Использование
ИКТ в образовательном процессе
«ЗНАНИЯ
БУДУТ ТЕМ ПРОЧНЕЕ И ПОЛНЕЕ,
ЧЕМ БОЛЬШИМ
КОЛИЧЕСТВОМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ОНИ ВОСПРИНИМАЮТСЯ»
К.Д. УШИНСКИЙ
Увеличение умственной нагрузки
на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать
интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего
урока. Применение информационных технологий в обучении
базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остаётся ¼ часть
услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного,
¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе
обучения. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную
роль в жизни человека. Использование их в изучении материала с использованием
ИКТ повышают эффективность обучения:
позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием
органов чувств;
- графика
и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические
математические построения;
- компьютерная
графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал.
В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов
обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали
мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в
большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет
построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый
ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для
возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Цели использования
компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей
математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие
самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального,
личностно-ориентированного подхода.
Задачи как учителя математики следующие:
·Обеспечить фундаментальную математическую
подготовку детей;
·Формировать информационную и методическую
культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
·Подготовить учащихся использовать
информационные технологии и другие информационные структуры.
Использование ИКТ в образовательном процессе
позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
(музыка, анимация);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического
материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации
обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые
задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
·
повышает качество знаний;
·
продвигает ребёнка в общем развитии;
·
помогает преодолеть трудности,
вносит радость в жизнь ребёнка;
·
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Данная технология способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся.
-развитию мышления, математической логики.
-направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и
исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и
активно внедряются мною в практической деятельности.
Компьютер может
использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика
он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта
обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию
учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием
и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации
учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь
на необходимую помощь),используя игровой
фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью»
машины по отношению к ученику.
Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что
в процессе работы ученика и учителя с использованием
компьютерных технологий, ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир
взрослых, производственную деятельность современного человека. Во-вторых,
повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя
перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по
современному, с использованием
современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь
из профессии.
В процессе преподавания математики,
информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые
направления можно представить в виде следующих основных блоков:
· мультимедийные
сценарии уроков;
· проверка
знаний на уроке;
· подготовка
к ЕНТ;
· внеурочная
деятельность
· Формы и
методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого
урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее,
можно выделить наиболее эффективные приемы:
· при
проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и
корректировать результаты их выполнения;
· при
изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными
наглядными средствами;
· при
проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль
результатов;
· при
решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план
работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану
Круг методических и педагогических задач, которые
можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер –
универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора,
тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему
прочему – это идеальная электронная доска. !!!
Компьютер решает проблему индивидуализации
обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения
учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве
партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя
темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет
возможности представления информации. Применение цвета, графики,
мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет
воссоздать реальную обстановку деятельности.
Есть разные мнения учителей о
целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике.
Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных
уроков и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и
повышенный интерес к решению различных математических задач. А наша цель
- воспитать
человека, способного самостоятельно принимать решения,
адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.
Применяю компьютерные программы на любом
этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках,
при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы правильно
организовать работу учащихся.
На каждом конкретном уроке используются определённые
презентации. Много презентаций и мини-слайдов создала сама. Несколько из
них хочу предоставить вашему вниманию:
1.
«Задачи
на проценты с Гарри Поттером» 5 класс;
2.
Тренажёр
«Арифметический квадратный корень» 8 класс.
В настоящее время в Интернете есть масса уже готовых
презентаций. Бери и пользуйся!!!
Использование анимации, цвета, звука удерживает
внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к
предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют
самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют
предварительные оценки.
Включение в ход урока
информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике
интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт
что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой
«легко и счастливо».
Применение презентаций на уроке
позволяет мне:
·
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности
при обучении,
·
эффективнее использовать время на уроке;
·
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Для фронтальной работы с учащимися использую
информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные тесты, зачёты.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является
позитивная динамика изменения мотивации учащихся.
Использование компьютера на уроках - это не
дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий
труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать
образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность,
повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.
Литература:
1. http://it-n.ru
2. http://www.interqu.ru/infoteka.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.