М/О
Тема:
«Использование классным руководителем педагогических
возможностей в организации условий для успешного прохождения ребёнком этапов
его личностного становления».
Классный руководитель 6 класса:
Рудакова Е. Н.
Тема:
«Использование классным руководителем педагогических возможностей в организации
условий для успешного прохождения ребёнком этапов его личностного становления».
Цель: Создание оптимальных условий для
саморазвития и самопознания каждого ребёнка с учётом его интересов и базовых
потребностей на основе его индивидуальных способностей.
Задачи:
-Создание воспитательной среды, необходимой
для формирования экологической культуры личности;
-формирование правосознания ученика,
гражданской позиции;
-формирование нравственности, культуры
личности и культуры здорового образа жизни;
-вовлечение в кружки, секции;
-организация сотрудничества и
взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.
Концепция модернизации
российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач
воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений
россиян – самая острая проблема школы, семьи и государства.
Современное российское общество
характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры.
Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных противоречий,
необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России,
способность взять на себя ответственность за свою судьбу, город, Отечество.
А в этих условия школа не
может переложить всю вину на родителей, порой формально решая проблемы
нравственного воспитания. Вот и приходится искать новые подходы в организации
сотрудничества с ними, менять содержание и формы взаимодействия с семьёй.
Семья и образовательное учреждение
представляют два важных института социализации детей: для полноценного
развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон: взаимное
уважение, доброжелательность, честность.
Воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует
строить на основе гуманистических принципов. Главное соблюдать в
педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических
целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации
ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его
постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными
средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности
ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою
культуру с культурой растущего поколения. Воспитание -диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты
действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Нормы поддержки, которые должны быть
заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности,
душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать,
милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми,
умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение
слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого
ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных
оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора,
самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление
(право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости
и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание
равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и
способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его
саморазвитии. «Воспитание, без желания самого ребенка совершенствовать себя
невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его
проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию
способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных,
являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к
самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Ученики
О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка
в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий
школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) — фиксация факта,
сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление
контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим
школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для
ребенка;
— II этап (поисковый) — организация совместно с
ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию
со стороны (прием «глазами ребенка»);
¾
III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и
ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и
заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам
ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его
инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее
пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком
обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта
разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком
и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование
качеств его личности происходит тогда, когда классным руководителем создаются
благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности
(учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой
коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной
(бытовой) сфере. Деятельность, общение и бытие ребенка, являются теми сферами
и теми основными средствами, окультуривая которые классный руководитель
осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию
способностей.
Поэтому к основным критериям результативности
воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
— готовность ребенка к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитации;
— развитость индивидуальных способностей ученика;
— нравственная направленность личности;
— физическое и психическое здоровье школьника;
— сформированность базовой культуры учащегося;
— защищенность и комфортность ребенка в классной и
школьной сообщности.
Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность
процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего
условия становления индивидуальности школьника.
Воспитание успешно, если оно
системно. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное
взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий
развития ребёнка, его личностного роста становление его личности в школьной
среде.
Классным руководителем я работаю
второй год. Это короткий срок моей педагогической деятельности, но мой класс
старается быть самостоятельным, дисциплинированным, воспитанным.
Я создала свою воспитательную систему
«Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство
формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного
процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.
Характер взаимоотношений основан на доверии, взаимной ответственности,
сотрудничестве.
Использую разные формы работы:
деловые игры, мозговой штурм, музыкальные викторины, театрализация.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.