Доклад на тему
« Использование инновационных педагогических технологий на
уроках истории и обществознания»
Приоритетным направлением исторического
образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций,
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе
работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать
познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и
структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики
изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения,
сопоставления. На уроках применяю различные образовательные технологии, с
помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том
числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть
элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать
алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового характера.
Для реализации данных задач необходимо свою
деятельность строить на основе применения инновационных
образовательных технологий:
информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения,
технология критического мышления, проектная технология, технология
проблемно – диалогическая, здоровьесберегающие технологии и другие.
В современном преподавании выделяют пассивные, активные
и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает
эффективность преподавания и качество образования.
Проектная технология, проблемное обучение, технология
дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и
аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать,
творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это
специальная форма организации познавательной, практической и творческой
деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как «коврик
идей», «дерево решений», и т.д.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые
цели. Один из результатов применения интерактивных методов обучения
является:
·
создание комфортных условий обучения,
·
формирование чувства успешности у ученика,
·
продуктивность самого процесса обучения,
что необыкновенно важно для решения стратегического развития
школы.
Через интерактивное обучение выхожу на решение
следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными
в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать
по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый
индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами
деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности
и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание,
но и развивает саму познавательную деятельность, переводит
ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает
организацию и развитие диалогового общения, которое ведет
к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих,
но значимых для каждого участника задач.
Информационно-коммуникационные
технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской,
творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности.
Мои учащиеся показывают достаточно высокие результаты в их
использовании - составляют презентации, в
настоящее время активно
осваивают теорию и практику создания школьной электронной газеты. Внедрение
информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс
позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения,
позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Для себя отмечаю,
что использование современных информационных технологий повысило
активность учащихся на уроках, позволило эффективно организовать
познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и
эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию
креативных качеств учащихся и их самореализации.
Особое внимание я уделяю сохранению здоровья учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет совершенствовать работу,
направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков
здорового образа жизни, содействует сохранению и укреплению здоровья
каждого школьника в процессе обучения и воспитания; формирует у школьников
представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
обеспечивает учащихся необходимой информацией для формирования
собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности
изучаемого материала иногда применяю элементы модульной технологии,
которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению
новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой
информации. Организую лекции (урок изучения нового материала), семинары,
исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений,
навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 10-11 классах считаю перспективной проектную и
исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в
процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством
синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин,
ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом.
Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности
сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные
средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют
компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом
команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять
ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают
познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время
реализованы несколько учебных проектов с использованием интерактивной доски.
Среди них «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и
другие.
При организации проектной деятельности учащихся широко
применяю технологию работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников
при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую
изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и
обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между
участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого.
Такие уроки провожу при изучении однородного исторического
материала, например, по теме «Политические партии в России в начале XX
века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны
(1914г., 1915 г., 1916г.)». Так изучаем вопросы культуры, группы
исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и
т.п. заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые
затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного
учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.
В обучении обращаю внимание на требования, основанные на
видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям и
склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего
образования. Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому
ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей,
способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную
траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к
обучению.
Использование инновационных технологий позволяет
повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить
наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.
Современные приемы и методы работы на уроках истории и
обществознания способствуют тому, что из школы выходят выпускники,
которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.