отнести к набору дидактических средств? Это
и интерактивные доски и материалы к ним, и компьютер с подборкой презентаций,
электронные учебные пособия, интерактивные плакаты, сборники заданий и т.д. и
т.п. Постараюсь представить созданные мною наработки, которые я приготовила
для изучения в этом учебном году (после длительного перерыва в преподавании) и
с использованием того набора материалов, который использовался в преподавании
курса теории вероятностей и математической статистики в Палласовском филиале
Волгоградского института бизнеса, в частности работы (презентации), созданные и
студентами в том числе.
Интерактивный
диктант.
Используется
при проверке знания определений, формул, некоторых дат. Предлагаю 2 диктанта,
созданных с использованием триггеров в программе «PoverPoint». Пример диктанта в готовом виде.
При запуске появляется окно.
У каждого
окошка при нажатии черного треугольника выпадает вкладка с ответами. Ученику
необходимо нажать на один из ответов, верных по его мнению.
Ответив
на все вопросы, нажимаем кнопку «Проверить».
Проверка работы интерактивного диктанта,
неверные ответы выделены красным цветом. Ниже вы видите фрагмент работы по
созданию диктанта.
Работа
над текстом осуществляется с помощью триггеров.
Диктант
можно использовать для индивидуальной работы и на интерактивной диске.
Второй
комплект включает в себя задания «Заполни пропуски», в него включены
определения с пропущенными словами и ребятам надо их вставить из выпадающего
списка.
Пример
использования интерактивной доски.
Интерактивный
плакат
использую на этапе объяснения нового материала, на этапе закрепления, а также
при повторении курса 9 класса при подготовке к ГИА.
С
помощью триггеров, макросов создала плакат с основными понятиями и примерами.
Ниже фрагмент плаката.
И
второй плакат по теме «Случайные события».
Презентации:
Позволяют компоновать
материал в соответствии с целями и ходом урока.
Могут использоваться как
на протяжении всего урока, так и на отдельной его части.
Способствуют развитию
интереса учащихся к предмету.
Позволяют вставлять
мультимедиа объекты (видеофильмы, музыку, речь, графики и т д.).
Позволяют выиграть в
оформлении урока.
Экономия времени урока.
Интерактивные презентации. Их, как правило, большой ассортимент. В
моем арсенале имеются презентации по истории возникновения комбинаторики,
основных правилах комбинаторики, случайных событиях, вероятностях, с подборкой
решеных задач и другие.
Я предлагаю вам: интерактивные тесты в программах «PoverPoint» и «Excel». Их можно использовать на уроке в компьютерном классе, при
работе с интерактивной доской, есть они и на моем сайте, скачав тест, ученик
может с ним работать индивидуально. Тест создан в программе «PoverPoint» (Презентация №1) с помощью
переходов, использований гиперссылок.
Другая
презентация №2 создана с помощью триггеров, макросов с использованием
кодов-вставок
Титульный
слайд Презентации №1
Слайд
с инструкцией
Титульный
слайд презентации №2
В
создании тестов принимают участие мои ученики. Предлагаю 2 презентации
подготовленные ими.
Электронное
пособие.
Я
создавала его в программе AutoPlayMediaStudio.
Настоящее электронное учебное пособие разрабатывалось в соответствии с
курсом «Теория вероятностей и математическая статистика».
Для того чтобы Вам было легче ориентироваться в электронном учебном
пособии, ознакомлю со следующей информацией:
Структура электронного учебного пособия. Пособие
содержит разделы:
- В первом
разделе содержится информация о курсе, которая включает в себя аннотацию
«Введение». И переходы в разделы «Комбинаторика», «Теория вероятности»,
«Статистика»
- Раздел
«Литературы» включает в себя основную и дополнительную литературу по
дисциплине, доступную для скачивания в формате PDF.
- «История
развития теории вероятности» представлена в виде слайдо презентации,
кратких высказываний и очерков (ссылка на сайт с электронным
пособием и книга в PDF формате) по данной теме.
- О последних
достижениях в области теории вероятностей и математической статистики
можно узнать в разделе «Современные достижения».
- Раздел
«Проверка знаний» включает некоторые виды контроля, предусмотренные
по дисциплине.
Контроль за
знаниями учащихся. Кроме предлагаемых выше
интерактивных тестов- презентаций использую Тесты Он-лайн, размещенные
на моем сайте для самостоятельной работы учащихся, работы в классе. Тесты
состоят из 8 заданий, ответы на которые ребята отмечают он-лайн и сразу
получают результат
И последний ресурс
- созданы печатные пособия по теме «Комбинаторика. Вероятность.
Статистика»: «Практикум по решению задач», «Сборник задач по комбинаторике»,
«Статистика. Статистические исследования» и сборник в помощь учителю. Они
помогут индивидуально готовиться к итоговой аттестации, использовать их на
уроке. В «Практикуме» разобраны разные типы задач по всем направлениям курса: правила
сложения и умножения, размещения, сочетания, перестановки, подсчет вариантов,
разбиение на группы, комбинированные задачи, события невозможные, достоверные,
случайные, совместные, несовместные, классическое определение вероятности,
вероятностная шкала. Сборники красочно оформлены, что безусловно вызовет
интерес к изучению темы.
Во Внеклассной
работе предлагаю две интерактивные презентации «Можно ли выиграть у казино» и
«Что наша жизнь? Игра…»
Подводя итог представленным
наработкам делаю вывод:
Прогнозируемый результат:
произойдет повышение
качественного показателя успеваемости;
повысится рост творческой
и интеллектуальной активности учащихся;
повысятся
учебно-организационные и коммуникативные умения и навыки учащихся.
Условия достижения:
а) организационные
организация учебного
процесса на основе использования интерактивных средств обучения;
формирование активного
отношения к обучению со стороны учащихся;
формирование у учащихся
универсальных учебных действий;
б) содержательные
апробирование имеющихся
цифровых образовательных ресурсов;
создание обучающих
учебных модулей.
Обучающие ресурсы, созданные мною для изучения
представленной темы:
Изменения в компетентности
учителя:
-
Появится потребность в
систематизации и модернизации накопленного дидактического материала, в том
числе и того, который был создан до начала использования информационных
технологий в учебном процессе.
-
Сложится объективное
понимание своих возможностей и возможностей модернизированного кабинета
(интерактивная доска, Интернет). Как следствие, изменение методики
преподавания, повышение ее эффективности.
-
Появились дополнительные
возможности реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся среднего школьного возраста.
-
Овладение новыми приемами для
создания обучающих модулей в формате elite Panaboard File.
-
Способность
конструирования собственных проектов учебного занятия с использованием
известных цифровых образовательных ресурсов
- Появится потребность создания
своего марщрута изучения курса комбинаторики 7-9 классов на основе
использования интерактивных средств
Меняются времена,
но не меняются задачи учителя:
• дать учащимся прочные и
глубокие знания по предмету;
• содействовать творческому
развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
• вызвать у ребенка интерес к
знаниям, научить его иметь собственное мнение;
• воспитывать у детей
самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
• стать им другом, раскрыть
богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.