«Использование компенсаторных возможностей у
учащихся III – IV вида на уроках ориентировки в пространстве»
Кучикова Карлыгаш Султанмуратовна - учитель
–дефектолог начальных классов КГУ Областная специальная школа – интернат №1
для детей с нарушением зрения.
Ориентировка
в пространстве — одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах (А. Г. Литвак, В. А. Кручинин, В. С. Сверлов, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.).
Своеобразие психофизического развития детей с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность
человека в любой деятельности.
Дети, в особенности
те, кто страдает глубокими нарушениями
зрения, спонтанно, независимо от взрослых,
не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном
обучении.
Обучение
слепых и слабовидящих ориентировке в пространстве является одним из важнейших
условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека
связана с умением ориентироваться в пространстве. Овладение способами
ориентировки в свободном пространстве лежит в основе воспитания
самостоятельности выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, условием
реализации их потенциальных возможностей, интеграции, а, следовательно, и
преодоления изоляции.
Слабовидящим детям (которые
разделяются на три группы — в зависимости от остроты
зрения) свойственна переоценка своих зрительных
возможностей, что весьма отрицательно сказывается на
успешности их самостоятельной ориентировки в
пространстве, ведь они опираются на неточные,
фрагментарные зрительные образы. Для
них характерно искаженное восприятие
предметов и их расположения в пространстве,
обусловленное низкой остротой зрения и имеющимися у значительной части детей нарушениями других зрительных функций (например, цветового зрения, поля зрения, характера зрения). Обязательно
следует развивать у таких детей точность зрительного восприятия, научить их внимательно рассматривать предметы, расположенные в осваиваемом ими пространстве, выделять даже с помощью нарушенного зрения световые и цветовые ориентиры, их пространственные признаки: форму, величину, объем, а также расположение предметов «от себя» и относительно других объектов.
Важно научить детей этой подкатегории пользоваться в пространственной ориентировке сохранными анализаторами, например, выделять с помощью слуха —
звуковые, а с помощью осязания — осязательные ориентиры.
Для слабовидящих детей это не менее значимо, чем для слепых, так как обогащает их представления о качествах и свойствах предметов, наполняющих пространство, облегчает их узнавание и выделение среди других, определение их месторасположения
Тотально слепым детям и слепым с остаточным зрением (острота
зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу) характерно невладение
техникой ходьбы, неумение пользоваться при ориентировке в пространстве остаточным зрением, искаженное восприятие предметов
и их расположения в пространстве, неумение пользоваться при ориентировке в пространстве сохранными
анализаторами, а также страх перед самостоятельным
передвижением в открытом
пространстве.
Поэтому
незрячего нужно познакомить с ближайшим
окружением, предупредить об опасностях, которые могут его подстерегать,
научить избегать их, опираясь на
возможности своих сохранных анализаторов:
слуха, осязания, двигательно-тактильной
чувствительности, обоняния. В обучении слепых детей необходимо также использовать сочетание дистантного
слухового с контактным осязательным и тактильным восприятиями, возможность установления связи между объектами, воспринимаемыми осязанием, и их звуковой характеристикой. Это
позволит незрячим детям выделять
звуки как сигнальные признаки
предметов и явлений окружающего мира и применять эти навыки в практической ориентировке.
А ребенка с остаточным зрением (в соответствии с
остротой его зрения) надо научить выделять световые и цветовые пятна, соотносить
их с конкретными предметами или явлениями, фиксировать
взор на предметах, выделять их силуэт или
контур.
Школьники с косоглазием и амблиопией составляют
особую группу детей с нарушением зрения, которые
— в зависимости от состояния зрительных функций
и этапа лечения — могут быть отнесены либо к подкатегории слабовидящих, либо к подкатегории детей с пониженным зрением.
Нарушение
глазодвигательных функций у ребенка с
косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем.
В обучении детей этой группы большое внимание следует уделять упражнениям в зрительной оценке расстояний между предметами или удаленности их «от себя». Сложность выполнения подобных заданий заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют детям верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от них они находятся. Зрительное восприятие детьми пространства должно уточняться, дополняться их двигательными ощущениями.
Уроки
ОВП (ориентировки в пространстве) в 1-м классе были построены по следующим
разделам, в которых решались задачи:
1.Ориентировка в пространстве с помощью сохранных
анализаторов
Закреплять и развивать умение:
- различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними с помощью зрения и осязания
- опознавать и обозначать в речи информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью различных анализаторов — слуха, обоняния, осязания, двигательно-тактильной и температурной чувствительности.
Например: звуковые ориентиры от разных источников (дети
успешно ориентируются на звуки), узнавание запахов и т.п
2. Ориентировка в микропространстве
- совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа тетради, альбома,
книги, стола, доски).
- самостоятельно располагать предметы в названных
направлениях микропространства (листа бумаги, тетради, и т. д.): справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), в правом нижнем углу, в левом верхнем углу и т. д.; менять местоположение предметов, определять разницу в их расположении;
- рисовать геометрические фигуры и игрушки в названных
направлениях микропространства (листа бумаги,
тетради, альбомного листа);
- обозначать в речи расположение предметов в микропространстве: «Грибок стоит в правом нижнем углу», «Елочка стоит посередине (в центре) листа»,
«Треугольник нарисован в левом верхнем углу».
(Показ
дидактического материала)
3.Ориентировка в замкнутом (классе, школе) и открытом
(участки и территория школы,
ближайшая улица) пространстве
- Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях школы, находить дорогу
к кабинетам ортоптиста, врача, логопеда, в музыкальный и физкультурный залы, на кухню и т.п.
- Учить:
• самостоятельно ориентироваться на всей территории школы и ближайшей улице, находить дорогу до спортивной площадки,
до ворот школы;
• с помощью педагога определять правую и левую стороны ближайшей улицы, направление движения транспорта и пешеходов (направо — налево,
справа налево, вперед — назад);
• запоминать дорогу к автобусной остановке, до ближайшего магазина
• обозначать в речи свой путь до различных помещений
школы
4.
Моделирование пространства
- Совершенствовать умение детей моделировать
пространственные отношения между предметами.
- Учить моделировать замкнутое и открытое пространство по инструкциям тифлопедагога и по
представлению (различные помещения
школы, участок школы), а также
обозначать в речи расположение деталей
модели, замещающих реальные предметы.
Например: Рассмотрим
это на примере обучения моделированию класса.
Чтобы дети получили
представления о предметах, наполняющих класс, проводят занятия по обследованию последних. Начинается оно с определенной отправной точки: от двери и слева направо. Это позволяет ребятам легче запомнить расположение мебели. И оборудования в кабинете. Занятия повторяются до полного усвоения
материала каждым ребенком.
В процессе обследования уточняются представления
детей о назначении предметов, наполняющих кабинет,
о характерных признаках каждого из них.
Алгоритм
действий таков:
- брать предмет двумя руками;
-ощупывать предмет сверху вниз, когда это возможно;
- выделять признаки предмета с помощью зрения, осязания и других видов чувствительности, если это достижимо.
Совместное обследование и вопросы педагога, подталкивающие к правильным ответам, помогают детям получить адекватные представления о предметах и их расположении в кабинете.
Первичное
обследование класса носит активный предметно-практический
характер. Школьники действуют сами и с
помощью педагога. Их действия сопровождаются
объяснениями взрослого.
Во время повторного посещения класса и совместного
его обследования дети отвечают на вопросы педагога, давая обобщение всех
признаков.
5.Ориентировка
с помощью схем и планов маршрута,
планов пространства
- Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг школы.
- Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по
схеме и плану (маршрута) пути, обозначая в речи направление своего движения.
- Обучать самостоятельному составлению планов различных помещений (класса, спальной, раздевалки, столовой, и т.д.),
территории школы, умению соотносить их с
реальным пространством и отмечать на плане места расположения
предметов.
- Закреплять умение обозначать в речи расположение
предметов в реальном пространстве.
- Учить «читать» схемы и планы пути и окружающего пространства.
При
обучении ориентировке надо научить школьников обращать внимание на любой
доступный их восприятию признак (свет, цвет, форма, величина, запах и т.д.) и
использовать его в целях ориентировки. Следует упражнять учащихся восприятию характерных
особенностей маршрута всеми доступными средствами, включая ощущения стопы.
Умение выделять в окружающем пространстве различные
информационно значимые сигналы позволит слепому или слабовидящему ребенку чувствовать себя более комфортно,
так как он сможет самостоятельно передвигаться
из одного помещения в другое и впоследствии сумеет использовать эту способность для ориентировки в любом незнакомом
пространстве. Поэтому необходимо
серьезно заниматься развитием сенсорной
сферы ребёнка с нарушением зрения.
Хотелось бы напомнить, что овладение
ориентировкой в пространстве слепым или
слабовидящим ребенком — процесс
сложный и длительный, требующий от педагогов и родителей настойчивости и терпения и, конечно же, огромного желания помочь детям данной категории адаптироваться к условиям жизни на ограниченной сенсорной основе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.